Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проза английских романтиков



Мэри Шелли (1797–1851) и ее роман “Франкенштейн, или Современный Прометей” (1818). Соединение традиций просветительского и готического романа. Проблема ответственности ученого не только перед человечеством, но и перед своим творением. “Роман-предупреждение”. Соединение в главном герое двух личностей: ученого-рационалиста просветительского типа и романтика-индивидуалиста, обуреваемого страстями. Полемика автора с обоими типами мышления.

Вальтер Скотт (1771–1832) – создатель исторического романа. Историческое прошлое – разновидность экзотики, к которой тяготеет романтизм. Шотландский этнографический материал. Первый период творчества – собирание фольклора (“Песни шотландской границы”), создание романтических поэм на его основе (“Песнь последнего менестреля”, “Дева озера”): воспевание средневековья, элемент фантастики, местный колорит.

В романах (с 1814 г.: “Уэверли”, “Роб Рой”, “Пуритане” и др.) – обращение прежде всего к конфликтным историческим событиям (войнам, восстаниям, смутным эпохам). Главный предмет изображения – судьба личности в исторических катаклизмах. Центральный персонаж, с которым связана основная фабульная линия (обычно любовная), оказывается в гуще событий, причем между двух враждующих лагерей. Его функция почти служебная – быть связующим звеном, поэтому в разных романах эти герои очень похожи. Второстепенные герои выписаны более ярко и рельефно, именно в них отражен дух эпохи.

Репутация Скотта, его влияние на развитие европейского исторического романа. Скоттовская модель в произведениях других писателей (например, в “Капитанской дочке” Пушкина). Проблема соотношения в его творчестве элементов романтизма и реализма.

Список литературы

Бельский А. Английский роман 1800–1810-х годов. Пермь, 1968.

Ладыгин М. Романтический роман М. Шелли “Франкенштейн” // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX вв. Иваново, 1982.

Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М.; Л., 1965.

Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. М., 1987.

Пинский Л. Е. Исторический роман Скотта // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

 

 

ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ

Социальная направленность. Парадоксально замедленное развитие романтизма в стране, где произошла революция, давшая толчок всему явлению в общеевропейском масштабе. Причина – необыкновенная устойчивость традиций классицизма во Франции. Лишь свергнув почти насильственным путем устаревшие догмы на рубеже 1820–1830-х годов, французский романтизм стал общенациональным явлением и получил возможность беспрепятственно развиваться в тесной связи с уже возникшим реализмом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История всемирной литературы. М., 1989. Т.6. (гл.5, разд.1–4).

Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. М., 1998.

Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947.

Бондарев А.П. Эволюция французского романтизма: (Из истории французского романа XVIII–XIX вв.) // Художественное осмысление и действительность. М., 1988. С.75–82.

 

Ранний период (1790–1820)

1790–1800-е годы – восприятие романтизма как иноземного явления. Два направления в раннем французском романтизме, по-разному противопоставивших себя просветительскому рационализму.

Франсуа де Шатобриан (1768–1848). Полемика с Просвещением. Резко отрицательное отношение к революционным преобразованиям. Католическая церковь как единственное спасение для изверившегося одинокого человека. «Соблазнение» красотами религии в трактате «Гений христианства» (1802). Повести «Атала» и «Рене» как иллюстрации теоретических положений. «Атала» – антируссоистское изображение природы и «естественного человека». «Рене» – одно из первых в европейской литературе изображений «лишнего человека» и «болезни века» – бездеятельной тоски.

Развитие этого мотива в романе Бенжамена Констана (1767–1830) «Адольф» (1806–1807). Подробный психологический анализ характера современного молодого человека, одержимого страстями, но неспособного к решительным действиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (Эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992.

Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. Л., 1962.

Затонский Д.В. Романтики и чувство истории // Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973. С.104–111.

Бельская Е.А. Роман Шатобриана «Рене»: (О характере исторической и эстетической интерпретации героя) // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, 1983.

Шрейдер Н.С. Специфика повествования в «Рене» Шатобриана // Вопросы романтизма и реализма в зарубежных литературах. Днепропетровск, 1969.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 276–280 [О Б.Констане].

Шрейдер Н.С. О романтизме и реализме в романе Б.Констана «Адольф» // Метод и мастерство. Вып.2. Вологда, 1970.

Виктор Гюго (1802–1885)

Живой символ французского романтизма с конца 1820-х до 1880-х гг. Слава не только классика литературы, но и общественного деятеля.

1810–1820-е гг. – постепенное освобождение от юношеского консерватизма и роялизма. Переход от классицизма к романтическим позициям. Первый лирический сборник «Оды и баллады» от издания к изданию (1822–1826) очищается от классицистических штампов. Явный романтический перелом в сборнике «Восточные мотивы» (1829). Ориенталистская экзотика. Расшатывание ритмики александрийского стиха. Эволюция от интеллектуальной риторики к поэзии эмоций. Становление таланта и завоевание лидерства в литературе. Кружок молодых романтиков «Сенакль».

Начало карьеры драматурга. Предисловие к драме «Кромвель» – эстетический манифест не только Гюго, но всего французского романтизма. Резкая оппозиционность по отношению к классицизму. Отрицание единств и иерархии жанров. Контраст как основа романтической литературы. Теория гротеска. Программа реформы литературного языка. Историческая концепция происхождения лирики, эпоса и драмы.

Успешная премьера драмы Гюго «Эрнани» 25 февраля 1830 года – ознаменование окончательной победы романтизма над классицизмом в театре. Драматические произведения 1830-х гг.: «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и др. Контрастная структура драм Гюго: основа сюжетного конфликта – поединок между знатным деспотом и бесправным плебеем. Проблема раздвоенности личности. Поэтичность театра Гюго.

Роман «Собор Парижской богоматери» (1830) как образец исторического романа французского романтизма. Попытка воспроизведения общей картины эпохи (конца средневековья), отказ от изображения исторических событий. Переклички с современностью. Система персонажей и образов. Несоответствие внешнего облика и внутреннего содержания натуры человека (Клод Фролло, Квазимодо, Феб). Эсмеральда как воплощение нравственной красоты народа. Образ Собора, его символический смысл. Массовые сцены в романе. Тема исторического прогресса. Ирония и патетика в авторском стиле.

Творческий кризис 1840-х гг. Общественно-политическая деятельность после Февральской революции 1848 г. Декабрьский переворот Луи Бонапарта 1851 г. и эмиграция Гюго. Памфлет «Наполеон Малый». Разоблачительный и героический пафос этапного поэтического сборника «Возмездие» (1853).

«Отверженные» (1840-е – 1862) как полифонический роман, эпопея современной жизни Франции. Социальная проблематика. Политические убеждения Гюго и их отражение в романе. Негативная роль государства в жизни общества и образ полицейского инспектора Жавера.

Этическая концепция Гюго как идейная основа произведения. Важность для писателя задачи морального урока. «Отверженные» как «эпос души», теория морального прогресса, нравственного совершенствования человека под влиянием «благого примера» («цепная реакция добра»: Жан Вальжан, Фошлеван, Эпонина, Жавер). Идея двух видов справедливости: христианского милосердия (епископ Мириэль) и революционного гуманизма (Анжольрас), противоречащих друг другу, но уживающихся в характерах некоторых персонажей и самого автора.

Публицистичность романа. Роль авторских эссеистических отступлений. Соотнесение вымышленных событий с реальным историческим фоном от битвы при Ватерлоо до баррикадных боев 1832 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Евнина Е. Виктор Гюго. М., 1976.

Трескунов М.С. Виктор Гюго. Л., 1969.

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго (любое изд.).

Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1977.

Готье Т. История романтизма // Готье Т. Избранные произведения: В 2 т. Т.1. М., 1972.

Резник Р. Снова Гюго // Вопросы литературы. 1979. №10.

 

Жорж Санд (1804–1876)

Общественный имидж Жорж Санд – иллюстрация «эмансипации женщины» в XIX веке. Женская тема – сквозная, хотя не единственная, в ее творчестве.

Ранние интимно-психологические романы начала 1830-х гг. («Индиана», «Валентина»). Индивидуальная судьба в социальном контексте. Защита прав женщины, протест против законов буржуазного брака. Руссоистская идея самоценности чувства, «голос сердца» как критерий оценки любых человеческих поступков.

Усиление роли социальных мотивов с конца 1830-х гг. Влияние идей утопического социализма. Отрицание революционного радикализма. Идеал: социальная гармония в виде примирения классов. В творчестве – изображение любви, ломающей социальные перегородки. Оформление эстетической концепции позднего романтизма, существовавшего бок о бок с реализмом: принципиальное отстаивание права изображать людей не такими, каковы они есть (прерогатива реалистов), а такими, какими они должны быть.

Осознание индивидуализма как изъяна души. Снятие идеализации пассивно-романтического сознания в романе «Орас» (1842). Противопоставление главному герою-скорбнику и эгоисту, опоздавшему родиться, более деятельных и потому более приспособленных к жизни персонажей.

Тема искусства в дилогии «Консуэло» – «Графиня Рудольштадт» (1842–1844).

Народная тематика социально-утопических романов 1840-х гг. («Мельник из Анжибо», «Грех г-на Антуана» и др.) Народ как «самая здоровая сила нации». Идиллия крестьянской жизни в «сельских повестях» конца 1840-х гг. («Чертово болото», «Маленькая Фадетта» и др.)

Место и роль Жорж Санд в литературном процессе Европы XIX века. Современники о ее личности и творчестве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Моруа А. Жорж Санд. (Любое изд.)

Трапезникова Н.С. Романтизм Жорж Санд. Казань, 1976.

Достоевский Ф.М. Смерть Жоржа Занда. Несколько слов о Жорже Занде // Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973.

Золя Э. Жорж Санд // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. М., 1966. Т.25.

Франс А. Жорж Санд и идеализм в искусстве // Франс А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1960. Т.8.

 

Альфред де Мюссе (1810–1857)

Ранняя творческая зрелость. Поэтический сборник «Испанские и итальянские повести» (1830). Уверенное владение всеми традиционными приемами романтизма: пылкая страсть, байронический герой, «местный колорит», легкий стиль, ирония. Участие в деятельности кружка «Сенакль». Разочарование, осознание неабсолютности романтических истин. Комедия «Венецианская ночь» (1830) как пародия на «Эрнани» Гюго.

Раскрытие трагического мироощущения в произведениях 1830-х гг. Попытка основать приемлемое человеческое существование не на возвышенных идеалах, как у других романтиков, а на «банальных истинах». Пьесы-пословицы («Ни в чем не надо зарекаться», «Любовью не шутят» и др.). Жанровая специфика драматургии Мюссе. Сборник «Спектакль в кресле» (1832). Переплетение комического и трагического в небольших пьесах: «Прихоти Марианны», «Фантазио», «Подсвечник». Тема несчастной любви. Неудачный роман Мюссе и Жорж Санд.

Историческая драма шекспировского типа «Лоренцаччо» (1834). Идея бесплодности романтического эгоцентризма, невозможности плодотворной активности, направленной даже на достижение благой цели. Противоречивость и трагизм образа главного героя.

Роман «Исповедь сына века» (1836). Попытка понять исторические причины «болезни века». Смысл публицистического вступления к роману (глава II). Образ главного героя, оторванного от практической жизни, способного действовать лишь в частной сфере, в любви. Октав как представитель целого поколения. Разочарование в любви – потеря смысла жизни. Безнадежность, утрата веры в идеал, «пустота» настоящего времени, где отсутствует пафос революций 1830-х гг.

Образ Бригитты. Религиозная позиция как перспектива выхода из тупика, невозможная пока для Октава. Самопожертвование – единственная для него возможность остаться в границах нравственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Золя Э. Мюссе // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. М., 1966. Т.25.

Моруа А. Альфред де Мюссе // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970.

Сент-Бёв Ш. Альфред де Мюссе // Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970

Шевякова Э.М. Семантическая структура романа Мюссе «Исповедь сына века» // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, 1983.

 

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Зарождение американской национальной литературы после революции и провозглашения независимости на рубеже XVIII–XIX веков. Нативизм – художественное «открытие» континента. Экзотика индейцев, фронтира, «дальнего Запада» (ср. экзотика Востока для европейцев). Земля возможностей. Тема путешествий. «Американская мечта».

Регионализм как важнейший фактор американской культуры. Новая Англия (Север), «средние штаты», «черный пояс» (Юг). К середине XIX века обострение противоречий между демократическим промышленным Севером и аристократическим плантаторским Югом. Гражданская война 1861–1865 гг.

Отсутствие культурных традиций. Тесная связь с Европой и заимствование романтической идеи. Специфика романтического двоемирия в Америке – не конфронтация недостижимого идеала и низкой реальности, а вырождение идеала по ходу его осуществления. Экономические потрясения, политические конфликты конца 1830-х гг. Усиление аболиционистского движения (борьбы за отмену рабства негров). Творчество Г.Бичер-Стоу и ее роман «Хижина дяди Тома».

Переориентация романтического сознания с освоения страны на познание нового человека, homo americanus.

Трансцендентализм (Р.У.Эмерсон, Г.Торо) как философия оптимизма, учение о «доверии к себе». Человек наедине с природой в книге Г.Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854).

Поэты-«брамины». Ориентация на сохранение традиций, устоев. Трактовка индейской темы в поэме Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1855).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М., 1972.

Николюкин А.Н. Американский романтизм и современ-ность. М., 1968.

Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Эстетика американского романтизма. М., 1977.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь