Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные темы и мотивы лирики



— Многогранность и многомерность пушкинского творчества можно почувствовать и осознать, выделив основные темы и мотивы его лирических произведений.

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829) мы встречаемся с ещё одним проявлением мотива личной свободы — уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности — важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), «Из Пиндемонти» (1836).

Таким образом мотивы и темы гражданственности и патриотизма в творчестве Пушкина широки и разнообразны.

Тема вольности является одной из первостепенных тем в лирике А.С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает его роль в жизни общества, в своей личной жизни.

Так, в первый петербургский период он создаёт оду «Вольность», где излагает свою жизненную программу поэта-гражданина («Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок») и утверждает, что подлинная свобода возможна лишь при условии верховенства законов над властителями и над народом.

Однако пройдёт совсем немного времени, и в стихотворении «Деревня» поэт изобрзит реалистические картины «барства дикого», обличая бич России — крепостничество.

Исторические события убеждают Пушкина в том, что народ по-прежнему находится в духовном рабстве, его душа ещё не пробудилась для «звуков вольности», дворяне же, подталкивая этот непробуждённый народ к решительным действиям, политически слепы. Эти мысли поэт высказывает в форме притчи, отсылая читателя к Евангелию от Луки («Свободы сеятель пустынный…»).

В последние годы жизни Пушкин поднимается до религиозно-философских высот в осмыслении темы свободы и рабства. Его интересует уже конфликт между властью мирской и властью духовной. Не всё ли равно от кого зависеть: от народа или царя? — задаёт Пушкин риторический вопрос стихотворении «Из Пиндемонти» и утверждает, что самое главное — это личная свобода и духовная.

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражён в произведениях «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? …» (1829), «Осень» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).

Тема дружбы представлена в лирических произведениях, обращённых к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам — основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей…» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращённые к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, — «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) — другу и учителю, оказавшему серьёзное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Отдельно стоят лирические произведения, обращённые к няне, добрые и тёплые отношения с которой поэт пронёс через всю жизнь. К таким стихотворениям относится «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам.

Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Я пережил свои желанья…» (1821), «Сожжённое письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман…» (1825), «К…» (1825), «Под небом голубым страны своей родной…» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829), «Что в имени тебе моём?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней…» (1830).

Тема назначения поэта и поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, её особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). Место по эта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824). Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью. Эти мысли отражены и в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Поэти толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина тесно связана с темой свободы — в аспекте свободы творчества — разных этапах раскрывается по-разному. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.

Хорошие стихи не так легко писать…

Обращение к теме поэта и поэзии в самом начале творческого пути свидетельствует о серьёзности подхода Пушкина к сочинительству. С первых шагов он ощущал ответственность за то, что ему хотелось сказать читателям. В раннем «К Галичу» Пушкин критикует угрюмых придворных поэтов, а в стихотворении «Моему Аристарху» — «скучных проповедников». Сам он мечтает о роли обличителя пороков, о чём и пишет в оде «Вольность»:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок…

Молодой Пушкин был уверен, что сможет стихами влиять на общество и даже на поведение монархов. Стихи этого периода оптимистичны и полны энергии.

В стихотворении «К Чаадаеву» поэт страстно мечтает посвятить родине «души прекрасные порывы», быть полезным ей. «Самовластье» царей противно его свободолюбивой натуре, автор уверен, что несправедливая власть скоро рухнет.

Надежду на скорое освобождение крестьян от «рабства дикого» поэт выражает в стихотворении «Деревня».

По мере взросления взгляды Пушкина на роль поэта и поэзии существенно менялись. Новое отношение к поэзии звучит в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Это стихотворение построено в форме диалога продавца книг с поэтом. Поэт хочет свободно творить, получать «пламенный восторг» от процесса создания стихов, но продавец охлаждает его порывы, заявляя:

в сей век железный

Без денег и свободы нет.

Да, поэт — творец, но он живой человек. Поэт соглашается с утверждением продавца:

Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Поэзия — это тяжёлый труд и может рассматриваться как средство к существованию. Проблема в том, что творить поэт может только в условиях личной свободы. Только свобода души даёт человеку независимость.

В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкин утверждает, что обществу нужен поэт-пророк, сильный и мудрый, который мог бы «глаголом жечь сердца людей». Пушкин указывает на богоизбранность настоящего поэта, которому чужды суета и духовная пустота дворян высшего общества. На первый взгляд поэт такой же, как все, но умение писать стихи возвышает его над толпой. По мнению Пушкина, поэт должен, как жрец, служить своему искусству и не обращать внимания на суждения толпы, не понимающей ценности истинной поэзии.

Разговор об отношениях с толпой продолжается в стихотворениях «Поэту» и «Поэт и толпа». «Светская чернь», бездушные люди, ищущие во всём только выгоду, говорят поэту, что от его стихов пользы нет никакой, строки его поэзии — лишь ветер. В раздражении поэт восклицает:

Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Пушкин призывает поэтов «не дорожить любовию народной». Главное — не изменять идеалам свободы и красоты. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин ставит поэзию на самую высокую ступень. Он считает, что искусство выше власти царей, поскольку талант и вдохновение даёт Бог. Поэт уверен, что поэзия бессмертна, а значит, его имя сохранится в веках.

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья…» (1821), «Бывало в сладком ослепленье…» (1823), «Дар напрасный, дар случайный…» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума…» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).

Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина — это отдельный мощнейший пласт творчества поэта, глубоко личностный, появившийся благодаря переживаниям и размышлениям поэта над собственной жизнью, о судьбах человечества, о соотношении личности и общества, смерти и бессмертия, о любви и искусстве — всё это ярко отразилось в его поэзии.

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1929) наполнено философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы.

Одно из самых глубоких философских стихотворений А.С. Пушкина — «Два чувства дивно близки нам…» (1830), , осталось незаконченным и даже не совсем обработанным:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как пустыня

И как алтарь без божества.

В нём явственно отразились постоянные и настойчивые раздумья Пушкина над идеей дома. Одно из значений слова пепелище — родной дом. Но слово это в данном случае не имеет предметного значения. Оно символично. Любовь и уважение к своему дому и к священной памяти предков («отеческим гробам») — вот что придаёт человеку ощущение нравственной устойчивости. Без них была бы мертва земля, но без них и человек не может оставаться человеком.

В позднем творчестве А. С. Пушкина важное место занимает цикл стихотворений 1836 года, в котором есть такие стихотворения, как «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Памятник» и др. Стихи последних лет отражают серьёзное понимание поэтом религиозных, философских, нравственных, политических, социальных проблем.

Особое место в этом цикле занимает стихотворение «Отцы пустынники и жёны непорочны…». Написано оно 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, за полгода до его трагической гибели. При жизни Пушкина стихотворение не было напечатано. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина — святого, прошедшего тернистый путь познания Бога.

Раздумья над смыслом жизни, о её круговороте, соединении прошлого и будущего, которые всегда волновали поэта, нашли своеобразное завершение в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835). Это одно из лучших произведений пушкинской лирики. Его можно рассматривать как итоговое.

Стихотворение навеяно посещением Михайловского. Оттуда 25 сентября 1835 г. он писал жене: «В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею».

Стихотворение написано просто, без особых поэтических ухищрений. Оно похоже на отрывок из письма или на продолжение разговора или рассказа. В этом стихотворении использован стиль поздней пушкинской прозы, точный, краткий и вместе с тем необыкновенно выразительный. Конкретные описания перерастают в раздумья о жизни и смерти.

 

Все темы и мотивы существуют единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому — лирика А.С. Пушкина.

Поэма «Медный всадник»

«Медный всадник» - одно из самых совершенных поэтических произведений Пушкина. В короткой поэме (менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, реальность с мифом. При жизни автора произведение не было опубликовано.

Сюжет произведения родился на основе полемики с Адамом Митцкевичем, который считал Петра I злодеем и разрушителем. Пушкин выступает в качестве человека, несогласного с этим.

В поэме поднимается проблема отношений «маленького человека» и государства, символом которого выступает Петр I. Пушкин высказал крамольную мысль, что государству судьба «маленького человека» безразлична, хотя оно живет и движется именно за счет него. Автор не находит ответа на вопрос «как с этим быть», но тем не менее поднимает его. При постройке Петербурга Петр укротил природу, осушив болота, на месте которых вырос город. А через сто лет каприз Петра рушит маленькое счастье «маленького» человека, который понимает, что виноват государь, построивший город там, где жить нельзя.

Взбунтовавшись против несправедливости «маленький» человек грозит Петру. Но бунт его бессмысленен - он заканчивается гибелью главного героя - он сходит с ума и умирает.

В «Медном всаднике» Пушкин преодолел жанровые каноны исторической поэмы. Петр I не появляется в поэме как исторический персонаж. Поэт обращается не к истокам этой эпохи, а к ее итогам, т.е. к современности.

Наводнение, одно из многих, обрушившихся на город со времени его основания, — центральное событие произведения. Это первый смысловой план поэмы — исторический. Наводнение для Пушкина не просто яркий исторический факт. Он взглянул на него как на своеобразный итоговый «документ» эпохи. Второй смысловой план поэмы — условно-литературный, вымышленный задан подзаголовком: «Петербургская повесть». Евгений — центральный персонаж этой повести. Лица остальных жителей Петербурга неразличимы. Реальным фоном рассказа о судьбе Евгения стал Петербург. Действие в поэме перенесено на улицу.

«Медный всадник» — первая в русской литературе урбанистическая поэма. Исторический и условно-литературный планы господствуют в реалистическом сюжетном повествовании (первая и вторая части).

Третий смысловой план — легендарно-мифологический. Он задан заголовком поэмы — «Медный всадник». Этот смысловой план взаимодействует с историческим во вступлении, оттеняет сюжетное повествование о наводнении и судьбе Евгения, а в кульминации поэмы доминирует. Появляется мифологический герой, ожившая статуя — Всадник Медный. В этом эпизоде Петербург как будто теряет реальные очертания, превращаясь в условное, мифологическое пространство.

Медный всадник — необычный литературный образ. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, воплощающей идею ее создателя, скульптора Э.Фальконе, но в то же время это образ гротескный, фантастический. Медный всадник перестает быть только «кумиром на бронзовом коне». Он становится мифологическим воплощением «грозного царя».

Своеобразие пушкинской поэмы состоит в сложном взаимодействии исторического, условно-литературного и легендарно-мифологического смысловых планов. Во вступлении основание города показано в двух планах. Первый — легендарно-мифологический: Петр предстает здесь не как исторический персонаж, а как безымянный герой легенды. Он — основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Однако его «думы великие» исторически конкретны. Исторический смысловой план подчеркнут словами «прошло сто лет». Условно-литературный — смысловой план появляется в поэме сразу же после исторически достоверной картины накануне наводнения (начало первой части). Автор заявляет об условности имени героя, намекает на его «литературность».

В поэме происходит смена смысловых планов, их наложение, пересечение. Поэтический «отчет» о буйстве стихии прерывается сравнением города с речным божеством:

И всплыл Петрополъ как Тритон,

По пояс в воду погружен».

Повествование о наводнении получает фольклорно-мифологическую окраску.

В образной системе поэмы сосуществуют два, казалось бы, противоположных принципа — принцип подобия и принцип контраста. Параллели и сравнения не только указывают на сходство, возникающее между различными явлениями или ситуациями, но и обнаруживают неразрешенные противоречия между ними. Евгений, спасающийся от стихии на мраморном льве, — трагикомический «двойник» хранителя города, «кумира на бронзовом коне». Во второй сцене сам «кумир» становится другим: теряя свое величие, он выглядит пленником, сидящим в окружении «львов сторожевых». Величественный и «ужасный» вид памятника в двух сценах выявляет противоречия, объективно существовавшие в Петре: величие государственного деятеля, заботившегося о благе России, и жестокость, бесчеловечность самодержца, многие указы которого, как заметил Пушкин, «писаны кнутом».

Все образы поэмы - многозначные образы-символы, развертываясь в поэме, они вступают в сложное взаимодействие друг с другом. Историю и современность поэт объясняет, создавая емкую символическую картину Петербурга. Петербург — символ петровской эпохи. Наднение и судьба Евгения — только часть петербургской истории, один из многочисленных сюжетов, подсказанных жизнью города. Петербургский мир предстает в поэме как некое замкнутое пространство. Город живет по своим законам. Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий.

Во вступлении намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях «петербургской повести», - контраст. В первой части облик Петербурга меняется, с него словно спадает мифологическая позолота. Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева — тоже часть города. В нем самом таилась злая энергия. Словно сам город берет себя приступом, разрывая свое чрево. Город преобразился, наполнился людьми, перестав быть только городом-музеем.

В третьей части показан Петербург после наводнения. Но городские противоречия не только не сняты, но еще более усилены. Умиротворение и покой таят в себе угрозу, возможность нового конфликта со стихией

Но торжеством победы полны,

Еще кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь».

Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает «поле боевое» — «вид ужасный», зато на следующее утро «в порядок прежний все вошло». Город вновь стал холодным и равнодушным к человеку.

Петр I предстает в поэме в своих мифологических «отражениях» и материальных воплощениях.Он — в легенде об основании Петербурга, в памятнике, в городской среде. Двумя материальными «ликами» Петра I в пушкинской поэме являются его статуя, «кумир на бронзовом коне», и ожившая статуя, Медный всадник.

Для понимания этих пушкинских образов необходимо учитывать идею скульптора, воплощенную в самом памятнике Петру. Его основной смысл задан единством коня и всадника. Автор памятника хотел показать «личность созидателя». «Мой царь не держит никакого жезла, — заметил Фальконе Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей».

То, что в скульптуре дано в форме утверждения, у Пушкина звучит как риторический вопрос, не имеющий однозначного ответа:

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

«Бронзовому конь» — символ России.

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

Восклицание сменяется вопросом, в котором мысль поэта обращена к загадке русской истории и к современной России.

Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной. Евгений — продукт и жертва петербургской «цивилизации», один из бесчисленного множества чиновников без «прозванья», которые «где-то служат», не задумываясь о смысле своей службы, мечтают о «мещанском счастье»: хорошем местечке, доме, семье, благополучии.

Но Евгений даже в своих скромных желаниях, отделяющих его от властного Петра, не унижен Пушкиным. Евгений - антипод «кумира на бронзовом коне». У него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа. Пушкин нашел свою «единицу измерения» необузданной, но скованной металлом власти — человечность.

Кульминационный эпизод поэмы – погоня за Евгением, особенно важен для понимания смысла всего произведения. Начиная с В.Г. Белинского, он по-разному интерпретировался исследователями. Нередко в словах Евгения, обращенных к бронзовому Петру: («Добро, строитель чудотворный! — / Шепнул он, злобно задрожав, — / Ужо тебе!..»), видят бунт, восстание. Однако вряд ли можно считать слова Евгения, который, прошептав их, «вдруг стремглав / Бежать пустился», бунтом или восстанием. Слова безумного героя вызваны пробудившейся в нем Памятью. Это не только воспоминание об ужасе прошлогоднего наводнения, но прежде всего историческая память, казалось бы вытравленная в нем петровской «цивилизацией».

В сцене погони происходит второе перевоплощение «кумира на бронзовом коне» — Он превращается во Всадника Медного. За Человеком скачет механическое существо, ставшее чистым воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии.

Конфликт поэмы перенесен в мифологическое пространство, чем подчеркнуто его философское значение. Это конфликт принципиально неразрешимый, в нем не может быть победителя и побежденного. Противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда трагически связаны между собой.

 

 


Тема 1.3.

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814 — 1841)

Жизненный и творческий путь

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов – писатели одного поколения, но разных литературных эпох. Время Пушкина – эпоха надежд и славы, веры в торжество разума и просвещения, время Лермонтова – эпоха разочарования и скепсиса, нового осмысления всеобщих законов природы и бытия. Произведения Лермонтова, по словам Белинского, «поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…»

М.Ю. Лермонтов родился в Пензенской губернии в имении бабушки, с которой и рос после смерти матери и отъезда отца. Елизавета Алексеевна все свои силы посвятила воспитанию и образованию внука, который, благодаря ей получил отличное образование, много путешествовал и в 1828 году был зачислен в Московский университетский благородный пансион. Этот год принято считать началом творчества поэта. В период 1828-1832 гг. Лермонтов пишет, ориентируясь на традиции Байрона, Пушкина, Жуковского, то есть в его творчестве преобладают романтические тенденции, которые, впрочем, сохранились и в поздних произведениях, органично соединившись с реалистичным началом.

Отлично учившийся Лермонтов несказанно гордился своими успехами и после окончания пансиона подал прошение о приеме его в Московский университет. Однако, отучившись один год, юный Лермонтов покидает Москву и отправляется в Петербург, где с блеском оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и зачисляется лейб-гвардии Гусарский полк.

Период 1833 - 1835 гг. является переходным в творчестве поэта. Это время поисков собственного «Я», потому что Лермонтов понимает: " Нет, я не Байрон, я другой…" и пытается и пытается идти собственной дорогой. В этот период написано сравнительно немного произведений.

В 1837 году было написано стихотворение «Смерть Поэта», посвященное кончине А.С. Пушкина, и имя Лермонтова стало известно всей образованной России. Это произведение положило начало третьему, зрелому, периоду в творчестве поэта. Но сам Лермонтов, вызвав этим стихотворением неудовольствие царского двора, был арестован, а в последствии переведен в Нижегородский драгунский полк, который в то время располагался на Кавказе.

Спустя год, перенеся тяжелую болезнь, благодаря хлопотам бабушки, Лермонтов возвращается в Петербург. Недолгое пребывание на Кавказе, тем не менее, дали свои плоды – из-под пера Лермонтова выходят поэмы «Демон» и «Мцыри».

В Петербурге Лермонтов ведет светскую жизнь, посещает балы и приемы, на одном из которых состоялась ссора с французским послом де Барантом и последовавшая за ней дуэль. Дело получило широкую огласку, и Лермонтов был арестован, предан военному суду и помещен на Арсенальную гауптвахту. Не известно, чем бы закончилась эта история, если бы дело Лермонтова не попало на подпись к Николаю I, который смягчил предполагаемое наказание и отправил Лермонтова в Тенгинский полк с понижением в звании. Поэт снова оказался на Кавказе, теперь уже в Чечне, где участвовал в боевых действиях и проявил себя храбрым и безупречным офицером.

В январе 1841 года Лермонтов получает отпуск и приезжает в Петербург, где встречается с друзьями, а летом возвращается в свой полк на Кавказе. 13 июля 1841 года на одном из светских вечеров Лермонтов повздорил с бывшим однокашником Н.С. Мартыновым. Ссора произошла из-за пустяка, но закончилась вызовом на дуэль и смертью поэта.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь