Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 7. Новеллистика Эдгара По



1. Психологические, или «страшные», новеллы («арабески»). Квинтэссенция страха в «Падении дома Ашеров». Образ главного героя. Элементы мистики. Тема раздвоения сознания, воплощенной совести в «Вильяме Вильсоне». Феномен запретного плода, «духа извращенности» («Сердце-обличитель», «Бес противоречия», «Черный кот»). Мотив преодоления страха и спасения от смерти с помощью разума («Низвержение в Мальстрем», «Колодец и маятник»). Пародийно-комические элементы в «страшных» рассказах («Король Чума», «Заживо погребенные»).

2. Гротескно-сатирические новеллы. Протест против меркантилизации, бездуховности общества («Черт на колокольне», «Делец», «Разговор с мумией»).

3. Э.По как родоначальник детективного жанра. Разработка основных элементов поэтики детективной («логической») новеллы: система персонажей, фигуры сыщика и его друга-рассказчика, метод раскрытия преступления, специфическая композиция («Убийства на улице Морг», «Похищенное письмо»). Сравните эти новеллы по всем данным пунктам с другими классическими образцами жанра (произведения А.Конан Дойля, А.Кристи, Ж.Сименона и др.) Есть ли этическая составляющая в мотивации действий Дюпена?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 42–66.

Бочоришвили Н.К. «Страшные» и «смешные» рассказы Э.По // Некоторые филологические аспекты современной американистики. М., 1978.

Королева Л.Н. Новелла Э.По и проблема национального характера // Традиции и новаторство в современной зарубежной литературе. Иркутск, 1980.

Нефедова Т. Некоторые особенности сюжетных ситуаций в новеллах Э.По // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1974.

Тугушева М. Под знаком четырех. М., 1991.

 

Тема 8. Роман Г. Мелвилла “Моби Дик”

1. “Моби Дик” в контексте творчества Мелвилла и исторической ситуации в США.

2. “Научные” и “профессиональные” аспекты содержания. Какова функция историко-этимологического экскурса в начале романа и подробного описания технологии китобойного промысла?

3. “Моби Дик” как философский роман. Варианты способа восприятия мира: Ахав и Измаил как познающие личности. Психологизм Мелвилла. Версии решения глобальных этических проблем. Общественное зло и возможности его преодоления. Социально-политическая тематика в романе. “Интернационал” команды “Пекода”. Религиозный аспект проблематики.

4. Символы в романе: океан, корабль, кит, его белизна. Смысл трагического финала романа.

 

Список литературы

Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. М., 1972.

Зверев А. Мелвилл и ХХ век // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 87–141.

Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973. С. 185–198.

Березняк М. А. Роль художественной детали в создании трагического характера (роман Мелвилла “Моби Дик”) // Трагическое и комическое в зарубежной литературе. Пермь, 1986.

Трубников Н. Н. Притча о Белом ките // Вопросы философии. 1989. № 1.

 

 

ПРОГРАММА КУРСА “ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА                                                                                                                                (РОМАНТИЗМ)”

 

Романтизм как культурно-историческое движение. Философские источники, исторические предпосылки, особенности эстетики.

 

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Эстетика иенских романтиков. “ФрагментыФ.Шлегеля и Новалиса. Понятие "романтической иронии".

Многообразие жанров в творчестве Л.Тика. “Белокурый Экберт” как раннеромантическая новелла.

Проблематика романа НовалисаГенрих фон Офтердинген”. Символы и аллегории в романе.

Особенности второго этапа немецкого романтизма. Гейдельбергский кружок. Творчество К.Брентано (“Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль”).

Проблема сильной личности в творчестве Г. фон Клейста. Драма “Пентесилея”. Повесть “Михаэль Кольхаас”.

Творчество Э.Т.А. Гофмана. Тема музыки в ранних новеллах “Кавалер Глюк” и “Дон Жуан”. Реальное и фантастическое в новеллах “Золотой горшок”, “Песочный человек”, “Крошка Цахес, по прозванию Циннобер”. Тема творческой личности в романе “Житейские воззрения кота Мурра”. Ирония Гофмана.

 

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Своеобразие английского романтизма.

Эстетика “Озерной школы” в предисловии к “Лирическим балладам”. Творчество У.Вордсворта (лирика: “Терн”, “Последний из стада”, “Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства…”, “Люси”, “Нарциссы”, “Нас семеро”; 5-6 сонетов).

Своеобразие творческой манеры С.Т.Колриджа в поэме “Сказание о Старом Мореходе”.

Лирический цикл У.БлейкаПесни Невинности и Познания” (читать полностью): тема детства, образы природы, система смысловых оппозиций.

Дж.Г.Байрон: личность и судьба. Основные этапы лирического творчества Байрона (“Прощание с Ньюстедским аббатством”, “Ода авторам билля против разрушителей станков”, “Ода Наполеону Бонапарту”,“Прости!”, “Стансы к Августе”, “Тьма”, “Прометей”, “Любовь и смерть”, “В день, когда мне исполнилось 36 лет”). Характеристика цикла “Еврейские мелодии”. Образ молодого человека и обрисовка действительности в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Тип героя и характер конфликта в поэмах “восточного цикла”: “Гяур”, “Корсар”. Жанровая специфика поэмы “Дон Жуан”. Образ главного героя. Особенности драматургии Байрона (“Каин”).

Основные темы лирики П.Б.Шелли (“Изменчивость”, “Ода западному ветру”, “Индийская серенада”, “Облако”, “Жаворонок”, “Строки”). Нравственный пафос трагедии “Ченчи”.

Творческая индивидуальность Джона Китса. Тема Прекрасного в лирике (“По случаю чтения Гомера в переводе Чапмена”, “Кузнечик и сверчок”, “К морю”, “К Спенсеру”, “Два сонета о славе”, “ La belle dame sans merci ”, “Ода соловью”, “Ода греческой вазе”).

Романтическая антиутопия в романе Мэри ШеллиФранкенштейн, или Современный Прометей”.

Историзм в романах В.Скотта (“Роб Рой”, “Пуритане”, “Айвенго”).

 

ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ         

Ранний французский романтизм. Творчество Ф. де Шатобриана (повести “Рене”, “Атала”).

Психологическая проза французского романтизма (роман Б.Констана “Адольф”).

Творчество Виктора Гюго. Романтическая эстетика Гюго в “Предисловии к драме “Кромвель”. Исторический роман В.Гюго “Собор Парижской богоматери”: символика, система образов, исторические реалии. Проблематика и романтическая поэтика романа В.Гюго “Отверженные”.

Эволюция героя в романе А. де Мюссе “Исповедь сына века”. Жанрово-стилевые особенности драматургии А. де Мюссе (“Прихоти Марианны”, “Любовью не шутят”).

Творчество Жорж Санд. Социальные мотивы и психологизм в романе “Индиана”.

 

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Зарождение американской национальной литературы. Своеобразие американского романтизма. Понятие фронтира. Творчество Ф.Купера (“Пионеры”, “Последний из могикан”).

Новеллистика В.Ирвинга ( “Рип Ван Винкль”, “Легенда о Сонной Лощине”, “Жених-призрак”, “Легенда о розе Альгамбры”).

Новеллистика Н.Готорна (“Седой заступник”, “Молодой Браун”, “Эндикотт и красный крест”, “Эготизм, или Змея в груди”, “Каменный человек”, “Дэвид Суон”, “Родинка”). Проблематика и поэтика романа Н.Готорна “Алая буква”.

Эстетические принципы Эдгара По и их воплощение в его поэзии (“Ворон”, “Аннабель Ли”, “Колокола и колокольчики”, “Улялюм”, “Эльдорадо”, “Линор”). “Черные” новеллы Э.По (“Падение дома Ашеров”, “Черный кот”, “Король Чума”, “Колодец и маятник”, “Вильям Вильсон”). “Логические” новеллы Э.По (“Убийство на улице Морг”, “Похищенное письмо”, “Золотой жук”).

Философские проблемы в романе Г.МелвиллаМоби Дик”.

Индейская тема в поэме Г.ЛонгфеллоПеснь о Гайавате”.

 

Произведения, названия которых не подчеркнуты, читать полностью не обязательно.

ПРИМЕЧАНИЯ

“Фрагменты” Шлегеля и Новалиса см. в кн. “Литературные манифесты западноевропейских романтиков” М., 1980 или в кн. “Зарубежная литература. Романтизм”. М., 1990

Тик, Новалис, Брентано – в сб. “Избранная проза немецких романтиков” в 2-х т. М., 1979

Тик, Брентано также в сб. “Жизнь льется через край” М., 1991; “ХХ веков немецкой литературы”. Т.2. М., 1994

Лирика и некоторые поэмы Блейка, Вордсворта, Колриджа, Байрона, Шелли, Китса, кроме отд. изданий, в сб. “Поэзия английского романтизма XIX века” М., 1975

Повесть Шатобриана “Рене” см. в сб. “Французская новелла XIX века”, т.1; “Атала” – в сб. “Французская романтическая повесть”.

Большинство текстов программных произведений в электронном виде имеются в компьютере кафедры русской и зарубежной литературы и доступны копированию на электронные носители.

 

Часть 2. РЕАЛИЗМ

Тема 1

Реализм как художественная система. Классический реализм XIX века

Специфика реализма в ряду других художественных систем (классицизм, романтизм, символизм и т. д.). Отсутствие прикрепленности к какой-либо конкретной эпохе. Понятие о реализме Возрождения, XVII века, просветительском, социалистическом, “магическом” и других разновидностях реализма. Различные подходы к термину в науке от распространения на все искусство (“реализм без берегов” Роже Гароди) до полного отрицания (В. М. Толмачев).

XIX век как классический период развития реалистического искусства. Возникновение термина “реализм”. Школа “наивного реализма” Шанфлери и Дюранти.

Роль поздних романтиков (Гофман, Байрон, Скотт, Гюго) в формировании реалистического художественного мышления. Сосуществование романтических и реалистических элементов в поэтике крупнейших писателей XIX века (Стендаль, Бальзак, Диккенс).

Антибуржуазность как общая черта мировоззрения романтиков и реалистов (“социальный романтизм”, “критический реализм”). Разница в способе подхода к неприемлемой реальности: игнорирование у романтиков, исследование у реалистов; в трактовке героя: абсолютно независимого у романтиков, обусловленного средой у реалистов. Осознание реалистами ценности человеческой личности невзирая на ее зависимость от внешних обстоятельств. Аналитический пафос реализма.

Демократизация культуры, развитие позитивной науки и философии в XIX веке. Бытие как материальный процесс. Природная и социально-историческая детерминированность событий и характеров как условие “верного”, реалистического изображения повседневной действительности. Стремление к максимальной полноте охвата наличных фактов, внимание к подробностям, мелочам. Углубление художественного психологизма вследствие открытия взаимосвязи внешних и внутренних факторов в формировании человеческой личности.

Попытки проникновения в суть социальных процессов. Сближение литературы с наукой, познавательная ценность художественного произведения. Значение жанра романа (эпоса XIX века) для классического реализма.

Понятие о литературном типе. Специфика реалистической типизации. Связь с историческими обстоятельствами. Типическое как диалектически сложное единство общего и индивидуального.

“Саморазвитие” произведения, “самодвижение” действия как уникальный феномен реалистического искусства.

 

Литература

Затонский Д. В. Европейский реализм XIX века: Линии и лики. Киев, 1984.

Затонский Д. В. Реализм - это сомнение? Киев, 1992

Карельский А. В. От героя к человеку (Развитие реалистического психологизма в европейском романе 1830–1860-х годов) // Карельский А. В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. М., 1977.

 

 

Тема 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь