Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования



Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню интеллекта и научных знаний. Между тем, гораздо меньшее значение придается эмоциональной, чувственной сфере ребенка.

Получилось так, что «современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны» (8, с. 3).

Отмечается также недостаток наблюдательности у детей, который психологи связывают с отсутствием тренировки фантазии и воображения в процессе «сотворения игры». Кроме того, игры детей однообразны и все чаще приходят в школу дети, эмоционально не готовые к школе. В результате получается, что и смотрят дети на окружающий их мир без интереса и удивления, не умея занять себя в свободное время.

Педагоги и психологи отмечают, что дети нуждаются в эмоциональном раскрепощении, обучении чувствованию и художественному воображению (16, с. 7).

Многие ученые, педагоги, психологи, деятели мысли и искусства отмечают важность эмоциональной развитости человека, которой так мало уделяют внимания, посвящают усилия в современных школах.

И.Ф. Гончаров в своей монографии «Эстетическое воспитание школьников» отмечает значимость эстетического воспитания в нашей стране. Эстетическое воспитание - это система воздействий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве (11, с. 14). На примере литературы автор монографии показывает важность литературы как школьного предмета во всей системе школьного эстетического воспитания. Литература как искусство имеет силу формировать чувственно-эмоциональное отношение к жизни, ведь «прочитав, услыхав, человек испытывает состояние души, соединяющее его с художником, с другими людьми, воспринимающими искусство» (11, с. 15).

Некоторые педагоги отдают должное театральному искусству как весьма эффективному методу развития эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Л.С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» важным называет детское театральное творчество, т. к. драматизация близка ребенку по следующим причинам: во-первых, драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями (7, с. 61). Другой причиной является связь всякой драматизации с игрой. «Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, и поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества» (7, с. 62). Л.С. Выготский утверждает, что одним из важных вопросов детской психологии, является вопрос о творчестве детей, о значении творческой работы для «общего развития и созревания ребенка» (7, с. 63). Воображение является обязательным условием творчества и находится с ним в двусторонней связи. В первом случае чувства влияют на воображение, находя в нем свое воплощение. Во втором случае воображение влияет на чувство: «эмоции, которыми, например, заражают нас со страниц книги, или со сцены театра, художественные фантастические образы, совершенно реальны и переживаются нами по-настоящему серьезно и глубоко» (7, с. 63).

Э.Г. Чуриловой создано пособие, содержащее материалы, которые могут быть использованы воспитателями, учителями и родителями для занятий с детьми театральным искусством, а также педагогами дополнительного образования и руководителями театральных кружков и эстетических центров. Э.Г. Чурилова обращает внимание на отсутствие должного понимания ценности эмоционально-духовной сферы ребенка и сосредоточении его в основном на интеллектуальной сфере. Театр, согласно убеждению Э.Г. Чуриловой, обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться с ним, развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание.

Программа «Арт-фантазия» рассчитана на сотворчество не разучившихся играть и фантазировать педагогов. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию мира, которое, развиваясь параллельно с рациональным восприятием, расширяет и обогащает его (41, с. 35).

В педагогическом пособии «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская представили методические разработки занятий с детьми по новой специальной программе, целью которой является приобщить ребенка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество. Широкое включение такого творчества и его роль в начальной школе отличает представленный курс от традиционного. Детское творчество способствует развитию воображения, эмоционально-эстетической сферы; речь здесь - средство высказывания мыслей, чувств. Курс предполагает довольно качественную глубокую работу детей на уроках литературного чтения. Работа эта нацелена на тончайшее восприятие текста посредством «бывания в авторской позиции» (в позициях автор-художник, автор-критик и автор-публицист), глубочайшей работой над словом, выражающим и мысль, и чувство, и настроение автора. Отличительной особенностью данного курса является раннее введение понятия «род литературы», имеющего, на взгляд авторов, чрезвычайно важное значение для становления читателя, каковым и является человек, умеющий эмоционально воспринимать, откликаться на повествуемое. Курс предусматривает инсценировку многих изучаемых произведений, на прочих уроках - упражнения, виды работ, подготавливающие к этому важному методу развития «большого читателя».

Большой интерес представляют книги для чтения Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В. Капельки солнца (1класс), Маленькая дверь в большой мир (2 класс), В одном счастливом детстве (3 класс) и В океане света (4 класс). Эти книги насыщены вопросами и заданиями, развивающими читательские способности учеников и, вместе с тем, по сути являющиеся упражнениями к театральной деятельности - инсценированием (3 и 4 класс). Задания эти такого свойства: обучающие способности улавливать настроение автора, рассказчика, персонажей, аргументировать свое мнение; умению распознавать жанры литературы, в том числе и драму; умению сочувствовать на фоне личных переживаний; задания, стимулирующие воображение, фантазию детей; чтение по ролям, выражая интонациями и жестами характер, настроение, чувства персонажа, выразительное чтение. В целом, задания нацелены на развитие и совершенствование навыков чтения и пересказа, творческого воображения и фантазии, развитие литературного и эстетического вкуса, совершенствование навыков ролевого чтения и инсценированию пьес, а значит, несомненно, на эмоциональное восприятие художественного произведения, произведения искусства, посредством которого развивается эмоционально-чувственное восприятие реальности, жизни.

Указанные нами примеры научно-педагогических работ, целью имеющих развитие эмоциональной сферы детей, немногочисленны. Современная система образования, методики и программы преимущественно направлены на наделение детей знаниями, формирование умения извлекать эти знания, сведения из различных источников, повышать уровень интеллекта. Обрисованная нами ситуация оказалась причиной посвящения работы данной проблеме.

Тема исследования - «Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе».

Проблема: какова методика драматизации на уроках литературного чтения с целью развития эмоционально-чувственного восприятия учеников IV класса.

Цель: разработать и апробировать методику драматизации на практике.

Предмет исследования - организация драматизации на уроках литературного чтения в IV классе.

Объект исследования - развитие читательских способностей при использовании средств драматизации.

Гипотеза - эмоционально-чувственное восприятие у младших школьников будет развиваться более эффективно, при следующих условиях:

будут систематично использоваться метод драматизации;

элементы драматического искусства будут оптимально сочетаться и другими формами преподавания литературы в IV классе;

будет организована репродуктивная активность и творческое самовыражение учащихся.

Задачи таковы:

изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования, показать уровень разработки данной проблемы;

раскрыть суть феномена «эмоционально-чувственное восприятие»;

раскрыть возможности драматизации в развитии эмоционально-чувственного восприятия;

выявить критерии и особенности развития эмоционально-чувственного восприятия у учеников IV класса;

выявить и реализовать на практике методические условия драматизации на уроках литературного чтения в IV классе.


Программа опытного обучения

 

В данной главе нам предстоит дать характеристику программе опытного обучения, в качестве которой выбрана программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Объект характеристики - книги для чтения «В океане света» (1 и 2 часть) для 4 класса. Целью программы является не только совершенствовать навыки чтения и анализа литературных произведений, она дает представление об истории русской детской литературы. Тексты отобраны в соответствии с возрастом учащихся и расположены в хронологической последовательности (2, с. 5). Книги авторов формируют первоначальное представление об истории литературы как процессе, систематизирует представление детей о современной детской литературе, расширяет их знания о творчестве многих любимых писателей. Форма подачи текстов в книгах - диалоги постоянно действующих героев, взрослого и детей, которые с помощью машины времени путешествуют по страницам истории детской литературы, встречаются с писателями. Книги снабжены строго разработанным методическим аппаратом (вопросы различного типа, задания, в том числе направленные на организацию самостоятельной литературной деятельности), который представляет широкие возможности для творческой реализации его в работе учителя.

Учебник позволяет решать все основные задачи, поставленные перед уроками чтения в начальной школе: совершенствовать навыки чтения и анализа произведений, развивать устную и письменную речь, знакомить с основными литературными жанрами и терминами, воспитывать любовь к чтению, причем делать это на достаточно высоком уровне.

Кроме того, хронологический принцип построения учебника позволяет успешно интегрировать уроки литературного чтения с уроками краеведения, истории. На его страницах мы встречаемся и с летописью, и с поучением, и со статьями из детских журналов 18 в., и с путевым очерком, и с воспоминаниями. Авторы учебника дают возможность не только грамотно строить литературный анализ читаемых произведений, но и вводят ученика в исторические эпохи, показывая картины из жизни Древней Руси, просвещенного 18 века, литературных салонов 20 века и т.д. Очень полезны в этом плане помещенные в книге иллюстрации (1, с. 17).

Тематическое планирование программы таково: во-первых, имеют место уроки, посвященные знакомству с новой учебной книгой, во-вторых, конечно, уроки, на которых изучается творчество современных авторов, произведения, предусмотренные программой. Кроме того, на некоторых уроках происходит знакомство с различными жанрами литературы, сравнение разных жанров, героев, формирование понятия «литература». В 1 части учебника есть уроки, на которых дети знакомятся с историей литературы (Летопись и летописец. Кирилл и Мефодий - славянские просветители. «Поучение» Владимира Мономаха).

Поскольку нас интересует то, как можно реализовать драматизацию на уроках литературного чтения в IV классе, мы рассмотрим уроки, посвященные именно теме нашей работы.

 

Тема урока: автор, название произведения

Цель урока

Знания о драматизации и драматические умения

Задания  
Введение в курс литературного чтения 4 класс. Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко» Новиков «Великая польза трудолюбия» В. Даль «Война грибов с ягодами». «Кузовок». А. Гайдар. Отрывки из повести «Тимур и его команда». Н. Носов «Клякса». С. Козлов. Пьеса-сказка «Снежный цветок». Л. Толстой из произведений для детей. «Два браа». Сказка. А. Чехов «Мальчики». И. А. Крылов «Басни». А. Толстой «Прожорливый башмак» (из цикла «Сказки и рассказы для детей»). Тим Собакин «Цвет ветра» (отрывок из повести).

1.Рассмотреть классификацию литературы с точки зрения ее жанров, тематики. 1.Понимание позиции автора. 2. Развитие умения распознавать настроение, характер героев, анализируя речь героев. 1.Выявление характеров героев через анализ речи, мимики, интонации. 2.Обучение режиссерской работе над пьесой, умению видеть цель инсценирования, пути нахождения образа, критической оценке игры актеров. 1. Развивать чутье к слову, чувство рифмы, образность речи. 2.Распознавать идею сказки 3. Развивать эмоциональную сферу учеников: проявление чувств с помощью жестов, движений. 2. Развивать эстетические чувства средствами литературного языка. 1. Способность понимания внутреннего состояния и характера людей по внешним признакам. 2. Развитие нравственных чувств через социальные переживания. 1. Концентрация внимания на образах персонажей, авторском отношении к ним. 2.Нахождение идеи, определение, какими литературными средствами автор достигает цели. 3. Формирование отношения к герою. 1. Развитие умения определять авторское отношение к героям. 2. Анализируя речь, поведение героев, развивать умение делать выводы о характере героев. 3. Развитие эстетических чувств. 4.Работа над целостным восприятием пьесы, выделение ее идеи. 1. Развитие эстетических чувств. 2. развитие эмоционального восприятия литературного искусства; 3. Живой отклик на литературные средства, содержание и мысль произведения. 1. Развитие нравственных чувств. 2. Развитие эстетических переживаний. 1. Выяснение отношения автора к своим героям. 2. Развитие умения определять характер героев, анализируя речь, поведение героев. 1. Эмоциональное восприятие персонажей, содержания и литературных средств. 1. Эмоционально-чувственное восприятие художественного произведения. 2. Эстетические чувства. 3. Способность живо откликаться на сюжет, идею, литературные средства произведения.

1. Дать понятие «драма», «драматическое произведение», вспомнить такой жанр литературы, как пьеса. 1.Формирование понятия «авторская позиция», умения ее понимать. 2.Умение распознавать настроение, характер героев, анализируя речь героев. 3. Развитие умения войти в роль и суметь сыграть ее в нестандартных ситуациях. 4. Развитие речи, внимательности, сообразительности, творческой активности. 1.Формирование понятия «персонаж». 2.Формирование умения выбирать нужное количество персонажей. 3.Формирование представления о речевых и поведенческих характеристиках персонажей, выражение их в игре. 4.Формирование понятия «режиссер». 5. Формирование умения выделять цель инсценирования. 6. Формирование понятия «образ». 7. Развитие умения критически оценивать игру актеров. 1. Развивать пластику. 2.Развивать умение средствами пантомимики и мимики. 1.Совершениствование навыков выразительного и ролевого чтения. 2. Развитие умения средствами пантомимики и мимики показывать выразительные черты характера, состояние героя, самого героя. 3. Развивать зрительное восприятие и память. 1. Ролевое чтение. 2. Знакомство с образами, их анализ. 3. Работа над речью автора (умение определять отношение автора к героям произведения). 4. Развитие выразительности речи. 5. Развитие умения владеть мимикой, движениями. 6. Развитие внимания, наблюдательности, памяти, фантазии. 1. Обобщение имеющихся у детей знаний о драматургическом жанре, его законах: суждение о характерах героев по их речи, поведению, на основании авторских ремарок. 2. Обучение инсценированию. 3. Умение взаимодействовать с партнерами, слышать партнера. 4. Выразительность речи и движений. 5. Чтение по ролям, передавая характеры героев. 1. Выразительность речи: умение управлять интонацией, тембром, темпом речи, выражая характер и состояние героев. 2. Развитие выразительности движений. 1. Развитие пластики движений. 2. Развитие способности средствами пантомимики и мимики показывать то или иное животное. 1.Анализ, характеристика персонажей. 2.Инсценировка фрагмента басни. 1. Выразительность движений. 2. Способность «Войти в образ». 3. Наблюдательность, внимание, фантазия. 1. Выразительность движений. 2. Выразительность голоса, способность им манипулировать. 3. Умение «войти в образ», «перевоплотиться».

Игры, развивающие драматические умения: «Зеркало», «Окно», «Войди в образ». 1. Этюды-импровизации. 1. Театр-экспромт. 1. Артисты пантомимы (скульптура). 2. Игра «Кузовок». 1. Игра «Войди в образ». 1. Игра «Фраза по кругу». 2. Чтение по ролям. 3. Инсценировка фрагмента рассказа. 1. Игра «Животные». 2. Чтение по ролям. 3. Инсценировка сказки. 1. Чтение по ролям. 2.Инсценировка сказки. 1. Игра «Животное в цирке». 1.Инсценировка диалогов из басен. 1. Игра «Картина». 2. Импровизация сказки. 1. Игры «Фраза по кругу», «Испорченный телефон». 2. «Артисты пантомимы».

               

 

Мы представили программу опытного обучения на уроках литературного чтения, уроки, посвященные реализации методики драматизации, различных ее методов. Мы показали, как можно эффективно применять драматизацию на некоторых уроках литературного чтения с целью развития эмоционально-чувственного восприятия у учащихся IV класса.

 

Заключение

 

Исследовав материал по теме: «Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе», обозначим краткий вывод из проделанной нами работы, определим этапы в процессе раскрытия темы. первая глава нашей работы посвящена определению проблемы исследования и раскрытию сути феномена, называемого эмоционально-чувственным восприятием, отметили злободневность проблемы изучения эмоциональной сферы человека, природу и роль эмоций в жизни человека. Далее нами раскрыта степень сформированности эмоционально-чувственной сферы у учащихся IV класса. В этой части работы изложены сдвиги, происходящие в эмоциональной жизни учеников IV класса, а также некоторые причины этих изменений. В неразрывной связи с эмоциональными характеристиками младших школьников находятся особенности восприятия ими художественного текста как вида искусства. По этому поводу мы обозначили характеристики читательских качеств у учеников IV класса и некоторые наблюдения, сделанные в этой области педагогами и психологами.

В качестве решения проблемы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников предложен метод драматизации, возможности которого раскрыты нами в 3 параграфе первой главы. Здесь определены такие понятия, как «драма», «драматургия», доказан огромный потенциал этих видов искусства в развитии эмоционально-чувственной сферы личности. Затем мы описали педагогические условия реализации методики драматизации на уроках литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников. Для раскрытия содержания данного материала мы использовали работой канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н.

Вторая глава нашей работы посвящена изложению программы опытного обучения, в качестве которой выбрана программа Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Нами разработаны уроки, на которых можно применять метод драматизации для развития эмоционально-чувственного восприятия у учащихся IV класса, а также система заданий, упражнений, формирующих драматические умения.

Эмоционально-чувственное восприятие, несомненно, является важной сферой личности человека, ее жизни, поскольку содействует духовному становлению человека, определяет полноценность взаимодействия человека с действительностью. Проблеме развития эмоционально-чувственного восприятия, к сожалению, уделяют недостаточное внимание в школе, однако ученые отмечают злободневность данной проблемы. Некоторые педагоги озабочены разработкой методик для реализации эмоционально-чувственного развития в школе. Примером такой методики является методика драматизации, о которой было немало сказано в нашей работе.

Дети, учащиеся начальной школы, действительно нуждаются в освоении такого искусства, как эмоционально-чувственное восприятие художественного текста, и, как следствие, мира в целом. Задача взрослых, педагогов, дать благодатную почву для роста психически и духовно гармонично развитого поколения.


Используемая литература

1. Аркадьева А.В. Из опыта работы по книге для чтения «В океане света»/Под ред. Бунеевой Е.В. //Серия «Свободный ум». Метод. рекомендации для учителя. - М., «БАЛЛАС», «С-ИНФО», 1996. - 144с.

2. Басина Н. Гуманитарный центр «Театр»: О том, почему мы - «театр»//Управление школой: прил. к газете «1 сентября». - 2000. - Окт. (№39). - с. 1-5.

.   Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В океане света». Книга для чтения в 4-м классе. Пособие для учащихся в 2 частях. Ч. 1, 2. М., «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994, 288 с.

.   Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях//поиск новых путей. - М., 1990. - с. 148-162.

.   Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений/ В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.

.   Волков И.Ф. Общая типология художественной литературы. // Волков И. Ф. Теория литературы: учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М., 1985.-с. 86-110.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В. Граник Г.Г. Драматурги, драматургия, театр/ Г.Г. Граник, Л.А. Концевая. - М.: ВЛАДОС, 2001.

.   Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста//Вопросы психологии. - №13. - с. 43-52.

.   Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-ао МГУ, 1987.

.   Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников. - М., Политиздат, 1989. - 31 с.

.   Громова М.И. В поисках современной пьесы. // Литература в школе. - 1996. - №3 - с. 74-83.

.   Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1987. - 278 с.

.   Домашнев А.И. К социологии языка драмы. // Литература, язык, культура. - М., 1986. - с. 257-267.

.   Ермолаева М.В. Развитие познавательного и аффективного воображения ребенка средствами детской театрализованной деятельности/ М.В. Ермолаева //Ермолаева М. В. практическая психология детского творчества. - М., 2001. - Гл. 4. - 142 - 165.

.   Ершова А. Использование методов театральной педагогики на уроках в начальной школе//Нач. школа. - 1990. - №7. - с. 18-22.

.   Ершова А. Театр. Искусство на уроках в начальной школе//Искусство в школе. - 1993. - №3. - с. 15-20.

.   Жулев В. Дети - актеры от Бога//Управление школой: прил. к газете «1 сентября». - 2000. - Май. - с. 12.

.   Зепалова Т.С. От урока литературы к театру//Литература в школе. - 1983. - №3.- с. 71-73.

.   Золотоносцев М. В поисках «целостного человека»: личность и роль в современной драматургии. //Урал. - 1986. - №1. - с. 178 - 183.

.   Изард К.Э. Психология эмоций/ Пер. с англ. А. Татлыбаева. - СПб.: Питер, 2000. - 460с.

.   Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 749с.

.   Колчеев Ю. Игровая театральная педагогика./ Ю. Колчеев, Н.

.   Колчеева//Воспитание школьников. - 2000. - №5. - с. 29-36.

.   Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе/ Ю. колчеев, Н.М. Колчеева. - М., Шк. пресса, 2003. - 96с.

.   Комионский М. Л. Готовить к восприятию драматургии.// Литература в школе. - №2.- с. 35-40.

.   Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.

.   Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение для четвертого класса четырехлетней начальной школы. - изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Издат. дом «ОНИКС 21 век», 2003. - 352 с.

.   Курбатская Л.С. Плодотворное сотрудничество//Литература в школе. - 1990.- №2. - с. 36-411.

.   Кургатников А. Современная драматургия. // Современная драматургия. - 1990. - №1. - с. 172 - 182.

.   Левинская Е. Дети «трудных родителей»: Вопр. формы в новой драматургии о подростке. //Дет. лит. - 1989. - №5. - с. 11-15.

.   Малькова З. Ролевые игры в классе// Нар. образование. - 1990. - №9. - с. 19-22.

.   Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения. // Литература в школе. - 1980. - № 1. - с. 25-35.

.   Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников/ М. Маханева //Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - с. 6-11.

.   Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями/ Т.И. петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М.: Шк. Пресса, 2004. - 128с.: ил. - ISBN 5-9219-0142-3.

.   Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоции. - М.: Прогресс, 1979. - 179 С.

.   Рындак В.Г. Личность, творчество, развитие: Учеб. пособие по педагогике творчества. - М.: Пед. вестник, 2001. - 291с.

.   Рябинина И.Г. О школьном театре/ И.Г. Рябинина.// Классный руководитель. - 2002. - № 6. - с. 97-99.

.   Смелкова З.С. Литература как вид искусства: Кн. для учителя и учащихся. - М.: Флинта, 1998.

.   Смучина М. Урок и театр: [ К вопр. режиссуры урока: из записок учителя] // Семья и школа. - 1989. - №11. - с. 3-4.

.   Сорокина К.Ю. Школьный театр и уроки литературы//Литература в школе. - 1983. - №2. - с. 50-52.

.   Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 160 с.

.   Шелестова З.А. Выразительное чтение драматического произведения//Литература в школе. - 2002. - №8. - с. 46-52.

.   Шульгина Н. Работа с текстом как средство формирования личности ученика //Русский язык в школе. - 2003. №3. -с. 21.

.   Хризман Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка/ Т. П. Хризман, В.Д. Еремеева, Т.Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991.

.   Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 1999.

.   Хализев В.Е. Драма как род литературы. - М.: Изд-во МГУ, 198с.

.   Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей.

Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню интеллекта и научных знаний. Между тем, гораздо меньшее значение придается эмоциональной, чувственной сфере ребенка.

Получилось так, что «современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны» (8, с. 3).

Отмечается также недостаток наблюдательности у детей, который психологи связывают с отсутствием тренировки фантазии и воображения в процессе «сотворения игры». Кроме того, игры детей однообразны и все чаще приходят в школу дети, эмоционально не готовые к школе. В результате получается, что и смотрят дети на окружающий их мир без интереса и удивления, не умея занять себя в свободное время.

Педагоги и психологи отмечают, что дети нуждаются в эмоциональном раскрепощении, обучении чувствованию и художественному воображению (16, с. 7).

Многие ученые, педагоги, психологи, деятели мысли и искусства отмечают важность эмоциональной развитости человека, которой так мало уделяют внимания, посвящают усилия в современных школах.

И.Ф. Гончаров в своей монографии «Эстетическое воспитание школьников» отмечает значимость эстетического воспитания в нашей стране. Эстетическое воспитание - это система воздействий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве (11, с. 14). На примере литературы автор монографии показывает важность литературы как школьного предмета во всей системе школьного эстетического воспитания. Литература как искусство имеет силу формировать чувственно-эмоциональное отношение к жизни, ведь «прочитав, услыхав, человек испытывает состояние души, соединяющее его с художником, с другими людьми, воспринимающими искусство» (11, с. 15).

Некоторые педагоги отдают должное театральному искусству как весьма эффективному методу развития эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Л.С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» важным называет детское театральное творчество, т. к. драматизация близка ребенку по следующим причинам: во-первых, драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями (7, с. 61). Другой причиной является связь всякой драматизации с игрой. «Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, и поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества» (7, с. 62). Л.С. Выготский утверждает, что одним из важных вопросов детской психологии, является вопрос о творчестве детей, о значении творческой работы для «общего развития и созревания ребенка» (7, с. 63). Воображение является обязательным условием творчества и находится с ним в двусторонней связи. В первом случае чувства влияют на воображение, находя в нем свое воплощение. Во втором случае воображение влияет на чувство: «эмоции, которыми, например, заражают нас со страниц книги, или со сцены театра, художественные фантастические образы, совершенно реальны и переживаются нами по-настоящему серьезно и глубоко» (7, с. 63).

Э.Г. Чуриловой создано пособие, содержащее материалы, которые могут быть использованы воспитателями, учителями и родителями для занятий с детьми театральным искусством, а также педагогами дополнительного образования и руководителями театральных кружков и эстетических центров. Э.Г. Чурилова обращает внимание на отсутствие должного понимания ценности эмоционально-духовной сферы ребенка и сосредоточении его в основном на интеллектуальной сфере. Театр, согласно убеждению Э.Г. Чуриловой, обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться с ним, развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание.

Программа «Арт-фантазия» рассчитана на сотворчество не разучившихся играть и фантазировать педагогов. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию мира, которое, развиваясь параллельно с рациональным восприятием, расширяет и обогащает его (41, с. 35).

В педагогическом пособии «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская представили методические разработки занятий с детьми по новой специальной программе, целью которой является приобщить ребенка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество. Широкое включение такого творчества и его роль в начальной школе отличает представленный курс от традиционного. Детское творчество способствует развитию воображения, эмоционально-эстетической сферы; речь здесь - средство высказывания мыслей, чувств. Курс предполагает довольно качественную глубокую работу детей на уроках литературного чтения. Работа эта нацелена на тончайшее восприятие текста посредством «бывания в авторской позиции» (в позициях автор-художник, автор-критик и автор-публицист), глубочайшей работой над словом, выражающим и мысль, и чувство, и настроение автора. Отличительной особенностью данного курса является раннее введение понятия «род литературы», имеющего, на взгляд авторов, чрезвычайно важное значение для становления читателя, каковым и является человек, умеющий эмоционально воспринимать, откликаться на повествуемое. Курс предусматривает инсценировку многих изучаемых произведений, на прочих уроках - упражнения, виды работ, подготавливающие к этому важному методу развития «большого читателя».

Большой интерес представляют книги для чтения Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В. Капельки солнца (1класс), Маленькая дверь в большой мир (2 класс), В одном счастливом детстве (3 класс) и В океане света (4 класс). Эти книги насыщены вопросами и заданиями, развивающими читательские способности учеников и, вместе с тем, по сути являющиеся упражнениями к театральной деятельности - инсценированием (3 и 4 класс). Задания эти такого свойства: обучающие способности улавливать настроение автора, рассказчика, персонажей, аргументировать свое мнение; умению распознавать жанры литературы, в том числе и драму; умению сочувствовать на фоне личных переживаний; задания, стимулирующие воображение, фантазию детей; чтение по ролям, выражая интонациями и жестами характер, настроение, чувства персонажа, выразительное чтение. В целом, задания нацелены на развитие и совершенствование навыков чтения и пересказа, творческого воображения и фантазии, развитие литературного и эстетического вкуса, совершенствование навыков ролевого чтения и инсценированию пьес, а значит, несомненно, на эмоциональное восприятие художественного произведения, произведения искусства, посредством которого развивается эмоционально-чувственное восприятие реальности, жизни.

Указанные нами примеры научно-педагогических работ, целью имеющих развитие эмоциональной сферы детей, немногочисленны. Современная система образования, методики и программы преимущественно направлены на наделение детей знаниями, формирование умения извлекать эти знания, сведения из различных источников, повышать уровень интеллекта. Обрисованная нами ситуация оказалась причиной посвящения работы данной проблеме.

Тема исследования - «Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе».

Проблема: какова методика драматизации на уроках литературного чтения с целью развития эмоционально-чувственного восприятия учеников IV класса.

Цель: разработать и апробировать методику драматизации на практике.

Предмет исследования - организация драматизации на уроках литературного чтения в IV классе.

Объект исследования - развитие читательских способностей при использовании средств драматизации.

Гипотеза - эмоционально-чувственное восприятие у младших школьников будет развиваться более эффективно, при следующих условиях:

будут систематично использоваться метод драматизации;

элементы драматического искусства будут оптимально сочетаться и другими формами преподавания литературы в IV классе;

будет организована репродуктивная активность и творческое самовыражение учащихся.

Задачи таковы:

изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования, показать уровень разработки данной проблемы;

раскрыть суть феномена «эмоционально-чувственное восприятие»;

раскрыть возможности драматизации в развитии эмоционально-чувственного восприятия;

выявить критерии и особенности развития эмоционально-чувственного восприятия у учеников IV класса;

выявить и реализовать на практике методические условия драматизации на уроках литературного чтения в IV классе.


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь