Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Спектральный состав освещения



В условиях натурной съемки одним из факторов, определяющих ее изобразительный и

фотографический результат, является спектральный состав освещающего света

При цветной съемке спектральный состав освещающего объект света имеет первостепенное

значение. В силу приспосабливания зрительного восприятия к господствующему цвету глаз не может

дать нам необходимых обозначение спектрального состава света в течение съемки. Для оценки

спектрального состава освещающего света при съемке достаточны обозначения, выраженные в

величинах цветовой температуры, что позволяет установить соотношение спектрального состава

источников света как между собой, и по отношению к пленке и глазу. Величины и понятия,

связанные с цветовой температурой, должны по возможности быть связаны с привычным

наименованием соответствующего цвета. Если означено, например, что источник света имеет при

определенном режиме цветовую температуру 2800°К, то от источник определяется как имеющий

преимущественно желто-красное излучение. Понятие цветовой температуры справедливо для

источников, имеющих непрерывный спектр излучения, то для большинства температурных

источников, яркость и спектральный состав которых является следствием их нагревания.

Приведем спектральный состав света некоторых источников света, выраженный в значениях

цветовой температуры:

Цветовая температура°К

Солнце при восходе 1750—2000

Солнце — 30°, небо и воздух прозрачны 5200

Облачное небо 6400-6900

Свет солнца и неба в полдень в зависимости от прозрачности воздуха 5000—6500

Солнце и рассеянный свет облаков 5200—5900

Солнце и кучевые облака в зависимости от прозрачности воздуха 5600—6500

Пасмурный полдень 7200—7500

Свеча стеариновая 1750

Керосиновая лампа 1850

Вольфрамовая лампа газополная 2800

Вольфрамовая лампа для киносъемки 3380

Дуговая лампа 3780

Дуга интенсивного горения 5700

Спектральный состав освещения на натуре следует оценивать отдельно для солнечного света, для света неба, для суммарного света от солнца и неба.

При исследовании суммарного состава дневной (при высоте солнца более 15°) освещенности плоской поверхности было установлено, что в пределах видимого и частично ультрафиолетового участка спектра спектральный состав света существенно не меняется. Неизменность спектрального состава объясняется, что усиление поглощения коротковолновой радиации земной атмосфере по мере изменения высоты солнца компенсируется усилением светимости неба, богатого именно коротковолновой рассеянной радиацией. В условиях образуется суммарный средний дневной белый свет примерно 4800—5220°К, которым освещен объект светах. При иных условиях освещения, особенно при съемке на восходе или закате солнца, а также днем в облачную погоду, спектральный состав света резко меняется.

В зависимости от состояния неба качество освещения -будет различно. Если небо чисто, то есть в атмосфере рассеяны коротковолновые фиолетово-синие, а ультрафиолетовые лучи, тени освещены голубым светом. Если небо в дымке, серое, то освещенность в тени как бы разбелена. Пасмурное, сплошь затянутое плотными облаками небо дает более синие тени. При низком солнце наблюдается покраснение солнечного света.

Оператору необходимо ориентироваться в изменении спектрального состава света, освещающего объект в раз: периоды съемки, чтобы иметь возможность подобрать; определенные условия света для разновременно снимаемых кадров, для осуществления художественных задач.

Все перемены освещения на натуре происходят в зависимости от высоты солнца над горизонтом и от состояния атмосферы. Высота солнца над горизонтом изменяется в силу суточного и годового вращения Земли. Суточное вращение определяет высоту солнца над горизонтом для каждого дня и часа, годовое — по временам года. Но для фотографических условий съемки не безразлично, почему солнце низко стоит над горизонтом: потому ли, что это раннее утро, или потому, что зима, или потому, что съемки происходят за Полярным кругом.

Высота солнца для каждого момента съемки зависит от времени дня и склонения солнца. Высотой солнца называется угол, образуемый направлением на солнце с плоскостью горизонта. В момент восхода и захода высота солнца равна 0°, в зените — 90°. Отрицательной высотой или глубиной погружения обозначается положение солнца ниже линии горизонта в сумерки и ночью. В любой точке земной поверхности высота солнца в часы до полудня бывает такой же, как и после полудня. Полдень определяется как время, когда солнце находится на местном меридиане. В течение года высота солнца в полдень изменяется изо дня в день, но для целей операторской экспономстрии можно ориентироваться на то, что 21 июня — день летнего солнцестояния, когда солнце достигает наибольшей высоты для данной широты; 21 марта и 21 сентября — дни равноденствия, высота солнца в эти дни одинакова; 21 декабря — наиболее низкое солнцестояние.

Небо является и фоном, на котором снимается огромное большинство натурных объектов, и

своеобразным осветительным прибором, одновременно освещающим снимаемую сцену.

Вид неба, его яркость и цвет в течение дня, в сумерки и ночью меняются в зависимости от его

освещенности солнцем, луной или звездами при различных состояниях атмосферы.

Когда мы наблюдаем или снимаем небо, нас интересует его яркость и цвет; когда небо освещает

объект съемки, нас интересует его светимость и спектральный состав излучения.

Яркость, цвет и светимость неба не являются равномерными даже при чистой атмосфере: в каждый момент наблюдения они зависят как от состояния атмосферы, так и от положения солнца

относительно наблюдаемого участка

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь