Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классический реализм во Франции. Творчество Ф. Стендаля



Специфика литературного процесса во Франции 1820–1860-х годов. Параллельное развитие и взаимообогащение романтической и реалистической художественных систем в этот период.

Стендаль как старший из плеяды великих французских реалистов XIX века. Отсутствие прижизненной славы.

Биографические и социально-исторические условия формирования личности и таланта писателя. Военная служба в эпоху наполеоновских войн. Участие в русском походе. Трезвое отношение к личности Наполеона.

Литературное ученичество. Раннее решение стать писателем. Убеждение в том, что для литературного успеха важно не столько владение правилами, сколько доскональное знание человека (“применить методы математики к человеческому сердцу” – из дневника).

Вторая половина 1810-х гг. – первый итальянский период. Книги по истории искусства, путевые очерки.

Возвращение в Париж в начале 1820-х гг. и окончательное формирование художественного мировоззрения в условиях Реставрации. Живое чувство современного. Интерес к героическому, отсутствующему в постнаполеоновской Франции. Склонность к страстным натурам как черта, роднящая Стендаля с романтиками. Отличие: романтический характер в реальной социальной среде. Научная аналитичность подхода к действительности (“Исследуем – в этом весь XIX век”). Требование лаконичности, сдержанности в стиле. Сочетание эмоциональности и строгой логичности как специфическая черта художественной манеры Стендаля. Трактат “О любви” (1822) – образец рационального анализа иррационального чувства.

Участие в полемике классицистов и романтиков 1820-х гг. на стороне последних. Программный трактат “Расин и Шекспир” (1823–1825). Определение романтической трагедии через отрицание правил классицистической поэтики. Отсутствие четкой положительной программы романтизма.

Интерес к проблеме национальных менталитетов. Предпочтение нерассуждающей страстности, цельности натуры итальянцев тщеславию, заботе об общественном мнении французов. Дипломатическая служба Стендаля в Италии. Сборник “Итальянские хроники”. Новелла “Ванина Ванини” (1829). Политическая тема в “итальянском” любовном сюжете, проблема ее эстетической значимости.

Роман “Красное и черное” – подтверждение эстетической программы Стендаля. История создания. “Хроника XIX века” (подзаголовок), выросшая из уголовного эпизода. Конфликт между естественным правом талантливой личности и рамками, в которые ее ставит общество и закон.

Образ Жюльена Сореля. “Итальянская” страстная натура в иноприродной социальной среде. Поверхностный и глубинно-психологический уровни развития характера и судьбы. Маска лицемерия как единственная возможность добиться успеха в жизни. Плебейское происхождение и “комплекс социальной неполноценности”. Победа страстности над тщеславием и расчетом в кульминационных эпизодах преступления, заключения и суда. Обретение истинного себя, торжество нравственного начала в “оптимистической трагедии” финала.

Психологизм Стендаля. Тщательная фиксация каждой мысли и мотивирование каждого поступка через внутренние монологи, несобственно-прямую речь, авторские комментарии. Смысл отказа от подробного психологического анализа в эпизоде преступления.

Загадка символического заглавия романа.

Проблема стендалевского реализма. “Правда, горькая правда” (эпиграф из Дантона). Метафорическое определение романа (“зеркало, которое наводится на большую дорогу”). “Красное и черное” как социально-психологический роман.

Продолжение разработки темы карьеры современного молодого человека в романе “Люсьен Левен”. Бессилие субъективной честности в бесчестном мире. Изображение буржуазной среды.

Итальянская тема в романе “Пармская обитель”. Перенесение средневекового сюжета в современность. Сложная жанровая структура: роман психологический, социальный, бытовой, авантюрный, политический, исторический.

Образ Фабрицио дель Донго. Снижение статуса идеального итальянского героя. Ироническая подмена главного персонажа в начале романа. Зависимость Фабрицио от покровительства женщин. Сосредоточение интересов в частной сфере жизни, отсутствие интереса к общественной. Уменьшение роли психологического анализа “неинтересного” персонажа. Театральность образа.

Изображение политической жизни пармского двора.

Новые принципы изображения войны в эпизоде участия Фабрицио в битве при Ватерлоо. Бальзак и Толстой о Стендале.

Эволюция характерологии Стендаля: от яркого романтического героя, бунтующего против среды, к герою приспосабливающемуся, зависящему от обстоятельств.

 

Литература

Забабурова Н. В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов/н/Д; М., 1982.

Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. М., 1998.

Прево Ж. Стендаль. М., 1960.

Реизов Б. Г. Стендаль: художественное творчество. Л., 1978.

Тимашева О. В. Стендаль. М., 1983.

 

Тема 3

Творчество О. Бальзака

Писательские принципы Бальзака. Общество как основной предмет художественного изображения и исследования. Научная идея единства многообразного органического мира, перенесенная на историю и социологию. Замысел “Человеческой комедии” как совокупности произведений, охватывающих по возможности все сферы и аспекты жизни современной Франции в историческом контексте. Многоуровневая структура. Принцип “сквозных персонажей” – прием, позволяющий создать иллюзию абсолютного соответствия художественного мира реальному.

Отражение в произведениях Бальзака его понимания современной истории и законов общественного развития. Взаимозависимость официального и частного бытия. Убеждение в неслучайности, а значит в некоей высшей оправданности состояния современного общества. “Бальзаковский парадокс”. Соединение критического и утверждающего пафоса в отношении к современности. “Эпос буржуазных судеб”. Эстетизация подробностей жизни. Романтическое понятие местного и исторического колорита в применении к своей стране и своему времени. Тяготение к крайностям в характерологии.

“Гобсек” как портретная новелла. Неоднозначное изображение фигуры ростовщика: хищник и жертва, фанатик наживы и “человек самой щепетильной честности во всем Париже”. Гротескная демонизация и показ человеческой сущности героя. Гобсек как символ практической воли и энергии буржуазного мира (один из основных приоритетов Бальзака).

“Формула нашей жизни” в романе “Шагреневая кожа”: творчество и потребительство, созидание и разрушение. Попытка конкретно-исторического разрешения философской проблемы выбора между жизнью и осуществимостью желаний. Заглавный образ как воплощение закона взаимодействия между человеком и миром. Противоположные жизненные принципы (“желать” и “знать”), реализованные в разных персонажах, отсутствие однозначного решения в пользу одного из них. Абсолютизация власти среды над личностью (образ Рафаэля). Ограничение свободы героя выбором внутри условий, навязанных действительностью. Роль фантастического элемента в поэтике Бальзака.

Эстетическая полемика в повести “Неведомый шедевр”: копирование или преображение, внешние черты или сущность. Отрицание последовательно субъективистского подхода к искусству. Предвосхищение технических принципов импрессионизма и абстракционизма.

“Формула успеха” в романе “Отец Горио”. Полифонизм романа. Трагедия Горио, нарушившего законы общества и поступившего в соответствии с чувствами, а не расчетом. Концепция буржуазного брака у Бальзака. Растиньяк как классический образ молодого честолюбца, главного героя “романа карьеры”, расстающегося с юношескими идеалами. Тема судьбы провинциала в Париже. Образ Вотрена как совмещение непохожих архетипов “благородного разбойника” и “совратителя молодежи”. Общая для всех слоев общества философия цинического имморализма (“Деньги – религия нового мира”).

Синтез и обобщение художественных открытий писателя в романе “Утраченные иллюзии”. Продолжение разработки темы морального выбора в атмосфере разгула эгоистических интересов. Перенос актуальных проблем нравственных потерь на пути к успеху, распада личностных связей, бездуховности общества в творческую среду – писательскую и журналистскую. Изображение духовной деградации Люсьена де Рюбампре и возможности сохранения нравственных принципов вопреки неблагоприятным обстоятельствам истинно талантливыми людьми (Д’Артез, Давид Сешар).

Роль Бальзака в “канонизации” художественной системы классического реализма.

 

Литература

Бахмутский В. Я. “Отец Горио” Бальзака. М., 1970.

Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. М., 1971.

Резник Р. А. “Философские этюды” Бальзака. Саратов, 1983.

Реизов Б. Г. Бальзак. М., 1960.

 

 

Тема 4

Творчество П. Мериме

Скептические убеждения, обусловившие специфику художественного мышления.

Ранние мистификации, “игра в романтизм”: “Театр Клары Газуль”, “Гюзла”. “Местный колорит” под маской иронии. Серьезность проблематики (борьба с религиозной догматикой, сословными предрассудками и политическим деспотизмом) в контексте литературной пародии.

Вторая половина 1820-х годов – период увлечения историческим романом во Франции под влиянием творчества В. Скотта. Роман Мериме “Хроника царствования Карла IX”. Основная задача – как можно более объективно выявить причины крупнейшего исторического события (Варфоломеевской ночи). Изображение слабостей и пороков обеих противоборствующих сторон (католиков и гугенотов), ложности разногласий, мешающих взаимопониманию людей.

Мериме как разработчик жанра реалистической новеллы. Две основные тематические группы.

“Экзотические” новеллы (“Таманго”, “Матео Фальконе”, “Кармен”). “Естественный”, наивный, цельный человек в роли главного героя; рефлексирующий “турист” в роли повествователя. Проблема историзма: признание множественности равноправных культур, относительности критериев оценки. Отсутствие идеализации личности, близкой к романтической. Гибельность страстей и поступков. Эстетизация пугающего “примитива”.

“Социальные” новеллы. Психология современного человека как невольной жертвы светских условностей. Гибель слабого героя, лишенного внутреннего стержня, при столкновении с безжалостным миром (“Этрусская ваза”, “Двойная ошибка”). Этическая направленность критицизма. Саркастическое изображение ханжества в новелле “Арсена Гийо”.

Синтез мотивов обоих типов новелл в произведениях с элементами фантастики (“Венера Ильская”, “Локис”).

Изысканный лаконизм стиля Мериме. Ирония как единственное средство выразить авторское отношение к явлению.

Литература

Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М., 1990 (стр. 262–284)

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.

 

Тема 5

Творчество Г. Флобера

Исторический контекст 1840–1860-х годов – позднего периода развития классического реализма (“реакция 1848 года вырыла пропасть между двумя Франциями”). Связь общественных взглядов Флобера с эстетическими убеждениями. Безоговорочное презрение к современному буржуазному обществу, “миру цвета плесени”. Уход в сферу эстетических интересов как единственный выход для достойного человека. Возвышение художника над пошлой действительностью, теория “башни из слоновой кости”. Необходимость максимальной устраненности автора из произведения, отрицание за ним права выбирать себе предмет, предельный объективизм. Строгие требования к стилю, мучительные поиски единственно возможной точной формы для выражения каждой мысли.

Анализ и критика романтического сознания в романе “Госпожа Бовари”. Истоки его формирования (оторванное от жизни воспитание в пансионе, увлечение романтическими романами). Трагические последствия попыток воплотить книжные идеалы в действительность. Неоднозначность внутреннего облика Эммы: неутоленность духа, “фаустовское беспокойство” (Б. Г. Реизов) при извращенном сознании, неверно направляющем духовные устремления. Величие в страдании. Не вполне последовательное раскрытие “сокровища человечности” в образе Шарля. Восприятие книги официальными инстанциями, суд над “Госпожой Бовари” за “оскорбляющий стыдливость реализм”.

Обращение “нераскаянного романтика” и “реалиста поневоле” к экзотическому материалу в романе “Саламбо”. “Натурализация” романтической мечты.

Роман “Воспитание чувств”. Судьба не реализовавшего себя поколения. Позднереалистический вариант “романа карьеры”. Сравнение судьбы Фредерика Моро с судьбами героев Стендаля и Бальзака. Аморфность характера. Увлечения, не переходящие в страсть. Отсутствие жизненного успеха при сохранении внутреннего достоинства героев, не испачкавшихся в грязи буржуазного предпринимательства. Критическое изображение революционных событий 1848 года.

Флобер как литературный наставник. Переписка с друзьями и учениками.

 

Литература

Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М., 1955.

 

 

Тема 6


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь