Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Юный лес, в зеленый дым одетый (рассматривание картин К. Ф. Юона «Майское утро», Н. М. Ромадина «Пейзаж в Островском» и рисование)



Цели. Вызвать у детей эмоциональный отклик на худо­жественный образ весеннего пейзажа. Соотносить художест­венные образы с собственным опытом восприятия весеннего пейзажа. Продолжать развивать у детей умение восприни­мать художественные картины, видеть единство содержания и средств выразительности живописи: рисунок; цвет; ком­позиция; формат полотна; средняя линия горизонта, укруп­няющая передний план и открывающая дали.

Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке, делая предварительный эскиз, отбирая соответствующий сюжету изобразительный материал. Учить навыкам изобра­жения ажурной листвы. Продолжать обучать детей высказы­вать развернутые эмоционально-эстетические суждения, ис­пользовать в речи образные слова и выражения.

Материалы. Репродукция картин Н.М. Ромадина «Пей­заж в Островском», К. Ф. Юона «Майское утро», простые ка­рандаши, акварель, гуашь, кисти, щетинная кисть, палитры, альбомные листы бумаги. Запись музыкальной пьесы «Май. Белые ночи» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Подготовительная работа. Наблюдения за весенними яв­лениями в парке, на участке детского сада, в роще. Рассмат­ривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев, неба. Пусть дети почувствуют ароматы весны. Чтение стихов о весне, пение песен, рассматривание иллюстраций.

Занятие. В первой части занятия дети свободно распола­гаются на ковре, во второй — рисуют за мольбертами или за столами.

Воспитатель. Весна в разгаре — май. В народе его лас­ково называют Майник, Травник, Цветень, Разноцвет. Май обряжает нашу землю в красочный наряд весеннего цвете­ния. В лесу, на лугах появляется необыкновенный ковер из самых разнообразных растений. Цветут одуванчики, лютики, ландыши, фиалки, незабудки. Лопаются почки у березы, ли­пы, клена. Деревья покрываются сочной зеленью ажурной листвы. Радует густая синева высокого неба. «И воздух чис­тый, воздух тонкий благоуханьем напоен» {К. Ф. Рылеев). В середине мая слышны трели соловья.

Стоят обвеяны березы

Воздушной зеленью сквозною

Полупрозрачною, как дым.

Ф. Тютчев      

А вот что увидел из своего окна поэт Иван Алексеевич Бунин.

Ветви кедра — вышивки зеленым

Темным плющем, свежим и густым,

А за плющем кедра, за балконом —

Сад прозрачный, легкий, точно дым:

Яблони и сизые дорожки,

Изумрудно-яркая трава,

На березах — серые сережки

И ветвей плакучих кружева,

А на кленах — дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней — долинная, лесная,

Голубая, тающая даль.

Такую весну увидели поэты.

А вот что увидели художники. Посмотрите на эту картину («Пейзаж в Островском» Н. М. Ромадина). Не удивила ли вас она? Что же здесь изображено? Маленький уголок в лесу, не­большое болотце, по берегам которого растут кусты, за ними чуть видны макушки елей. Вверху картины просматривается небольшой кусочек легкого голубовато-белого, чуть желтова­того неба. Но что здесь необычного? Да, удивительно напи­сана нежная зелень кустов. Расскажите, какая она? Прозрач­ная, легкая, зеленовато-голубоватая, чуть белесая, как пух, как дымка. Она еще не очень яркая и на фоне елей смотрится нежной, пушистой, воздушной. Сквозь нее кое-где просве­чивают ветви кустов.

Поглядите на передний план. Прямо перед нами куст вербы с пушистыми беленькими цветами-комочками, листочки вер­бы еще только разворачиваются из почек, а рядом — чудо: ма­ленькая сосенка тоже цветет — розовыми «свечками». Какая нарядная! Радуется весне, теплу! С правой стороны спускается ветка ольхи с розовато-желтыми распускающимися почками.

А какого цвета вода в болотце? Кажется, что она тоже зазеленела. Но цвет этой зелени болотный, он более темный, чем листва. В воде отражаются кусты, голубое небо.

Зеленое царство! Какое многообразие зеленых тонов! Все вместе создает ощущение свежести, нежности, чистоты, моло­дости, прозрачности. Кажется, что и воздух напоен ароматами молодой клейкой листвы, почек, свежей зелени. Как такое чу­до можно написать? Вот сегодня вы и попробуете это сделать. Но сначала мы посмотрим еще одну картину про весну. Напи­сал ее художник Константин Федорович Юон (картина «Май­ское утро»). Что же здесь порадовало художника? Подумайте, посмотрите, а я пока включу музыку об этом времени года.

(Включает музыкальную пьесу из цикла «Времена года» — «Май. Белые ночи» П. И. Чайковского.) Что же вам слышалось в музыке? Что вы чувствовали? А сейчас посмотрите на карти­ну: соответствует ли ее настроение этой музыке? Расскажите, о чем же нам больше всего хотел поведать художник? Как дога­дались? Да, построение картины, расположение линии гори­зонта нам подсказало, что художник обратил внимание не только на землю в ее весеннем наряде, но и на высокое чистое небо. Какая же палитра у весны? Какие цветовые тона преоб­ладают? Зеленые и голубые. Но посмотрите внимательно на зе­леный цвет, как он разнообразен. Каких тонов в нем больше? Ярко-зеленых, изумрудных, темно-зеленых, травянистых. А цвет молодой ажурной листвы деревьев — лимонно-желтовато-зеленый, золотисто-зеленый там, где на нее падает солнечный луч; в тени цвет иной — прозрачно-зеленоватый. В этом зеле­ном царстве большое разнообразие зеленых холодных тонов. Удивителен рисунок листвы — он причудливый и сложный. Будто кто-то специально соткал это тончайшее кружево.

На фоне яркой зелени темными, почти черными силуэ­тами резко выделяются стволы и ветки деревьев. Сквозь тон­кую листву ветвей хорошо просматриваются дали.

А сейчас расскажите о том, как построил картину художник. Что он расположил на первом плане? Это бугор, на котором справа стоит группа деревьев. Художник, видимо, стоял очень близко к ним, и поэтому нам их вершины не видны. А что рас­положено на втором плане (показывает)? Изгиб реки, порос­шей по берегам кустами и небольшими деревцами. Сама ре­чушка нам не видна, только на излучине чуть просматривается вода. Расскажите, что вы видите с левой стороны картины? Внизу, за деревьями, крыши деревенских домов, а далее — холм, покрытый изумрудной травой. Что видим у линии гори­зонта? Извивающаяся и уходящая к горизонту река, берега ко­торой густо заросли кустарником. На самой линии горизонта, вдали, в синей дымке, — лес. Перед нами зеленая долина.

Расскажите о небе. Какого оно цвета? Есть ли на нем обла­ка? Близко небо ярко-голубое, дальше становится более свет­лым, у горизонта даже слегка фиолетовое. По всему небу тя­нутся длинные перистые облака. Они белые, легкие. Небесный свод чист и ясен, воздух так прозрачен, что позволяет видеть очень четко даже дальние предметы. Солнце в картине не на­рисовано, но оно есть. Мы видим это по теням деревьев и по листве, которая ярко высвечивается его лучами. Это раннее утро, еще холодно. Цветовая гамма картины создает ощущение бодрости, радости встречи нового весеннего дня. Понравилась вам картина? Как бы вы ее назвали? А художник назвал «Май­ское утро». (Обе картины оставляет открытыми.)

Сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать «Юный лес, в зеленый дым одетый», то есть нарисовать лист­венный лес, наряжающийся в ажурную листву. Подумайте, что вы будете рисовать: маленькую полянку или большие просто­ры, где будут расти деревья и кусты — на равнине или на холме. Как расположите рисунок? Сделайте сначала эскиз простым карандашом, а затем подберите изобразительный материал, чтобы создать выразительный образ юного леса. Не забудьте об основной палитре этого весеннего времени. Можно рисовать акварельными красками «по-сырому» (мы с вами уже так рисо­вали). Помните, сначала нужно слегка увлажнить бумажный лист, дать ему чуть подсохнуть, потом — прописать зелень ли­ствы (цвет зелени может быть разным — составьте его на па­литре). Когда подсохнет краска, прорисуйте кое-где стволы и ветви. Если будете рисовать гуашью, то листву можно нарисо­вать вот так (показывает — ударом полусухой щетинной кисти создает ажурную листву). Подумайте и приступайте к работе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь