Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Английский реалистический роман 1850–1870-х годов



Культурно-исторические особенности эпохи зрелого и позднего викторианства.

Творчество Джордж Элиот. Усвоение идей позитивизма, теорий эволюции и наследственности. Ранний натурализм. Политическая и экономическая проблематика. Отражение кризиса викторианского общества. Отсутствие сюжетной динамики, минимальная роль воображения. Объективизм, документальная точность. Стремление писать о простом, повторяющемся – “поэзия обыденного”.

Роман “Мельница на Флоссе”. Исследование природы двух типов наследственности.

Роман “Мидлмарч” – “энциклопедия английской провинциальной жизни”. Попытка передать ощущение потока жизни. Новая техника романного повествования: отсутствие единого центра, множественность точек зрения. Различные методы раскрытия характеров: одни динамичны, другие статичны, одни изображены подробно, другие схематично. Показ механизма действий человека путем аналитической критики. Обусловленность личности и доступная ей мера нравственной свободы. Подчинение поэтики философской идее: иллюстрация эволюционной теории Спенсера. Отсутствие акцента на социальном критицизме.

Творчество Э. Троллопа. Квинтэссенция викторианства в литературе. Элемент филистерского прагматизма, моральной дидактики. Правдивость, верность природе как основной писательский принцип. Отрицание экстремальных методов письма: преувеличений, гротеска, физиологизма, резких поворотов фабулы. Хроникальность. Верное изображение характеров.

Цикл “Барсетширских хроник”. Одно место действия, сквозные персонажи. Нравоописательный роман “Барчестерские башни”. Обыденная жизнь провинциального духовенства. Общественные конфликты местного масштаба, не нарушающие общей атмосферы благополучия, доброжелательства и социальной гармонии. Торжество справедливости в финале. Типичность характеров и обстоятельств. Роль любовной линии в сюжете. Религиозные аспекты моральных истин (“показать и христианскую добродетель, и христианское ханжество”). Мягкий юмор, не переходящий в сатиру. Равновесие смешного и трогательного. Повествователь-летописец, способный иногда к самоиронии. Проницательность, внимание к деталям. “Хорошо сделанный роман”.

Литература

Ивашева В. Р. “Век нынешний и век минувший”…: Английский роман в его современном звучании. М., 1990. С. 341–428.

Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966. С. 197–222.

Кузьмин Б. Творчество Джордж Элиот // Кузьмин Б. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке… М., 1977. С. 76–133.

 

Тема 10

Творчество Г. Гейне

Особенности развития немецкой литературы XIX века. Отсутствие великой реалистической традиции, сопоставимой с французской, английской или русской.

Гейне как крупнейший немецкий писатель 1820–1850-х годов. Биография. Литературное ученичество. Романтическое начало. Полемика с романтизмом и возвращение к нему.

“Книга песен”. Лирическое развертывание духовного мира личности. Связь с фольклорными традициями. Проблема жанра. Принцип цикличности. Любовный роман, запечатленный в отдельных, но взаимосвязанных стихотворениях. Концепция любви. Связь личной драмы с мировой дисгармонией. Композиция сборника: циклы и разделы. Особенности версификации: дольник, верлибр.

“Путешествие по Гарцу” (“Путевые картины”). Жанр путевых заметок: документальность и художественность. Автобиографическая основа. Контраст человека и природы. Сосуществование сатирического и лирического пафоса. Фрагментарность. Вставные стихотворения и народные легенды. Гротескное изображение университетского города (Геттинген).

Переезд во Францию. 1830–1840-е гг. в жизни и творчестве Гейне. Художественная и публицистическая проза (“Романтическая школа”). Увлечение политикой. Знакомство с социалистами. Гражданский пафос сборника “Современные стихотворения”. Сатирические поэмы “Атта Тролль” и “Германия. Зимняя сказка”. Фольклорные мотивы. Прием гротеска.

Болезнь 1848–1856 гг. “Матрацная могила”. Сборник “Романсеро”. Трагическое мироощущение. Баллады и стихотворные новеллы цикла “Истории”. Медитативность и исповедальность “Ламентаций”. Эпическая повествовательная манера “Еврейских мелодий”. Разнообразие  интонаций и пафосов.

Восприятие Гейне в России: критика и переводы.

Литература

Гиждеу С. П. Лирика Г. Гейне. М., 1983.

Дейч А. Поэтический мир Г. Гейне. М., 1963.

 

Тема 11

Творчество Ш. Бодлера

Биография. Формирование личности. Ранняя потеря отца, обида на мать, неврозы. Богемная молодость: “дендизм” как стиль поведения и творчества, разврат, наркотики. Эстетизм. Выход сборника “Цветы зла”. Шоковое впечатление публики (“Вступление”, “Люблю тот век нагой…”, “Падаль”, “Литании Сатане”, “Прóклятые женщины” и др.). Суд над “Цветами зла”, запрещенные стихотворения. Репутация Бодлера среди современников; символистов; в наше время.

Поэзия. Романтик-пессимист. Дуализм восприятия. Трансформация традиционного романтического мотива двоемирия: полюса идеала и антиидеала, красоты и мерзости – в душе самого поэта. Самобичевание. Жесткий парадоксализм. Смысл заглавия “Цветы зла”. Мироощущение: отсутствие разницы между адом и раем. Непременная экстравагантность красоты.

Структура книги. Единство циклов, взаимосвязь всех элементов. Книга о самопознании поэта. Основные темы. Обреченность поэта на страдания, облагораживающие его душу. Божественная сущность поэтического таланта. Культ творческой воли. Принципиальное наличие в мире не только бездны ада, но и высшего идеала прекрасного. Любовная драма ввиду причастности возлюбленной к отвергаемому бездуховному миру. Социальные мотивы.

Совершенство формы стиха.

Литература

Косиков Г. К. Ш. Бодлер между “восторгом жизни” и “ужасом жизни” // Ш. Бодлер. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

Нольман М. Ш. Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.

 

Тема 13

Творчество У. Уитмена

Биография. Малообещающее начало. Творческий прорыв после 30 лет. Осознание миссии: написать поэтический эпос Америки.

“Листья травы” – единственная книга, пополнявшаяся до конца жизни. Становление новой поэтической формы. Отсутствие сквозного сюжета. Цикличность. Первый образец английского верлибра. Неоднозначное восприятие публикой. От полного неприятия до неофитского полурелигиозного поклонения.

Поэма “Песнь о себе”. Концепция человека. Образ лирического “я”. Отсутствие четких характеристик и координат. Космизм мировосприятия. Способность к абсолютному перевоплощению, растворению себя в другом. Антииерархичность художественного мира. Стихийный обмен энергией всего со всем. Мир бесконечных коммуникаций. Осязательное восприятие вещей. Истинное познание – “химия жизни”. Проблема тела и души. Темы любви, войны, смерти.

Смысл названия книги. Трава как многозначный символ, универсальный знак бытия. “Прорастание” как основной закон жизни.

Литература

Венедиктова Т. Д. Поэзия Уитмена. М., 1983.

 

Практические занятия

Тема 1

Роман Ф. Стендаля “Пармская обитель”

1. Роль Италии в жизни Стендаля и формировании его мировоззрения и нравственно-эстетических ориентиров. Проблема стендалевского психологизма и его реализации в романе. Тема самореализации личности на примере итальянского характера. Сравнение характеров Фабрицио дель Донго и Жюльена Сореля. Причины иронического отношения автора к герою. Концепция любви и женские образы в романе.

2. Тема войны. Прием остранения в описании битвы при Ватерлоо и значение этого эпизода в общей концепции романа. Отзывы Бальзака и Толстого.

3. Политическая сатира Стендаля в описании пармского двора. Проблема революционного насилия (образ Ферранте Палла).

4. Соотношение любовной и политической интриги в сюжете. Особенности композиции.

5. Проблема реализма Стендаля. Романтические элементы поэтики.

 

Литература

Бальзак О. Этюд о Бейле // Бальзак О. Собр. соч.: В 15 т. Т. 15.

Фрид Я. В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1958

 

 

Тема 2

Роман О. Бальзака “Шагреневая кожа”

1. Философская проблематика романа. Проблема смысла жизни и выбора жизненного пути. Основные персонажи романа в свете их отношения к данной проблеме. Смысл надписи на коже и позиции антиквара. Возможные значения символа шагреневой кожи.

2. Социальная проблематика романа. Изображение различных слоев общества. Проблема социальной обусловленности выбора Рафаэля.

3. Особенности бальзаковской фантастики. Реалистическое и романтическое в поэтике романа.

4. Композиционная структура романа. Нарушение хронологической последовательности (рассказ Рафаэля о своей жизни). Принцип диалогизма на разных структурных уровнях. Своеобразие эпиграфа. Смысл эпилога.

 

Литература

Резник Р. А. Роман Бальзака “Шагреневая кожа”. Саратов, 1971.

 

Тема 3

Новеллистика П. Мериме

1. “Экзотические” новеллы. Понятие “местного колорита”. Образы главных героев. Сущность конфликта между “дикостью” и “цивилизацией”. Проблема романтизма Мериме.

2. “Социальные” новеллы. Обрисовка среды. Психологическое мастерство в характеристике типажей светского общества. Элементы социальной критики.

3. Поэтика новеллы Мериме. Историческая поэтика и авторская эстетика жанра. Сюжетно-композиционная организация. “Эллиптическая” новелла. Функция фантастики. Проблема эволюции жанра в творчестве Мериме.

4. Формы авторского присутствия. Ирония и ее амбивалентность. Значимая деталь и ее смысловая наполненность.

 

Литература

Дынник В. Проспер Мериме // Мериме П.: Собр. соч.: В 6 т. Т. 1.

 

 

Тема 4

Роман Г. Флобера “Госпожа Бовари”

1. Эстетические принципы Флобера.

2. Сюжет и композиция романа. Проблема точки зрения. “Контрапунктный метод” Флобера.

3. Романтическая культура и романтическое сознание в романе. Образ Эммы Бовари.

4. Образ “мира цвета плесени”. Пошлость как эстетическая категория. Образы Родольфа, Леона, Омэ, Лере. Проблема статуса образа Шарля.

 

Литература

Иващенко А. Ф. Флобер: Из истории реализма во Франции. М., 1955.

 

 

Тема 5

Роман Диккенса “Большие надежды”

1. Проблема жанровой принадлежности. Тип романа.

2. Внешняя фабула: возвышение и падение героя. Внутренняя тема: тщета. Скептицизм. Ирония. Тема утраченных иллюзий в сравнении с французским реалистическим романом.

3. Добро и зло во внутреннем мире героев. Оппозиция частного и официального.

4. Динамика внутреннего развития главного героя. Проблема эволюции других персонажей и их восприятие главным героем.

5. Проблема художественного метода Диккенса (сентиментализм, романтизм, реализм). Эволюция творческой манеры. “Большие надежды” как поздний роман в сравнении с ранними.

6. Социальная проблематика романа.

 

Литература

Влодавская Н. А. Роман Диккенса “Большие надежды” и жанровые традиции // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1988.

Потанина Н. Л. К вопросу о своеобразии творческого метода позднего Диккенса (роман “Большие надежды”) // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1983.

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1982.

 

 

Программа КУРСА ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (РЕАЛИЗМ)

 

Реализм как художественный метод. Философские источники, исторические предпосылки, эстетика, стиль.

Эстетическая программа Фредерика Стендаля. Герой и действительность в новелле "Ванина Ванини". "Естественное" и "социальное" в романе "Красное и черное". Концепция личности и особенности психологизма в романе "Пармская обитель".

Эстетические принципы Оноре Бальзака. Замысел и состав "Человеческой комедии". Стиль Бальзака. Портретная новелла “Гобсек”. “Шагреневая кожа” как философский роман. Тема искусства в новелле Бальзака “Неведомый шедевр”. "Формула успеха" в романе "Отец Горио". Композиция романа, система образов, философский диалог. Синтез и обобщение художественных открытий Бальзака в романе “Утраченные иллюзии”.

       Драматургический эксперимент Проспера Мериме в “Театре Клары Гасуль”. Специфика историзма Мериме в романе "Хроника времен Карла IX". Изображение "естественного" человека в "экзотических" новеллах Мериме ("Таманго", "Маттео Фальконе", "Кармен"). Социальные новеллы Мериме ("Двойная ошибка", "Этрусская ваза", "Арсена Гийо"). Фантастическое в новеллах Мериме ("Венера Ильская").

Эстетические взгляды Гюстава Флобера. Сущность теории "башни из слоновой кости". Тема романтического сознания и способы его дискредитации в романе "Госпожа Бовари". Судьба поколения в романе "Воспитание чувств". Специфика трактовки Флобером темы молодого человека по сравнению со Стендалем и Бальзаком.

 

Английский реализм и его специфика по сравнению с французским.

Творческая личность Чарлза Диккенса. “Вечные образы” в романе “Посмертные записки Пиквикского клуба”. Социальное и сказочное в романе "Приключения Оливера Твиста". Формы условности в романе “Домби и сын” и повести "Рождественская песнь в прозе". Образ молодого человека и интерпретация темы "утраченных иллюзий" в романе "Большие надежды".

Структура характеров в романе Уильяма Теккерея "Ярмарка тщеславия". Смысл подзаголовка "роман без героя". Концепция общественной жизни и способы ее изображения в романе.

Английский женский роман XIX века. Нравоописательный роман Джейн Остен Гордость и предубеждение”. Романтическое и реалистическое в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. “Готическая” поэтика романа Эмили Бронте “Грозовой перевал”.

Викторианское сознание в английском романе 1850-1870-х годов (Энтони ТроллопБарчестерские башни”, Джордж ЭлиотМидлмарч”).

Поэтика абсурда в сказке Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”.

Поэтический сборник Шарля Бодлера (Франция) "Цветы зла" как художественное целое. Основные мотивы, образ лирического "я".

Лирическая поэзия Генриха Гейне (Германия). Характеристика поэтического сборника "Книга песен". Жанрово-стилевые особенности книги Гейне “Путевые картины” (часть 1, “Путешествие по Гарцу”).

Основные мотивы поэзии Уолта Уитмена (США). Поэтика книги "Листья травы". Поэма “Песнь о себе”.

 

Произведения, названия которых подчеркнуты, обязательны для прочтения полностью. Остальные читать целиком не обязательно, но надо знать их содержание в общих чертах – по хрестоматиям и/или пересказам.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь