Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Березовская Ольга Владимировна



Березовская Ольга Владимировна

 

ПРОЕКТ МОДЕРН КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ВО ФРАНЦИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ

 

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки: 46.04.01 «История»

Квалификация: «магистр»

 

                                

 

                                                      Научный руководитель

к.и.н., доц.: Е. А. Татаренкова

_______________

 

 

Оценка ГЭК______________

 

 

ОРЕЛ, 2018

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. С. ТУРГЕНЕВА»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и регионоведения

Направление подготовки 46.04.01 «История»

Направленность (профиль) Всеобщая история

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой

____________ (Гелла Т. Н.)

                                                                         (подпись)

«____»____________ 2018 г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение выпускной квалификационной работы

студента Березовской Ольги Владимировны шифр

1. Тема ВКР: Проект модерн как отражение социально – политических изменений во Франции на рубеже XIX – XX веков

Утверждена приказом по университету от «___»_________ 2018 г. №__________

2. Срок сдачи студентом законченной работы «5» июня 2018 г.

3. Исходные данные работы: труды отечественных и европейских мыслителей, пресса (газеты и журналы), художественная и научно – популярная литература, картины художников.

4. Содержание ВКР (перечень подлежащих разработке вопросов): Социально – экономическое положение во Франции, внешнеполитические факторы историко – культурного разлома, модерн как проекция на искусство идей философии, тенденция революция в умах на примере ухода от религии к иррациональности, предтечи и зарождение нового художественного стиля во Франции, создание стилей не связанных с традицией.

5. Перечень графического материала: приложения, включающие в себя полотна художников и скульптуры.

6. Консультанты по ВКР (с указанием относящихся к ним разделов)

Раздел

Консультант

Подпись, дата

Задание выдал Задание принял
- - - -

Дата выдачи задания: «2» ноября 2017 г.

Руководитель ВКР                 _____________ Татаренкова Е. А.

Задание принял к исполнению _____________ Березовская О. В.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Наименование этапов ВКР Срок выполнения этапов работы Примечание
Изучение историографии проблемы. Составление библиографии по теме ВКР Октябрь – ноябрь 2017 г.  
Сбор материалов, анализ источниковой базы Декабрь 2017 г.  
Составление плана работы, определение объекта и предмета исследования, цели и задач, хронологических рамок ВКР Январь 2018 г.  
Подготовка текста первой главы ВКР Февраль 2018 г.  
Подготовка текста второй главы ВКР Март 2018 г.  
Подготовка текста 3 главы ВКР Апрель 2018 г.  
Подготовка текста введения и заключения Май 2018 г.  

 

Студент               ______________ Березовская О. В.

 

Руководитель ВКР ______________ Татаренкова Е. А.


 

АННОТАЦИЯ магистерской диссертации

«Проект модерн как отражение социально – политических изменений во Франции на рубеже XIX – XX веков», выполненной Березовской О. В.

на кафедре всеобщей истории и регионоведения ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева» по специальности:

46.04.01. Всеобщая история

Исследование посвящено проблеме появления новых течений в искусстве и культуре Франции на рубеже XIX – XX веков в следствие изменений социально – политической ситуации в стране. Основное внимание уделено изучению социального, экономического и политического положения в стране рассматриваемого периода, изучению новых течений и концепций в философии, литературе. Важное место в работе занимает искусство Модерна.  

При написании работы использовались следующие методы исторического исследования: историко – типологический, метод комплексного анализа, историко – системный метод, что позволило определить изменения во Франции, которые способствовали появлению нового направления в искусстве – модерна, а также исследовать его специфику.

В первом пункте первой главы работы рассматриваются исторические условия, которые способствовали изменению мировоззрения французов в последней трети XIX века. Во втором пункте первой главы проводится анализ влияния на культуру Франции внешнеполитической ситуации, а именно, показан историко-культурный надлом в связи с поражением французов в Франко-прусской войне. Вторая глава данной работы уточняет роль в распространении модерна философских концепций на рубеже XIX - XX веков и раскрывает причины родства символизма в концепции модерна. В первом пункте третьей главы оценивается значение постимпрессионистов в формировании нового направления в живописи, определяется, что явилось первой стадией модерна. Во втором пункте третьей главы описываются и структурируются новые направления стиля модерн во Франции.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что предпринята попытка дать системную, целостную картину развития французской культуры на рубеже XIX – XX веков.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы работы можно в дальнейшем использовать для проведения исследований по проблемам истории Франции, культуры и искусства.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов данного исследования в рамках исторических и культурологических дисциплин, при подготовке учебных пособий, а также лекций и семинаров по истории стран Запада, истории культуры и искусства стран Запада и тд.

Ключевые слова: культура Франции, Франция на рубеже XIX – XX веков, философия А. Бергсона, философия Ф. Ницше, философия жизни, церковь во Франции конца XIX века, французский реваншизм, Франко – прусская война, символизм, постимпрессионизм, модерн, авангард, фовизм, кубизм, экспрессионизм.

 


 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. . 7

ГЛАВА I Политические и Ссоциально-политическиеые коллизии как детерминанта, определившиепроцесса процесс трансформации культуры Франции. 19

I. I Социально – экономическое положение в стране на рубеже XIX-XX  веков 19

I. II Внешнеполитические факторы историко-культурного разлома. 26

ГЛАВА II «ДУХОВНЫЙ» КЛИМАТ ФРАНЦИИ И, ОПРЕДЕЛИВШИЙ РОЖДЕНИЕ МОДЕРНА. . 43

II. I Модерн как философская проекция на искусство идей философии. 43

II. II Революционаризм и Тенденция революции в умах на примере ухода от религии к иррациональности. Зарождение Ссимволизма. 54

ГЛАВА III АР НУВО И ЭПОХА НОВЫХ ОБРЕТЕНИЙ. . 69

III. I Предтечи и зарождение нового художественного стиля во Франции. 69

III. II Создание нетрадиционных художественных стилейстилей, не связанных с традицией. 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 96

БИБЛИОГРАФИЯ. . 98

ПРИЛОЖЕНИЯ. . 107

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Конец XIX – начало XX века был осознан как время подведения итогов и размышления о новых путях развития во всех сферах жизни французов. Это время связано с развёртыванием процессов, судьбоносных для всего человечества, событиями глобального масштаба, определяющими динамику развития современной цивилизации. Именно в этот период складываются необходимые причины и предпосылки для основ будущей культуры Европы, которую между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом назовут модерном.

«Модерн», «Ар нуво», «Новый стиль», «Стиль Либерти» и т.д. – всё это обозначения одного и того же явления, которое возникло в конце XIX  векаXIX века и объединило художников с разными манерами и творческими устремлениями во Франции. «Новое движение возникло одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга»[1].

 Наследие модерна сложно и многолико, оно содержит как художественные открытия, так и отпечатки неразрешенных противоречий. Модерн принадлежит не только сфере искусства, не вышел бы он за рамки малозаметного направления, не стал бы масштабным «современным стилем» без единственного соединения художественных, эстетических, технических течений, социальных и политических аспектов эпохи.

Последняя треть XIX века характерна глубоким кризисом, охватившим европейскую культуру, который являлся следствием многочисленных явлений и, выражающихся в них, настроений общества. Развитые умы того времени были разочарованы в прежних идеалах, они ощущали гибель и вымирание существующего общественно-политического строя, надвигающегося затмения и «гибели народов», что и отразилось на искусстве.

Французы первые ощутили то настроение, которое было принято называть «findesiecle» («конец века») как обозначение всеобщего кризиса, в котором оказалась страна[2]. Это было закономерно и обусловлено ведущей ролью Франции в политической, общественной и культурной жизни Европы.

Интеллектуальная элита Франции принялась снова пересматривать своё место и роль в мире. Классовая борьба, протекающая в ясных формах между буржуазией и пролетариатом, поражение во франко-прусской войне 1870-1871 годов, отсутствие целостнойотсутствие целостной и определённой «картины мира» дали корни новому искусству, культурным «нормам», которых не существовало до этого. Возникли новые черты и интересы, такие как: привлечение внимания человека к самому себе, переосмыслению своих возможностей, ориентиров, смыслов и целей. И, именно, данные черты дали почву для нового стиля -стиля - модерн.

Особо остро эти тенденции проявились в конце XIX — начале XX веков, когда окончательно утвердился отказ от реалистического изображения видимой действительности, революционно-разрушительный пафос к академическому искусству и традиционным ценностям искусств, переход к эстетическому новаторству не просто в искусстве, но и психологии человека. Появляется новый тип творца искусства «как личности, наделённой правом творить вымышленный «второй мир» по воображению»[3].

Возникает феномен «эксперимента» собственного творчества. Наблюдается стремление к стиранию границ между видами художественной деятельности и к новому синтезу искусств, что наглядно демонстрирует модерн, который во Франции.Франции.

Необходимо отметить и попытку создания «философии искусства», которую необходимо рассматривать в комплексе с манифестами, статьями, выступлениями и литературными произведениями.

На современном этапе, когда, как выразился современный русский писатель Михаил Иосифович Веллер: «Европа находится в стадии упадка цивилизации»[4] исследование истории трансформации культуры приобрело особую актуальность, так как ярким примером служит зарождение модерна.

Сегодня отношение к новому течению и «стилю жизни» не однозначно. Одни учёные считают, что модерн не решил задачи, которые мечтали поставить художественные направления более раннего периода, другие, при восстановлении общей картины истории культуры и искусства Франции в конце XIX – XX веков не принимают во внимание его вклад.

Объектом исследования, в рамках настоящей работы, является история культурной трансформации Европы.

Предметом исследования, стало возникновение и распространение проекта модерн под призмой взаимодействия комплекса культурно-исторических факторов в эволюции Франции на рубеже XIX —XX веков.

Историография проблемы. В отечественной и зарубежной литературе можно найти огромное количество исследовательского материала по проблеме зарождения модерна.  Необходимо отметить, что, несмотря на обширный исследовательский материал, проблема причин изменения французской культуры именно в широком культурологическом смысле остаётсясмысле остаётся открытой, так как большинство работ затрагивают отдельные аспекты трансформации искусства и носят, в основном, описательный характер.

Основополагающими трудами по истории Франции, которые были использованы в рассмотрении вопросов истории Франции, являются издания «История XIX века» под редакцией Лависса и Рамбо[5], «Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870 – 1918 г.»[6] и «История Франции»[7]. Был привлечён пласт исследований по вопросам социально-исторической ситуации Франции как современников, так и учёных настоящего времени. История Франции издавна обращала на себя внимание всех мыслящих людей мира, в частности России. А идейные, интеллектуальные, культурные связи в конце XIX века необычайно расширились, в связи с этим интерес к этой стране среди русских современников ещё более усилился. Отечественные историки того времени, в большей мере, в исследовательских работах, уделяют внимание её политическому развитию. Среди наиболее крупных представителей «русской исторической школы», глубоко разрабатывающих темы по истории Франции, являются А. З. Манфред[8] и В. И. Антюхина - Москвиченко[9].

Большой интерес к истории Франции рассматриваемого периода проявляли и проявляют интерес западные исследователи: Д. Боган «Развитие современной Франции (1870 - 1939)»[10], Д. Лежен «Франция прекрасной эпохи, 1896 – 1914»[11] и другие.

Особую ценность для нас имеют исследования культурно-исторического характера, которые обобщают и анализируют конкретный материал по истории культуры. Примером таких работ является труд Л. Е. Кертмана «История культуры стран Европы и Америки 1870 — 1917»[12]. В данной работе осуществляется попытка синтезировать различные явления культуры с помощью материалов искусства Франции.

Чрезвычайно много исследований, которые посвящены отдельным направлениям философских концепций, символизму, постимпрессионизму и модерну. В. И. Раздольская «Искусство Франции второй половины XIX века»[13], П. А. Сапронов «Курс лекций по теории и истории культуры»[14], А.В. Луначарский «Статьи об искусстве»[15] и др.

Специализированные исследования, посвящённые проблемам изменения искусства Франции в результате поражения во франко-прусской войне крайне мало. Яркой представляется диссертационная работа Бодрова А.В. «Первые годы после Седана: Германский фактор французской политики, общественного сознания и культуры в 1870-е годы»[16], в которой рассматриваются воззрения французских учёных, писателей, художников и поэтов того времени, как творцов общественного мнения и индикаторовдля понимания, существовавших культурно-исторических стереотипов во Франции. Что особенно важно для нас, здесь сделана попытка определить степень французского реваншизма и героизации поражения, выраженных во французском искусстве и литературе.

Тему соперничества Франции и Германии продолжают статьи М. Вашона «Художественная война с Германией» и А. де ла Сизеранна «Искусство во время войны», которые описывают ситуацию в искусстве в 1914 – 1918 гг. Важный вклад в изучение данной проблемы внёс В. П. Подольников, который в статье «Патриотизм Французского общества в начале Франко – прусской войны 1870 – 1871 годов (по произведениям французских писателей)» рассмотрел феномен патриотизма французского общества на начальном этапе военных действий, который был ярко отражён в произведениях французских писателей – современников.

По причине Из-за отсутствия иных исследований, посвящённых изменению французского искусства в результате поражения во франко-прусской войне, был использован ряд материалов и авторитетных оценок отечественных авторов, работы которых появились в связи с франко-российским сближением в области культуры. Одним из первых к данной проблематике обратился исследователь А. З. Манфред. В 1961 году была опубликована его книга «Очерки истории Франции XVIII — XX веков»[17], в которой историк рассматривал причины, которые способствовали сближению двух стран, в частности, поражение при Седане.

Кроме того, в 60-е годы был издан ряд научных статей, касающихся восприятия творчества отдельных русских писателей во Франции и французских в России. Особый интерес для нас представляют статьи М. Г. Ладария «И.С. Тургенев и классики французской литературы»[18] и Э. И. Мазовецкой «Из истории переводов Э.Золя в России»[19].

А в современной историографической науке статья В. А. Лукова «Русская литература: генезис диалога с европейской культурой»[20] также весьма полезна для данной работы. ЧЕМ ПОЛЕЗНА?

Тема обращения к примитивному искусству и полный анализ в работе французского учёного Ж. Лода «Французская живопись 1905 – 1914 годов и негритянское искусство» (1968) охватывают сложнейшую проблематику освоения модерном наследия неевропейских культур, показанную через призму «примитивистов» - Гогена, Матисса и Пикассо.

В 1970 – 1980 годы в советском искусстве начал проявляться интерес к модерну, в ходе знакомства с трудами западноевропейских учёных, советские искусствоведы решилиискусствоведы решили заняться также этим стилем. Появились работы таких учёных как Л. И. Танаева, В. Н. Прокофьева, Г. С. Островскийого и др. Их общий труд «Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени» (1983) даёт теоретическую основу изучения искусства п римитивизма а.

При изучении нового нетрадиционного искусства Франции — модерна особый интерес представляли отдельные работы о жизни и творчестве личностей, крупных фигур модерна, о разнообразных его течениях.

К первым значимым работам становления и развития авангарда необходимо отнести искусствоведческие и философско-эстетические труды западных и отечественных исследователей. Это работы Н.работы Н. В. Геташвили, С. Батраковой, В. Турчина, А. Перрюшо, Д. Ревалда, А. Якимовича и др.

Публикация М. А. Бессоновой рассматривает проблемы взаимодействия художников модерна с «мастерами - примитивистами», где последние явились предтечами нового искусства. Исследование С. Батраковой «Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо»[21] позволило нам наиболее полно осветить состояние французской живописи постимпрессионизма и течений модерна. Автор анализирует различныеанализирует различные вопросы авангардного творчества, рассматривая жизнь и творчество наиболее значительных мастеров рассматриваемого периода: Сезанн, Пикассо, Брак и др. Батракова считает, что художники познавали мир и воплощали его на своих полотнах в игровой, театрализованной форме, что доказывает уже «неклассические» творческие методы мастеров модерна.

Монография Джона Ревалда «Постимпрессионизм. От Сезанна к Пикассо»[22] даёт ценные сведения о постимпрессионистах, которых многие исследователи считают предтечами кубистов. В работе рассматривается короткий период, примерно, семь лет, но он очень богат событиями в художественной жизни Франции.

Докторская диссертация А. К. Якимовича «Рождение авангарда»[23] (1998) основательно и полно даёт сведения исследований искусствоведческой направленности авангарда. Так же он использует понятие, которое ранее не применялось в науке об искусстве — «удвоение парадигм» т.е. различных методов пересечений, сближений, которые направлены друг против друга.

Огромный вклад в исследование модерна внёс В. С. Турчин своими многочисленными работами, которые начали публиковаться с конца 60-х годов. Особый интерес для нас представляет публикация «По лабиринтам авангарда»[24](1993), в которой рассматриваются в целом различные течения авангарда от истоков до конца XX века. В работе содержится целостный образ искусства Франции, выделен ряд центральных проблем, даётся анализ направлений модерна рассматриваемого периода: фовизм, кубизм, экспрессионизмкубизм, экспрессионизм и др., описывается жизнь и творчество художников. Одним из наиболее полных исследований стиля модерн необходимо считать и труд Д. В. Сарабьянова «Стиль модерн»[25](1989 г.), в котором читатель узнаёт о предыстории модерна, его развитии, школах, которые реализовывали модерн и его традиции. Монографии Е. Б. Муриной «Проблемы синтеза пространственных искусств»(1982)[26]и Т. И. Володиной «Модерн – проблемы синтеза»(1994)[27] представляются не менее интересные в изучении проблемы синтеза искусств.

Ценные сведения о жизни и творчестве представителей постимпрессионизма содержатся в трудах Перрюшо «Жизнь Гогена»[28] и «Жизнь Ван Гога»[29], в которых перед читателем раскрываются все стороны творчества художников.

Историографический анализ показал, что, несмотря на успехи в разработке отдельных аспектов темы, рассмотрение модерна как отражение социально – политических изменений во Франции в конце XIX – начале XX веков не стала предметом специального исторического исследования. В связи с тем, что обобщающие работы по изучаемой проблеме практически отсутствуют, изучение истории культуры Франции заслуживает более подробного изучения, попытка которого предпринята в данной работе.

Целью исследования нашей работы является выявление типологических особенностей и обстоятельств, которые обусловили появление нового искусства - модерн, а также, детальное исследование предпосылок зарождения модерна и воссоздание целостной картины развития данного направления во Франции на рубеже XIX — XX веков.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. рассмотреть и охарактеризовать исторические условия, которые способствовали изменению мировоззрения французов в последней трети XIX века;

2. проанализировать влияние на культуру Франции внешнеполитическую ситуацию, а именно, поражение во франко-прусской войне и показать историко-культурный надлом в связи с данным явлением;

3. уточнить роль в распространении модерна философских концепций на рубеже XIX - XX веков и раскрыть причины их участия в формировании миропонимания;

4. показать степень влияния на новый проект  и уровень внедренностиучастие и родство символизма в концепциюи модерна;

5. оценить значение постимпрессионистов в формировании нового направления в живописи, определить, что явилось первой стадией модерна;

6. выявить и структурировать новые направления стиля модерн во Франции;

Хронологические рамки. В работе предполагается рассмотреть период с последней трети XIX по начало XX века, так как сознание современников было трансформировано потрясением — Первой мировой войной, которая ознаменовала переход в качественно новую эпоху. ОБОСНОВАНИЕ ПЕРВОЙ ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ РАМКИ вначале

В результате индустриализации во Франции начались культурные изменения, которые были условиями и факторами, предопределившими характер изучаемой темы. Так же, следует отметить, что, изучая культуру, мы не можем начинать её с точной даты, так как её изменения подготавливались ещё с середины XIX века.

Источниковая база. Исходя из специфики истории культуры, которая основана на духовной жизни общества, необходимо рассмотреть культурно-исторические источники, которые помогают раскрыть суть того или иного вопроса. Культурные особенности развития необходимо рассматривать, основываясь на материалах, изначально субъективных — литературных произведениях, памятниках искусства, философских концепциях, письмах и т.д. В связи с этим, задача усложняется для нас ровно настолькотем, насколькчто историк выявитдолжен найти объективное в субъективном, сопоставить эмоциональный заряди современников и эпохи с рациональной картиной того периода, поэтому, источником могут быть, буквально, все явления культуры данного периода.

Таким образом, работа написана на основе разнообразных по характеру и содержанию источников, которые можно разделить на несколько групп:

1. Мемуарно-эпистолярная литература, материалы литературной и художественной критики. Так как здесь даётся широкий пласт информации по культурной жизни Франции и философское обоснование проблем своего времени (сочинения таких деятелей интеллектуальной элиты Франции, как А. Франс[30], Ш. Бодлер; письма Ван Гога[31], К. Моне[32], Г. Флобера[33], П. Гогена[34], Э. Дега[35], Э. Золя[36] и др.). Так же необходимо учитывать мнения не только французских деятелей, чтобы определить степень субъективизма. Мы обращаемся к сочинениям К. Маркса[37] и Ф. Энгельса[38], М.Е. Салтыкова-Щедрина[39], А.И.Герцена[40]. Кроме того, особенно ценно для историка то, что специфика публицистики и критики является актуальной, и понимание и анализ артефактов культуры происходил в то время, когда они создавались. В качестве художественных критиков выступали блестящие писатели — Э. Золя[41], Ш. Бодлер[42], С. Маелларме и многие другие.

Большой вклад в осмысление модерна внесла литература эстетического характера, статьи писателей и художников, например, А. Бенуа и М. Волошина.

2. Манифесты направлений и программы течений, которые представлены примитивизмом, натурализмом, символизмом, философскими трудами А. Шопенгауэра[43], Ф. Ницше[44], О. Шпенглер[45] и В.С. Соловьёва[46].

3. Комплекс идей, вызванный многочисленными попытками осмыслить и разъяснить изменения, происходящие во французском государстве -государстве - научно-философские концепции и эссе, которые в XIX веке получили широкое развитие. Они интересны не только как идеи, но и как авторские позиции, где даётся оценка современности — вступления, отступления, комментарии (А. Бергсон[47]).

4. Литературные произведения, которые представлены, в первую очередь, романами французских писателей XIX - начала XX веков. (Ги де Мопассан[48], П. Лоти[49], Г. Апполинер, Э. Золя[50], В. Вальмон[51] и др.). В данную группу источников можно отнести поэзию Ж.-Б. Клемана, Э. Потье[52], Ф. Коппэ, Ш. Пеги[53] и французских символистов, которые отразили моральные ценности и настроения той эпохи.

5. Произведения искусства, примером которых служит живопись Франции. Особую значимость имеют полотна постимпрессионистов и их последователей – примитивистов, группы «Наби», художников Модерна и дрдр.), которые изображали на своих полотнах дух, царивший в Париже в конце XIX - начале XX веков.

Таким образом, обилие фактического материала позволяет решить поставленную задачу изадачу и дать панорамную картину ситуации, в которой формировался новый стиль.

Методология работы. При написании работы использовались следующие методы исторического исследования: историко -– типологический, метод комплексного анализа, историко –- системный метод, что позволило определить изменения во Франции, которые способствовали появлению нового направления в искусстве – модерна, а также исследовать его специфику.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка дать системную, целостную панорамкартину развития французской культуры на рубеже XIX – XX веков.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы работы можно в дальнейшем использовать для проведения исследований по проблемам истории Франции, культуры и искусства, а также при подготовке авторских лекционных курсов..

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов данного исследования в рамках исторических и культурологических дисциплин, при подготовке учебных пособий, а также лекций и семинаров по истории стран Запада, истории культуры и искусства стран Запада и тд.

Апробация работы прошла в рамках участия в конференциях «Неделя науки – 2016, 2017» на историческом факультете «Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева».

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав (шести параграфов), заключения, библиографии и приложений.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рубеж XIX – XX столетия был временем активного изменения французской культуры в различных её областях. Идёт речь о переходном периоде в культуре, произошедшем в результате важнейших социально-экономических, политических и идеологических потрясений, происходивших в Париже. Завершившийся промышленный переворот, обогатившаяся буржуазия, открытия в науке и технике, расширения территориальных владений в ходе колониальных завоеваний, поражение во франко-прусской войне, возросший уровень образования и духовного достояния населения — все это не могло не сказаться на восприимчивой французской интеллектуальной элите, которой было необходимо адаптироваться в новой исторической ситуации. Поток новейшей информации, который не мог моментально усвоиться французом, вылился во всеобщую переоценку ценностей, которая породила ощущение «fin de siecle», а вместе с ним и новое направление в искусстве - модерн.

Подводя итоги исследования, можно уверенностью сказать, что изменения ментальных черт повлекли за собой изменения в самой культуре. История культуры Франции переходных десятилетий, будучи рассмотренной в системном ключе, позволяет оценить кризис французской культуры как кризис – трансформацию, в ходе которой появился новый проект модерн.

Тема кризиса и перелома во французской культуре конца XIX — начала XX веков является сквозной в художественных произведениях и философских сочинениях того времени. Именно данные источники помогли реконструировать главную идею нового направления в искусстве – Модерна. 

Как показало исследование, развитие модерна, «переломной» культуры проходило в процессе противоречий господствующей буржуазной культуры и демократической, которая нашла способы борьбы в новых направлениях искусства.

Так же, в ходе проведённого исследования удалось выяснить, что французская культура в результате внешней политики также потерпела трансформацию, связанную с поражением во франко — прусской войне, Первой мировой войне и колониальными захватами. Катастрофа 1871 года привела к краху французской исключительности и веры в истинное превосходство. Чтобы поднять национальный дух, французской интеллигенцией создаётся новое искусство патриотизма, и реваншизма, проводятся промышленные выставки, налаживаются новые международные связи. Так, с данного периода налаживаются русско-французские культурные связи. Россия перестала отожествляться у французов как «страна варваров».

Можно констатировать и то, что французская культура приняла новую концепцию иррационалистической философии. Многие европейские философы показали всему миру свои работы, идеи которых перенимали и художники. Ф. Ницще, А. Бергсон, А. Шпенглер обратились к иррационализму и совершенно новому подходу в миропонимании. Особенно заметна данная философско-мироощутительная тенденция в художественном отражении мира: проект модерн или авангардное искусство, через которое художник выражал своё «новое видение мира» в форме различных символов.

Рождение нового проекта Модерн на рубеже XIX – XX веков наиболее значимая тенденция не только в французской истории, но и в европейской, так как она предопределила судьбу специфической западной культурно-исторической самоидентификации Европы в XX веке.

 

 



БИБЛИОГРАФИЯ

Источники

Мемуарная и эпистолярная литература

1. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. М., 1999.

2. Бергсон А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 4. Вопросы философии и психологии. СПб., 1914.

3. Бодлер Ш. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1-7. М., 2015.

4. Бодлер Ш. Стихотворение «Падаль» // Электронная библиотека: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.e-reading.club/book.php? book=149072. Дата обращения: 25.04.2018

5. Ван Гог В. Письма. М., 1966.

6. Ван Гог В. Письма к друзьям. М., 2015.

7. Ван Гог В. Письма к брату Тео. М., 2012.

8. Герцен А. И. Собрание сочинений в 13 т. Т. 5. М., 1955.

9. Герцен А. И. Письма из Франции и Италии. М., 1934.

10. Гоген П. Письма. Ноа Ноа. Л., 1972.

11. Готье Т., Лакоссад О., Бодлер Ш. и др. Уснувший в ложбине. Французские поэты XIX века. М., 2014.

12. Изергина А. Н. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания. Документы. Л., 1969.

13. Крамской И. Н. Письма, статьи. Т. 1. М., 1966.

14. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения в 36 т. Т. 1. М., 1955.

15. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения в 36 т. Т. 18, 36. М., 1961.

16. Матисс А. «Заметки живописца» // Мастера искусства об искусстве. М., 1934.

17. Моне К. Картины из музеев Светского Союза. Л., 1990.

18. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. Киев, 1994.

19. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т. 1-2.

20. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ф. Ницше. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993.

21. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Веселая наука. Злая мудрость. Минск, 1997.

22. Письмо Гогена Шуффенекеру от 14 августа 1888 г., Понт-Авен. Сочинения. № 67.

23. Соловьев В. С. Собрание сочинений. В 10 т. СПб., Т. 7.

24. Серж В. От революции к тоталитаризму: Воспоминания революционера / пер. с фр. Ю. В. Гусевой, В. А. Бабинцева. М., 2001.

25. Сарсэ Ф. Осада Парижа 1870 – 1871 гг. Впечатления и воспоминания. СПб., 1871 // Вестник Европы. 1871. Т. 4

26. Пикассо П. Каталог. Л., 1982.

27. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 20 томах. Т. 14. М., 1972.

28. Салтыков-Щедрин М. Е. Письма из Франции и Италии. М., 1946.

29. Соловьев В. С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 7, 10. СПб., 1903-1904.

30. Трубецкой С. Н. Смерть В. С. Соловьева. М., 1990.

31. Флобер Г. «Письма (1835 — 1880)».Т. 7. М., 1937.

32. Франс А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 2. М., 1960.

33. Франс А. Современная история. М., 1964.

34. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1. М., 1992.

Произведения современников

1. Вальмон В. Прусский шпион: роман из последней франко – Германской войны. М., 1873.

2. Франс А. Остров пингвинов. М., 2012.

3. Леконтде Лиль Ш. Античные, Варварские, Трагические и Последние стихотворения: В 4 т. / Пер. с франц. М.: Водолей, 2016.

4. Мопассан Г. Милый друг. Жизнь. Новеллы. М., 2010.

5. Мопассан Г. Рассказы, М., 1950.

6. Нордау М. Из действительной страны миллиардов. Парижские этюды и очерки. Т. 2. СПб., 1879.

7. Пеги Ш., Блажен, кто пал...: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.stihi.ru/2010/03/24/3677. Дата доступа: 15.04.2018.

8. Поэзия французского символизма. М., 1993.

9. Кротков А. Уснувший в ложбине. Французские поэты XIX века. М., 2014.

10. Выдержки из бельгийских газет // « L'Artmoderne» газета. 1891. 29 марта.

11. Золя Э. Мои воспоминания из военных лет (Парижские письма) // Вестник Европы. Кн. VI. 1877.

12. Золя Э. Тьер, основатель Третьей республики (Парижские письма) / Э. Золя // Вестник Европы. Кн. X. 1877. Октябрь.

13. Золя Э. Разгром // Собрание сочинений. В 26 т. М., 1964. Т.15.

14. Poggioli R. The Theory of the Avant-Garde. Cambredge, 1968.

Периодические издания

1. Аграновская М. Эдуард Мане «Олимпия» // Партнер. 2008. №5.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.partner-inform.de/partner/detail/2008/5/243/2927. Дата доступа: 13.03.2018.

2. Бессонова М. А. Об отношении к примитиву и наивности в восточно-европейском искусстве межвоенного периода. // Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы 20-30-х годов XX века. М., 1995.

3. Бодров А. В. Первые годы после Седана: Германский фактор французской политики, общественного сознания и культуры в 1870-е годы /А. В. Бодров. // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Вып. №8. 2011.

4. Войскунская Н. Тело. Искусство и наука / Н. Войскунская. // Международная панорама. 2005.

5. Герштейн Э. К проблеме экзотизма в искусстве Франции / Э. Герштейн. // Мир искусств. Альманах. Вып. 4. СПб., 2000.

6. Геташвили Н. Европа. Живопись 20 века / Н. Геташвили. // Современная Европа. 2007. №2.

7. Лосский Н. О. Бергсон // Биржевые ведомости. 23 декабря 1916.

8. Мазовецкая Э. И. Из истории переводов Э.Золя в России / Э. И. Мазовецкая. // Русская литература. 1974. №1.

9. Максимов В. И. Французский символизм — вступление в двадцатый век / В. И. Максимов. // Французский символизм. Драматургия и театр. 2001.

10. Моисеева Е. Н. Литература о путешествиях в колониальную эпоху как социокультурный феномен / Е. Н. Моисеева. // Вестник Пагс. 2014.

11. Норвежский О. Cabaret // Театр и искусство. 1910. №10.

12. Панов Н. А. Особенности реализации ценностей в поэзии французского символизма / Н. А. Панов. // Вестник Новгородского государственного университета. 2003. № 24.

13. Поляков О. Б. Взаимовлияние культур… / О. Б. Поляков. // Россия и Франция XVIII-XX вв. Вып. 5. М., 2005.

14. Полякова О. Б. Взаимовлияние культур России и Франции во второй половине XIX – начале XX / О.Б. Полякова // Россия и Франция XVIII - XX века. 2001.Выпуск 4.

15. Предтеченский А. В. Художественная литература как исторический источник // Вестник Ленингр. Ун-та. 1964. №14. Вып. 3.

16. Пресс А. Картины Индии // Вестник иностранной литературы. 1903. №26.

17. Прокофьев В. Н. О трёх уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) / В. Н. Прокофьев. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983.

18. Ровенко Е. Искусство Клода Дебюсси и Одилона Редона в контексте «Философии времени» Анри Бергсона / Е. Ровенко. // Научный вестник Московской консерватории. 2011. №3.

19. Румянцева Т. Г. Философия жизни как проект тотальной критики разума / Т. Г. Румянцева.  // Философия и социальные науки. 2010. № 1.

20. Сарсэ Ф. Осада Парижа 1870 – 1871 гг. Впечатления и воспоминания / Ф. Сарсэ. // Вестник Европы. СПб., 1871. Т. 4.

21. Танаева Л. И. О низовых формах в искусстве Восточной Европы в эпоху барокко / Л. И. Танаева. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983.

22. Федотова Т. Л. Философия Анри Бергсона и кубизм / Т. Л. Федотова. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2012. № 143.

23. Шакирова Е. З. Хроника иностранной литературы / Е. З. Шакирова. // Вестник иностранной литературы. 1892. №3.

Научно-исследовательская литература

1. Абеляшева Г. В. Импрессионизм / Г.В. Абеляшева. М., 2004.

2. Андреев Л. Г. Зарубежная литература XX века / Л. Г. Андреев. М., 2004.

3. Антюхина — Москвиченко В. И. Третья республика во Франции. 1870-1919 / В. И. Антюхина – Москвиченко. М., 1986.

4. Арзаканян М. Ц. История Франции / Арзаканян М.Ц. и др. М., 2007.

5. Аркин Д. Мастера искусства об искусстве / Д. Аркин, Б. Терновец; под общей ред. Аркина Д. М., 1937. Т. 5.

6. Артюр Рембо - биография. // Электронная библиотека отечественной и зарубежной поэзии XIX-XX вв.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia25.html. Дата обращения 15.05.2018

7. Батракова С. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо / С. Батраква. М., 1996.

8. Бердяев Н. А. Кризис искусства / Н.А. Бердяев. М., 1990.

9. Бодров А. В. Первые годы после Седана: Германский фактор французской политики, общественного сознания и культуры в 1870-е годы. СПб., 2011.

10. Брюнетьер Ф. Отличительный характер французской литературы. Одесса, 1893.

11. Брюнетьер Ф. Европейская литература XIX века. М., 1900.

12. Брюнестьер Ф. Возрождение идеализма. Одесса, 1897.

13. Биографии художников. Анри Руссо (1844-1910): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //gallerix.ru/read/anri-russo/. – Дата доступа: 18.04.2018.

14. Бусев М. Примитивизм во французском изобразительном искусстве конца XIX – начала XX века. Поль Гоген. // Примитив. Грани проблемы. М., 1992.

15. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании, социально — философские аспекты / Т.Е. Васильева. М., 1988.

16. Вальмон В. Прусский шпион: роман из последней франко – Германской войны. М., 1873.

17. Великовский С. И. Умозрения и словесность. Очерки французской культуры. М., 1998.

18. Вентури Л. Импрессионизм / Л. Вентури. Л., 1969.

19. Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.

20. Всемирная история: В 24 т. Т.17. Национально – освободительные воины XIX века. Минск, 1999.

21. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше Д. Галеви. Рига, 1991.

22. Глэз А., Мэтцэнже Ж. О кубизме. М., 1913.

23. Давидич Т. Р. Стиль как язык архитектуры / Т. Р. Давидич. Харьков, 2010.

24. Данилин Ю. И. Очерк Французской политической поэзииXIX века / Ю.И. Данилин. М., 1974.

25. Данилин Ю.И. Поэты Парижской Коммуны. Т. 1. М., 1947.

26. Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана / Ю. Данилин. М., 1968.

27. Евнина Е.М. Ги де Мопассан / Е.М. Евнина. М., 1976.

28. Желубовская Э.А. Крушение Второй империи и возникновение Третьей республики во Франции / Э.А. Желубовская. М., 1956.

29. Зомбарт В. Социализм и социальное движение в XIX столетии. СПб., 1902.

30. История XIX века. Под ред. Лависса и Рембо в 8 томах. М., 1939. Т. 7-8.

31. Кантор В. «Крушение кумиров», или одоление соблазнов / В. Кантор. М., 2011.

32. Карташев П.Б. Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве: научная монография/ П.Б. Карташев; отв. Ред. В.А. Луков. М., 2009.

33. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки 1870 — 1917 / Л.Е. Кертман. М., 1987.

34. Ковалева Т.В. Французская литература конца ХІХ - начала ХХ века / Ковалёва Т.В. Минск, 1997.

35. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / В.В. Васильева. М., 2004.

36. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870—1900 / В.А. Крючкова. М., 1994.

37. Ладария М.Г. И.С. Тургенев и классика французской литературы / М.Г. Ладария. Сухуми: Алашара, 1970.

38. Линдсей Дж. Поль Сезанн / Дж. Линдсей. Ростов-на-Дону, 1997.

39. Линдсей Дж. Поль Сезанн. Ростов-на-Дону, 1997 // Большая онлайн библиотека: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.e-reading.club/bookreader.php/1022719/Lindsey_-_Pol_Sezann.html. Дата обращения: 15.05.2018

40. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.

41. Луков В.А Русская литература: генезис диалога с европейской культурой В.А. Луков. М., 2006. 

42. Луков В.А. Французский неоромантизм. М., 2009.

43. Луначарский А. В. Статьи о литературе / А.В. Луначарский. М., 1957.

44. Луначарский А. В. Об искусстве в 2 томах / А.В. Луначарский. М., 1982. Т. 1.

45. Макашин, С. А. Литературное наследство: в 2 ч. / С.А. Макашин. М., 2005. 2 ч.

46. Макшин М. Н. Сочинения в 30 томах / М.Н. Макшин. М., 1998. Т. 29-30

47. Манфред А. З. Образование русско-французского союза / А.З. Манфред. М., 1975.

48. Манфред А. З. Очерки истории Франции XVIII—XIX вв. / А.З. Манфред. М., 1961.

49. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры / А.Н. Маркова. М., 2000.

50. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс С. Московичи. М., 1998.

51. Мольтке Х. История германо – французской войны. М., 1937.

52. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870 – х годов – 1918 г. Под ред. И.В. Григорьевой. М., 2001.

53. Новицкий В.Ф. Военная энциклопедия в 20 томах / В.Ф.Новицкий. М., 1915. Т. 18.

54. Нордау М. Из действительной страны миллиардов. Парижские этюды и очерки М. Нордау. СПб., 1879.

55. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры / С.Ф. Одуев. М., 1976.

56. Перрюшо А. «Жизнь Гогена» / Перрюшо. М., 2013.

57. Петухов А. В. Ар деко и некоторые аспекты художественной жизни Франции первой четверти XX века / А. В. Петухов. М., 2003.

58. Прокофьев В. Н. Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени / В. Н. Прокофьев. М., 1983.

59. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века / В. И. Раздольская. Л., 1981.

60. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

61. Ревалд Д. История импрессионизма / Д. Ревалд. М., 1997.

62. Ревалд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена / Д. Ревалд. М., 1996.

63. Рогинская А. Е. Очерки по истории Франции XVII—XIX вв. / А. Е. Рогинская. М., 1958.

64. Ромм А. Матисс. М., 1935.

65. Стеклов Ю.М. Поэзия революционного социализма / Ю.М. Стеклов. П., 1923.

66. Сто великих битв. М., 2001.

67. Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов. СПб., 2002.

68. Трубецкой С. Н. Смерть В. С. Соловьева. М., 1990.

69. Турчин В.С. Образ двадцатого в прошлом и настоящем. М., 2003.

70. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда / В.С. Турчин. М., 1993.

71. Уварова М. Коронованная демократия. Франция и реформы Наполеона III в 1860-е годы / М. Уваров. М., 2014. 

72. Уоллэйс Р. Мир Ван Гога (1853 - 1890) / Р. Уоллейс. М., 1998.

73. Французский художник Гюстав Моро (1826 - 1898). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //philologist.livejournal.com/7124234.html. Дата обращения: 18.05.2018

74. Французские стихи в переводе русских поэтов XIX-XX вв. М.,

75. Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005.

76. Харман Д.Д. Творчество Мориса Дени в контексте духовных исканий европейского общества конца XIX – начала XX вв. М., 2004.

77. Черчилль У.С. История англоязычных народов. Т. 4. Великие демократии. Екатеринбург, 2012.

78. Шпаков В.Н. История всемирных выставок / В.Н. Шпаков. М., 2008.

79. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. / Пер. с нем. К. А. Свасьяна. М., 1993.

80. Эстетические принципы группы «Парнас». Поэзия Ш. Леконта де Лиля. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: //lektsii.org/6-47520.html Дата обращения: 03.04.2018

81. Якимович А.К. Рождение авангарда. Искусство и мысль / А.К. Якимович. М., 1998.


 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Альфонс де Невиль «Последние патроны». 1873 г.

 

Приложение 2. Ф. Бартольди «Бельфорский лев». 1879 г.

 

Приложение 3. Пьер Сесиль Пюви де Шаванн «Священная роща». 1889 г.

 

 

Приложение 4. Одилон Редон «Паук». XIXвек.

Приложение 5. Одилон Редон «Воздушный шар с глазом». 1898 г.

Приложение 6. Одилон Редон «Галлюцинации». 1879 г.

Приложение 7. Одилон Редон «Химера огляделась вокруг со страхом». 1883г.

Приложение 8. Одилон Редон «Женщина – ангел». 1879 г.

Приложение 9. Одилон Редон «Гном». 1879 г.

Приложение 10. Одилон Редон «Ворон». 1882 г.

 Приложение 11. Морис Дени «Портрет Мадам Рэнсон». 1892 г.

Приложение 12. Поль Рансон «Мансарда». 1893 г.

Приложение 13. Поль Рансон «Ведьмы вокруг костра»

Приложение 14. Морис Дени «Путь на голгофу». 1889 г.

Приложение 15. Морис Дени «Зелёный Христос». 1890 г.

Приложение 16. Морис Дени «Оранжевый Христос». 1890 г.

Приложение 17. Морис Дени «Католическое таинство». 1890 г.

Приложение 18. Ван Гог В. «Ночное кафе».

 

Приложение 19. Ван Гог В. «Мадам Рулен». 1888 г.

Приложение 20. Поль Гоген «Натюрморт с профилем Шарля Лаваля». 1886 г.

Приложение 21. Поль Гоген «Видение после проповеди или Борьба Иакова с ангелом». 1888 г.

Приложение 22. Поль Гоген «Потеря невинности». 1891 г.

 

Приложение 23. Поль Гоген «Великий Будда». 1899 г.

Приложение 23. Анри Руссо «Заклинательница змей». 1907 г.

Приложение 24. Морис де Вламинк «Танцовщица Мулен Руж». 1906 г.

Приложение 25. Кес ван Донген «Ночной клуб». 1906 г.

Приложение 26. Раулю Дюфи «Акробаты». 1922 г.

Приложение 27. Рауль Дюфи «Карнавал на бульварах». 1903 г.

Приложение 28. Анри Матисс «Сиеста».

 

Приложение 29. Брак «Дом в эстаке»

Приложение 30.Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»

Приложение 31. Пабло Пикассо. «Три женщины»


[1] Давидич Т. Р. Стиль как язык архитектуры. Харьков, 2010. С. 11.

[2] Манфред А. З. Очерки истории Франции XVIII-XX вв. М., 1961. С. 361.

[3]Батракова С. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо. М., 1996. С. 3.

[4]Партнёрству России и Европы мешает разница интересов // Аргументы – Live[Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //argumenti.ru/live/2015/05/401344 (Дата обращения: 09.04.2018)

[5] История XIX века. Под ред. Лависса и Рембо в 8 томах. М., 1939. Т. 7-8.

[6] Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870 – х годов – 1918 г. Под ред. И. В. Григорьевой. М., 2001.

[7] Арзаканян М. Ц. История Франции/ Арзаканян М.Ц. и др. М., 2007.

[8] Манфред А. З. Очерки истории Франции XVIII-XX вв. М., 1961.

[9] Антюхина – Москвиченко В. И. Третья республика во Франции. 1870-1919. М., 1986.

[10] Brogan D.W. The Development of modem France (1870-1939). London, 1949.

[11] Lejeune D. La France de la Belle Epoquee, 1896-1914.Paris, 1997.

[12]Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки 1870 – 1917. М., 1987.

[13]Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. Л., 1981.

[14] Сапронов П. А. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2002.

[15] Луначарский А. В. Об искусстве. Т. 1. М., 1982.

[16] Бодров А. В. Первые годы после Седана: Германский фактор французской политики, общественного сознания и культуры в 1870-е годы // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Вып. №8. 2011.

[17] Манфред А. З. Очерки истории Франции XVIII-XX вв. М., 1961.

[18]Ладария М. Г. И. С. Тургенев и классика французской литературы. Сухуми, 1970.

[19]Мазовецкая Э. И. Из истории переводов Э. Золя в России// Русская литература. 1974. №1.

[20] Луков В. А Русская литература: генезис диалога с европейской культурой. М., 2006.  

[21]Батракова С. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо. М., 1996.

[22]Ревалд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. М., 1996.

[23] Якимович А. К. Рождение авангарда. Искусство и мысль. М., 1998.

[24]Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

[25] Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989.

[26] Мурина Е. Б. Проблема синтеза пространственных искусств: Очерки теории. М., 1982.

[27] Володина Т. И. Модерн – вопросы синтеза. В кн. Вопросы искусствознания. М., 1994.

[28]Перрюшо А. Жизнь Гогена. М., 2013.

[29]Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973.

[30] Франс А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1-8. М., 1960.

[31] Ван Гог В. Письма к друзьям. М., 2015.

[32]Изергина А.Н. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания. Документы. Л., 1969.

[33] Флобер Г. «Письма (1835 – 1880)». Т.7. М., 1937.

[34] Аркин Д., Терновец Б. Мастера искусства об искусстве. Т. 5. М., 1937.

[35]  Дега Э. Письма. Воспоминания современников. М., 1971.

[36] Золя Э. Мои воспоминания из военных лет (Парижские письма) // Вестник Европы. Кн. VI. 1877.

[37] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1955.

[38] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 18, 36. Изд. 2. М., 1961.

[39] Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 20 томах. Т. 14. М., 1972.

[40] Герцен А. И. Собрание сочинений в 13 томах. Том 5. Письма из Франции и Италии. М., 1955.

[41]Мазовецкая Э. И. Из истории переводов Э.Золя в России // Русская литература. №1. 1974.

[42]Бодлер Ш. Собрание сочинений (7 книг). М., 2015.

[43] Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. М., 1992.

[44] Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1-2. М., 1990.

[45] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. / Пер. с нем. К. А. Свасьяна. М., 1993.

[46] Соловьев В. С. Собрание сочинений. В 10 Т. СПб., Т. 7. 1903-1904.

[47] Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. М., 1999.

[48] Мопассан Г. Милый друг. Жизнь. Новеллы. М., 2010.

[49]Лоти П. Избранные романы о любви. М., 1997.

[50] Золя Э. Разгром // Собрание сочинений в 26 томах. М., 1964. Т. 15.

[51] Вальмон В. Прусский шпион: роман из последней Франко – Германской войны. М., 1873.

[52]Франсуа Коппе, Артур Рембо, Жорж Роденбах и др.. Уснувший в ложбине. Французские поэты XIX века. М., 2014.

[53]По следам поэтов. Блажен, кто пал.../ Стихи.ру: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.stihi.ru/2010/03/24/3677 (Дата обращения: 15.04. 2018)

[54] Уварова М. Коронованная демократия. Франция и реформы Наполеона III в 1860-е годы. М., 2014. С. 130.

[55] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1 М., 1955. С. 97.

[56]Желубовска Э. А. Крушение Второй империи и возникновение Третьей республики во Франции. М., 1956. С. 171.

[57] Рогинская А. Е. Очерки по истории Франции XVII—XIX вв.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.detskiysad.ru/turizm/franciya91.html. (Дата обращения: 21.04.2018)

[58]Рогинская А. Е. Очерки по истории Франции XVII—XIX вв.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.detskiysad.ru/turizm/franciya91.html. (Дата обращения: 21.04.2018)

[59] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 18. Изд. 2. М., 1961. С. 523.  

[60] Du Camp M. Souvenirs d’un demi-sicle. Paris, 1949. P. 31.

[61]Зомбарт В. Социализм и социальное движение в XIX столетии. СПб., 1902. С. 11.

[62]Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2. Т. 36. М., 1961. С. 320.

[63]Желубовска Э. А. Крушение Второй империи и возникновение Третьей республики во Франции. М., 1956. С. 173.

[64] Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. М., 2001. С. 73.

[65]Турчин В. С. Образ двадцатого в прошлом и настоящем. М., 2003. С. 263.

[66]Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 28.

[67] Давидич Т. Р. Стиль как язык архитектуры. Харьков, 2010. С. 180.

[68] Сто великих битв. М., 2001. С. 421.

[69] Всемирная история: В 24 т. Т.17: Национально – освободительные воины XIXвека. Минск, 1999. С. 369.

[70]Мольтке Х. История германо – французской войны. М., 1937. С. 275.

[71] Предтеченский А. В. Художественная литература как исторический источник // Вестник Ленингр. Ун-та. 1964. №14. Вып. 3. С. 84.

[72] Золя Э. Разгром // Собрание сочинений. В 26 т. М., 1964. Т.15.

[73]Вальмон В. Прусский шпион: роман из последней франко – Германской войны. М., 1873.

[74] Золя Э. Разгром // Собрание сочинений. В 26 т. М., 1964. Т.15. С. 15.

[75]Вальмон В. Прусский шпион: роман из последней франко – Германской войны. М., 1873. С. 5-6, 9, 33.

[76]Золя Э. Разгром // Собрание сочинений. В 26 т. М., 1964. Т.15. С. 15. 

[77]Вальмон В. Прусский шпион: роман из последней франко – Германской войны. М., 1873. С. 40.

[78]Подольников В. П. Патриотизм французского общества в начале Франко – Прусской войны 1870 – 1871 годов (по произведениям французских писателей). //Общественные науки. 2015. №2. С. 79.

[79] Золя Э. Разгром // Собрание сочинений. В 26 т. М., 1964. Т.15. С. 22. 

[80]Сарсэ Ф. Осада Парижа 1870 – 1871 гг. Впечатления и воспоминания. СПб., 1871 // Вестник Европы. 1871. Т. 4. С. 459.

[81]Вальмон В. Прусский шпион: роман из последней франко – Германской войны. М., 1873. С. 32.

[82] Черчилль У. С. История англоязычных народов. Т. 4. Великие демократии. Екатеринбург, 2012. С. 301.

[83]Сарсэ Ф. Осада Парижа 1870 – 1871 гг. Впечатления и воспоминания. СПб., 1871 // Вестник Европы. 1871. Т. 4. С. 459 – 460.

[84]Макашин С. А. Литературное наследство. Т. 29-30. Ч.2. М., 2005. С. 142.

[85] Поляков О. Б. Взаимовлияние культур…// Россия и Франция XVIII-XX вв. Вып. 5. М., 2005. С. 45.

[86] Салтыков-Щедрин М. Е. Письма из Франции и Италии. М., 1946. С. 396.

[87] Герцен А. И. Письма из Франции и Италии. М., 1934. С. 130.

[88] Бодров А. В. Первые годы после Седана: Германский фактор французской политики, общественного сознания и культуры в 1870-е годы. СПб., 2011. С. 259.

[89] Там же. С. 264.

[90] Шпаков В. Н. История всемирных выставок. М., 2008. С. 67.

[91] Новицкий В. Ф. Военная энциклопедия. Т.18. М., 1915. С. 285.

[92]Бельфорский лев // Памятники всего мира: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //foretime.ru/belforskij-lev/ (Дата обращения: 15.05.2018)

[93]Готье Т., Лакоссад О., Бодлер Ш. и др.Уснувший в ложбине. Французские поэты XIX века. М., 2014. С. 187.

[94]Золя Э. Тьер, основатель Третьей республики (Парижские письма) // Вестник Европы. Кн. 10. 1877. Октябрь. С. 863.

[95]Евнина Е.М. Ги де Мопассан. М., 1976. С. 12.  

[96] Мопассан Г. Милый друг. Жизнь. Новеллы. М., 2010. С. 174.

[97]Мопассан Г. Милый друг. Жизнь. Новеллы. М., 2010. С. 46.

[98] Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968. С. 62.

[99] Там же. С. 14.

[100] Там же. С. 15.

[101] Флобер Г. «Письма (1835 – 1880)». Т.7. М., 1937. С. 336.

[102] Ковалёва Т. В. Французская литература конца ХІХ - начала ХХ века. Минск, 1997. С. 23.

[103] Манфред А. З. Образование русско-французского союза. М., 1975. С. 105.

[104] Манфред А. З. Очерки истории Франции XVIII-XX вв. М., 1961. С. 364.

[105] Там же. С. 365.

[106] Луков В. А. Русская литература: генезис диалога с европейской культурой. М., 2006. С. 114.      

[107]Нордау М. Из действительной страны миллиардов. Парижские этюды и очерки. Т. 2. СПб., 1879. С. 153.

[108]Румянцева Т. Г. Философия жизни как проект тотальной критики разума. // Философия и социальные науки. 2010. № 1. С. 21.

[109]Там же.  С. 21.

[110]Одуев С. Ф. Тропами Заратустры. М., 1976. С. 47.

[111]Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1990. С. 662-663. 

[112]Ницше Ф. Сочинения. В 2 томах. Т. 2. М., 1990. С. 584.  

[113] Там же. С. 644.

[114]Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Рига, 1991. С. 242.

[115] Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Веселая наука. Злая мудрость. Минск, 1997. С. 701.

[116] Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. Киев, 1994. С.ЗЗ.

[117]Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ф. Ницше. Стихотворения. Философскаяпроза. СПб., 1993. С. 130 - 249.

[118]Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. Киев, 1994. С. ЗЗ.

[119]Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М., 2004. С. 317.

[120] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. / Пер. с нем. К. А. Свасьяна. М., 1993. С. 184.

[121] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. / Пер. с нем. К. А. Свасьяна. М., 1993. С. 179 – 180.

[122]Кертман Л.Е. История культуры. М,. 1987. С. 176.

[123] Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 799.

[124]Лосский Н. О. Бергсон // Биржевые ведомости. 23 декабря 1916. С. 5.

[125] Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 16.

[126] Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1914. С. 148.

[127] Бергсон А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 4. Вопросы философии и психологии. СПб., 1914. С. 7, 10.

[128]Глэз А., Мэтцэнже Ж. О кубизме. М., 1913. С. 125 – 126.

[129] Федотова Т. Л. Философия Анри Бергсона и кубизм // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2012. № 143. С. 281.

[130]Глэз А., Мэтцэнже Ж. О кубизме. М., 1913. С. 101 – 102.

[131]Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 31.

[132] Кантор В. «Крушение кумиров», или одоление соблазнов. М, 2011. С. 177.

[133] Трубецкой С. Н. Смерть В. С. Соловьева. М., 1990. С. 383.

[134]Соловьев В. С. Собрание сочинений. В 10 т. СПб., Т. 7. С. 72–73.

[135] Соловьев В. С. Собрание сочинений. В 10 т. СПб., Т. 7. С. 72–73. Т. 10. С. 31.

[136] Кантор В. «Крушение кумиров», или одоление соблазнов. М, 2011. С. 181.

[137] Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. М., 2001. С. 27.

[138]Великовский С. И. Умозрения и словесность. Очерки французской культуры. М., 1998. С. 225.

[139] Там же. С. 225.

[140] Серж В. От революции к тоталитаризму: Воспоминания революционера / пер. с фр. Ю. В. Гусевой, В. А. Бабинцева. М., 2001. С. 455.

[141] Эстетические принципы группы «Парнас». Поэзия Ш. Леконта де Лиля. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: //lektsii.org/6-47520.html (Дата обращения: 03.04.2018)

[142]Леконтде Лиль Ш. Античные, Варварские, Трагические и Последние стихотворения: В 4 т. / Пер. с франц. М.: Водолей, 2016.

[143]Великовский С. Умозрение и словестность. Очерки французской культуры. М., 1998. С. 266.

[144]Брюнетьер Ф. Отличительный характер французской литературы. Одесса, 1893.

[145]Брюнетьер Ф. Европейская литература XIX века. М., 1900.

[146]Брюнестьер Ф. Возрождение идеализма. Одесса, 1897.

[147]Там же. С. 5.

[148]Брюнестьер Ф. Возрождение идеализма. Одесса, 1897. С. 22-24.

[149]Там же. С. 25-26.

[150] Луков В.А. Французский неоромантизм. М., 2009. С. 85.

[151] Там же. С. 89.

[152]Карташев П.Б. Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве: научная монография/ П.Б. Карташев; отв. Ред. В.А. Луков. М., 2009. С. 20.

[153]Pé guy Ch. Œ uvresen prose complеtes. P., 1988.T. II. P. 656.

[154]Пеги Ш. По следам поэтов. Блажен, кто пал... // Стихи.ru: [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.stihi.ru/2010/03/24/3677 (Дата обращения: 15.04. 2018)

[155]Великовский С. Умозрение и словестность. Очерки французской культуры. М., 1998. С. 255.

[156] Панов Н. А. Особенности реализации ценностей в поэзии французского символизма // Вестник Новгородского государственного университета. 2003. № 24. С. 82.

[157] Андреева Л. Г. Зарубежная литература XX века. М., 2004. С. 74.

[158] Французские стихи в переводе русских поэтов XIX-XX вв. М., 1973. С. 513. 

[159]Ровенко Е. Искусство Клода Дебюсси и ОдилонаРедона в контексте «Философивремени» Анри Бергсона // Научный вестник Московской консерватории. 2011. №3 С. 195.

[160]Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870–1900. М., 1994. С. 158. 

[161] Поэзия французского символизма. М., 1993. С. 425.

[162]Артюр Рембо - биография. // Электронная библиотека отечественной и зарубежной поэзии XIX-XX вв.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia25.html (Дата обращения 15.05.2018)

[163]Бодлер Ш. Стихотворение «Падаль» // Электронная библиотека: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.e-reading.club/book.php? book=149072. (Дата обращения: 25.05.2018).

[164]Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 33.

[165]Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 32.

[166]PoggioliR. The Theory of the Avant-Garde. Cambredge, 1968.

[167]Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005. С. 10.

[168] Там же. С. 11.

[169]Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1994. С. 37.

[170] Винсент Ван Гог. Письма к брату Тео. М., 2012. С. 341-343.

[171] Герштейн Э. К проблеме экзотизма в искусстве Франции. // Мир искусств. Альманах. Вып. 4. СПб., 2000. С. 337.

[172] Матисс А. «Заметки живописца» // Мастера искусства об искусстве. М., 1934. С. 390.

[173]Цит по: Харман Д. Д. Творчество Мориса Дени в контексте духовных исканий европейского общества конца XIX– начала XX вв. М., 2004. С. 53.

[174]Цит по: Харман Д.Д. Творчество Мориса Дени в контексте духовных исканий европейского общества конца XIX– начала XX вв. М., 2004. С. 58.

[175] Там же. С. 62.

[176]Цит по: Харман Д.Д. Творчество Мориса Дени в контексте духовных исканий европейского общества конца XIX– начала XX вв. М., 2004. С.71.

[177] Прокофьев В. Н. О трёх уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах). // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. С. 43.

[178] Ромм А. Матисс. М., 1935. С. 65.

[179]Танаева Л. И. О низовых формах в искусстве Восточной Европы в эпоху барокко. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. С. 43.

[180]Макшин М.Н. Сочинения. М., 1998. С. 13.

[181]Там же. С. 74.

[182] Васильева Т. Е. Стереотипы в общественном сознании, социально – философские аспекты. М., 1988. С. 35-36.

[183]Бодлер Ш. Парижский сплин. Стихотворения в прозе // Электронная библиотека: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.e-reading.club/book.php? book=149072. (Дата обращения: 25.04.2018).

[184] Ван Гог В. Письма. М., 1966. С. 391

[185] Ван Гог В. Письма к брату Тео. М., 2012. С. 389.

[186]Уоллэйс Р. Мир Ван Гога (1853 - 1890). М., 1998. С. 112.

[187] Ван Гог В. Письма к друзьям. М., 2015. С. 159.

[188] Бессонова М. А. Об отношении к примитиву и наивности в восточно-европейском искусстве межвоенного периода. // Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы 20-30-х годов XXвека. М., 1995. С. 13.

[189]Излучение реки // Художественный музей «Deutsche-Botschaft»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //deutsche-botschaft.kiev.ua/2013/11/izluchenie-reki/. (Дата обращения: 01.05.2018)

[190] Там же. (Дата обращения: 01.05.2018)

[191] Письмо Гогена Шуффенекеру [ 14 августа 1888 г., Понт-Авен].Сочинения. №67. С. 134.

[192]Ревалд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. М., 1996. С. 125.

[193]Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки 1870-1917. М., 1987. С. 180.

[194] Цит. По Бусев М. Примитивизм во французском изобразительном искусстве конца XIX–начала XXвека. Поль Гоген. // Примитив. Грани проблемы. М., 1992. С 135.

[195]Цит. По Бусев М. Примитивизм во французском изобразительном искусстве конца XIX–началаXXвека. Поль Гоген. // Примитив. Грани проблемы. М., 1992. С 162.

[196]Биографии художников. Анри Руссо (1844-1910): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //gallerix.ru/read/anri-russo/. (Дата обращения: 18.04.2018)

[197]Прокофьев В. Н. Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. С. 168.

[198] Биографии художников. Анри Руссо (1844-1910): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //gallerix.ru/read/anri-russo/. (Дата обращения: 18.04.2018)

[199]Линдсей Дж. Поль Сезанн. Ростов-на-Дону, 1997 // Большая онлайн библиотека: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.e-reading.club/bookreader.php/1022719/Lindsey_-_Pol_Sezann.html. (Дата обращения: 15.05.2018)

[200] Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 46.

[201] Французский художник Гюстав Моро (1826 - 1898). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //philologist.livejournal.com/7124234.html. (Дата обращения: 18.05.2018)

[202] Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 84.

[203] Цит по: Петухов А. В. Ар деко и некоторые аспекты художественной жизни Франции первой четверти XX века. М., 2003. С. 42 – 43.

[204] Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 95.

[205] Laude J. La peinture francaise et “lart negre”. Paris. 1968. P. 215.

[206] Геташвили Н. Европа. Живопись XX  века.// Современная Европа. 2007. №2. С. 119.

[207] Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. М., 1967. С. 284.

[208] Геташвили Н. Европа. Живопись XX века // Современная Европа. 2007. №2. С. 123.

[209] Пикассо П. Каталог. Л., 1982. С. 14.

[210] Турчин В.С. по лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 94.

[211] Яворская Н.В. Пабло Пикассо. М., 1933. С. 47.

[212] Турчин В.С. по лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 96.

[213] Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки 1870 – 1917. М., 1987. С. 189.


Березовская Ольга Владимировна

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.837 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь