Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Александр Николаевич Островский (1823—1886)



Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского

 

Александр Николаевич родился в купеческом квартале Москвы. Отец его имел частную юридическую практику. Пойдя по стопам отца, Островский, получивший хорошее образование сначала дома, а потом в гимназии, поступает на юридический факультет Московского университета. Именно там будущий драматург увлекся театром.

Однако, студенческая жизнь Островского заканчивается довольно быстро — после конфликта с преподавателем он покидает учебное заведение и, стараниями отца, попадает на службу концеляристом в суд.

Восемь лет, проведенных молодым человеком в суде, а также жизнь в купеческом квартале, дали ему возможность досконально изучить купеческий быт и подарили массу впечатлений. В суде рассматривались торговые тяжбы, конфликты, связанные с получением наследства, деда несостоятельных должников, и в ходе суда открывались отношения, обычно от посторонних глаз скрываемые. Перед глазами Островского открывалось большое количество драматических конфликтов и человеческих судеб, характеров, звучала «живая» великорусская речь со всем богатством ее интонаций и говоров.

Островского интересовала не центральная, «дворянская» Москва, а ее окраины, торговые кварталы, жизнь людей за пределами столицы, за что он получил прозвище Колумб Замоскворечья. В результате в его пьесах рождается новый герой, которого до него не знала русская литература. «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке», ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз», - писал Маранцман (советский и российский литературовед, методист, переводчик, поэт). Этот новый герой и определяет своеобразие пьес Островского, их тематику, проблематику, особенности характеров героев.

В литературу Островский пришел как читатель, писателем он становится уже в достаточно зрелом возрасте.

В 60-х годах драматург сотрудничает с журналом «Современник», а после его закрытия печатается в «Отечественных записках». Критикуя современные общественные отношения и феодально-крепостнический уклад жизни в России, Островский, тем не менее, не допускает мысль о возможности революционной борьбы.

Первое произведение Островского увидело свет в 1847 году. Это был отрывок из пьесы «Банкрот», законченной в 1849 г. А первой пьесой, поставленной на сцене в 1853 году, стала «Бедная невеста».

Творчество Островского составляет важную, и вместе с тем своеобразную часть русской литературы. В нем можно выделить следующие этапы:

- 1847-1851 годы — ранний период — поиск Островским своего пути в литературе, создание первых пьес, самая значительная среди которых «Банкрот» (переименованная в последствии в «Свои люди сочтемся»);

- 1852-1854 годы — москвитянинский период, когда Островский сотрудничает с журналом «Москвитянин», пропагандирующим славянофильство;

- 1855-1860 годы — предреформенный период, во время которого Островский сближается с революционерами-демократами и создается самое значительное его произведение — социально-бытовая драма «Гроза»;

- 1861-1886 годы — пореформенный период - расширение тематики и проблематики произведений, среди которых историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».

В 1882 году Иван Гончаров написал Островскому: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: " У нас есть свой русский, национальный театр". Он по справедливости может называться " Театр Островского" ». Этими словами четко определяется вклад Островского в русскую культуру.

К середине XIX века в России стала очень четко ощущаться разобщенность театра и литературы. Это было связано с историческими процессами, происходившими в стране. Отток населения в города, активное развитие буржуазного и торгового сословий существенно расширяет театральную аудиторию. Это создает потребность в развитии бытовой драматургии, рассказывающей публике о ее жизни и конфликтах, происходящих в их среде. Островский идет навстречу новым потребностям зрителей, вместе с тем считая, что их нужно не только развлекать, но образовывать, воспитывать, эстетически развивать.

Особенности драматургии Островского. Огромная заслуга драматурга состоит в расширении и актуализации тематики пьес, героями которых становятся представители разных слоев: дворяне и купцы, чиновники и мещане, ремесленники и трудовая интеллигенция, а в некоторых пьесах и крестьянство. В своих пьесах Островский старается охватить как можно больший временной промежуток жизни России, в том числе и ее далекое прошлое.

Для придания своим сюжет полной ясности Островский активно наделяет своих героев говорящими именами и фамилиями: Гордей, Любим, Кабаниха, Дикой, Лютый, Коршунов. В своих пьесах драматург использует специфические авторские ремарки, которые описывают не только действия героев, но и их поведение, а также пейзаж, обстановку, в которой происходит действие. Многие произведения Островского имеют своеобразные названия, зачастую взятые из русских пословиц и поговорок («Свои люди — сочтемся»). Большое значение имеет первая реплика героев, исподволь раскрывающая тематику произведения. Главные герои Островского не появляются в действии просто так. Их появление всегда подготавливается заранее другими действующими лицами. Весьма своеобразны речевые характеристики героев Островского, которого по праву можно считать знатоком русского языка.

Драматургия Островского отличается жанровым разнообразием. Среди его произведений драмы, комедии, трагедии, историческая хроника, драматическая сказка. Но почти никогда жанры не представлены в «чистом виде», в каждой пьесе сочетаются драматические и комические элементы. Поэтому определить жанр его произведений можно лишь весьма условно.

Пьесы Островского стали не только литературным достижением, они способствовали развитию в России образованию сценической школы естественной и выразительной игры. На его произведениях воспитывались и профессионально росли многие выдающиеся русские актеры.

 

Теория литературы.

Драма (от др.-греч. δ ρ ᾶ μ α — действие, действо) как род литературы — один из трех родов литературы принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене. В отличии от лирики и подобно эпосу она воспроизводит прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты. В отличии от эпоса имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В драме, как привило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев происходящего. Авторская речь носит вспомогательный характер в виде ремарок.

Драма как жанр литературы является одним из основных видов драмы наряду с комедией и трагедией. Как и комедия, драма, драма преимущественно воспроизводит частную жизнь людей, однако главной ее целью является не осмеяние нравов (как в комедии), а изображение личности в ее отношениях с обществом. При этом, как и трагедия, описывает острые противоречия, но они не столь напряжены и допускают возможность благополучного исхода.

 

Драма «Гроза».

История создания и замысел пьесы «Гроза» очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 г.

«Ранним утром 10 ноября 1859 г. костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови, задержки части приданого.

В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова «не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она её сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену».

Вскоре после этой злополучной истории отдельным изданием вышла пьеса А. Н. Островского «Гроза». Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В действительности пьеса «Гроза» была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 г., то есть ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых. «Литературная экспедиция», сделанная А.Н. Островским в 1856 и 1857 гг., оказала сильное влияние на идею создания пьесы «Гроза». Прототипом города Калинова служат такие приволжские города, как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был драматург, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

Пьеса «Гроза» увидела свет в 1860 году, накануне отмены в России крепостного права, когда в обществе витало ощущение надвигающейся «грозы», некоего грозного и не совсем понятного стихийного явления. Поэтому название драмы приобрело некий символический смысл.

Действующими лицами пьесы гроза воспринимается по-разному. Например, для Кулигина она благодать, которой «каждая… травка, каждый цветок радуется». А вот для остальных жителей города, представителей богатых классов гроза — напасть, от которой лучше спрятаться. Таким образом уже названием пьесы Островский подчеркивает межсословное различие в отношении к грядущим переменам.

 

Конфликт и расстановка действующих лиц. «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Такой ремаркой Островский открывает «Грозу». Внутренне пространство сцены обставлено скупо: «две скамейки и несколько кустов» на гладкой высоте. Действие русской трагедии возносится над ширью Волги, распахивается на всероссийский сельский простор. Ему сразу же придается общенациональный масштаб и поэтическая окрыленность.

В устах Кулигина звучит песня «среди долины ровныя» - эпиграф, поэтические зерно «Грозы». В песне, которая у зрителей буквально на слуху, уже предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет? »), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? »). Песня открывает «Грозу» и сразу же выносит содержание трагедии на общенародный песенный простор. За судьбой Катерины — судьба героини народной песни, непокорной молодой снохи, отданной за немилого в «чужедальнюю сторонушку». Таким образом раскрывается извечный народной конфликт браков по расчету.

Персонажи «Грозы» с самого начала находятся в некоем напряжении, чувства и страсти достигают максимального накала, ситуация сгущается, как воздух перед грозой. Люди живут в особом состоянии мира — кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне пока все обстоит благополучно, но сдерживающие силы уже не прочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Атмосфера сгущается к концу первого действия: даже природа, как в народной песне, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой.

 

 

Характеристика персонажей.

Кабаниха - человек кризисной эпохи, как и другие герои трагедии. Это односторонний ревнитель худших сторон старой морали. Полагая, что везде и во всем Кабаниха блюдет правила " Домостроя", что она рыцарски верна его формальным регламентациям, мы поддаемся обману, внушаемому силой ее характера. На деле она легко отступает не только от духа, но и от буквы домостроевских предписаний. " Врагам-то прощать надо, сударь! " увещевает Тихона Кулигин. А что он слышит в ответ? " Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет". Деталь многозначительная! Кабаниха страшна не верностью старине, а самодурством " под видом благочестия". Старая нравственность здесь во многом отрицается: из " Домостроя" извлекаются формулы наиболее жесткие, оправдывающие деспотизм.

Своеволие Дикого в отличие от самодурства Кабанихи уже ни на чем не укреплено, никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал развязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. И чем более Дикой богатеет, тем бесцеремоннее он становится. " Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? заявляет он Кулигину.- Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю". Тетка Бориса, оставляя завещание, в согласии с обычаем поставила главным условием получения наследства почтительность племянника к дядюшке. Пока нравственные законы стояли незыблемо, все было в пользу Бориса. Но вот устои их пошатнулись, появилась возможность вертеть законом так и сяк, по известной пословице: " Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло". " Что ж делать-то, сударь! - говорит Кулигин Борису.- Надо стараться угождать как-нибудь". " Кто ж ему угодит, - резонно возражает знающий душу Дикого Кудряш, - коли у него вся жизнь основана на ругательстве?.." " Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны? "

Но сильный материально, Савел Прокофьевич Дикой слаб духовно. Дикой своевольничает с тайным сознанием беззаконности своих действий. И потому он пасует перед властью человека, опирающегося на нравственный закон, или перед сильной личностью, дерзко сокрушающей его авторитет. Его невозможно " просветить", но можно " прекратить". Марфе Игнатьевне Кабановой, например, это легко удается: она, равно как и Кудряш, прекрасно чувствует корень внутренней слабости самодурства Дикого: " А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что".

«Отцам» города противопоставлены молодые силы. Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.

Бедою Тихона является рожденное " темным царством" безволие и страх перед маменькой. По существу, он не разделяет ее деспотических притязаний и ни в чем ей не верит. В глубине души Тихона свернулся комочком добрый и великодушный человек, любящий Катерину, способный простить ей любую обиду. Он старается поддержать жену в момент покаяния и даже хочет обнять ее. Тихон гораздо тоньше и нравственно проницательнее Бориса, который в этот момент, руководствуясь слабодушным " шито-крыто", " выходит из толпы и раскланивается с Кабановым", усугубляя тем самым страдания Катерины. Но человечность Тихона слишком робка и бездейственна. Только в финале трагедии просыпается в нем что-то похожее на протест: " Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы..." От гнетущего самодурства Тихон увертывается временами, но и в этих увертках нет свободы. Разгул да пьянство сродни самозабвению. Как верно замечает Катерина, " и на воле-то он словно связанный".

Варвара - прямая противоположность Тихону. В ней есть и воля, и смелость. Но Варвара - дитя Диких и Кабаних, не свободное от бездуховности " отцов". Она почти лишена чувства ответственности за свои поступки, ей попросту непонятны нравственные терзания Катерины: " А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было", - вот нехитрый жизненный кодекс Варвары, оправдывающий любой обман.

Гораздо выше и нравственно проницательнее Варвары Ваня Кудряш. В нем сильнее, чем в ком-либо из героев " Грозы", исключая, разумеется, Катерину, торжествует народное начало. Это песенная натура, одаренная и талантливая, разудалая и бесшабашная внешне, но добрая и чуткая в глубине. Но и Кудряш сживается с калиновскими нравами, его натура вольна, но подчас своевольна. Миру " отцов" Кудряш противостоит своей удалью, озорством, но не нравственной силой.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор.

Излучающая духовный свет земная героиня Островского далека от сурового аскетизма домостроевской морали. По правилам " Домостроя" на молитве церковной надлежало с неослабным вниманием слушать божественное пение, а " очи долу имети". Катерина же устремляет свои очи горе. И что видит, что слышит она на молитве церковной? Эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, это церковное пение, подхваченное пением птиц, эту одухотворенность земных стихий - стихиями небесными... " Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится". А ведь " Домострой" учил молиться " со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами". Далека жизнелюбивая религиозность Катерины от суровых предписаний домостроевской морали.

Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. " Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу..."

В трудную минуту жизни Катерина посетует: " Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка". " Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела..."

Как понять эти фантастические желания Катерины? Что это, плод болезненного воображения, каприз утонченной натуры? Нет. В сознании Катерины оживают древние языческие мифы, шевелятся глубинные пласты славянской культуры. В народных песнях тоскующая по чужой стороне в нелюбимой семье женщина часто оборачивается кукушкой, прилетает в сад к любимой матушке, жалобится ей на лихую долю. Вспомним плач Ярославны в " Слове о полку Игореве": " Полечу я кукушкой по Дунаю..."

Вольнолюбивые порывы Катерины даже в детских ее воспоминаниях не стихийны: " Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега". Ведь этот поступок Катерины вполне согласуется с народной ее душой. В русских сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти ее от злых преследователей. И речка укрывает ее в своих берегах.

Не почувствовав первозданной свежести внутреннего мира Катерины, не поймешь жизненной силы и мощи ее характера, образной тайны народного языка. " Какая я была резвая! - обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: - Я у вас завяла совсем". Цветущая заодно с природой, душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире Диких и Кабановых.

Определяя сущность трагического характера, Белинский сказал: " Что такое коллизия? - безусловное требование судьбою жертвы себе. Победи герой трагедии естественное влечение сердца...прости счастье, простите радости и обаяния жизни!.. Последуй герой трагедии естественному влечению своего сердца - он преступник в собственных глазах, он жертва собственной совести..."

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два этих равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много. Любовь к Борису, конечно, ее тоску не утолит. Не потому ли Островский усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и бескрылым увлечением Бориса? Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис живет одним днем и едва ли способен всерьез задумываться о нравственных последствиях своих поступков. Ему сейчас весело - и этого достаточно: " Надолго ль муж-то уехал?.. О, так мы погуляем! Время-то довольно... Никто и не узнает про нашу любовь..." - " Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!.. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? " Какой контраст! Какая полнота свободной любви в противоположность робкому Борису!

Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: " Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела". " Кабы", " может быть", " какую-нибудь"... Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет: " Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда! " Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: " Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите..." А сама Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы, герой ничего этого просто не услышал, и глухота его весьма примечательна. Дело в том, что душевная культура просвещенного Бориса совершенно лишена нравственного " приданого". Калинов для него - трущоба, здесь он чужой человек. У него не хватает смелости и терпения даже выслушать последние признания Катерины. " Не застали б нас здесь! " - " Время мне, Катя!.." Нет, такая " любовь" не может послужить Катерине исходом.

Объясняя причины всенародного покаяния героини, не будем повторять вслед за Добролюбовым слова о " суеверии", " невежестве", " религиозных предрассудках". Не увидим в " страхе" Катерины трусость и боязнь внешнего наказания. Ведь такой взгляд превращает героиню в жертву темного царства Кабаних. Подлинный источник покаяния героини в другом: в ее чуткой совестливости. " Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно". " У меня уж очень сердце болит", - говорит Катерина в минуту признания. " В ком есть страх, в том есть и Бог", - вторит ей народная мудрость. " Страх" искони понимался русским народом по-толстовски, как обостренное нравственное самосознание, как " Царство Божие внутри нас". В " Толковом словаре" В. И. Даля " страх" толкуется как " сознание нравственной ответственности". Такое определение соответствует душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев " Грозы", " страх" Катерины - внутренний голос ее совести. Грозу Катерина воспринимает как избранница: совершающееся в ее душе сродни тому, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. " Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты", - писал о Катерине - Стрепетовой в сцене покаяния В. М. Дорошевич. А С. В. Максимов рассказывал, как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления " Грозы" с Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму молча, углубленный в себя. Но в той " патетической сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский весь бледный шептал: " Это не я, не я: это - Бог! " Островский, очевидно, сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену". Пора и нам по достоинству оценить не только любовный, но и покаянный порыв Катерины. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: " Кто любит, тот будет молиться".

" Смерть по грехам страшна", - говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини.

 

Вопросы и задания.

1. Объясните смысл названия драмы «Гроза»

2. Система образов в драме (самодуры — Дикой, Кабаниха, смирившиеся — Тихон, Борис, приспособившиеся — Варвара, Кудряш, отдельно — Катерина и Кудряш).

3. Найдите значение имен Марфа (госпожа) и Катерина (чистая, непорочная) — являются ли они «говорящими»? Как вы считаете, соответствуют ли имена описанным в драме персонажам.

4. Дайте речевую характеристику персонажей драмы.

5. В чём истоки характера Катерины? Что вам известно о жизни героини до за- мужества?

6. Почему Катерина не может найти счастья в семье и восстаёт против Кабанихи? Виноват ли в конфликте Тихон? А сама Катерина?

7. Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у неё выбор?

8. Виноват ли Борис в трагедии Катерины?

9. Прав ли Тихон, обвиняющий Кабаниху в смерти жены?

 

 

Тема 2.3

Иван Александрович Гончаров

(1812—1891)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь