Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жанры устного народного творчества славян



Загадка

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил для описания явлений природы              и окружающей обстановки. С течением времени это значение загадок утратилось и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума.

Приведем примеры народных загадок: «Я стар, от меня родилось двенадцать сыновей, у каждого из них по тридцати сыновей красных, по тридцати дочерей черных»(год), «Красная девушка в окошко глядит»(восходящее солнце), «Летит медная стрела, никто ее не поймает – ни царь, ни царица, ни красная девица»(молния), «Ела дуб, да поломала зуб»(пила), «Сам худ – голова                    с пуд»(молоток), «О двух концах, о двух кольцах» ( ножницы).

Богатый метафорический язык становится загадочным. Только избранные вещие люди могут объяснить его смысл. Происхождение загадок тесно связано    с образованием метафорического языка и представляют собой важный материал для мифологических исследований. У греков задает загадки чудовищный Сфинкс.

(В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает крылья грифона. Считается порождением чудовищ Тифона и Ехидны, злобным демоном разрушения. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки          и убивала всех, кто не мог их отгадать. После того как Эдип разгадал загадку сфинкса, чудовище бросилось в пропасть и погибло)[12]. Славянские предания загадывание загадок приписывают Бабе-Яге ( В.Даль пишет, что Яга – „ род ведьмы или злой дух под личиной безобразной старухи“.Она похищает детей       и ездит в железной ступе“ )[13] и русалкам ( Русалка – дух в облике женщины, который может появлятся у воды, в лесу, в ржаном поле и т. д. Называют водяниха, шутовка, лобаста )[14]. Русалки готовы защикотать всякого, кто не разрешит заданной ими загадки. „ Хитрое препирание загадками составляет любимый эпический прием у всех младенческих народов. На нем основаны многие произведения старинной книжной литературы (к числу подобных произведений относится и Голубиная книга, и т.наз. „ вопросники“, многие эддические песни  и др.).“ [15]

   

  2.1.2. Пословицы, поговорки, присловья, прибаутки       

Пословицы, поговорки, присловья, прибаутки – образцы устной народной речи и воззрения на жизнь и ее условия. Отметим, что пословицы и поговорки сливаются со всеми другими краткими изречениями народной опытности, поверий и суеверия, как-то: клятвами, приметами, толкованиями сновидений         и врачебными наставлениями. Примета указывает на соотношение между двумя явлениями мира физического или нравственного, из которых одно служит предвестием другого. В пословицах и притчах древние народы передавали потомству правила нравственности, благоразумия, наблюдения о природе и свой опыт.

Дмитрий Фаларейский 345–283 гг. до н.э. ( греческий философ родом из Фалер. Его десятилетнее правление было счастливейшим периодом в афинской истории. За его заслуги граждане воздвигли ему 360 статуй, по числу дней в году) говорил, что „ в пословицах, как в семенах, собраны силы всех деревьев“ [16]

Уже в царствование Петра I существовало в России рукописное собрание русских пословиц. В 1717 году Петр I, писал полковнику Левашеву из Амстердама  следующее: “В бытность нашу в Копенгагене приказывали мы вам через денщика Юрова о книжке, которая у нас есть, О “О Русских пословицах”, дабы ту книжку, списав, прислать к нам” [17]

Заметим, что и Екатерина II [18], старалась учить русский народ его собственной, коренной нравственности. “Русские пословицы, – сказала Екатерина II, – изощряют разум и придают силу речам”[19] Она присоединила русские пословицы к первой российской азбуке, напечатанной для общественных школ, и сказки “О царевиче Хлоре и Февее “( В сказке о Февее описывается образцовый отпрыск царской фамилии, принц, наделенный всеми добродетелями, которые приписываются в сказке и самим внукам Екатерины. В сказке о Хлоре повествуется о том, как идеальный царевич искал с помощью Рассудка, Честности и Правды розу без шипов, т. е. добродетель, преодолевая все встречавшиеся на пути соблазны, и как ему помогла в этом царевна Фелица. Образы этой сказки использовал в своей знаменитой оде к Фелице Державин.)[20], которую сочинила для великого князя Александра Павловича.

Древность народных примет подтверждается и их сродством с языческими верованиями. „ Се бо не погански ли живемъ, – говорит Нестор, – аще усрьсти (в стрьчю) вьрующе? аще бо кто усрящеть черноризца, то возвращается, ли единець, ли свинью( или конь лысь); то не поганскы ли се есть? Се бо по дьяволю наученью кобь сi ю держать, друз i и же и закыханью вьрують, еже бываеть на здравье глав. Но сими дьяволъ лстить и другыми“ [21]  

Человек  всматривался в двежения небесных светил, старался уловить между ними взаимную связь. Не зная естественных законов, народ не мог понять, почему известные причины вызывают известные последствия, какая между ними существует таинственная связь. Есть множество примет суеверных, в основании которых лежит не опыт, а мифическое представление. Многие приметы вызваны наблюдением над привычками и свойствами домашних и других животных (перед грозой и бурей рогатый скот глухо мычит, лягушки начинают квакать, воробьи купаются в пыли). Народы общавшиеся постоянно с миром животных, не могли не обратить внимания на эти признаки и должны были составить из них практические приметы. Сюда мы также относим и сновидения: это та же примета, только усмотренная не наяву, а во сне. Все виденное во сне почиталось внушением самих богов, чему суждено сбыться. Поэтому сны нужно разгадывать и переводить на простой язык.

2.1.3. Заговоры

Заговоры – древние языческие молитвы и заклинания. Они не могли дойти       и не дошли до нас во всей своей свежести и полноте, подверглись значительным искажениям в следствии сокрушительного влияния времени и принятия христианства. В них мы встречаем много странного, загадочного. Заговоры удержали за собой тот строгий характер, который не дозволяет никаких намеренных отступлений. Вмещают в себе страшную силу, которую не следует пытать без крайней нужды, иначе быть беде. Могучая сила заговоров заключается в известных эпических выражениях. Сила этого слова, по мнению народа, заключается в самом слове и времени, когда оно произносится. Русь сурово относилась к народному суеверию, и вместе с колдунами и ведьмами жгла их волшебные тетрадки. В 1227 году, по сказанию летописца, в Новгороде были сожжены четыре волхва. “Царская окружная грамота” 1648 года                          и “Домострой” строго воспрещают всякое сношение с волхвами.[22]

Народные лирические песни

Обряды славян включали песни, ритуальные действа, «игрища», которые сохранились в народе, потеряв свой первоначальный магический смысл.               С культом предков связаны были древние славянские плачи. В общественно-родовом быту славян этот культ играл важную роль, так как давно умерший родоначальник – Род или Рожаница считались покровителями своего потомства. Вера в загробную жизнь пронизывала весь культ славян и связывалась с верой во всяких духов, населявших природу: леших – лесных божеств, водяных              и русалок – речных божеств. Вся природа казалась древнему человеку одухотворенной и живой. Человек вступал в общение с природой, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в ней, поэтому разные времена года сопровождались различными обрядами. Так постепенно складывались календарно-обрядовые праздники, приуроченные к циклу земледельческих работ, сохранившиеся в песнях русского фольклора. Смены времен года отмечались праздниками, связанными с календарем. Отправление обрядов сопровождалось пением песен, большая часть которых сохранилась         в народной памяти на долгие годы.  

Обрядовые песни – исполнялись одноголосно, связь обрядовых песен                  с языческим ритуалом придавала им функцию магическую, заклинательную (вызывание дождя, плодородия). Поэтому обрядовые песни часто носят характер закличек, построенных на основе простых и кратких, заклинательных возгласов. Обрядовые песни обладали особыми звукорядами, свойственными каждому времени года и обряду. Выделяются звукоряды майских, летних, зимних песен.

К наиболее древним обрядовым песням относятся колядки, исполняемые во время зимнего солнцестояния (24 декабря). К этому празднику рождения нового солнечного года был приурочен христианский праздник Рождества. Сохранившийся поныне обычай колядовать восходит к древним языческим обрядам, связанным с магическими действиями: гаданием, предсказанием, посыпанием зерном, ряженьем, пожеланиями урожая в новом году и достатка.

Широко на Руси праздновали встречу весны и масленицу. В обрядовой песне, исполнявшейся на масленицу, упоминаются катания  с ледяных гор, поливание их сыром и маслом в знак благоденствия.

Семейно-бытовые песни – песня глубоко проникала в жизнь человека, сопровождая всю деятельность человека от рождения до смерти. Праздники, труд, события личной жизни человека – всюду присутствовала песня, заполняя труд     и досуг. Поэтому семейно-бытовые песни представляют очень многочисленную группу: свадебные песни, плачи, колыбельные, детские.

Наибольшим своеобразием среди жанров русского фольклора отличаются плачи. Плачи– были неотъемлемой частью таких семейных обрядов, как похороны, свадьбы, в древности существовали и коллективные воинские плачи. На Руси даже была специальная профессия плакальщиц, которых нанимали для оплакивания. Плач входил в церемониальный обряд поминовения умерших.

Древнейшей частью свадебного обряда был плач невесты, оплакивавшей разлуку с привольной жизнью в родном доме, с девичеством.

     2.1.5. Народные сказки

Сказка – складка, песня – быль. Сказка: вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность.Сюда относятся ( миф, былины, исторические песни, духовные стихи, легенды, демонологические рассказы, сказы, предание, былички). Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Целевым назначением сказки является подсознательное или сознательное обучение ребенка в семье правилам и целям жизни. Примечательно, что и сага,     и сказка несут в себе информационную передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основывается на уважении к своим предкам. Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет           и поэтику сказки. К главным признакам сказки является, несоответствие окружающей действительности и необычайность событий, о которых повествуется.

Сказка  имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал Пропп, Владимир Яковлевич [23] (1895–1970, русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста. В книге “Морфология сказки“ выявил повторяющиеся постоянные элементы – функции действующего лица (всего 31). Работа Проппа оказала значительное влияние на развитие структуралистских исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов). Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традиций:

1. Сказочные формулы «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,          «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»

2. Общие места – Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге:    

описание портрета – «Баба-Яга, костяная нога»

   формульные вопросы-ответы – «куда путь-дорогу держишь»

  описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»

  описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»

   общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».

Классификация фольклорной сказки.

Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. ТакВладимир Яковлевич Пропп  подразделяет их на сказки:   

1. Сказка о животных (животный эпос) – в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения             и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль либо 2) занимает положение, равноценное животному.

2. Волшебные сказки – в основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Характерные особенности волшебной сказки: словесный орнамент, присказки, концовки, устойчивые формулы.

3. Новеллистические (бытовые) сказки – это сказка, которая имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию. В сказке этого жанра,      в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные событие (работник побеждает чёрта). В новеллистической сказке человек борется за справедливость с власть держащими и добивается этого.

4. Небылицы – это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму. Функция этих сказок является – увлечь зрителя предстоящей сказкой.. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины.

5. Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок) или же «отсылок» (Петушок подавился). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка.

6. Докучные сказки (прибаутки или потешки) – при помощи которых хотят угомонить детей, требующих рассказывать сказки (Про белого бычка).

В славянской традиции можно выделить еще сказки богатырские, солдатские       и т.п. Народные сказки исполнялись особыми рассказчиками – сказочниками. Одна и та же сказка в устах исполнителей могла менятся, как по субъективным причинам (пристрастия самого сказочника, его одаренность), так и по причинам объективным, например, в зависимости от  аудитории. Начинателем собирания русских народных сказок явиляется беспорно Александр Николаевич Афанасьев.

 

3. Русские народные приметы и поверья

Приметы, поверья и суеверия существуют с незапамят­ных времен. И, конечно же, не только на Руси. Вот, к примеру, говорят, русская примета: если соль просыпал – к ссоре. „ Точно так же говорили и древние римляне. Они же, кстати, желали здоровья при чихании ( sternutatio ). И точно так же, как мы верили, что звон в ухе – к дождю ( timutus atrium ), чесотка зубов ( pruritus dentium )“.[24] Все это существует в наших приметах и тождественно с прежними римскими обычаями. О чем упоминал и Овидий, Плиний и Нестор. Нестор говорил следующее: " Нарицающиеся хрестиане, а погански живуще - друзии же и зачиханью веруют, еже бывает на здравие главе". [25]

А  уж о дурном глазе, порче, боязни черного кота или раз­битого зеркала           и говорить не приходится – эти суеверия изве­стны повсюду. Римляне тоже верили сглазу, так что было у них особенное божество Fascinus, предохранявшее от этого даже младенцев(custos infantium)[26]. У римлян, как и у нас, были тоже черные или злые дни.

Что же это за чудо такое – примета, если живет тыся­чи лет и не стареет, не исчезает? В чем секрет поверий, кото­рым следуют и нынче даже просвещенные мужи и жены? Мы не всегда докапываемся до корней, до сути. Просто знаем, что надо постучать по дереву, чтобы задуманное сбылось. Верим в то, что вернуться                             с полдороги – к неудаче. Опасаемся тринадцатого числа. Что нельзя свистет          в доме.. Чем объясняется устойчивость поверий, примет и даже не­которых суеверий? Уж не тем ли, что они иногда сбываются? А почему они сбываются?  Не потому ли, что многие на­роды на протяжении веков отбирали и хранили          в памяти то,  в чем видели закономерность?

Само по себе обилие литературы по этой теме свидетельствует о том, насколько велик интерес к суеве­риям, которые продолжают бытовать в народе по сей день.

Казалось бы, в наш век компьютерных технологий можно уже и не придавать особого значения тому, что почиталось прадедами. Но это не так! Многие из нас все еще сами верят им, втихомолку, или по крайней мере из предосторожности, на всякий случай не выезжают со двора в понедельник и не здороваются через порог. И самому глупому и вредному суеверию нельзя про­тиводействовать, если не знаешь его и не знаком с духом и с бытом народа.

Не случайно собиратели отмечали, что мно­гие суеверия основаны на деле, на опытах, поэтому «верны и справедливы», составляют опытную мудрость народа, а пото­му знать их полезно! Так-как существует великое множество повери и суеверий, то в данной работе мы мы постараемся привести наиболее известные.

Это всего лишь крупица, капля в море! Поверья, которые мы перечисляем в нашей работе мы разделяем на следующие группы:

Беременность. Роды. Дети.

Появление на свет  нового человека всегда большое событие. И – тайна. Кто родится – мальчик или девочка? Ког­да – в добрый день или в ненастный? Можно ли помочь ему еще до родов и как? Как не навредить? С давних времен женщины внимательно при­сматривались к особенностям беременной,                 к вза­имосвязи между ее поведением, ее действиями и родами, характером ребенка, его внешним видом и т.д. Так появлялись первые приметы, связанные    с судьбой человека.

Представленные в этой главе приметы охваты­вают весь период беременности, роды, крестины, уход за роженицей, первые годы жизни ребенка. При беременности и родах жизнь ма­тери и будущего ребенка подвергаются опасности. Приметы и поверья направлены на то, чтобы убереч от зла. Когда ребенок уже родился, он беззащитен, и сам он, и молодая мать нуждаются в помощи, охране, обереге. И значительная часть поверий учит, чего остерегаться, как защититься.

 

Приметы и поверья

· Беременной перед родами стричь волосы нельзя: ребенок может родиться мертвым. [27]

Считалось, что именно в волосах сокрыта жиз­ ненная сила человека.                С волосами связано боль­шое число запретов: их нельзя, вычесав, бросать на ветер; стричь, мыть и расчесывать волосы по­зволялось только в определенные, строго огово­рённые дни. Ребенка до года категорически не ре­комендовалось даже причесывать – не только стричь (лишь при крещении выстригалась прядка волос, для закладывания в воск).

Расстаться с волосами – значит уменьшить свои жизненные силы, укоротить свою жизнь или, самое малое, лишить себя достатка. [28]

С волосами связаны и все основные обряды: крещение (закатывание прядки волос в воск), свадьба (коса невесты), погребение (распускание волос вдовою)     и т.д. Волосы воспринимались как часть человека, способная его «заместить». То есть, имея при себе чьи-то волосы, можно влиять на этого человека. Поэтому  матери носят на груди в медальоне локоны своих детей, и возлюбленные        – волосы своих половин. Верим в то, что имея волосы человека, можно навредить ему, навести порчу.

· Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребенок уродом будет. [29]

Эта примета имеет под собою все основания. То, к чему народ пришел путем многовековых на­блюдений, сейчас доказано медициной. Находясь еще                   в материнской утробе, ребе­нок чутко реагирует на звуки, свет, на эмоциональ­ное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется почаще смотреть на что-либо кра­сивое, испытывать побольше положительных эмоций. Это сказывает­ся не только на характере, но и на внешности буду­щего ребенка.

· В сорочке родился – счастливый. [30]

Имеется в виду маточная «сорочка». Если пос­ле родов она оказалась неповрежденной, то это – свидетельство счастливой судьбы новорождённо­го. «Сорочку» эту потом берегли и носили на шее в специальной ладанке.

· Пустую колыбель нельзя качать. [31]

Запрет основан на  том, что если качаешь колыбель, то она уже, получается, занята, и места будущему ре­бенку в ней нет.

 

 

· Не надо малых детей целовать: немыми могут стать. [32]

На мистическом уровне объяснимо тем, что взрослый своими губами может «забрать», «заце­ловать» первое слово младенца.

· Выпавший у ребенка зуб надо бросить в угол. Его возьмет мышка, и тогда у малыша вырастет такой же крепкий зуб на месте выпавшего, как зуб мыши. [33]

Вероятнее всего, это просто забавное, именно для детей придуманное поверье, чтобы им не жалко было расставаться с зубом и чтобы они не спрашивали, где он.

· Нельзя сушить детскую одежду во дворе ночью. [34]

Это поверье связано с тем, что ночью буйству­ет нечистая сила и через      одежду на ребенка может быть наведена порча.

· О дне и часе родов чужим нельзя говорить. [35]

Более того, стараются скрывать это даже от родственников, сообщая им уже о свершившемся факте. Это связано с тем, что роженица может му­читься, не повлияет ли каждый, кто знает о родах, на их исход. Основную роль играет        в данном случае боязнь сглаза.

· На одежде родильницы не должно быть узлов. Ес­ ли коса заплетена, ее надо расплести. [36]

Это связано с представлением о природе узла. Считается, что узел завязывает ребенку выход в мир. Возможно, эта примета уходит своими корня­ми в давнюю старину, когда на Руси существовало узелковое письмо. Таким образом, узел мог обозначать какой-либо словесный знак, возможно и неблагоприятный.

· Беременная не должна сидеть на пороге. [37]

В первую очередь это связано с теми магичес­кими свойствами, которые приписываются поро­гу как границе между двумя мирами – внешним, чу­жим,             и внутренним, домашним, своим. Нельзя на пороге сидеть и потому, что встарь под ним хоро­нили умерших некрещеных младенцев – чтобы каждый, кто через порог переступит, «крестил» их. Но, в сущности, за этим просматривается забо­та о здоровье будущей матери, ибо, порог – место сквозняков, которые вовсе ни         к чему женщине в таком состоянии.

· Беременную женщину встретить – к удаче, во сне увидеть – к успеху. [38]

Поверье основано на ассоциации беременной с плодородием, продолжением жизни. Считалось, что если она трижды ударит корову своим пере­дником, та будет лучше телиться. Верили и в то, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия. Точно так же, но уже от обратного, объясняется поверье, что нельзя беременной жен­щине отказывать в еде, – не то убыток будет    у то­го, кто отказал.

· Беременная не должна есть тайком: ребенок ро дится пугливым или вором. [39]

Эта примета направлена на защиту беремен­ных: еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна, и может привести к внезапному испугу. Посред­ством приметы пытались влиять и на отношение мужа к беременной: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя ее спешить или прятаться.

· Только ребенок сделает первые шаги – матери на­до между его ступнями ножом провести. [40]

Реальной основы и под этим суеверием нет: речь идет о несуществующих мистических путах, которые надо разрезать, чтобы они не мешали                        в дальнейшем. Это суеверие сильно и по сей день.

· Тот, кто родился в новолуние, будет жить долго и счастливо. [41]

Логично, если учесть влияние Луны как на мо­ря и океаны (приливы и отливы), так и на тело че­ловека, преимущественно состоящее из жидкос­ти. «На возрастающей Луне» матери легче ро­жать, ребенку – появляться на свет.

Полнота же Луны трактуется как полнота жиз­ни (долголетие) и богатство.

· Нельзя давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме. [42]

Сейчас это поверье соблюдается менее всего, и мы сплошь и рядом встречаем Иванов Иванови­чей, Сашу-большого и Сашу-маленького... Поверье же вводило строгий за­прет, и хранители традиций  объясняли, что один из тезок может заболеть и даже умереть. Основывалось поверье на том, что у каждого свой Ангел-хранитель, в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них.

· До тех пор, пока ребенок не научится говорить, его нельзя кормить ни ухой, ни рыбой. [43]

    Здесь прямая связь с тем, что рыбы «не разго­варивают». Следовательно,               и ребенок может остаться немым. Но, думается, нельзя исключить и более прозаичное, бытовое пояснение: в ухе и в рыбе встречаются мелкие кости,        и ребенок, еще не научившийся говорить, не сможет сказать о том, что он подавился или укололся костью, что чревато осложнениями и даже гибелью малыша.

Приведем несколько пословиц и поговорок  которые давно бы­туют в народе.

 

Пословицы и поговорки

Ласкай и кота, коли не родила дитя.

Свое дитя и горбато, да мило.

Свой дурак дороже чужого умника.

Слепой щенок, и тот к матери ползет.

Родная мать высоко замахивается, да не больно бьет.

Родная мать и бьет - ак гладит, а чужая, и гла­ дит - так бьет.

У кого детей нет - во грехе живет.

Маленькие дети не дают спать - большие не да­ ют дышать.

Яблочко от яблони недалеко падает.

Дитятко - что тесто: как замесил, так и взо­ шло.

Засиженное яйцо - болтун, занянченный сынок - шатун.

Что мать в голову баловством вобьет, того отец кулаком не выбьет.

Живот болит, а детей родит.

Горьки родины, да забывчивы.

Сын - домашний гость, а дочь в люди пойдет.

Сын мой, а ум у него свой.

Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.

Как Бог до людей, так отец до детей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь