Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДЖ. ВИКЛИФ О ПАПЕ И ПАПСКОЙ ВЛАСТИ



В 2017 году исполнилось 500 лет Реформации в Западной Европе, начавшейся по инициативе немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546). Это новое идеологическое, политическое и культурное движение привело к появлению новых конфессий в христианстве, объединившихся под общим названием «протестантизм». По случаю празднования этой знаменательной даты, в 2017 году прошли многочисленные конференции, как за рубежом, так и в нашей стране. Один из главных вопросов, звучавших на них: была ли религиозная Реформация с самого начала чем-то особенным, отличным от других современных ей реформационных процессов, являлась ли она автохтонной по своему характеру?[415] В связи с этим анализ учения английского христианского мыслителя Дж. Виклифа (1320-1384), названного современниками евангелическим доктором, а многими историками – предтечей европейской Реформации – является актуальным и небезынтересным. Попытаемся сравнить некоторые аспекты учений европейских реформаторов и Дж. Виклифа.

Одним из самых значительных обвинений реформаторов в адрес папы римского и его курии были их теократические притязания. Согласно учению Виклифа, «тело человека имеет жизнь, так как имеет душу, которая в свою очередь преподносится милостью Бога»[416], а значит все, что существует на земле, в том числе и любая власть, есть Божественный дар людям и проявление благодати Господа. Оксфордский теолог также пишет о том, что «власть дается Богом и по природе своей она не может быть увеличена или уменьшена людьми»[417]. Посему, какое-либо главенство – это предмет существующий не сам по себе, а исходящий от Всевышнего, для прославления Его имени и исполнения законов Божьих в миру[418], и предмет этот не может быть кем-то ограничен или лишен, кроме как самим Богом. Главенство папы римского не находит обоснований в христианском учении (так как нет сведений о том, что последователи Иисуса Христа – апостолы признавали себя главою церкви, а также первые христиане без веры в видимого главу церкви достигали милости божьей), и потому имеет происхождение, не божественное, а человеческое[419], которое Джон Виклиф связывает с т.н. «Константиновым Даром». В трактате «DePotestatePapae» евангелический доктор, отмечая, что император Константин наделил понтифика Римской церкви Сильвестра привилегиями и постановил, что «во всем мире священнослужители должны относиться к нему, как к главе, также как судьи относятся к королю», указывает, что данный акт является заблуждением и никаких законных мотивов не имеет, поскольку высшая духовная власть в «Константиновом Даре» исходит от человека, в то время как она должна исходить только от Бога[420]. Все сословия, включая духовенство, а значит и его главу, должны подчиниться монарху, так как он «является главой светской власти на земле»[421]. Люди не могут противостоять королю, даже если его действия носят тиранический характер, иначе они будут выступать против воли Божьей[422], совершая великий грех. Подобные мысли повсюду будут встречаться в трактатах английского реформатора У. Тиндела[423]. И Дж. Виклиф, и его последователь У. Тиндел пишут о том, что по примеру Христа, государи должны быть милосердны к своему народу, но не допускать преступлений, измен по отношению к своему государству, наказывать нечестивых[424].

Виклиф подвергает критике и одно из самых важных положений в католицизме о том, что папа римский является наместником Христа на земле, обосновывая это тем, что только апостолы являются первыми после Христа, ибо они руководствуются мудростью Господа и исполняют Его миссию[425]. Потому папа не может быть преемником Христа в мирской жизни, так как понтифик не может занимать положение выше апостолов, равно как и апостолы не могут быть первостепеннее Иисуса. «Наличие у кого-либо из людей полномочий, которые были бы выше апостольских – это ложь и проявление сущности Антихриста»[426]. К тому же папа не мог совершать чудес, которые совершали апостолы, например, исцеление[427] и любые папские указы, буллы по своему статусу никогда не могут быть соотнесены со Священным Писанием и христиане не обязаны следовать декретам римского папы, как непреложным истинам. На этих положениях также будет акцентировать пристальное внимание английский реформатор У. Тиндел, звуча в унисон со своим предшественником[428].

Римский понтифик, по мнению Виклифа, не всегда обладает теми же нравственными качествами, что и апостолы, а именно тремя добродетелями: верой, смирением и милосердием[429]. Кроме того, для Джона Виклифа, воспитанного в лоне католической церкви, совершение добрых дел было крайне необходимо, в отличие от европейских реформаторов, настаивавших на оправдании верой[430]. Отчасти из этого и вытекает опровержение оксфордским теологом положения о непогрешимости папских решений[431].

Наиболее радикальным для своего времени было высказывание Джона Виклифа о том, что папа римский является Антихристом. Евангелический доктор говорит, что понтифик называет себя наместником Христа на земле, верховным учителем добродетели, но самом деле его жизнь полностью противоречит жизни Христа. Иисус Христос был бедным человеком, папа же владеет роскошными дворцами, построенными на деньги обездоленных. Профессор Оксфорда пишет: «…глава духовенства извращен стремлением к светским благам, что приближает его к Антихристу»[432]. В трактатах «Как Антихрист и его слуги стараются разрушить Священное Писание» и «Зерцало об Антихристе» Дж. Виклиф перечисляет все злодеяния папистов[433]. В последнем он отмечает, что Христос, прежде всего, заповедовал апостолам и Его ученикам проповедовать Евангелие[434]. Что же касается многочисленных обрядов, то о них, по мнению Виклифа, ничего не говорится в учении Христа[435]. Все реформаторы вслед за оксфордским теологом также будут говорить о необходимости проповеди и знании Священного Писания, и практически все назовут римского понтифика Антихристом в западной церкви[436].

Кроме огромных богатств, несоответствия нравственному облику истинно верующего христианина, Виклиф называет папу Антихристом еще и потому, что он создает христианам препятствия для изучения Слова Бога – Священного Писания и даже намеренно извращает его[437]. По мнению Е.В. Кузнецова, Виклиф провозглашает закон Христа, изложенный в Священном Писании, высшим авторитетом[438]. Для европейских реформаторов Священное Писание, как замечает Т.Г. Чугунова, также будет боговдохновенно, подлинно и непротиворечиво, являясь источником правильности веры, абсолютным мерилом во всех вопросах христианской догматики[439].

Исходя из вышеизложенных и проанализированных положений учения Дж. Виклифа, можно с определенной долей уверенности говорить о том, что идейными истоками европейской Реформации XVI века являются идеи евангелического доктора. В связи с этим концепция «долгой Реформации», все чаще предлагаемая современными исследователями, является, на наш взгляд, правильной и обоснованной.


Иудин В.Д. (НГПУ им. К.Минина)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь