Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неореализм и психологическая драма в итальянском кинематографе послевоенных лет («Земля дрожит» Л.Висконти, «Похитители велосипедов» В. Де Сики



Неореализм — самое влиятельное направление в мировом кино за всю его историю, следы неореализма можно наблюдать на разных континентах. Это послевоенное направление, возникшее в 1945 году, первым фильмом этого направления следует считать фильм «Рим — открытый город» Роберто Росселлини. Хотя термин возник с фильмом Висконти «Одержимость».

Это направление сформировалось стихийно, непредумышленно. Неореализм породила сама жизнь, ее жесткие условия, которые обычный итальянец не мог ни принять, ни преодолеть. Мастера кино решили показать и обществу, и правительству, что в таких условиях жить невозможно. Для этого и начали снимать подобные фильмы. Отсюда — предельно упрощенная драматургия, документальный стиль съемок, отсутствие декораций, участие неактеров.

«Рим — открытый город» - немецкая оккупация и итальянское сопротивление показаны

как череда эпизодов, происходящих с обычными людьми в обычных бытовых условиях. Эти

особенности картины стали основой для последующих неореалистических фильмов.

До 1948 года основная тема неореализма - война («Германия - год нулевой»

Росселлини, «Пайза» Росселлини, «Солнце еще восходит» Альдевергамо). После 1948 года

количество фильмов о войне уменьшается, появляются фильмы о разрушенной экономике в Италии, сиротах, безработице, и прочих социальных проблемах. Каждой из этих проблем посвящался фильм. Фильм снимался методикой, максимально приближенной к реальной жизни. Документальная манера съемок, в подлинных местах, практически отсутствовали павильонные съемки, при участии непрофессиональных актеров. Впервые трудящиеся массы узнавали в киногероях себя, в их проблемах - свои проблемы, увидели страшную правду: голод, безработицу, нищету, а вместо рекламных италийских пейзажей - трущобы бедняцких кварталов.

«Земля дрожит» Висконти (1948), снимался на Сицилии, в среде рыбаков, все роли

играли рыбаки, режиссеру приходилось переводить за кадром. Нищета, убогий быт, тяжелые условия труда— в основе фильма. Висконти снимал рыбаков долгими кадрами, нередко на крупных планах, всегда трудных для исполнителя. Лучше смотрятся эпизоды, где рыбаки оказываются в своей стихии: когда они выходят в море, когда чинят сети на берегу, ругаются, умываются или переодеваются.

Фильмы снимались по материалам прессы. Так сняли фильм «Похитители велосипедов»

Дс Сики. Кража велосипеда у главного героя приводит его к проблемам на работе и проблемам в

семье— герой вынужден доказывать собственному сыну, что он сам взрослый и сильный мужчина.

Он вынужден украсть чужой велосипед. Герой неореалистического фильма всегда обречен - обречен вести себя так, а не иначе, обречен терпеть поражение. Что бы герой ни предпринимал, все напрасно—он остается таким, каким был в начале фильма — без работы, без денег, без велосипеда и без честного имени.

В газете появилась заметка о вакансии девушки-машинистки. Вакансий было 2, а пришло 2000 человек. Под ними рухнула лестница, были жертвы. По этому сюжету был снят фильм «Рим, одиннадцать часов», Де Сантис (1952).

С 1951 года Италия стала присоединяться к ЕЭС, приняла экономическую помощь, экономика страны стала возрождаться, уровень жизни начал расти и неореалистические фильмы стали постепенно исчезать. На смену неореализму пришли психологические драмы (Ф. Феллини, Антониони, Висконти). Одна из ведущих тенденций западноевропейского кинематографа конца 50-х -середины 60-х гг. - исследование психологии современного человека, социальных мотивов его поведения, причин смятения чувств и разобщённости между людьми. Об этом фильмы Феллини: "Дорога", "Маменькины сынки", "Ночи Кабирии", "Сладкая жизнь", "Восемь с половиной". Дорога (1954) - в нищую семью приезжает цирковой актер Дзампано. В прошлом он уже выкупил у матери ее старшую дочь, и теперь хочет купить младшую, Джельсомину (она не вполне нормальная). Он увозит се, делает своей ассистенткой, обращается с ней грубо, периодически бросает ее одну на дороге. После всех этих перипетий она умирает — одинокая и больная. Вся ее короткая и скудная жизнь прошла на дороге. В этой картине заложены насилие и молчаливое непротивление ему. В итоге Дзампано осознает, как далек он от того пути, на который его пыталась направить Джельсомина.

Картины Антониони "Хроника одной любви" (1950), «Крик» (1957, настоящая психологическая драма), "Ночь", "Затмение", "Красная пустыня" (первая цветная картина режиссёра). «Хроника одной любви» Антониони - полудетективная драма. В нем сформировалась вся поэтика Антониони, его склонность к длинным долгим кадрам, взятых общими и дальними планами, замедленным темпом развития событий. Здесь вырабатывается характерный для его последующего творчества подтекст. Мы узнаем о прошлом героев не с помощью флэшбеков (переноса в прошлое), а за счет рассказа. Это угроза прошлых событий довлеет над всеми поступками героев. Висконти стал снимать костюмно-исторические фильмы («Чувства», 1954). Действие развивается в 19 веке. В 1957 году экранизирует «Белые ночи» Достоевского, перенеся действие в современную Италию — психологическая драма.

С неореализма началось возрождение киноискусства. Из него вышли практически все крупные режиссеры итальянского кино 50-60-х годов. Неореализм показал, как можно раскрывать достаточно сложные проблемы, используя при этом минимум средств. Но главное - это то. что неореализм показал интерес к мелким бытовым подробностям и увеличение внимания к тому, что показывается на экране.

Билет 26.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь