Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соль рассыпалась – к ссоре ли?



Еда у всех народов – не просто принятие пищи, насыщение, но и целый ритуал, разработанный на протяжении веков. Поскольку без пищи нет жизни, то и воспринимается она как Божий дар, за который надо благодарить. Нет ничего случайного в этом ритуале: за столом у каждого своё место; одни продукты употребляются в скоромные дни, другие в постные; без фруктов (витаминов) нельзя оставлять детей; особенно вкусные, требующие больших хлопот блюда готовятся в праздничные дни, для гостей.

У славян еда немыслима без хлеба. «Хлеб – всему голова», его обожествляют, хлебом-солью встречают гостей. С хлебом связано и большое число поверий.

 

Приметы и поверья

· Большой урожай хлеба – к близкому голоду. [75]

В основе поверья лежит наблюдение над цикличностью урожаев и неурожаев. За урожайным годом нередко следовал неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.

· С ножа не ешь злым будешь. [76]

Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Если человек ест       с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж и злым станешь.

· Хлеб выбрасывать большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. [77]

Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос               с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Кто не бережлив, тот обречен быть бедным. К птицам у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.

· Отговев, надо купить связку бубликов и разделить с друзьями и близкими – тогда увидишься с ними и на том свете. [78]

 Говеть – означает: соблюдать строгий пост, ничего не есть. Говеют, готовясь к исповеди и причастию. Соответственно разговеться – означает: завершить пост, начать есть. Вот здесь и предлагается, отговев, разговеться бубликами. Бублик – еще один символ круга, вечности. Связка бубликов включает в эту символическую вечность всех близких, друзей. Как бы совместное преломление хлеба.

· Первый блин – заупокойный. Его кладут на подоконник, приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок! » [79]

Блины у славян – любимое обрядовое блюдо. Это связано с тем, что блин олицетворял собою Солнце, солнечный диск, – а Солнцу славяне в древности поклонялись как верховному бог. Блины пекли и на Масленицу (встречая приход весны, яркого Солнца), и на свадьбу, и на поминки. С первым блином связано немало поверий, и каждое из них основано на том, что он предназначен для души умершего. Блин специально оставляют либо на подоконнике, либо на могилке.

 Блин это и символ вечности (круг).

 

· Не ешь горох натощак – кого-нибудь сглазишь. [80]

Поверье связано с двояким отношением к гороху. С одной стороны, это один из магических символов плодородия (им обсыпают невесту, желая новой семье много детей). С другой стороны, горох – еда достаточно тяжелая и добавляться должна в пищу понемногу.

· Горшок с кашей в печи треснул не к добру. [81]

Горшок с кашей – один из символов благополучия в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается еще и тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища в новое Домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании, для связи с душами умерших.

· Не ешъ во время учения: заешь выученное. [82]

Это же поверье относится и к чтению во время еды. Во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное «заедается», то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено                        и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи.

· Ложку на столе после обеда забытъ – к гостю. [83]

Эти и многие иные приметы и поверья, связанные с гостем, основаны на нераздельности гостя и угощения, пищи. Оставить ложку на столе после того, как все уже сыты, отобедали, можно только для гостя. То есть все, что случайно оказалось за столом лишним, – для другого или в память о другом. В день поминовения близкого человека для него даже ставили отдельный прибор.

· Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется. [84]

Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать на пол.

В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью. [85]

Хлеб-соль – не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе           с другим святым продуктом – хлебом.

«Хлеб да соль! » – традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству.

Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть – значит, голоден; а если и после обеда можешь – значит, не переел. Хорошая примета.

· Муха в суп попала - к подарку. [86]

Примета направлена на то, чтобы успокоить человека, скрасить небольшую досаду.

· Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай – это к голоду. [87]

Примета отражает особое отношение к хлебу, не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож – это кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства.

· Пересаливает женщина еду - значит, влюбилась. [88]

Связано с одним из любовных заговоров, который предполагает соление пищи для «возлюбленного: чтобы все получилось, девушка соли не жалела. Один из свадебных обрядов требовал, чтобы пищу для родителей жениха солила невеста; в этом случае, дабы ее не заподозрили в жадности, она бросала соли         в горшок побольше. В подобных случаях пересол был следствием не ошибки,      а умысла, первопричина которого – в желании добиться любви.

Оказывается, в состоянии влюбленности женский организм ощущает нехватку соли, поэтому она и пересаливает пищу, сама того не ведая, ибо то, что уже солоно для других, ей кажется в самую пору.

· Соль рассыпать к ссоре. [89]

· Собери просыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом, – тогда все обойдется. [90]

Соль – один из наиболее древних пищевых оберегов. В этом качестве она известна с добиблейских времен. То, что она не портится от времени, позволило относиться к ней как к символу вечности. На Руси соль долгое время была дорогой, что способствовало отношению к ней как к очень ценному продукту. Соответственно просыпать соль – значило навлечь на себя гнев. Считается, что соли боится нечистая сила. Именно поэтому возник обычай встречать гостей хлебом-солью – символом благополучия (хлеб) и оберегом от темных сил (соль). Тот, кто отведал с тобой хлеба-соли, не может быть врагом.

Просыпать соль – значит способствовать торжеству враждебных сил. Чтобы этого не случилось, надо или трижды сплюнуть через левое плечо, или бросить через левое плечо щепотку соли. Считалось, что именно за левым плечом             – нечистый. И раз уж ты просыпал соль, то брось в него – не огорчаясь, а смеясь.

· Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, - не то поссор итесь. [91]

Затаенный смысл совета кроется в том, что передающий рискует просыпать соль, – и тогда он невольно рассердится на попросившего. Чтобы этого не случилось, улыбайтесь, не нервничайте. К тому же улыбка – это проявление хороших манер.

· Посуду с питьем нельзя держать открытой – вражья сила поселится. [92]

В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится. Считалось, что открытые, незащищенные сосуды подвержены нападению всякой нечисти чаще, чем закрытые. Суть поверья в том, что воду (как и прочее питье) надо закрывать, чтобы не попадали в нее мошки, мухи, пыль и т.д.

· Каша выходит из горшка к выходу из печи – это к несчастью, а если                 к дальней стене к изобилию. [93]

Несмотря на то что в этом поверье собрано сразу три символа (каша, горшок, печь), суть его довольно проста, ибо строится на внешнем сопоставлении;             к выходу из печи – значит, и к выходу из дому, а к стенке – значит, в доме прибавится, изобилие будет. На мистическом уровне это толкуется как деяния обитающих в печи духов: выталкивают они пищу или оставляют себе, тем самым выражая благосклонность.

· Поперхнулся за столом - значит, кто-то к обеду спешит. [94]

Торопливость в принятии пищи переносится па торопящегося гостя. «Сколько за столом, столько и в Царстве Небесном», и потому не спеши, относись к еде      с уважением. Любое происшествие за столом – не случайность, а знак Свыше.

· Соль в огонь просыпать – к ссоре. [95]

Поверье очень близко к одному из предыдущих: «соль просыпать – к ссоре». Но если, просыпав соль на пол, можно собрать ее и бросить через левое плечо      в глаза искусителю, то, просыпав в огонь, ее уже не соберешь. И тогда искуситель устраивает ссоры с ближними.

 

Пословицы и поговорки

Хлеб – всему голова.

От хлеба-соли не отказываются.

Хлеб да соль платежом красны.

За обедом – соловей, после обеда – воробей..

Только ангелы с неба не просят хлеба.

Каков ни есть, а хочет есть.

Дыры в глотке ничем не зачинишь.

Нет той птицы, чтобы пела, да не ела.

Брюхо – злодей: старого добра не помнит,.

Кто как ест, так и работает.

Сам сыт, а глаза всё голодны.

Хлеба ни куска, так и в горле тоска,

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Ешъ щи – будет шея бела, голова кудрява.

Кисель зубов не портит.

Не поглядев на пирог, не говори, что сыт.

Дома ешь что хочешь, а в гостях –  что велят.

С медом-то мужик и лапоть съел.

Чаем на Руси никто не подавился.

Поверья о животных

Присматриваясь к повадкам животных, птиц, рыб и насекомых, человек обнаруживал некоторые закономерности в их поведении, связь с явлениями природы, с событиями в семейной жизни. Так появились приметы и поверья.

Заметив купающихся воробьев, делаем вывод, что быть дождю. А если черный кот дорогу перейдет – предпринимаем целый ряд предохранительных мер. Что же кроется за этими и другими поверьями?

 

Приметы и поверья

· В доме тепло, а кошка на печке лежит –  быть морозу. [96]

Если кошка голову под брюхо прячет – к морозу. Если летом кошка спит калачиком – к близкому ненастью. Кошка очень чувствительна к погодным переменам и может предчувствовать их. Тяга к теплу перед похолоданием             у кошек осталась и после исчезновения печей. Если вы внимательно понаблюдаете, то увидите, что перед морозом кошка лежит на батарее парового отопления: она словно бы набирается тепла на период холодов. Значит, есть смысл учитывать народные приметы, в которых явно просматривается причинно-следственная связь.

· Кто кошку любит – дом от беды бережет.

· Кота убить – семь лет удачи не видать.

· Кошку в дорогу не берут: от нее лошади сохнут. [97]

С домом кошка (кот) связана навечно: она и мышей ловит, и самое здоровое место находит, и погоду предсказывает, и хозяину (хозяйке) во время болезни пытается помочь. Кошка бережет дом и от змей: они очень боятся кошек. Что касается лошадей, то они действительно становятся пугливыми, чутко реаируя на присутствие кошки, которую узнают по запаху. Лошади генетически опасаются всех кошачьих: тигров, львов – заодно и их мелких родственников кошек. Поэтому для них «страшнее кошки зверя нет».

· Волк дорогу перебежал – к счастью. [98]

Волков всегда боялись и даже признавали за ними родство с нечистой силой. Объяснением приметы может служить то, что опасность миновала.

Порождением нечистой силы, волк в то же время находится во вражде с нею. Поэтому его когти, зубы и шерсть нередко используются в народе как средство от болезней.

· Божию коровку никогда не убивай – бедой обернется. [99]

Запрет основан на необходимости охранять это насекомое, чрезвычайно полезное в сельском хозяйстве, ибо оно уничтожает тлю.

· Воробей – проклятая птица, надо его гнать от дома. [100]

Суеверие это уходит корнями в легенду об Иисусе. Во время распятия Иисуса ласточки уносили в своих клювах гвозди подальше от креста, а воробьи снова их приносили. Считается, что с той поры они прокляты и потому не шагают, как прочие птицы, а прыгают: па их лапах висят невидимые оковы.

· Не удивительно в этой связи и такое поверье: если воробей влетит в избу это к вестям о покойнике. [101]

Имеет право на существование и бытовая версия: воробья отовсюду гонят из-за того, что он – воришка.Есть примета: если воробей привидится во сне – это       к любовным делам.

· Если ворон сядет на крышу дома и прокаркает, то в доме вскоре    кто-то умрет. [102]

В основе лежит отношение к ворону как к изначально зловещей птице[103]. Наверное, нет ни одного поверья, ни одной приметы, где ворон играл бы положительную роль. Причина в том, что питается он падалью. Прилетел ворон  – быть мертвечине. Даже во сне увиденные ворон или ворона означают смерть, голод, в «лучшем случае» – неприятности.

· Паука нельзя убивать – несчастье случится. [104]

Но существует и обратная примета: хочешь счастья – убей паука.

· Залетела бабочка в дом выпусти, а то будет несчастье. [105]

Примета основана на уверенности, что бабочка – это душа умершего. Залетевшую в дом бабочку убивать нельзя – надо осторожно поймать ее                 и выпустить в окно (как и залетевшую в дом божью коровку).

· Кто ласточку убьет, того покинут удачи в домашнем хозяйстве. [106]

Ласточка устраивает гнездо рядом с человеческим жильем. Она любит светлые сухие места и в нездоровом месте жить не будет. Поэтому люди радуются появлению ласточки над карнизом своего дома и оберегают ее..

· Лошадь спотыкается – удачи не жди. [107]

Лошадь – умное, тонко чувствующее животное. Она чутко реагирует на опасность: прекрасное обоняние позволяет ей издалека реагировать на запах хищника. Чует она и воду, траву, даже если до них еще значительное расстояние. Спотыкающаяся лошадь может быть больной, что, естественно, предвещает неудачу в крестьянском хозяйстве.

· Слушая кукушку, звени мелочью в кармане тогда деньги водиться будут. [108]

С кукушкой в народе связано гораздо больше запретов и негативных наблюдений, чем положительных. Ее голос в непосредственной близости к дому предвещает чью-либо смерть и т.д. Но, поскольку она имеет особенность куковать подолгу, народ связывает это с возможностью что-нибудь загадать: продолжительность ли жизни или, как в данном случае, денег столько, сколько она накукует.

· Куры все враз закудахтали – ссоры не миновать. [109]

О курах существует множесво пословиц: носится, как курица с яйцом; курица гогочет, а петух молчит; скажешь курице, а она всей улице – и т.д. Еще одна наодная мудрость: «Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся».

· Кот лапкой морду умывает – гостей намывает. [110]

Связь между котом и гостями скорее обратная: после ухода гостей накормленный кот умывает мордочку. Впраздник гости идут друг за другом; остатков пищи много, и коту раздолье – только успевай умываться.

· Черная кошка дорогу перебежит не видать удачи в этот день. [111]

 Надо или повернуться вокруг своей оси, или, разломив на две части прут, бросить обломки в разные стороны. Можно на правой руке скрестить пальцы, положив средний на указательный.

Черная кошка – один из наиболее зловещих символов в славянской мифологии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами. Этот мотив нашел широчайшее отражение и в народных сказках, и в литературе. Соответственно считается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу.

· За подаренного кота обязательно надо дать выкуп, а то либо погибнет, либо убежит. [112]

Основа этой приметы больше мистическая, чем реальная; в старину всякое дело начиналось с жертвы – с выделения какой-то части своего достатка в пользу богов или людей. Даже поднося бокал к губам, часть его выплескивали на землю. Человеку ничего не дается даром, и потому, получая что-то себе, надо частью приобретенного поделиться с другими. Даже малейшего пустяка, не бери даром.

· Ласточки низко летают – к дождю. [113]

Это вполне реальная примета и объяснение достаточно простое. Ласточка летает с открытым клювом, захватывая им мошкару. Перед дождем атмосферное давление понижается, и мошкара летает низко над землей. Следовательно,            и ласточки добывают этот корм, снижаясь.

· Среди зимы муха в доме летает – к покойнику. [114]

Суеверие из числа мистических. Одно из возможных объяснений его: если мертвое ожило, то живое должно умереть; ожившее тело мухи должно забрать чью-то душу.

· Черные тараканы в доме - к богатству, рыжие тараканы –              к печали. [115]

Тараканы появляются там, где не очень тщательно убирают, где остаются крошки или любая иная пища. То есть, другими словами, там, где живут достаточно обеспеченные люди, позволяющие себе не считать куски. В жилище человека чаще всего обитают черные и «прусаки». Разделение тараканов на черных и рыжих явно сделано по той причине, что с рыжими труднее бороться, они быстрее плодятся.

· Если курица петухом запела, надо ей голову рубить, не то беду накличет. [116]

Признавая, что не к добру курица петухом поет, народ в то же время говорит: «Если курица петухом запела, будет кладлива». Суть поверья – мистическая: считается, что такая курица может стать оборотнем, а значит, надо от нее избавиться.

· Чтоб собака не сбежала, надо вырвать у нее из шеи клок шерсти. [117]

Поверье основано на принципе собственности и переноса части на целое. Раз хозяин владеет клоком шерсти, то символически – и всей собакой.

· Доедать то, что мышь грызть начала, – значит, зубы окрепнут. [118]

Похожее поверье касается и выпавшего зуба («На тебе, мышка, костяной, дай мне железный! ).

 

Пословицы и поговорки

Что живо, то и хитро.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Ты боишься лошади, а она – тебя.

Корова на дворе – харч на столе.

Лишний глаз при дойке коровы – помеха.

Свинье только рыло просунуть – и вся пролезет.

Барашка убить – не душу сгубить.

От прыткой козы ни забор, ни запор не спасут.

Собаку грешно кликать человеческим именем.

Кто после собаки ест, у того горло распухнет.

Кошка-пустомойка: долго мылась, гостей не заманила.

Кошка да баба – в избе, собака да мужик – на дворе.

Кошка живуча: лишь девятая смерть ее донимает.

Собака крох подстольных ждет, а кошка – пролитого молока.

Труслив, что заяц, блудлив, что кошка.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Сколько волка ни корми – он все в лес глядит.

Лиса семерых волков проведет.

И у курицы есть сердце.

Лебедь летит к снегу, а гусь – к дождю.

Всякая сорока от своего языка гибнет.

Тетереву вся зима – одна ночь.

Змею выше глаз не подымай!

Пчела – Божья угодница: воск на свечи доставляет.

 

Поверья о растениях

С давних пор народ глазами знахарей наблюдал за лечебными свойствами растений. По сей день зверобоем, васильками народные лекари излечивают болезни столь эффективно, что этому удивляются врачи. Услугами собирателей трав пользовались и цари, и деревенские жители. Считалось, что многие растения предохраняют от порчи. Без растений – деревьев, кустарников, трав, цветов          – невозможно представить жизнь человека. Поэтому с растениями связано множество примет и поверий. Опытным мутем была обнаружена в природе целая аптека и кладовая витаминов. Приметы и поверья, связанные с растениями, условно можно разделить на четыре части: по отношению к природе, к здоровью, к нечистой силе и к привычкам человека.

 

Приметы и поверья

· Зацветет зимой комнатный цветок, дотоле летом          расцветавший, – к смерти в семы.

Поверье это распространено не только в России, но и во многих других странах. Причину можно искать на символическом значении: зацвести среди     зимы – значит, скоро погибнуть.

· Не спи возле белены не проснешься. [119]

Употребление белены или долгое вдыхание запаха ее цветов приводит               к галлюцинациям, временному расстройству рассудка и необдуманным поступкам. Говорят: «Дурит, словно белены объелся». Если долго вдыхать ее запах, можно и в самом деле умереть.[120]

· Горох рассыпать – к слезам. [121]

Поверье построено на внешнем сходстве слезы и горошины.

· Рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил – значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет. [122]

С рябиной связано много примет и поверий – как из-за красного цвета ягод, похожих на кровь, так и из-за того, что ее плоды используются в домашней медицине. Обильный урожай ягод на рябине предвещает долгую холодную зиму. Таким образом сама природа заботится о пропитании для птиц на зиму. Срубить рябину-кормилицу, особенно возле собственного дома, – значит лишить себя на зиму природного лекарства и оставить без пропитания птиц.

· Увидишь цветок сирени о пяти лепестках – съешь. Это к счастью, к удаче. [123]

Считается, что счастье также редко встречается, как и цветок с пятью лепестками. Поэтому, став его полным обладателем (съев), человек закрепляет за собою удачливость.

· Если снег растаял и на этом месте плесень появилась – к грибам. [124]

Речь идет не просто об урожае на грибы, а об изобилии грибов именно на этом месте. Плесень, появившаяся из-под снега, свидетельствует о грибнице.

· Сад поздно зацветает – к смерти хозяина. [125]

Объяснение то же, что и по поводу зимнего или несвоевременного цветения растений: несвоевременный расцвет грозит гибелью – и это символически переносится на хозяина.

· Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит. [126]

Имеется в виду, что этот человек умрет тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату. Поверье относится к числу щадящих: верба растет долго, и к тому времени действительно можно умереть от старости.

В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба повсеместно считалась «проклятой», потому что ни плодов, ни тени она не дает. Такое дерево, особенно дуплистое, слыло прибежищем нечистой силы.

· Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает. [127]

От молнии оберегает всякое высокое дерево, поскольку оно служит естественным громоотводом. Именно поэтому в поле во время грозы нельзя прятаться от дождя под дерево: будучи единственным возвышающимся объектом, оно в первую очередь станет жертвой молнии. Вообще береза – самое любимое славянами дерево. Оно включалось и в разнообразные магические обряды дохристианских времен. Кора березы служила «бумагой»: свитки из березовой коры сохранились в новгородских и других землях вплоть до XX века, свидетельствуя о грамотности древних русичей (еще до принятия христианства).

11 мая нового обычно начинают собирать березовый сок.

· Вековую ель рубить нельзя к неприятностям. [128]

В народе считается, что старая, вековая ель – это жилище лешего( леший – олицетворяется сходно с домовым, его власть ограничивается лесами. Леший это русский Фавн или Сатир. Может явится к человеку в разных видах, но чаще всего показывается дряхлым стариком)[129]. Если ее срубить, то леший начнет мстить всеми ему доступными способами, вплоть до поджога. И уж точно станет сбивать с дороги в лесу, где он хозяин.

· Засохла липа в саду к худу. [130]

Объяснение здесь такое же, как и в случае с рябиной и другими растениями, являющимися природной аптекой. Липа излечивает от простуды и других болезней, обеспечивает медосбор, в старину она же и обувала (лапти из липового лыка). То есть лишиться липы в своем саду – действительно, к худу.

· Просыпать нечаянно рожь к удаче. [131]

Поверье основано на том же принципе, что и осыпание зерном молодоженов: зерно – символ тплодородия и жизни.

· Кто ест чеснок, того даже нечистая сила боится. [132]

Если толченый вареный чеснок приложить к нарывам, то они вскоре пройдут.

 

Пословицы и поговорки

Противное зелье лучше болезни.

На всякую болезнь свое зелье выросло.

В миске капуста – и стол накрыт.

Траву от травы отличишь, а в человечью душу не влезешь.

Нет таких трав, чтобы узнать чужой нрав.

Многие травы целебны, если собирать знаючи.

Горох да девка – завидное дело: всяк щиплет.

Много желудей на дубу – к плодородному лету.

Урожая на орехи двух лет кряду не бывает.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь