Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приметы о человеке, привычках и манерах



Чаще всего эти приметы и поверья связаны со здоровьем, и некоторые из них достойны внимания по сей день. Какие именно?

 

Приметы и поверья

· Если ячмень на глазу вскочил, надо поднести к глазу кукиш и сказать: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш: что хочешь, то и купишь. Купи себе топорок, секи себя поперек! »[156]

Издавна кукиш, сопровождаемый заговором, считается надежным оберегом от нечистой силы. Кукиш, в течение нескольких дней показываемый бабкой              в сопровождении ее же заговора, и в самом деле помогает.

· Сядешь между людьми с одинаковыми именами тут же загадывай желание: сбудется.[157]

Имя содержит в себе характеристику человека. Через имя происходит его связь     с Ангелом-хранителем. По сей день считается, что имя – это судьба. Сидя между людьми с одинаковыми именами, человек находится словно бы в благотворном поле их общего Ангела-хранителя, – отсюда и вера в то, что загаданное сбудется.

· Нельзя, чтобы за столом было тринадцать человек. Не садись тринадцатым.[158]

Это поверье, как и многие другие, связанные с «несчастливым» числом 13, уходит корнями в библейские времена: на Тайной вечере изменник Иуда был тринадцатым.

· Будешь волосы на полу оставлять или по двору разбрасывать голова заболит.[159]

Поверье связано с культом волос. Они символизировали здоровье, богатство. Кроме того, волосы – часть тебя самого, а потому нельзя бросать их где попало.

· На том свете за каждый волосок отчитываться придется.[160]

Это и многие другие суеверия, связанные с волосами, могут восходить               к тотемности, то есть ко временам поклонения волосатым животным. Или другое пояснение, которое сводилось к запугиванию нерях.

· Много родинок на теле, особенно таких, которые сам не видишь, счастливым быть.[161]

Поверье связано с народными представлениями о порче.Злой взгляд сразу падает на что-то необычное, привлекающее внимание, и теряет свою силу. Искусственным отвлечением служат амулеты, украшения, естественным               – родинки.

· Чешется кончик носа в рюмку смотреть (к выпивке).[162]

Одно из шуточных поверий, построенных только на внешней ассоциации. Ведь с таким же успехом можно смотреть и в миску со щами, и в книгу.

· Зачесалось в ухе  быть дождю.[163]

Эту примету можно считать верной. Перед дождем атмосферное давление понижается, а барабанная перепонка в ухе играет ту же роль, что и мембрана         в барометре; она немного изгибается и от этого чешется. Кстати, данная примета существовала еще в Древнем Риме и называлась timutus aurium – «звон в ушах».

· Если левое ухо горит (жарко ему) плохое о тебе говорят, правое хорошее.[164]

· В правом ухе звенит к доброй вести, в левом  к худой.[165]

Эти суеверия основаны на том, что с правой стороны у человека – Ангел-хранитель, а с левой – искуситель.

· Икота одолевает - значит, кто-то вспоминает.[166]

Это лишь одно из многочисленных поверий, связанных с икотой: еще говорят, что кто-то завидует, ругает и т.д. Давние поверья гласят, что икотой дает знать     о себе вселившийся в человека бес.

 

Пословицы и поговорки

Рыжий да красный человек опасный.

Брови нависли злоба на мысли.

Курчавый волос кудрявые мысли.

Ртом болезнь входит, а беда выходит.

Рожа не гожа, да душа пригожа.

Волос долог, а ум короток.

Уши благодать Божия, язык проклятие.

Человек не орех, его сразу не раскусишь.

На свой аршин всех не меряй.

Горбатого могила исправит.

Не всё то золото, что блестит.

Где река глубже, там она шумит меньше.

Волос глуп везде растет.

По одежке встречают по уму провожают.

 

Заклинания и заговоры

Есть в мире явления, которые на протяжении тысячелетий привлекают внимание, вызывают интерес – в Индии и России, в Египте и Греции. В первую очередь это относится к воздействию словом – к заклинаниям и заговорам.

Известно, что словом можно ранить сильнее, чем ножом. Значит, и излечить можно не менее эффективно. Главное – чтобы делал это знающий человек. Тайна слова равносильна тайне природы. Почему именно так называются вещи               и явления, какая взаимосвязь между звуком и вещью, возможно ли словом влиять на процессы жизнедеятельности

Заклинание, заговор – это вторжение в чужую судьбу. И поэтому они опасны как для одной, так и для другой стороны. Следовательно, требуется осторожность, оправданность применения, четкое видение цели, напряжение силы воли, умение концентрировать и передавать энергию и т.д.

Не случайно же многие заговоры начинаются и завершаются обращением        к Богу – «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Отче, благослови», «Встану                  я, благословясь», «Дай Бог в помощь» и т.д. И не случайно после даже простеньких заклинаний часто рекомендуется прочесть «Отче наш...» или «Богородице Дево...». Ибо главное – вера. В данном случае – в слово («в начале было Слово», – говорится в Евангелии от Иоанна). И в этом смысле заклинание            в стародавние времена напоминало собою молитву.

О серьезности заговоров и заклинаний говорит хотя бы тот факт, что ими долгие годы занимались такие исследователи как А. Н. Афанасьев, А. Е. Бурцев, А. В, Ветухов, М. П. Забылин, Л. Н. Майков, В. Ф. Миллер, И. П. Сахаров и др.

Заговоры делят обыкновенно по цели, которую они преследуют: на заговоры, касающиеся любви и брака, болезней и здоровья, частного быта                              и к сверхъестественным существам.

 

Пословицы и поговорки

Всяк язык Бога хвалит.

Бог один, да молельщики не одинаковы.

Как ни молись Бог все услышит.

Лихо думаешь не почто Богу молиться.

Какова вера, таков у ней и Бог.

Всяк крестится, да не всяк молится.

Колокольный звон не молитва, а крик не беседа.

Пост приводит ко вратам рая, а милостыня от воряет их.

Без болезни и здоровью не рад.

Кроме смерти, от всего вылечишься.

Самого себя лечить, только портить.

Здоровый урока не боится.

Человек не скотина испортить недолго.

Не дал Бог здоровья не даст и лекарь.

Где много лекарей, там много и больных.

Язык мал, а великим человеком ворочает.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Слово не обух, а от него люди гибнут.

Слово не стрела, а сердце сквозит.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Ласковое слово и кость ломит.

3. 12.О смерти и похоронах

Мудрое отношение к смерти – это принятие неизбежного, ибо как появление на свет, так и смерть – от Бога. Об этом и пословицы: все под Богом ходим. Человека неизбежность смерти не страшит, но страшит неподготовленность           к ней, ее внезапность. Конечно же, человеку хотелось бы знать о времени, когда завершится его земной путь. Некоторые поверья и приметы мы приведем ниже.

 

Приметы и поверья

· Если приснится, что выпал зуб, к смерти близкого человека. Если зуб выпал   с кровью, умрет кровный родственник.[167]

Это – одно из наиболее распространенных и наиболее живучих суеверий. Построено оно на сравнении зубов с семьей, а крови – с кровным родством. Подобное же суеверие связано и с приснившимся рассыпавшимся веником.

· Увидеть падающую звезду к скорой смерти своей или близкого.[168]

По одной из древних легенд, при. рождении младенца на небе зажигается звезда   и светит до тех пор, пока человек жив, а со смертью его падает и гаснет.

· Влетит птица в дом к смерти кого-то из домочадцев.[169]

В народе принято думать, что птицы – это воплощение душ умерших. Именно поэтому им скармливают крошки, приносят для них еду на могилы и т.д. С этим же связана и вера в залетевшую в дом птичку: душа прилетела предупредить семью о близкой смерти кого-то из домашних.

· Мыши одежду грызут к смерти владельца одежды.[170]

Смысл поверья таков: коль одежду изгрызли, то она уже не понадобится человеку; возможно, это знак: скоро умрет.

· Собака в землю воет к покойнику, в небо к пожару.[171]

Что касается пожара – тогда собака поднимает голову как можно выше, чтобы ее лай был хорошо и далеко слышен – как сигнал тревоги.

А что касается покойника – действительно так. Лошадь и собака предчувствуют смерть в доме. Собака же в землю воет не потому, что туда покойника зарывать будут, а потому, что запах земли перебивает тот, улавливаемый ею, который ее и пугает. Воет она при этом негромко и жалобно, скорее – скулит.

· Подушку на стол класть к смерти близкого человека.[172]

На стол в старые времена, как мы знаем, клали обмытого покойника. Под голову ему клали подушку. Так что взаимосвязь в данном случае прямая               и поверье имеет смысл мистический.

· Гроб больше покойника к другому покойнику.[173]

Поскольку гроб ассоциировался с домом и считался таковым для умершего, то лишнее место в нем наводило на мысль о действительном его предназначении для другого человека.

· Если зеркало разбилось, надо его немедленно выбросить.[174]

Разбитое зеркало – с мистической точки зрения наиболее опасный предмет       в доме: оно символизирует нарушенное пространство, открытую границу между миром, в котором живут домашние, и миром, где обитают призраки.

· Когда кто-либо в семье умирает, зеркала в доме завешивают, смотреть в них нельзя.[175]

Как мы только что говорили, зеркало – один из самых сакральных предметов, граница между реальным и потусторонним мирами. Считается, что все, кто отражался в зеркале, продолжают там жить. Если не закрыть зеркало, то душа покойного может заблудиться в нем и потом все время будет возвращаться в дом. А умерший из-за этого может стать вампиром.

· Прежде чем гроб в могилу опустить, надо туда монетку бросить[176].

Это делается по старинному поверью: покойному на том свете надо себе место выкупить, иначе будет бродить неприкаянным. Иногда с тою же целью кладут деньги и в гроб. В этом мы видим явный отголосок дохристианских обрядов, когда вместе с покойным на тот свет отправляли и вещи, которые могли бы ему пригодиться.

· Пока покойник в доме, на окне надо держать чашку с водой.[177]

Считается, что душа покойного вылетает через окно, и ей тоже, прежде чем отправиться на тот свет, надо обмыться.

· Не переходи дорогу перед гробом.[178]

Мистический смысл: перейти дорогу похоронной процессии – значит принять на себя ту болезнь, от которой умер покойный.

Пословицы и поговорки

Живой в могилу не ляжет.

Умереть сегодня – страшно, а когда-нибудь - и ничего.

Жить горько, да и умирать не сладко.

Жить надейся, а умирать готовься.

Смерть – не свой брат, разговаривать не станет

На век не наешься, перед смертью не наживешься

Что не родится, то и не умирает.

Смерти бояться – на свете не жить.

Не бойся смерти – бойся грехов.

Умел пожить, умей и умереть.

Смерть не за горами, а за плечами.

Рубаха к телу близка, а смерть ближе.

Пришла смерть по бабу – не указывай на деда.

Один раз мать родила, один раз и умирать.

Жил-был пожил, да и ножки съёжил

Заключение

В нашей работе мы попытались показать, как разнообразны и интересны русские народные поверья и приметы. Материалом для их исследования послужили работы Кульматова В.А., Кульматова Т.В и Афанасьева А.Н. Конечно, данная работа представляет собой только небольшую экскурсию в мир русского устного народного творчесва, так как русский фольклор столь богат и количество суеверий столь велико, что описать все практически невозможно. Однако, следует отметить, что в недавнее время приметам не уделялось должного внимания. Этот жанр был заклеймен как суеверие и религиозный пережиток, унижающий достоинство образованного человека. Поэтому долгое время сборники примет практически не выпускались. О приметах умалчивалось даже в классических учебниках по фольклору. Униженный и низведенный до глубины суеверий невежественных людей, жанр, однако, продолжал существовать в устной традиции ( о черной кошке, перебежавшей дорогу, упавшем на пол ноже               и разбившемся зеркале помнят все). И даже более того, сюжетный и образный фонд жанра преумножился. Появление примет, связанных с экзаменами, различными профессиями, предметами городского обихода ( люк, машина и пр.) – несомненное новшество. В последние десять лет в России стали издаваться различные популярные сборники примет.

В нашей работе мы попытались создать некую целостную картину. Ознакомившись с русскими поверьями, человек задумывается над тем, насколько важны и значительны мельчайшие детали его жизни, что его окружает и как воздействует на него то или иное событие. Источником поверий и суеверий стали работы Александр Николаевич Афанасьев “Мифы, поверья и суеверья славян” (в трех томах) и  Кульматов В. А., Кульматова Т. В. “Русские народные приметы  и поверья”. В данной работе мы исследовали  150 русских поверий и суеверий, которые относятся к различным сферам человеческой жизни.  Как дополнение каждой главы, в конце мы привели примеры русских пословиц и поговорок. Материалом послужили работы:  Даля Владимира ивановича „Пословицы русского народа.“, Снегирева И.М. “Словрь русских пословиц и поговорок”         и Воскобойникова В. “Эннциклопедия народной мудрости ”.

Читать русские поверья не только полезно, но и приятно, так как этот жанр поэтичен. И каждый человек, имея минутку свободного времени и взяв в руки любую книгу о поверьях и приметах, может погрузится в таинственный волшебный мир.     

5. Resumé

Tato diplomová prá ce se vě nuje ruské mu folkló ru a její m hlavní m př edstavitelů m   v 19. st.. Stř edem pozornosti naš í prá ce jsou ruské lidové pově ry, které jsou nedí lnou souš á stí ruské kultury. Pově ry patř í mezi nejstarš í ž á nry folkló ru a vyznač ují se př edevš í m mitologický m vidě ní m svě ta a č lově ka. Na zá kladě urč itý ch udá lostí lidé př edpoví dali budoucnost nebo se naopak mohli urč itý ch udá lostí vyvarovat. Dů lež ité byly také rů zné př edmě ty, které mě li magickou sí lu a mohli ovlivň ovat ž ivot č lově ka. Pově ry lze obecně rozdě lit na bí lé a č erné, které př iná š í č lově ku dobro nebo zlo.

Př edklá daná prá ce je rozdě lená do tř í kapitol. První kapitola se zabý vá pojmem folkló r, jeho prvopoč á tky a jeho nejvý znamně jš í mi př edstaviteli v 19. st. Toto období se také označ uje jako „zlatý vě k ruské ho folkló ru“. První mi ruský mi folkloristy byli        F. Buslajev a A. Afanasjev. Tito literá rní vě dci napsali mnoho dě l o lidové m umě ní     a tí m př ispě li k popularizaci ruské lidové tvorby. Ve druhé kapitole té to prá ce se soustř eď ujeme na jednotlivý ch ž á nrech ruské ho folkló ru a vysvě tlujeme jejich pů vod    a vý znam. Mezi nejzná mě jš í ž á nry patř ili např. pohá dky, há danky a zař í kadla. Kaž dý z tě chto ž á nrů se vyznač oval urč itý m poetický m stylem a už ití m. Mezi nejzají mavě jš í ž á nry ruské ho folkló ru patř í také pově ry, který m je vě nová na tato prá ce. Stě ž ejní je tř etí kapitola, ve které se snaž í me nejen sezná mit s jednotlivý mi pově rami, ale také vysvě tlit jejich vý znam. Vš echny pově ry v té to prá ci jsou rozdě lené do 12 té matický ch skupin. Jsou tu např. pově ry, které se pojí s takový mi udá lostmi jako je svatba, narození, pohř eb, pově ry spojené s rostlinami, zví ř aty atd.. Samozř ejmě se ná m nepodař ilo uvé st vš echny zná mé pově ry, jejich množ ství je totiž obrovské. Pokusili jsme se alespoň        o malý exkurs do tohoto kouzelné ho svě ta, který mů ž e bý t velice zají mavý pro kaž dé ho z ná s.  

 

Список использованной литературы

Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверья славян. Том 1-3. - М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002

Бурцев А.Е. Народные присловия; Загадки русского народа; Народный календарь примет, обычаев и поверий на св. Руси. – Санкт-Петербург, 1911

Виноградова Л.А. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. – Москва, «Индрик», 2000

Даль В.И. Пословицы русского народа. В двух томах. – Москва, 1989

Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского                           народа. – Санкт-Петербург, 1994

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – Москва, 1997

Кульматов В. А., Кульматова Т. В. Уроки колдовства. – Москва, 1999

Максимов С.В. Нечиста, неведомая и крестная сила. – Санкт-Петербург, 1994

Панкеев И.А. От крестин и до поминок. – Москва, 1997

 

Энциклопедии и словари

Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. – СПб, 1995

Воскобойников В. Энциклопедия народной мудрости. – СПб, 1997

Снегирев И.М. Словарь русских пословиц и поговорок; Русские в своих пословицах. – Н.Новгород, 1996

Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Москва, 1963

Интернетные источники

www.gatchina3000.ru

www.peoples.ru

www.wikipedia.org

www.fact400.ru

www.mirimen.ru

www.old-rus.narod.ru

www.mirslovarei.com

www.mystic-chel.ru

www.feb-web.ru.

www.witchmirror.ru

 


[1] Цитата  М. Горький, Советская литература, доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей, М., 1935, стр. 12. In: www.wikipedia.org.

 

[2] Цитата Мюллер Ф. М. In: fact400.ru

[3] Буслаев Ф.И. In: peoples.ru.

[4] Миллер О. Ф. In: mirimen.com.

[5] Девгениево Деяние. In: old-rus.narod.ru.

 

[6] Повесть о Горе-злосчастии. In: mirslovarei.com

[7] Цитата Афанасьев А.Н. In: Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.15.

[8] Асов А.И. Русские Веды. In: www.witchmirror.ru.

[9] Пантеон древних славянских богов. In: www.mystic-chel.ru.

[10] Культ животных. In: www.mystic-chel.ru.

[11] Виноградова Л.А. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. – М.: «Индрик», 2000, стр.100.

[12] Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. In: gatchina3000.ru

[13] Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. – СПб.: Северо-Запад, 1995, стр.369.

[14] Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. – СПб.: Северо-Запад, 1995, стр.298.

 

[15] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПБ.: Terra Fantastica, 2002, стр.36.

[16] Снегирев И.М. Словарь русских пословиц и поговорок; Русские в своих                пословицах.- Н.Новгород, 1996, стр.153.

[17] Там же, стр.154.

[18] Там же, стр.154.

 

[19] Цитата Екатерина II In: Снегирев И.М. Словарь русских пословиц и поговорок; Русские в своих                пословицах.- Н.Новгород, 1996, стр.155.

 

 

[20] Екатерина II In: www.feb-web.ru.

 

[21] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.40.

 

[22] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр.203-204.

[23] Пропп В.Я. In: www.wikipedia.org.

 

[24] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр.231

[25] Цитата Нестора In: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр.231.

 

[26] Там же, стр.231-232.

[27] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр. 15.

[28] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр. 125.

 

[29] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр. 241.

 

[30] Там же, стр.246.

[31] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.:  «Издательство АСТ»,  1999, стр. 16.

[32] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.22.

[33] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.29.

[34] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр. 88.

 

[35] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр. 16.

[36] Там же стр 16.

[37] Там же стр.80.

[38] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр. 104.

 

[39] Там же, стр.90.

[40] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзии.- М.: «РИПОЛ   КЛАССИК», 1997, стр. 242.

 

[41] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр. 194.

 

[42] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.15

 

[43] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр. 43.

 

[44] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.62.

[45] Воскобойников В. Энциклопедия народной мудрости.- Н.Новгород, СПб.: «РЕСПЕКС», 1997, стр.112.

[46] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.8.

[47] Там же, стр.6.

[48] Там же, стр.8.

[49] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр. 13.

 

[50] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 3.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр. 143.

 

[51]Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.7.

 

[52] Там же стр.7.

[53] Там же, стр.10.

 

[54]Там же, стр.7.

 

[55] Воскобойников В. Энциклопедия народной мудрости.-Н.Новгород, СПб.: «РЕСПЕКС», 1997, стр. 159.

[56] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр. 143.

 

[57] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр. 10.

 

[58] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр. 74.

 

[59] Там же, стр. 67.

[60] Там же, стр.84.

[61] Домовой – по суеверным представлениям: сверхестественное существоб яковы обитающее в каждом доме. In: Ожегов С.И. Москва, 1963, стр. 169.

[62] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.61.

[63] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр. 50.

 

[64] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр. 47.

 

[65] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр. 80.

 

[66] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство   АСТ», 1999, стр. 68.

[67] Там же, стр. 74.

[68] Там же, стр. 60.

[69] Там же, стр. 68.

 

[70] Там же, стр.100.

[71] Там же стр. 83.

[72] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.68.

 

[73]Там же, стр.86..

 

[74] Там же, стр.83.

 

[75] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.98.

 

[76] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.244.

 

[77] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.97.

 

[78] Там же, стр.88.

 

[79] Там же, стр.88.

[80] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.179.

[81] Там же, стр.91.

[82] Там же, стр.89.

 

[83] Там же стр.72.

[84] Там же стр.97.

[85] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.100.

[86] Там же, стр.167.

[87] Там же, стр.74.

[88] Там же, стр.95.

[89] Там же, стр.95.

 

[90] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.189.

 

[91] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.95.

[92] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.188.

 

[93] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.91.

[94] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.50.

[95] Там же, стр.94.

[96] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.130.

[97] Там же, стр.132.

[98] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.153.

[99] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр. 154.

[100] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 2.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.359.

 

[101] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.155.

[102] Там же, стр.155.

[103] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 2.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.359.

[104] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.170.

[105] Там же, стр.154.

[106] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.165.

[107] Там же, стр.136.

[108] Там же, стр.164.

 

[109] Там же, стр.133.

 

[110] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия, - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр.239.

 

[111] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.130.

[112] Там же, стр.130.

[113] Там же, стр.165.

[114] Там же, стр.168.

[115] Там же, стр.174.

[116] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.133.

[117] Там же, стр.147.

[118] Там же, стр.29.

[119] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.178.

[120] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр.384.

[121] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.179.

 

[122] Там же, стр.181.

[123] Там же, сит.188.

[124] Там же, стр.180.

[125] Там же, стр.188.

 

[126] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.178.

[127] Там же, стр.178.

 

[128] Там же, стр.181.

 

[129] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр. 221.

 

[130] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.183.

 

[131] Там же, стр.187.

[132]  Там же, стр.189.

[133]Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр. 80.

 

[134] Там же, стр.72.

 

[135] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.69.

[136] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.188.

 

[137] Там же, стр.194.

 

[138] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.60.

[139] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр 60.

[140] Там же, стр.61.

[141] Там же, стр.69.

[142] Там же, стр.64.

[143] Там же, стр.74.

[144] Там же, стр.85.

[145] Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. – СПб.: Северо-Запад, 1995, стр.132.

[146] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр.234.

 

[147] Кукиш – (разг.) Кулак с с большим пальцем, просунутым между указательным и и средним в знак презрения, издевки. In: Ожегов С.И.- М., 1963, стр.303.

 

[148] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.44.

 

[149] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.44.

 

[150] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.194.

[151] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр.234.

 

[152] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.47.

 

[153] Там же, стр.48.

 

[154] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.189.

 

[155] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.61.

 

[156] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр.250.

 

[157] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.51.

[158] Там же, стр.85.

[159] Там же, стр.25.

[160] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.125.

 

[161] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.35.

[162] Там же стр.36.

[163] Там же стр.36.

[164] Там же, стр.36.

[165] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.36.

[166] Там же стр.45.

[167]Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.29.

 

[168] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПБ.: Terra Fantastica, 2002, стр. 166.

 

 

[169] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.171.

 

[170] Там же, стр.168.                                                                                               

 

[171] Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, и поэзия.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, стр.245.

 

[172] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.85.

 

[173] Кульматов В.А., Кульматова Т.В. Русские народные приметы и поверия.- М.: «Издательство АСТ», 1999, стр.124.

[174]Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Том 1.- М.: «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2002, стр.166.

 

[175] Там же, стр.122.

[176] Там же, стр.124.

[177] Там же, стр.122.

 

[178] Там же, стр.123.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.24 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь