Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жизненный и творческий путь.



Гончаров родился в 1812 году в Симбирске, где в неспешной обстановке помещичьей усадьбы, впоследствии описанной в «Сне Обломова» прошло его детство. Спокойный ритм жизни мальчика был нарушен его крестным Трегубовым, приохотившим ребенка к чтению и занятию языками.

В десятилетнем возрасте Гончарова отдали в Московское коммерческое училище, где давали не самое лучшее образование. Однако мальчик упоенно читал все, что попадало под руку и, вдохновленный произведениями Пушкина, с 14 лет сам начал писать.

В 1831 году Гончаров поступает на словесный факультет Московского университета и ведет уединенный образ жизни, проводя время за книгами или посещая театр. Политические дискуссии, которыми жила студенческая среда никак его не затронули. После окончания Университета Гончаров возвращается в родной Симбирск, но быстро там соскучившись, едет в Петербург, где занимает должность переводчика департамента внешней торговли. Впечатления от занимаемой должности он описал в своем письме к Л.Н.Толстому: «Если бы Вы знали, сквозь какую грязь, сквозь какой разврат, мелочь, грубость понятий ума, сердечных движений души проходил я… и чего стоило бедной моей натуре пройти сквозь фалангу всякой нравственной и материальной грязи и заблуждений, чтобы выкарабкаться на эту стезю… на которой Вы видели меня, все еще… вздыхающего о том светлом и прекрасном человеческом образе, который сниться мне»

Первые произведения Гончарова были опубликованы в альманахе «Подснежник». Его повести «Лихая болесть» (1838) и «Счастливая ошибка» (1839), а также четыре стихотворения в «безобразно романтическом духе», как отозвался о них сам автор, положили начало его литературной деятельности. Позднее Гончаров использовал эти стихи в романе «Обыкновенная история», намерено ухудшив некоторые строки, что их автор в романе казался совсем беспомощным поэтом. До этого времени все произведения Гончарова носили отрывочный характер, большинство из них остались незаконченными.

В 1842 году Гончаров пробует себя в жанре «физиологического очерка», подражая гоголевским традициям, убеждаясь в том, «какое беспредельное и глубокое море – литература».

Говоря устами одного из своих героев, Гончаров утверждал, что «роман перестал быть забавой: из него учатся жизни. Он сделался руководствующим кодексом к изучению взаимных отношений, страстей, симпатий и антипатий… словом, школой жизни». Именно такую вещь и задумывает писатель в 1844 году, а в начале 1846 года в свет выходит роман «Обыкновенная история».

Еще в период написания «обыкновенной истории» у Гончарова возникает замысел нового романа, работа над которым шла очень медленно, с большими перерывами. В 1849 году был опубликован отрывок из нового произведения под названием «Сон Обломова», который сам автор считал увертюрой нового романа.

Через год работу над романом пришлось приостановить, так как Гончаров, будучи секретарем при адмирале Путятине отправляется в экспедицию, снаряженную правительством для обозрения колоний в Северной Америке и заключения договора с Японией. Путешествие заняло около двух с половиной лет, в результате появилась книга «Фрегат Паллада», полная самых разнообразных впечатлений. Автор описывает службу и быт военных моряков, быт и культуру разных стран, увиденных во время путешествия. Больше всего его волнует проникновение буржуазных отношений в самые отдаленные земли и связанное с этим изменение жизни народов разных стран. Книгу ожидал оглушительный успех.

Вернувшись в Петербург, Гончаров переходит на службу в министерство просвещения. Служба и ухудшающееся здоровье не позволяют Гончарову возобновить работу над романом, задуманным много лет назад. И только в июне 1857 года, оказавшись для поправки здоровья на водах в Мариенбаде, Гончаров в очень короткий срок завершает работу над книгой.

В 1859 году в журнале «Отечественные записки» появляется первая публикация «Обломова». Позже автор многократно возвращался к редактуре романа, и каждое новое издание отличалось от предыдущего. Последнее пожизненное издание1880 года считается окончательным вариантом романа.

Свой последний роман, писавшийся почти всю жизнь, Гончаров не случайно называет «Обрыв». Если в «Обломове» герой еще пытается бороться за жизнь, но лень и недостаток энергии не пускают его в светлое будущее, то судьбы героев «Обрыва» доказывают бессмысленность и даже катастрофичность любых прорывов за пределы своих возможностей.

«Обрыв» не вызвал столько положительных эмоций, сколько «Обломов» и даже подвергся весьма серьезной критике. Сам Гончаров объясняет причину неуспеха романа тем, что видя «недостаточность сегодняшних героев, не смог увидеть в них героев завтрашнего дня». Этот роман стал последним в творчестве Гончарова, после его провала писатель обращается к критике и воспоминаниям.

Последние годы жизни Гончаров проводит в уединении. За несколько дней до смети он диктует свое последнее сочинение «Май месяц в Петербурге». В некрологе журнала «Вестник» было написано: «В лице Гончарова сошел со сцены последний из крупных людей сороковых годов».

 

 

Роман «Обломов».

 

Творческая история романа «Обломов» берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на «почву мыслителя». Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению.

Первоначально И.А.Гончаров думал изобразить в романе под названием «Обломовщина» историю русского дворянина-помещика от колыбели до могилы, в его деревенском и городском быте. Идея данного произведения заключалась в изображении тех особенностей русской национальной жизни и русского национального характера, которые уходят в прошлое и утрачиваются навсегда.

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова – «Обыкновенная история». В своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский подробно проанализировал образ дворянского романтика, «лишнего человека», претендующего на почетное место в жизни, и подчеркнул бездеятельность такого романтика во всех сферах жизни, его лень и апатию. Требуя беспощадного разоблачения подобного героя, Белинский указывал и на возможность иного, чем в «Обыкновенной истории», завершения романа. При создании образа Обломова Гончаров воспользовался целым рядом характерных черт, намеченных Белинским в разборе «Обыкновенной истории».

Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников. Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина? » (1859) дал высокую оценку роману и этому явлению. В лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.

Путь Обломова – типичный путь провинциальных российских дворян 1840-х гг., приезжавших в столицу и оказывавшихся вне круга общественной жизни. Служба в департаменте с непременным ожиданием повышения, из года в год однообразие жалоб, прошений, завязывания отношений со столоначальниками – это оказалось не по силам Обломову. Продвижению по служебной лестнице, он предпочел бесцветное лежание на диване, лишенное надежд и стремлений. Одна из причин «лихой болести», по мнению автора, несовершенство общества. Эта мысль автора передается и герою: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Эта фраза Обломова заставляет вспомнить известные образы «лишних людей» в русской литературе (Онегина, Печорина, Базарова и т.д.).

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «“Обломов” появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь