Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возможности драматизации в развитии эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников



 

Данную главу мы посвятим доказательству наличия в методике драматизации реальных возможностей в развитии эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников. Содержание главы сведется к изложению сведений о возможностях в этом отношении литературы на правах принадлежности ее к разряду видов искусства. Перейдя к драматизации, поначалу дадим краткую характеристику таких понятий, как «драма», «драматургия», раскроем их суть, убеждающую в том, что эти виды искусства также обладают потенциалом в области развития личности человека. Далее, в заключение параграфа, сделаем вывод, что драматизация - очень эффективный метод развития восприятия учеников начальных классов.

Известно, что процесс развития личности связан с изменением ее чувств, и преподавателю долженствует знать и уметь применять средства и методы такого развития личности учеников, в связи с которым эмоционально-чувственная сфера ребенка изменяется в нужном направлении. По мнению М.Я. Якобсона, оно проявляется в росте способности ребенка эмоционально откликаться на проявления реальности, появлении эмоционального отношения к ранее оставлявшему равнодушным; в появлении среди ряда переживаний, проявлявшихся у ученика как отклики на различные явления жизни, новых, социальных, связанных с доброжелательным отношением к окружающим; в появлении и росте нравственных переживаний, которые становятся действенными, т.е. превращаются в порыв к действию; переживания становятся глубже; в появлении способности лучше владеть своим поведением, т.е. меньше поддаваться эмоциональным вспышкам и проявлять свое эмоциональное отношение в социально допустимой форме. Существует множество способов и методов развития эмоционально-чувственного восприятия личности ребенка. Среди них достойное место принадлежит применению на уроках литературного чтения драматизации, т.е. инсценировки литературных произведений. Прежде, чем приступить к доказательству великих возможностей драматизации в развитии обозначенной сферы личности человека, рассмотрим, каков в этом отношении потенциал литературного искусства, ведь драма является родом литературы, которая как вид искусства способна оказывать положительное влияние на развитие духовной сферы человека.

В процессе жизнедеятельности, ребенок, так или иначе, усваивает некоторые правила нравственности, в ходе чего возникают соответствующие переживания по поводу поступков, ранее оставлявших их безразличными. «Исходя из возникшего у них под влиянием жизни нравственного опыта они и воспринимают произведения искусства и изображенную в них жизнь, симпатизируют одним героям и проявляют неприятие по отношению к другим» (47, с. 286). Для того чтобы литературное произведение заинтересовало учащихся, заставило их сопереживать героям произведения, необходимо, чтобы произведение по-настоящему взволновало школьника, вызвало у него сильные переживания. Условием наличия такого момента является своевременная его подача: только тогда можно вызвать нужное эмоциональное переживание к кругу явлений, которые, возможно, ранее оставляли ребенка равнодушным, или вызывали неадекватное отношение. «Не случайно искусство называют «школой чувств». Оно действительно может вызывать в душе ребенка переживания, которых у него не было» (47, с. 286). Действительно, литература в рамках школьного урока способствует эстетическому, нравственному, духовному развитию учащихся начальной школы, а, следовательно, развивает их эмоционально-чувственную сферу.

Как действенный метод развития чувственного восприятия учащихся начальной школы, в IV классе уместно применять драматизацию. Для того чтобы уразуметь то, каким же образом это происходит, необходимо разобраться в смысле понятия «драма» и родственного ему «драматургия», «драматизация», раскрыть основные свойства этих видов искусства.

Драма [гр. drama действие] - один из родов литературы, принадлежит одновременно двум искусствам: театру и литературе; произведения построены в форме диалога и обычно предназначены для исполнения на сцене.

Драматургия - теория, искусство построения драматических произведений (46, с.207).

Драма похожа на эпическое произведение тем, что автор ее, как и автор эпоса, повествует о развивающемся действии, но развернутое повествовательно-описательное изображение действия в драме отсутствует. Авторская речь в драме также почти отсутствует, представлена бывает лишь перечнем действующих лиц и их краткой характеристикой, обозначением времени и места действия, описания обстановки в начале актов и эпизодов, комментариями к отдельным репликам героев и указаниями на их движения, жесты, мимику, интонации. Основной текст драматического произведения - цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. В этом выражается ограниченность художественных возможностей драматурга по сравнению с эпосом. Характеристика действующих лиц раскрывается без помощи авторской речи: в ней нет портрета, нет авторской характеристики. Таким образом, с помощью драматизации учитель может решить задачу нравственного, эстетического развития детей, обучая их умению осуществлять характеристику героев, анализируя их поступки, речь и т.д. В драме персонаж самостоятельно действует на сцене, и зритель сам делает выводы, вытекающие из его поступков (5, с. 46). В этом и состоит назначение драмы - научиться чувствовать индивидуальные характеристики персонажа, его внутренний мир, руководствуясь его внешними проявлениями.

Чтение не дает полного представления о содержании драмы. Она получает свое окончательное воплощение на сцене, что называется театром (5, с. 47). Театр - искусство публичное, массовое. Он впрямую воздействует на людей, как бы сливающихся воедино в откликах на совершающееся перед ними (29, с. 88).

Речевое самораскрытие в драматических произведениях осуществляется в виде монологов и диалогов. Учителю надлежит обратить внимание детей на то, с чем они имеют дело. Диалог - обычно словесный поединок. Он может быть гармоничным сочетанием реплик, разделенных вытекающими из содержания произведения, мимически выраженными паузами. Участники диалога не говорят, а разговаривают, взаимно «заражаются» настроением, исходя из последней реплики партнера. Для того чтобы качественно воспроизвести монолог, необходимо внутренне перевоплотиться в образ героя, чтобы выстроить в своем воображении линию его поведения, разобраться в его настроениях, намерениях и поступках в отношениях с другими лицами, мысленно представлять себе эпоху, в которую он жил. Трудность состоит в том, что, работая над ролью, ребенок может оказаться не способным перевоплощаться, играть чувства другого человека. В такой ситуации на помощь приходит личный эмоциональный опыт ребенка, основываясь на котором, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев. При этом поведение детей на сцене будет естественным. Взаимодействуя с партнерами, учащиеся будут приобретать умение слушать и слышать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Понимая, что делать на сцене, дети пытаются действовать каждый раз по-разному, это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли могут играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание (47, с. 84). И здесь задача педагога - раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, не подражая другим исполнителям. Речь здесь идет о становлении ребенка как личности, обладающей индивидуальными выразительными средствами, умеющей применять их в складывающейся ситуации, понимающей других людей, умеющей адекватно оценить их внешние проявления.

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость (14, с. 79). Любая встреча детей с пьесой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к драматизации.

Драматизация - действительно эффективный вид работы на уроках литературного чтения, так как разнообразит, углубляет и оживляет урок, призывая к творческой активности всех детей без исключения. Такая активность всегда зиждется на эмоциональном подъеме, искреннем чувствовании и полном понимании искусства, а раз эти моменты имеют место, то уместно говорить и о наличии способности воспринимать реальные жизненные явления через призму приобретенных и развившихся чувств ребенка, задействованного в процессе «живого» урока.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь