Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Модели для новой ментальности
В первую очередь своеобразной моделью постмодернистского сознания является ментальность индивида, особенно рутинизирующая стратегия ( Тема XI. 2 – 6, 8 ). Но он еще не знает противоречий, а постлогоцентрик (3, 4) имеет дело со множеством уже прожитых и переработанных культурой. Теперь они не вызывают страданий, так что он пускается в поверхностный дрейф по смысловому полю культуры с атомизованными, разобранными, совершенно отчужденными феноменами, которые именно благодаря этим свойствам собраны в неосинкрезис ( Тема II. 12; Тема XVI. 2; Тема XX. 3 B). Современный неосинкрезис вызвал актуализацию магического с его специфичечким коннотативным мышлением. Речь в данном случае может вестись и о буквальном всплеске неоязычества (Тема VII. 1Cc). В мифологический период ни на чем всерьез не останавливаться и воспринимать все с иронией было свойством трикстера ( Тема XI. 7 B). (Возможно, своеобразной репетицией были интеллектуальные практики античных софистов – С. З.) Также предвестниками новой ментальности были трагические порой одиночки вроде Ницше, Стриндберга, Фрейда Модерн - уже начало трансформации ( Тема XVII. 5 H).
Постмодернизм «В своих крайних вариантах противоположные концепции колеблются от понимания постмодернизма как результата эволюции и развития принципов модернизма (Э. Гидденс, Х. Летен, С. Сулеймен) до его интерпретации как отказа от нереализованных проектов модерна (Ю. Хабермас) и акцентирования противопоставления постмодернизма модернизму (Р. Кунофф, Г. Кюнг, А. Хорнунг, Г. Хоффманн и др.). По-видимому, в масштабе краткосрочных исторических конъюнктур справедлива вторая точка зрения, а в отношении длительных – первая»[430] Антииерархизм, локализм, деконструктивизм, эклектика - основные черты постмодернизма. Соответствующему сознанию свойственна переходность как принцип и нормальное состояние. Опыт вновь становится нерасчлененным - из-за множества горизонтальных связей между элементами культурных феноменов, воспринимаемых как часть текста или сами тексты. Постмодернизм, находясь в этом состоянии, начинает отрицать бинарный принцип. К предшествующему опыту сформировалось музейное отношение - он не востребован новым сознанием. Лишь как повод для иронических пародий. Делёз говорит о бесформенном хаосе, что отличия между феноменами невозможно обозначить в связи с отсутствием эталона[431] Это третий раз в истории, когда знаковые формы замкнулись на себя. Первый - появление письменности, второй - логоцентризма. Однако, теперь знаки растворили в себе реальность ( Тема I. 2, 4 E; Тема II. 12; Тема XX. 3 B). Постмодернизм - наиболее яркое выражение падения логоцентризма ( Тема XV. 1, 6, 9, 10 ), но им дело не ограничивается, он как яркая вершина айсберга. Деконструкция ( Тема XXI. 1, 3 E, 5 ) обнаруживает волю к власти за стремлением к истине[432] «Это огромная бесконечная работа, которая постоянно должна избегать опасности классического проекта науки с её тенденцией впадать в научный эмпиризм. Работа предполагает существование своего рода двойного регистра практики грамматологии: необходимости одновременного выхода за пределы позитивизма и метафизического сциентизма и выявления всего того, что в фактической деятельности науки способствует высвобождению её от метафизических вериг <...>. Необходимо консолидировать и продолжать всё то, что в практике науки уже начало выходить за пределы логоцентрической замкнутости»[433] Постмодернист прокладывает дорогу для постличности или новой естественности ( 3, 4 ). Сам он еще не постличность, но уже явно и не классическая. Он чувствует себя комфортно в новых условиях. Его сознание - модель для будущей ментальности ( 6; Тема XX. 3, E, I). Постмодернистское сознание в определенной степени смыкается с сознанием древним, мифологическим ( Тема X. 1; Тема XI. 4 ). «Ризома», метод деконструкции напоминают первобытное мышление. Это и отказ от «центрирующей мифологемы», и иммунитет к противоречиям, фрагментарность, открытость побочным и ассоциативным значениям. Движение мысли в обоих случаях идет не по последовательной прямой, а прихотливыми зигзагами. Постмодернист обладает намного более изощренным интеллектуальным инструментарием ( Тема XVI. 1 - 4 ). Для архаика вещь и ее знак неотделимы, для постмодерниста вещь растворена в значениях и без них по сути не существует. Деконструкция превращает структурную связь в присоединительную. Но это новый уровень, здесь мышление предполагает предварительное знание о мире и о конкретном феномене, способно к интерпретации. Нужна способность к ювелирным аналитическим процедурам. У архаика разум еще не проснулся, у постмодерниста опустил руки от наплыва информации[434] «Текстовый анализ требует, чтобы мы представляли себе текст как ткань (таково, кстати, этимологическое значение слова текст), как переплетение разных голосов, многочисленных кодов, одновременно перепутанных и незавершённых. Повествование - это не плоскость, не таблица; повествование - это объём, это стереофония <...> » «Форма существования смысла <...> - не развёртывание, а взрыв: позывные, вызов принимающего, проверка контакта, условия соглашения и обмена, взрывы референций, вспышки знания, более глухие толчки, идущие «с другой площадки» (из сферы символического), прерывность действий, относящихся к одной цепочке, но не связанных натуго, всё время перебиваемых другими смыслами» ( Тема IV. 1, 2, 3М, 4, 5 ) «Текстовый анализ не стремится выяснить, чем детерминирован данный текст, взятый в целом как следствие определенной причины; цель состоит скорее в том, чтобы увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтекстовом пространстве <...> Наша цель - помыслить, вообразить, пережить множественность текста, открытость процесса означивания»[435] Деконструкция - в известном смысле попытка понять противника, ведя разговор на его языке ( Тема VI. 14 ). «Коды важны для нас лишь как отправные точки «уже читанного», как трамплины интертекстуальности: «раздёрганность» кода не только не противоречит структуре <...>, но напротив, является неотъемлемой частью процесса структурации. Именно это «раздёргивание текста на ниточки» и составляет разницу между структурой (объектом структурного анализа) и структурацией (объектом текстового анализа»[436] Все это напоминает камлания древнего шамана. Фреймы и блуждающий центр близки архаической ментальности также, но попытки постмодернизма отрицать центр и периферию, как принадлежность любой структуры - самообман[437] ( Тема VI. 15 ) Иерархии для постмодерниста - вещь не обязательная и не существенная, но это чисто теоретически. Постмодернизм - очень влиятельное явление, но он преувеличивает свою значимость. Свое противодействие метанарративизму, логоцентризму и прочим «правилам игры» он осуществляет посредством именно этих правил - стройной логической аргументации. К тому же, постмодернист как личность вписан в определенные социальные страты, имеет социальную роль. Новая культурная парадигма всегда видит себя как вытеснившую любые другие альтернативы (Тема VII. 5A-B). Однако, в социальном плане постмодернизм занимает довольно узкую нишу. Падения рационализма ( Тема XVII. 4 ) и всех возможных иерархий скорее всего не будет. Лишь некоторые иерархические структуры распались, во многом благодаря тому, что европейское сознание привыкло к состоянию перманентного отчуждения ( Тема III. 10 ), которое ранее переживалось очень мучительно. Есть эзотерическая и экзотерическая составляющие постмодерна. Постмодернисты классики действительно совершали открытия и прозрения. 2 и 3 эшелон уже отличаются определенным лицемерием. «Нам приходилось встречать таких постмодернистски настроенных литераторов, для которых в свалке разрозненных, релятивных и фантомных «следов» неявно существующего мира две вещи абсолютно несомненны и святы - тираж и гонорар. По таким параметрам этот мир они в основном и оценивают»[438] Ответственный постмодернизм имеет тенденцию к смягчению радикализма ( Тема VI. 13 B). Текстовый анализ Барта пришел в итоге к языку, способному порождать смыслы. В принципе имеется тенденция к существенному ограничению постмодернистских принципов, это, например, постнеклассика. Все больше компромиссов между инновационной и традиционной парадигмами в философии и искусстве. Ему нет масштабной альтернативы, но есть контртенденции Постмодернизм с его мыслительными конструктами и идейными установками, начинает банально надоедать. Как бы там ни было, постмодерн отражает процесс смены макропарадигмы ( Тема I. 3 B; Тема VII. 7), образ и символ исчерпания логоцентризма ( Тема XV. 1, 6, 9, 10 ), но он является еще только путем к новому сознанию. Постнеклассическое знание скорее всего заменит постмодернизм в философии в качестве передовой парадигмы. Постмодернистский интеллект растекается по синкрезису разобранных, изученных и осмысленных феноменов ( 5; Тема II. 12; Тема XX. 3 B). Постмодернизм - это отрефлексированное отрицание логоцентризма изнутри него самого ( Тема XVI. 1, 7; Тема XXI ).
Постличность Постличность или Новая Естественность (НЕ) не партиципируется к объекту ( Тема III. 2 ), не создает смысловых цепочек ( Тема XVII. 3 ), не знает и не желает знать никаких Абсолютов ( Тема XV. 1, 5 B), партиципирует к самому процессу поверхностного передвижения между смыслами ( Тема II. 12; Тема XX. 3 B). Феномены воспринимает знаково-атрибутивно. Уже на ранних стадиях инкультурации НЕ оперирует мелко раздробленными величинами. Спокойно относится к отчуждению ( Тема III. 10 ) и кризисам ( Тема XX. 1 ), и это в условиях, когда апокалипсис вполне достижим технически. Сознание постличности совершенно лишено истерики. Релятивизм, ирония и прагматизм - ее неотъемлемые черты. Постличностная и постлогоцентрическая ментальность имеет больше женских черт, чем мужской логоцентризм. Правое полушарие начинает играть куда более важную роль. Макросдвигом современности является смена доминирования Межполушарной Функциональной Асимметрии ( Тема VI. 3, 10, 14 ). Новая Естественность - обладает возобновленной, теперь уже чисто культурной интуицией. Выбирает следование определенной культурной программе окказионально, в зависимости от ситуации. Принцип НЕ означает также: не вмешиваться во внутреннюю диалектику феномена, что значит в т.ч. не препятствовать гибели нежизнеспособного (Ницше Ф.: «что падает, то нужно еще толкнуть»). Фактически это означает - конфликты не гасить, а локализовать, говорить с каждым на его языке. Все это действует, но стыдливо в современной сфере real politic ( Тема VI. 14 ). Информационное сознание не нуждается в живом контакте. Оно не будет беспокоиться по поводу методологических тонкостей. Новая естественность: «Это и феминизация сознания, и ниспровержение Слова, когда оно, лишенное сакральной прерогативы источника бытия, все более сводится к компоненту неосинкретического образа, и релятивизация связей между означающим и означаемым, и снижение способности к надситуативной когнитивности, и тенденция к инфантильно-эмоциональному мировосприятию, и частичное возрождение мышления посредством сополагания дискретных мифологем вместо обязательности логических связей, и многое другое»[439] ( Тема X ) Сознание почти машинально релятивизирует любые устойчивые принципы. Это сухое сведение неизвестного к известному, восприятие без переживания (Тема VII. 1Ac1)). НЕ появляется не внезапно, к ней вели европейские кризисы последнего времени.
Новая идентичность Новое сознание перестает быть субъектом на твердом берегу. Берегов больше нет, это идентичность я-медиатор, при которой ничего не природняется и действуют безличные направленности. Медиация ( Тема VI. 13 B) - не движение от одного полюса к другому, а базовое и перманентное состояние сознания. Ничто не воспринимается как безусловная ценность (Тема IX. 4). Бег по горизонтали как будто позволяет избавиться от проблемы отчуждения ( Тема III. 10 ). «Номадический дрейф» по Делезу. Знак заслоняет собой вещь ( Тема IV. 4 ) – это «семиотический экстремизм»[440] Объект и субъект лишь внешние условия медиации. В рационализме ( Тема XVII. 4 ) суть была в том, чтоб доплыть до смысла, теперь важно само плавание. Это остановка на самом процессе бесконечного бега (так как он горизонтальный и никуда не ведет). На Западе новое сознание формируется в философских кругах интеллектуальной элиты, но самые чистые формы НЕ рождаются в Юго-Восточной Азии. С варваром (Тема XII. 1) НЕ будет говорить на его языке, не избегает насилия, в случае прагматической необходимости легко отступит от принципов абстрактного гуманизма (Тема VII. 5С).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы