Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закон любові, як етика не насилля Л. Толстого.



По мнению Л.Н. Толстого, жизнь человека наполняется нравственным смыслом в той мере, в какой она подчиняется закону любви, понимаемому как ненасилие. Не отвечать злом на зло, нс противиться злу насилием — таково основное требование толстовской программы достойной жизни.

Смысл, жижни не может заключаться 6 том, что умирает вместе со смертью человека. Он пе может заключаться в жизни дл.я себя, для других и даже для человечества, ибо все это не вечно. Вопрос о смысле жизни подводит к понятию Бога. Им обознача­ется бесконечное, бессмертное начало, в сопряжении с которым жизнь обретает смысл. Больше о Боге ничего определенного сказать нельзя, это — предел разума, устанавливаемый самим разумом. В силах разума доказать, что Бог существует, но не в его силах сказать, что такое Бог. Толстой уподобляет понятие Бога понятию беско­нечного числа. Бесконечное число выводится из сложения, знание о существовании Бога выводится из вопроса: откуда я?

Стремление к Богу как к изначальной полноте истины есть свобода. Не знай человек никакой истины или знай ее всю, он не был бы свободен. Свобода связана со срединностью человеческого бытия и состоит в движении от меньшей истины к большей. Как считает Толстой, существуют истины троякого рода. Во-первых, истины, уже ставшие прикычкой. Во-вторых, истины, которые еще остаются смутными. И те и другие являются сферой необходимос­ти. В-третьих, истины, которые уже стали совершенно ясными, но еще не превратились в привычку. По отношению к ним обнару­живается свобода человека. Свобода ведет человека по пути к Богу.

Сутпь отношения человека к Богу умещается 6 короткую формулу: не как я хочу, а как он хочет. Это есть формула любви, которая есть одновременно и формула добра.

Любить Бога — таков высший закон жизни и нравственный императив человека, вытекающий из его объективного положения в мире. Так как человек не знает о Боге ничего кроме того, что тот существует, то его отношение к нему реализуется не прямо, а косвенно — через правильное отношение к другим людям и правильное отношение к самому себе. Правильное отношение к другим людям есть братское отношение, оно истекает из того, что все люди находятся в одинаковом отношении к Богу, они — его дети. Правильное отношение к себе есть спасение души, оно определяется тем, что именно душа является средоточием боже­ственного начала в человеке. Из этих двух отношений первичным, базовым является отношение к себе. Сознание степени несоответ­ствия с непостижимой полнотой божественного идеала — таков критерий правильного отношения к себе. Человек, понимающий, что он бесконечно далек от совершенства, всегда будет стремиться к тому, чтобы находиться по отношению к другим в положении слуги, а не господина.

Понятия Бога, свободы и добра Толстой рассматривает как смысложизненные понятия. Они ориентируют конечную челове­ческую жизнь в направлении ее бесконечного начала.Толстой говорит о двух способах ориента­ции в пути: в одном случае путь обозначается через конкретные предметы, которые последовательно должны встретиться на нем; во втором случае указывается только направление движения, контро­лируемое компасом. Точно так же существует два способа нравст­венного руководства: при одном дается точное описание обязатель­ных поступков (соблюдай субботу, не кради и т.д.), при втором задается недостижимое совершенство идеала. С помощью идеала, как и с помощью омпаса, можно только установить степень отклонения от пуги. Смысл жизни и есть идеал; его назначение — быть укором человеку, указывать ему на то, чем он не является.

Не противься злому

Наиболее точное понимание смысла жизни как идеала, движения к бесконечному дает Иисус Христос, все учение которого есть метафизика и этика любви. Наряду с вечным идеалом Христос формулирует пять конкрет­ных заповедей : не гневайся; не оставляй жену; не присягай; не противься злому; не считай врагами людей других народов. Эти заповеди — метки на бесконечном пути к совершен­ству. Все они являются отрицательными, указывают на то, что люди могут уже не делать. Центральной в христианском пятисловии Толстой считал четвертую заповедь «Не противься злому», кототая налагает абсолютный запрет на насилие.

Толстой дает три постепенно углубляющихся определения на­силия: а) физическое пресечение, убийство или угроза убийства; 6) внешнее воздействие; в) узурпация свободной воли. В его понимании насилие тождественно злу и прямо противоположно любви. Любить — значит делать так, как хочет другой. Насило­ватьзначит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие. Заповедь непротивления, является негатив­ной формулой закона любви.

Непротивление переводит человеческую активность в план внутреннего нравственного самосовершенствования. Всякое наси­лие, каким бы сложньш ни был его причинный ряд, имеет последнее звено — кто-то должен выстрелить, нажать кнопку и т.д. Самый надежный путь искоренения насилия состоит в том, чтобы начать с этого последнего звена — с индивидуального отказа участвовать в насилии. Если не будет начала, то не будет и смертной казни. Толстой анализирует аргументы обыденного сознания про­тив непротивления: учение о непротивлении прекрасно, но его трудно исполнить; нельзя одному идти протид всего мира; непро­тивление сопряжено со слишком большими страданиями. Он раскрывает логическую противоречивость этих аргументов и их фактическую несостоятельность. Учение Христа не только нравст­венно, но и благоразумно, оно учит не делать глупостей.

Если, считает Толстой, каждый через непротивление будет забо­титься о спасении своей души, то именно это и откроет путь к человеческому единению. Исходная задача, которую предстоит ре­шить, состоит в следующем: как преодолеть общественные конфликты, которые приняли форму нравственного противостояния, каким, образом разрешить столкновения. людей, когда одни счита­ют злом то, что другие считают добром? Откуда мы знаем, где зло, кто более добрый, а кто более злой? Ведь суть конфликта как раз и состоит в том, что у нас нет общего критерия зла. Не может быть того, пишет Толстой, чтобы более добрые властвовали над более злыми. Каин убивает Авеля, а,не наоборот. В такой ситуации, когда нет согласия по вопросу о добре и зле, есть только одно решение, которое ведет к согласию — никто не должен противиться насили­ем тому, что он считает злом. Говоря по-другому, никто не должен нести себя так, будто он знает, что такое зло.

Непротивление злу в его понимании — это единственно эффек­тивная форма борьбы со злом. Насилие, в особенности государст­венное насилие, в значительной мере держится на поддержке со стороны тех, против кого оно применяется. Поэтому простое неучастие в насилии, достигаемое через непротивление, уже есть его ослабление, Кроме того, Толстой говорит не вообще о непротивле­нии злу, он говорит о непротивлении злу насилием, физической силой. чего не исключает противление злу другими — ненасильст­венными методами. Толстой не разрабатывал тактику коллективно­го ненасильственного сопротивления, но его учение допускает и даже предполагает ее. Сфера действия такой тактики — духовное влияние, ее типичные формы — убеждение, спор, протест и т.д.

Ненасилие как закон

Заповедь непротивления соединяет учение Христа в целое только в том случае, если понимать ее не как изречение, а как закон — правило, не знающее исключений и обязательное для исполнения.

Допустить исключения из закона любви — значит признать, что могут быть случаи нравственно оправданного применения насилия. А это невозможно. Если допустить, что кто-то или в каких-то обстоятельствах может насилиелд противиться тому, что он считает злом, то точно так же это может сделать и любой другой. Если мы допускаем хоть один случай «оправданного» убийства, то мы открываем их бесконечную чере­ду.

Толстой считал также несостоятельной утилитаристскую аргу­ментацию в пользу насилия, согласно которой насилие оправдано в тех случаях, когда оно пресекает большее насилие. Когда мы убиваем человека, который занес нож над своей жертвой, мы никогда не можем с полной достоверностью знать, привел ли бы он свое намерение в действие или нет, не изменилось ли бы что-нибудь в последний миг в его сознании. Насилие имеет тенденцию воспроизводиться в расширяющихся масштабах. Поэтому стала идея ограниченного насилия и ограничения насилия насилием является ложной. Именно эта-то идея и была отменена законом непротивления.

Эмпирически насилие легко совершить и, к сожалению, оно постоянно совершается. Но его нельзя оправдать. Его нельзя обо­сновать разумом как человеческий акт, как христианский акт-Толстой ведет речь о том, может ли существовать право на насилие, на убийство. Его заключение категорично — такого права не суще­ствует. Если мы принимаем общечеловеческую мораль, христиан­ские ценности, если мы говорим, что люди равны перед Богом, равны в своем нравственном достоинстве, то нельзя обосновать насилие человека над человеком, не попирая законы разума и лишки. Толстой считал смертную казнь формой убийства, которая намного хуже, чем просто убийство из-за страсти или другим личным поводам. Оно хуже своей холодной систематич­ностью и претензией на оправданность, законность. Вполне можно понять, что человек в минутной злобе или раздражении совершает убийство, чтобы защитить себя или близкого человека, можно понять, что он, поддавшись коллективному внушению, участвует в совокупном убийстве на войне. Но нельзя угонять, как люди могут совершать убийство спокойно, обдуманно, как они могут считать убийство необходимым.

Л.Н. Толстой говорит, по сути дела, очень простую вещь:насилие несовместимо с моралью и разумом, и тот, кто желает жить по морали и разуму, никогда не должен совершать его.

Люди в массе своей не исполняют закон ненасилия, даже не верят ему. Толстой называет две основные причины этого. Первая состоит в многотысячелетней традиции опоры на закон насилия. Вторая причина заключается в целенаправленном иска­жении христианского учения со стороны христианских церквей. Учение Христа из сферы нравственных обязанностей и поступков переместилась 6 об­ласть внутренних надежд и мечтаний. В результате насилие получило дополнение и продолжение в обмане, В христианском лмире сложилась противоестественная ситуация, когда люди испо­ведуют то, что они на деле отрицают.

Закон ненасилия — основное испытание и предметное поле свободы современного человека. Его истинность уже ясна, но закон этот далеко еще не стал повседневной привычкой. Нравственная задача современного человека и состоит в том, чтобы привести свою жизнь в соответствие с истиной закона ненасилия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь