Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гипотезы «приручения» огня.



Борисковский П.И. Освоение огня | Археология ( arheologija . ru / boriskovskiy - osvoenie - ognya / ).

Б. Поршнев, О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии ... ( www.e-reading.club/book.php?book=46065 ):

Была бы у дикаря идея огня, а жизнь, наблюдения или случай подскажут, как практически зажечь огонь. Так, по Куну, первобытный человек мог увидеть, как в лесу лиана, раскачиваемая бурей, попав в углубление сука, вызывала трением появление огня. Для солярного мировоззрения человека это было достаточным толчком к подражанию, искусственному добыванию огня трением.

Не умел добывать (огонь), но умел хранить? Пещера Чжоукоудянь: «кострище» синатропа (толщина слоя достигает в одном месте 7 м). Но зольный слой состоит из ленточных наслоений (огонь прерывался и возгорал спустя время вновь)... Не приходится говорить о «безогненной» стадии, если огонь сопутствовал жизни троглодитид с того момента, как стали изготовлять каменные орудия (огонь был побочным продуктом: высекался ударами). Определения их как животного, создающего орудия, и как животного, создающего огонь, практически совпадают. Представление о «безогненной» стадии осталось от этнографии XVIII – первой пол. XIX в., когда было широко распространено мнение о существовании на земле народов, не знающих огня («сыроядцев»). Оно основано на мифологии многих народов... Только в верхнем палеолите, в ориньяке появляется косвенное, но надёжное свидетельство того, что человек овладел пламенем, пользуясь им независимо от интереса к золе и угольям. Это – каменные «светильники». В действительности, они вряд ли служили именно светильниками, скорее это приспособления для сохранения язычка пламени, от которого можно было легко зажигать огонь. Но как попутная, производная функция открылось и новое полезное свойство огня – освещение. Это сделало возможным обитание в закрытом искусственном жилище. Таким образом, только верхний палеолит даёт нам картину овладения человеком всеми основными свойствами огня. Этот огонь уже можно назвать «одомашненным».

Проект. Стихотворение. Всё, что может использоваться для огня. (Цикл «Перечисления»)

Бентли Дж. Образы Всемирной истории в научных исследованиях ХХ века ( www.kph.npu.edu.ua/...%20Макроистория%20и%20соц.%20науки%2... ):

Специалист по античной классике Тойнби был довольно хорошо знаком с исторической наукой. Но Уэллс был романистом, Сорокин – социологом, Нортроп – философом, Ясперс – теологом, Крёбер – антропологом, Фёгслин – политическим философом, а Шпенглер – любителем в области математики и политики. Никто из них не опирался на методы, которыми традиционно пользо- вались в своей работе профессиональные историки. В самом деле, большей частью их мало интересовали события и процессы истории, они стремились скорее свести сложность мира к некоторому философскому или систематическому принципу.

Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. М.2009 URL : http://www.evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm :

В 20 веке было сделано много великолепных находок, на основе которых сложилась довольно стройная картина линейной эволюции гоминин: от автралопитеков произошел человек умелый, от него – архантропы, от них – палеоантропы, или неандертальцы, а от них – современные люди. Но в последние 15 лет произошел настоящий «прорыв» в палеоантропологии. Был открыт целый ряд новых ветвей эволюционного древа гоминин, которое оказалось гораздо более разветвленным, чем считалось ранее. За последние 15 лет число описанных видов гоминин увеличилось вдвое. Новые данные во многих случаях заставили отказаться от прежних взглядов.

Во-первых, стало ясно, что эволюция гоминин вовсе не была линейной, она была скорее кустообразной. Во многих случаях одновременно существовало по три, четыре вида гоминин и может быть даже больше, в том числе на одной и той же территории. Нынешняя ситуация, когда существует только один вид Homo sapiens не является типичной. Она сложилась сравнительно недавно. Например, еще 40-50 тысяч лет назад на земле одновременно существовало, по-видимому, целых четыре вида людей: современный человек, неандерталец, реликтовые эректусы в Восточной Азии и карликовые люди с острова Флорес. Есть основания полагать, что сокращение разнообразия гоминин было связано с конкурентным вытеснением архаичных видов более продвинутыми, и в первую очередь современным человеком.

Примерно 2,4 миллиона лет назад в одной из линий этой группы двуногих обезъян наметилась новая эволюционный тенденция – а именно началось увеличение мозга. Первый представитель гоминин, у которого объем мозга превысил типичные для шимпанзе и австралопитеков 400-450 куб см., – это Homo habilis, который к тому же первым стал изготавливать простейшие каменные орудия. Современные обезьяны, между прочим, не способны изготовить такие орудия; даже самые талантливые из них, такие как знаменитый бонобо Канзи, добились лишь очень скромных успехов в этом, хотя экспериментаторы пытались их научить. Размер головного мозга у хабилисов составлял в среднем 650 кубических сантиметров. Кроме увеличения мозга и появления каменных орудий, было еще третье изменение, которое состояло в том, что эти гоминины, по-видимому, начали включать в свой рацион мясо крупных мертвых животных, а свои каменные орудия они, возможно, использовали для разделки туш или соскребания мяса с костей. Причем хабилисы не были охотниками на крупную добычу. Они были падальщиками, об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что следы от каменных орудий на костях крупных травоядных идут поверх следов зубов крупных хищников. То есть хищники, конечно, первыми добирались до жертвы, а люди использовали остатки их трапез.

Резкое увеличение мозга à рост энергозатрат. На содержание мозга уходит 60% всей энергии, используемой новорожденным младенцем. У взрослых расходы снижаются до 25%, но и это непомерно много по сравнению с высшими обезьянами (8%). Чем компенсировать?

• Ранние эректусы: рост доли мяса в рационе.

• Возможно, следующим важным шагом стало приготовление пищи на огне. Это резко повышает качество и калорийность питания (это было показано в экспериментах на животных).

• Интересный факт: шимпанзе тратят на жевание в среднем 5 часов в сутки, а современные охотники-собиратели, готовящие пищу на огне, – только один час.

• Когда появился огонь? Древнейшее бесспорное кострище обнаружено в Палестине и имеет возраст 790 тыс. лет. Но есть и более древние, хотя и более спорные кострища в Африке возрастом свыше 1,5 млн лет. Эти кострища ассоциированы с костными остатками Homo erectus, однако не удалось пока доказать, что эректусы контролировали этот огонь, что это были не какие-то естественные пожары (см.: Хорошее питание – залог большого ума).

Самые древние ископаемые остатки анатомически современных людей обнаружены в 1967 г. на юге Эфиопии Ричардом Лики, однако возраст этих костей удалось точно определить лишь недавно. Оказалось, что черепам 195 тысяч лет (см.: 195 000 лет назад в Эфиопии жили «анатомически современные» люди).

Колонизация Центральной и Западной Европы: 4641 тыс. лет назад. Скорость продвижения: 400 м в год. Двумя путями: вдоль Средиземноморского побережья и по долине Дуная.

Совместное проживание с неандертальцами в большинстве районов: не более 6000 лет, на западе Франции 1000-2000 лет.

Начало эпохи Ориньяк, когда появляется пещерная живопись: 41000 лет назад.

Врачевание в период расцвета первобытного... Развитая (поздняя) родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит?, неолит) характеризуется прежде всего переходом от присваивающего хозяйства к производящему – земледелию (с IX–III тысячелетий до н. э.) и разведению домашних животных (с VIII–III тысячелетий до н. э.). По мнению большинства исследователей, земледелие зародилось в регионе Восточного Средиземноморья и на территории современных государств Ирак и Иран. Это подтверждают археологические исследования и фотоснимки, сделанные из космоса.

САЛИНЗ Экономика каменного века ( anthro - economicus . narod . ru / files / Sahlins _ Stone _ age _ economics . pdf ).

Семенов Юрий – Как возникло человечество ( royallib . com / book / semenov _ yuriy / kak _ vozniklo _ chelovechestvo . html ).

Ф. Спир, Структура Большой истории. От Большого взрыва до ... ( ecsocman.hse.ru/data/947/439/1216/014sPIR.pdf ). Все человеческие режимы возникают в ответ на некоторые социальные, экологические и психологические проблемы. Й. Гаудсблом суммировал это следующим образом: совместная жизнь порождает проблемы. Люди постоянно ищут их разрешения и при этом создают новые проблемы.

Мартинас Ичас. О природе живого механизмы и смысл. ( https://vk.com/doc-62205628_437663064?dl=7da19855141908ac2b ).

История первобытного общества ( www.hist.vsu.ru/str/student/perv_vo.pdf ). Список литературы. Владимир Кабо. Первобытная доземледельческая община ( vladimirkabo.com/primitive_preagricultural_community_16.htm ).

Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. Судьбы человеческих обществ.

Значимые отличия.

«Интеллект современного человека – это искусственный ... ( www.mirprognozov.ru/prognosis/society/intellekt...eto.../ru ).

Архаичный человек – это:

Человек, пребывающий в мире предназначений и связей; человек «партиципативный» (К. Юнг, http://psylib.org.ua/books/_yungk02.htm ). Акаузальный. Творящий миф. Не отделённый от мира: не знающий о себе, где он заканчивается и где начинается.

Современный человек – это:

Мобильный человек. Человек прогрессивный и умелый. Это состояние души, образ мысли. Это носитель и интерпретатор огромного количества информации. Это тот, кто всё успевает. Воспитанный (образованный) человек. Гражданин мира. Это то, каким он «должен» быть (то есть проект, программа, идея). Свидетель катастроф и глобальных угроз. Человек общения. Агент виртуальности. Мечтатель. Эгоист. Потребитель. Человек, соблюдающий нормы и правила. Человек беспокойный, одинокий, «виновный» (К. Юнг, http://psylib.org.ua/books/_yungk04.htm ).

Архаичный человек схватывается не через противопоставление современному человеку. Потому что «современный человек» не возникает как собрание логических пропозиций. Скорее сам современный человек – знак вопроса.

Культурные конструкции

Прослушивая сообщение о жизни человека (сообщества и т.д.) в то или иное время, отмечаем те культурные конструкции (свадьба, рукопожатие, разговор, сон и т.д.), которые присутствуют в описании этого «фрагмента» жизни.

Этими сообщениями могут быть выдержки из художественных произведений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь