Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ж изненный и творческий путь



Николай Васильевич Гоголь родился в Полтавской губернии в многодетной семье небогатых помещиков. Родители Гоголя обладали творческими талантами: отец пробовал писать, его комедии даже ставились в театре вельможи Тащинского, мать, будучи добрым и чутким человеком, обладала эстетическим вкусом и тонким чувством юмора. Шестеро детей Гоголей-Яновских воспитывались в строгости и почтительной религиозности.

Полтавщина, где провел свое детство будущий писатель, была колыбелью легенд и поверий, объединяя в себе две культуры: русскую и украинскую.

После окончания Полтавского уездного училища Гоголь поступает в Гимназию высших наук в Нежине, где пробует не только писать, но и рисовать, участвует в студенческих спектаклях в качестве чтеца и актера. Но, возмущенный царящим в России произволом и неправосудием, Гоголь мечтает стать государственным служащим, чтобы искоренять пороки общества. Следуя своей цели, после окончания гимназии он едет в Петербург, который считает центром культуры, образованности, просвещения.

В столице Гоголь напрямую сталкивается с чиновничьим произволом, опирающимся на деньги и положение в обществе. Мечты о государственной службе приходится оставить, и Гоголь сосредотачивается на литературном творчестве.

Первая поэма Гоголя «Ганс Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов, была осмеяна критиками и сожжена автором. Пробы себя в качестве актера также не увенчались успехом. Наконец, в 1829 году Гоголь становится чиновником, сначала в Департаменте государственного хозяйства, потом в Департаменте Уделов. Погрузившись в чиновничью среду, Гоголь полностью в ней разочаровался и вернулся к литературной деятельности.

В 1830 году в свет выходит первая гоголевская повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», вошедшая впоследствии в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

После публикации сборника имя Гоголя становится известным, и он входит в пушкинский писательский круг, доказав свое богатое дарование.

Повести сборника имеют ярко-выраженные черты романтизма: необычный, исключительный герой, стремящийся к свободе и находящийся в конфликте с окружающей действительностью; свобода автора от каких бы то ни было условностей, фантастический мир, овеянный тайнами легенд и преданий.

В 1833-1835 годах Гоголем было написано еще два сборника – «Арабески» и «Миргород», который позже был разделен на две части исходя из места действия: «Миргород» и «Петербургские повести».

В сборник «Миргород» вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Цикл «Петербургские повести», включавший в себя «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Рим», отразил социальные противоречия большого города. Романтические традиции были переосмыслены Гоголем, на смену им пришли фарс, гротеск и ирония, присущие реалистическим произведениям. Начинает развиваться тема «маленького человека».

В это же время Гоголь обращает свое внимание на драматургию. В 1833 году он пишет комедию «Женитьба», а в 1835 году приступают к созданию «Ревизора», сюжет которого ему был подарен Пушкиным. В 1836 году пьеса была поставлена на сценах Москвы и Петербурга.

В 1834 году Гоголь становится преподавателем на кафедре истории в Петербургском университете. С первых дней пребывания в северной столице писатель почувствовал ее особый колорит, некую мистическую сущность. Недаром местом действия многих его произведений становится именно Петербург, причем город становится одним из главных героев, движущей силой событий, происходящих с персонажами.

Мучительные раздумья о судьбе России и о своем предназначении в этом мире привели Гоголя к осознанию своей цели, которая заключалась в возрождении духовности. Так родился замысел трилогии о России, первой частью которой стала поэма «Мертвые души». Работу над трилогией Гоголь начинает в 1835 году, а в 1836 едет в Италию – сосредоточие искусств и талантов. Именно там настигает его известие о смерти Пушкина, потрясшее его до глубины души. В 1839 году Гоголь возвращается в Россию с почти оконченной первой частью трилогии, а в 1942 году «Мертвые души» увидели свет. Книга была воспринята неоднозначно и вызвала бурные дебаты. На защиту автора встал В.Г.Белинский, заявивший, что " «Мертвые души» выше всего, то было и есть в русской литературе, ибо в них глубокость живой общественной идеи неразрывно сочеталось с бесконечной художественностью образов".

Издание «Мертвых душ» и последовавшие за этим скандальные споры привели Гоголя к творческому кризису – он больше не мог писать. Им не было больше создано ни одного произведения. Последние десять лет своей жизни писатель отдал воплощению своего грандиозного замысла, который он воспринимал как свой долг перед Родиной. Но задача оказалась невыполнимой, и Гоголь разочаровался в своих возможностях. В 1845 году все написанное было уничтожено.

Попытка воплотить свои мысли в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», вышедшей в 1845 году не увенчалась успехом – произведение было встречена неодобрительно и раскритикована даже Белинским, чье мнение имело для автора огромное значение. Это стало для Гоголя жесточайшим ударом. Утешение он пытался найти в религии и даже совершил паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню.

Писатель больше не пытается выезжать за границу и избирает местом своего постоянного жительства Москву. Периодически он посещает родные места на Украине. Отныне его цель – досконально изучить Россию, которую любит преданно и беззаветно. Гоголь планирует поездку по российским провинциям, возвращается к работе, и кажется, что силы и жажда жизни возвращаются к нему. Но теперь резко ухудшается здоровье, не позволившее его планам осуществиться. Нервное напряжение в купе с постоянными жесточайшими постами окончательно подорвали силы писателя. Чувствуя наступление конца, Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ» и отказывается от приема пищи и лекарств. 21 февраля 1952 года писателя не стало.

От сожженной рукописи «Мертвых душ» осталось несколько фрагментов, в одном из которых находится текст: «Но оставим теперь в сторону, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих…

Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку. Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности».

Повесть «Портрет».

Впервые повесть была опубликована в сборнике «Арабески», но после неодобрительных отзывов критиков переработана, даже фамилия главного героя изменена.

Смысл названия повести имеет двойной смысл: с одной стороны оно указывает на значимость портрета, сыгравшего роковую роль в жизни главных героев, с другой – олицетворяет собой портрет современного общества.

В повести поднимается несколько проблем: мера нравственной ответственности творца перед обществом и самим собой, пагубное влияние на талант зависимости от денег и общественного мнения, наличие некоей демонической составляющей искусства.

В основе сюжета повести история талантливого, но бедного художника, однажды предавшего свой художественный дар, променяв его на благосостояние.

Главный герой повести молодой, весьма одаренный, но неприхотливый и чистый душой художник Чартков – натура увлекающаяся, склонная поддаваться соблазнам.

Однажды в одной из лавок художнику попадается удивительный портрет, на котором изображен старик, со странными, пронзительными глазами. Завороженный необычным полотном, Чартков готов заплатить за него последний двугривенный, изменив тем самым свою судьбу.

Деньги, выпавшие из рамы портрета, открывают ему путь в высший свет. Но отныне не талант руководит его творчеством, а жажда денег. В угоду им художник готов поступиться принципами чистого искусства и беззастенчиво льстить своим клиентам. Став модным живописцем, Чартков утрачивает чувство прекрасного, отныне его картины пусты и бездушны. Даже потрясение, вызванное картиной художника, совершенствовавшегося в Италии, не пробуждает его к прежней жизни, но вызывает зависть и побуждает возненавидеть искусство в его прекрасном проявлении. Жажда уничтожения великолепных картин приводит его к сумасшествию и смерти.

Что стало причиной трагедии – мистическая тайна портрета, или человеческая слабость перед искушениями? Гоголь допускает обе версии. Неоспоримым остается одно: зло и искусство несовместимы. Искусство призвано нести свет и добро, поэтому талант не может служить «золотому тельцу». Зло рождает новое зло, и только человеческий дух способен остановить его распространение. Так, художник, нарисовавший портрет и ужаснувшийся демоническому образу, которой создал в угоду собственным амбициям, порывает с миром, уходит в монастырь, становится отшельником, и тогда только возвращается к Богу, и достигает душевной высоты, позволившей ему создавать святые иконы. Чартков же погибает, став жертвой своего предательства и не найдя в себе сил противостоять ему.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь