Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А. И. Куинджи, Г. Г. Нисского и рисование)



Цели. Вызвать у детей интерес к природному явлению — радуге, к ее изображению; эмоциональный отклик на худо­жественный образ, созданный пейзажистами.

Учить детей видеть, что об одном и том же явлении можно рассказать по-разному. Каждый художник нашел интерес­ный сюжет (радуга сияет над полем, над деревней, над рекой), свои средства выразительности: рисунок, цвет, ком­позицию. Развивать у детей умение анализировать пейзаж­ные картины, формировать доказательные развернутые эсте­тические оценки и суждения. Подводить ребят к ощущению единства поэтического, изобразительного и музыкального образа. Развивать умение использовать приобретенные зна­ния в собственной творческой деятельности.

Материалы. Репродукции картин «Радуга» художников А.К.Саврасова, А. И. Куинджи, Г.Г.Нисского. Акварель, простой карандаш, палитры, кисти, альбомные листы бума­ги. Аудиозапись: «Лето» из 2-го концерта А. Вивальди (3-я часть — «Престо») или «Каприччио» В. Гаврилина.

Подготовительная работа. Наблюдение за радугой, ее цве­том, объяснение причины ее возникновения (следует обра­тить внимание на то, как изменяется окружающая природа при появлении радуги).

Занятие.

Воспитатель. Вот и наступило долгожданное лето, стало тепло, часто светит солнышко на безоблачном голубом небе, кругом буйная зелень деревьев, кустов, травы. А знаете ли, дети, что лето длится три месяца: июнь, июль и август. Июнь — начало лета, в народе его называют Светлояр, Светозар — в это время много света и очень длинный день. Еще июнь именуют Розник, Разноцвет — из-за обилия ярких, нарядных цветов в полях и на лугах. От них в воздухе разливается пряный аромат. На Руси этот месяц именовали еще Низоком — кузнечиком, живущим низко в траве, их бывает много в эту пору и слышно, как они стрекочут. Отцвели многие деревья. Все меньше и меньше слышатся голоса пернатых — они заняты появившим­ся птенцам. Июнь — это месяц тишины.

В это время часто идут дожди, бывают и грозы.

В душном воздухе молчанье,

Как предчувствие грозы,

Жарче роз благоуханье,

Резче голос стрекозы...

Ф. Тютчев

При грозе, дожде или после них в небе появляется радуга. Радуга-дуга горит на небе, переливаясь всеми цветами. На­зовите, какие же это краски? Помните: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? А какой здесь тон самый яркий, какого больше? Молодцы, точно подметили все цвета. Дождевые капли разгораются на солнце разноцветны­ми огоньками и образуют радугу.

Сейчас был гром, и дождь обильный

Смочил засохшие поля,

Омыл листву березы пыльной

И освежил побег стебля.

С полей несется запах хлеба

В разгоряченное лицо.

И опоясало полнеба

Румяной радуги кольцо.

К. Феофанов

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном, торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облако ушла —

Она полнеба охватила

И в высоте изнемогла.

Ф. Тютчев

Красиво сказали поэты о радуге, а сейчас давайте посмот­рим, как о ней рассказали художники (открывает картины). Полюбуйтесь, все эти картины о радуге. (Дается время для рассматривания.) Вы обратили внимание на то, что хотя ра­дуга есть на всех картинах, на каждой она новая, сияет над разными пейзажами. Один художник написал частичку ее над деревушкой, другой — центральную часть радуги над по­лями, а третий — большую часть ее дуги — над рекой. Рас­смотрим эти картины. Вот картина Алексея Кондратьевича Саврасова (показывает). Расскажите о ней, что же интерес­ного увидел художник? Несколько сельских домиков на гор­ке, к ним ведет широкая деревянная лестница и размытая дождем серая проселочная дорога. Справа спускается с при­горка зеленая масса деревьев, ива у небольшой речушки. Яр­кая зелень лугов, темнеющие вдали синеватые тучи и, нако­нец, радуга над горкой. Это значит, что только что прошел дождь. А радуга какая интересная! Да, виден только ее край.

Если вглядеться в картину внимательно, можно увидеть очень много деталей сельской жизни: пасущееся стадо вда­ли, птицы у реки, идущая за водой женщина с ведрами на коромысле.

Художник нарисовал небольшой уголок России, живущий неторопливо, размеренно, спокойно, мирно. Цветовая согла­сованность в картине (холодные ярко-зеленые, изумрудные, темно-зеленые, сине-голубые тона) создают ощущение свежести, прохлады, отдохновения земли, омытой ливнем.

Так и хочется попросить радугу:

Ах ты, радуга-дуга

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам ведрышко,

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

Посмотрим картину Архипа Ивановича Куинджи (пока­зывает). Полюбуйтесь ею. Удивила ли вас она? Что же здесь необычного? Да, необычен колорит картины. Он очень яркий, построен на цветовых контрастах: темно-фиолетово-синеватое, с зеленоватым оттенком у горизонта небо и лимонно-желтовато-зеленые травы. Какие же цвета в радуге вы увидели? Какого тона больше? Колорит картины создает ощущение тревожности, опасности. Есть в картине солнце? Как узнали? Солнечный луч зажег радугу, высветил края ра­зорванных туч и зарумянил маленький кусочек облака в небе, а на земле лимонно-желто осветил даль. Над чем же сияет радуга? Над огромной долиной с полями и чуть вид­неющимися по ее краям возвышенностями. От переднего плана, через все поле вьется дорога, уходя далеко к горизон­ту. Расскажите о композиции картины. Где здесь линия го­ризонта? На что художник хотел обратить наше внимание? Каков формат полотна картины? О чем это нам говорит? Да, перед нами необъятные просторы земли и огромное, грозно нависшее небо. Гроза проходит, но она еще близко, наверно, можно слышать, как гулко гремит гром, время от времени небо пронзают зигзаги молний.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя —

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

Ф. Тютчев

У нас еще одна картина о радуге — художника Георгия Григорьевича Нисского. Посмотрите на нее и расскажите, что здесь интересного он увидел?

Да, здесь как будто бы две радуги: одна — ажурный желез­нодорожный мост через большую реку, а другая — повисла в небе, начинаясь от середины моста. Это удивительное сочета­ние двух арок. Какого цвета радуга? Какого цвета в ней больше? Какого цвета небо? Правая сторона вся в сине-черно-ко­ричневых тучах. Слева небо светлее, голубеет его чистый кусо­чек, видны бело-розовые, освещенные солнцем облака, но внизу, к горизонту, темнеют синие грозные тучи. Конструкция моста — там, куда упал солнечный луч, — кажется легкой, изящной, коричневато-белой. Под мостом проходит ослепи­тельно белый пассажирский пароход, мерно рассекающий темную воду. Луч солнца зажег радугу, осветил теплоход, часть моста, низкий правый берег с зеленью деревьев и корабли вдали. Что вы скажете о композиции картины?

А сейчас сравните картины: они все о радуге, даже назва­ние художники дали им одинаковое — «Радуга», но каждая рассказала об этом явлении по-своему. Вот и вы сейчас бу­дете художниками и нарисуете свой пейзаж с радугой. По­думайте, где она будет у вас находиться: над полями, лесами, деревней, городом? Сначала сделайте легкий эскиз простым карандашом, а потом уж пропишите и красками. (Пока дети работают, можно включить негромко музыкальный отрывок из 2-го концерта Вивальди «Лето» — 3-ю часть — «Престо» или «Каприччио» В. Гаврилина).

«Зреет рожь над жаркой нивой»

(рассматривание картин «Полдень. В окрестностях

Москвы», «Рожь» И. И. Шишкина)

Цели. Вызвать у детей интерес к живописному пейзажу, эмоционально-нравственный отклик на художественный об­раз необъятных просторов земли, возделанной человеком, ее зреющих нив — хлебном богатстве Родины, красоту и вели­чие родной земли.

Учить детей анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности, зависимость средств изобрази­тельности от главной мысли (идеи) картины, используя сравнительный анализ двух произведений.

Продолжать развивать образную речь детей, умение вы­сказывать развернутые и доказательные оценки и суждения, используя эмоциональную лексику, эстетические и искусст­воведческие термины.

Материалы. Репродукции картин «Полдень. В окрестностях Москвы», «Рожь» И. И. Шишкина, запись музыкального про­изведения — «Лето» А. Вивальди.

Подготовительная работа. По возможности — выйти в по­ле, рассмотреть, как растут зерновые, из чего состоит каждый колос; обратить внимание на аромат воздуха, напоенного за­пахами зреющего хлеба. Попробовать зерна, определяя их спелость.    Провести беседу «Как появляется хлеб на нашем столе». Провести игры, отгадать загадки о хлебе, рассказать пословицы, поговорки о нем.

Занятие. Дети располагаются свободно перед стендом с картинами (они пока закрыты).

Воспитатель. Вот и наступил самый жаркий месяц ле­та — июль. Его в народе называют Грозник, Макушка лета, Страдник, Сенозарник. В древности его на Руси еще име­новали Липец, Липень — потому что в это время цветет липа. В этом месяце спеют ягоды, появляются грибы. Люди косят сено. Воздух наполнен чудным запахом трав. Жара. Поспевают на полях хлеба.

Художник Иван Иванович Шишкин в своих картинах рассказал нам именно об этом чуде — чуде созревания ко­лосьев на бескрайних просторах нашей Родины. Хлеб — это главное богатство страны, хлеб — всему голова. Давайте рассмотрим эти картины (открывает). Что же в них общего и чем они отличаются? (Ответы детей.) Да, общее — это то, что на обеих картинах — огромные поля поспевающей ржи (из нее пекут черный хлеб). Посередине, от переднего плана, уходит вдаль дорога. На обеих картинах — голубое жаркое летнее небо с тучами. Есть ощущение палящего со­лнца. Но чтобы подчеркнуть главную мысль каждой карти­ны, художник использовал определенные изобразительные средства. Давайте их найдем. Начнем с композиции картин. Сравните их.

Вот картина «Полдень. В окрестностях Москвы» — какой здесь формат полотна? (Вертикальный прямоуголь­ник.) Где находится линия горизонта? (Низко.) Значит, ос­новное внимание уделено высокому небу с уходящими до­ждевыми облаками. Полдень, палит солнце, жара, которая способствует созреванию хлебов. Именно это подчеркнул художник.

Зреет рожь под жаркой нивой.

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

А. Фет

Низкая линия горизонта открывает перед нами передний план с проселочной дорогой, в красноватых глинистых ко­леях которой еще не высохла вода от недавно прошедшего летнего дождя. Уходя вдаль, дорога резко сужается и как бы продолжается за холмами чуть виднеющейся лентой реки. Близко к нам, около дороги и во ржи, хорошо видны раз­личные цветы. Мы даже узнаем их — белые ромашки, жел­товатые соцветия пижмы, голубые васильки. По дороге, от виднеющегося вдали села с церковью, идут крестьяне с граблями. По обеим сторонам дороги тянутся поля уже по­спевающей ржи (это можно определить по ее цвету: он зо­лотисто-оранжевый, с почти белыми колосками). Художник смотрит на открывающиеся просторы с какой-то возвышен­ности. Поэтому за полями ржи мы видим бескрайние дали зеленеющих лугов, полей, село. И у самого горизонта — леса, луга, бесконечная голубая даль. Итак, композиция кар­тины подчеркнула основную мысль художника: полдневная жара в окрестностях села, способствующая созреванию хлеба.

А сейчас обратимся к другой картине — «Рожь», напи­санной этим же художником. Какова же композиция этой картины? Каков формат ее полотна? Где расположена линия горизонта? И в чем заключается ее главная мысль (идея)?

Формат картины здесь другой — вытянутый по горизон­тали прямоугольник. Это дало возможность художнику по­казать широту полей, их простор. Линия горизонта - низ­кая, поэтому передний план с морем ржи вырастает крупно, монументально. От нижнего края картины убегает вдаль, из­виваясь и прячась за стеной ржи, полевая дорога. Движение вглубь подчеркнуто ритмом сосен, которые, как величавые гиганты, высятся среди поля и, уменьшаясь, создают ощу­щение глубины пространства. Порывы ветра словно доносят до нас шум их ветвей, клонят стебли ржи. Присутствие ог­ромных сосен усиливает ощущение могущественных сил природы. Композиция картины раскрывает нам замысел ху­дожника — рассказ об основном богатстве Родины, ее ог­ромных нивах поспевающего хлеба, выращенного челове­ком, его труде и торжестве этого труда. И. И. Шишкин на одном эскизе к этой картине написал: «Раздолье, простор, угодья. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». Это как гимн, величальная песнь терпеливому, хозяйственному, тру­долюбивому народу, песнь России.

Куда ни глянь — на всем просторе

Степных угодий и полей —

Желтеют волны спелых ржей,

Струясь, как золотое море.

И. Бунин

Дорого-любо, кормилица-нива,

Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты янтарным зерном налита,

Гордо стоишь, высока и густа.

Н. Некрасов

А сейчас поговорим о колорите картин. Оба произведе­ния очень светлые, яркие, теплые, радостные, пронзительно чистые. Назовите основные цветовые тона картин. (Ответы детей.) Да, именно они создают ощущение праздничности, торжественности, умиротворенной тишины и ожидания бо­гатого урожая, благодарности земле, на которой он растет, и человеку, вырастившему его. Давайте еще насладимся пейзажами под музыку композитора Антонио Вивальди, ко­торая называется «Лето».

Что же вам слышалось в этой мелодии? Вы почувствовали палящее солнце? (Ответы детей.) Вот так в звуках компози­тор рассказал нам об июльской жаре. Ну а художник нашел свои средства изобразительности. Понравились вам карти­ны? Замечательные, правда? Давайте оставим их в группе и будем любоваться ими. А если вы еще внимательнее к ним приглядитесь, то найдете очень много интересных деталей, о которых мы еще не говорили.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь