Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Життя та смерть як моральні уявлення.



 В психоанализе Эриха Фромма проводится различие между принципом «быть» и принципом «обладать». Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость , свободу и критический ум. Его основная характерная черта – активность человека , но не в смысле внешних своих человеческих потенций. Быть активным – значит дать проявиться своим спосоностям , тланту, всему богатству человеческих дарований , кторыми , хотя и в разной степени, по мнению Фромма, наделен человек.

Быть – значит обновляться , расти, изливаться, вырываться из стен своего изолированного «я» , испытывать глуьокий интерес , страстно стремиться к чему-либо, отдавать. Обладание и бытие не есть некие отдельные качества человека. Они – 2 основных способа существования , 2 разных вида самоориентации и ориентации в мире, 2 разных структуры характера , преобладание одной из которых определяет все , что человек думает, чувсвует и делает.

И обладание и бытие – потенциальные возможности человеческой природы , две стороны одной медали – человеческой жизни.

Альтернатива «обладание или бытие» противоречит здравому смыслу. Обладание представляется нормальной функцией жизни : чтобы жить , мы должны обладать вещами, чтобы получать от них удовольствие. В нашем обществе считается , что человек ничто, если он ничего не имеет.

Под бытием понимается такой способ существования , при котором человек и не имеет ничего , и не жаждет иметь что-либо , но счастлив , продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со своим миром.

Различие между бытием и обладанием , так же как и различие между любовью к смерти и любовью к жизни , представляет собой коренную проблему человеческого существования ; эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том , что обладание и бытие являются 2 основными способами существования человека , преобладание одного из них определяет различия в индувидуальных характерах людей и типах социального характера.

Некоторые изменения смыслового значения понятий «бытие» и «обладание» нашло в последние несколько столетий отражение в западных языках и выразилось во все большем использвании для их обозначения существительных и все меньшем – глаголов.

Развитие слова «иметь» связано с развитием частной собственности , причем эта связь отсутствует в обществах , где собственость имеет преимущественно функциональное назначение, т.е. ею владеют в целях использования.

«Быть» обозначает реальность существования того, кто или что есть; оно констатирует его или её достоверность и истинность.

Поребление – одна из форм обладания , и , возможно , в современных развитых индустриальных обществах наиболее важная. Потреблению присущи противоречивые свойства : с одной стороны , оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства , поскольку то , чем человек обладает не может быть у него отобрано ; но, с другой стороны , оно вынуждает его потреблять все больше и больше , т.к. всякое потребление вскоре перестает приносить удовлетворение.

Вера

 В религиозном, политическом или личном смысле понятие веры может иметь 2 совершенно различных значения в заисимости от того , используется ли она по принципу обладания или бытия.

В первом случае вера – это обладание неким ответом , не нуждающимся ни в каких рациональных доказательствах. Этот ответ состоит из созданных другими людьми формулировок , которые человек приемлит в силу того, что он этим «другим» -- как правило , бюрократии – подчиняется.

Вера по принципу обладания—это подпорка длятех кто хочет обрести уверенность , кто хочет иметь готовые ответы на все поставленные жизнью вопросы , не осмеливаясь искать их самостоятельно.

Вера по принципу бытия – это прежде всего не верования в определеннные идеи (хотя это также может иметь место). Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогощения.

Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это ознчает , что он стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарит жизнь, а подавляет , губит , душит, убивает её.

Мы живем в обществе , которое основано на 3 столпах : частной собственнсти , прибыли и власти. Приобретать , владеть и извлекать прибыль – священные и неотъемлимые права индивида в индустриальном обществе.

Наивысшее наслаждение состоит , возможно, не столько в обладании материальными вещами, сколько в обладании живыми существами.

Для мужчин в патриархальном обществе большое число детей – единственный путь к лвадению людьми без неоходимости зарабатывать на эту собственность , к тому же не требующий больших капиталовложений.

Люди превращаются в вещи; их отношения друг с ддругом принимают характер владения собственностью. «Индивидуализм» , который в позитивном смысле означает освобождение от социальных пут , в негативном есть «право собственности на самого себя» , т.е. право – и обязанность – посвятить всю свою энергтю достижению собственных успехов.

Природа обладания вытекает из природы частной собсвенности. При таком способе суествования самое важное – приобретение собственности и моё неограниченное право сохранять все , что я приобрел. Модус обладания исключает все другие; он не требует от меня каких-либо дальнейших усилий с целью сохранять свою собственность или продуктивнопользоваться ею.

Взрослеющий человек вынужден отказаться от большинства своих подлинных сокровенных желаний и интересов , от своей воли и принять волю и желания , и даже чувства , которые не присущи ему самому , а навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств.

Свобода не означает свободу от всех руководящих принципов. Она означает свободу расти и развиваться в соответствии с законами человеческого существования. Это означает подчинение законам оптимального развития человека.

При установке на обладание счастье заключается в превосходстве над другими, во власти над ними и в конечном свете в способности захватывать грабить , убивать. При установке на бытие счастье состоит в любви , заботе о других , самопожертвование.

Владение собственностью представляет собою реализацию стремления к бессмертию , и по этой причине стоь сильна ориентация на обладание.

Обладание относится к вещам , а вещи стабильны и поддаются описанию. Бытие же относится к опыту , а человеческий опыт в принципе невозможно описать.

Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость , свободу и наличие критического разума. Его основная черта – это активность не в смысле внешней активности , занятости , а в смысле внутренней активности , продуктивного использования своих человеческих потенций. Быть активным – дать проявиться своим способностям , тланту , всему богатству человеческих дарований, которыми – хотя и в разной степени – наделен каждый человек.

По мрер тоо как мы начинаем отказываться от обладания , перестаем связывать свою безопасность и чувство идентичности с тем , что мы имеем , держаться за свое «я» и свою собственность , может возникнуть новый способ существования – бытие. «Быть» -- значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия.  


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь