Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В.Э.Мейерхольд и режиссерский театр XX века.



В конце 19 века возникает новое явление в искусстве: дело в том, что до этого театр был актерским, то есть режиссера как такового не было. Был человек, который присматривал за спектаклем, выполнял организационно-хозяйственные функции. А режиссера, как создателя, как автора спектакля, как человека, который объединяет всех причастных к спектаклю, не было. Режиссерский театр не только у нас, но и в мире, начинается со Станиславского, с Немировича-Данченко. Здесь впервые появляется спектакль, организованный как сложная художественная структура, в которой все подчинено единому замыслу, а замысел этот создает режиссер. Не случайный набор декораций из имеющихся в наличии, а специально созданные для спектакля, то же самое касается костюмов, специально написанная музыка. А главное — присутствие актеров на сцене подчинено единому замыслу. Появляется искусство мизансцены. Раньше актеры тоже передвигались на сцене, но это было спонтанно, автономно от целого. С появлением режиссерского театра все стало работать на художественную целостность спектакля. Создается эта целостность режиссером.

Со Станиславским и Немировичем-Данченко связана первая эпоха режиссерского театра и его рождение. Мейерхольд начинает второе поколение в истории режиссерского театра. Он был учеником Немировича-Данченко, окончил театральный класс филармонического училища и вместе с другими учениками вошел в первый состав труппы Художественного театра. Мейерхольд играл одну из главных ролей, с которого начинается Московский Художественный театр. Первая постановка МХТ—трагедия Толстого «Царь Федор Иоаннович» (октябрь, 1898). Этот спектакль привлек внимание публики, но не он был рождением МХТ. «Театр был открыт, но еще не родился» (Немирович-Данченко). Рождение театра произошло в декабре 1898 года на премьере чеховской «Чайки». Пьеса, которая с треском провалилась на сцене императорского театра, имела успех на сцене МХТ. В «Чайке» Мейерхольд играл одну из главных ролей Константина Треплева. Герой -молодой литератор, говорит, что «нужны новые формы в искусстве». Эти слова Чехова стали девизом Мейерхольда на протяжении всей его творческой жизни.

Проработав 4 года в МХТ, уходит, и с этого момента начинается его самостоятельная режиссерская деятельность. 2 года работает в провинции, где учится режиссерскому делу, потом получает приглашение от великой актрисы Комиссаржевской, становится режиссером ее театра. Через несколько лет, работая в Петербурге, становится режиссером императорского театра и ставит драматические и оперные спектакли в Александрийском и Мариинском театрах. Мейерхольд раскрывается как оригинальный художник, который выйдя из театра Станиславского, ищет собственные пути. Эти поиски направлены против Станиславского, против МХТ. Он ищет альтернативное направление. Театру Станиславского, театру реалистическому, театру психологическому, театру, который стремится максимально приблизиться к жизни, Мейерхольд противопоставляет свой театр. Театр условный, в котором демонстративно все не как в жизни, актеры общаются напрямую со зрителями, условность театрального лицедейства всячески подчеркивается. И единомышленников Мейерхольд находит среди писателей- символистов (Белый, Блок). Именно Мейерхольд ставит пьесу Блока «Балаганчик», которая для него как режиссера имела программное значение. Очень сложная пьеса, с интригой, в которой персонажи по ходу пьесы выходят из своих ролей и начинают разыгрывать собственный сюжет, и лицо от автора не может с ними справиться. В этом спектакле был такой эпизод - кулиса взлетала вверх и обнажала голую сцену с фермами, прожекторами. Это был скандал - настолько это было смело. В этом был его принципиальный ход — раскрыть условность театра. Первый период творчества - 1900-1910 годы - Александрийский и Мариинский театры. В этот период М. делает много экспериментальных постановок в студиях. После переворота 17 года М. переходит на сторону революции, как многие художники-экспериментаторы, художники радикального авангарда. Они находили в этих переменах нечто себе созвучное (Маяковский, Малевич, Кандинский). М. ставит первый революционный спектакль по пьесе Маяковского «Мистерия Буф», премьера которой была приурочена в 1-й годовщине Октября. Оформлял спектакль Малевич. В этом спектакле был символический для М. момент. Когда зрители входили в зал. они видели занавес, склеенный из старых афиш. Спектакль начинался с того, что актеры, выходя на сцену, срывали эти афиши и разрывали их. Так М., отбросив свое прошлое, вступив в партию большевиков, провозглашает лозунг театральной революции, театрального Октября.

М. в первые годы Советской власти возглавляет театр «Театр РСФСР первый». В 20-е годы М. ставит политические спектакли, его постановки имеют публицистическое звучание. В годы Гражданской войны сводки с фронтов часто озвучиваются по ходу этих революционных постановок. В 30-е годы вершители революции стали жертвами террора. Сначала репрессировали политиков, а потом — художников. Театр М. был объявлен чуждым народу и закрыт. Почти все деятели театра клеймили М. как буржуазного художника, формалиста. Лишь Станиславский протянул ему руку помощи, предложив место в оперной студии. Таким образом, М. и Станиславский встретились за режиссерским столом. Последняя работа Станиславского - это его совместная работа с М., опера «Риголетто». И пока был жив Станиславский, М. не трогали. Через полгода после смерти Станиславского в 1938 году, М. арестовали. Очень долго, вплоть до перестройки, никто не знал, как умер М. Архивы КГБ были раскрыты в 1987 году. 2 февраля 1940 года М. был расстрелян. До 50-х годов его имя нигде не упоминалось, и лишь после политической реабилитации началось возрождение художественных традиций, идущих от М. Эти традиции подхватили режиссеры нового поколения, и, в первую очередь Юрий Любимов, создавший «Театр на Таганке». Он собрал в себе все здоровое, что было в русском театре. Любимов стал наиболее последовательным продолжателем традиций М. в русском театре 60-80-х годов.

Билет 19.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь