Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогические условия реализации методики драматизации на уроках литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников



 

В данной главе изложены основные педагогические условия методики драматизации на уроках литературного чтения. Для наилучшего понимания того, каким образом данные условия могут быть применены на практике, мы обрисуем работу канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н.

Проанализировав научную литературу педагогического содержания, мы выделили ряд педагогических условий, которые целесообразно соблюдать, для того чтобы методика драматизации на уроках литературного чтения оказалась примененной наиболее эффективно.

Первым и обязательным условием является организация эмоциональной насыщенности, позитивного настроя, по мере необходимости создание веселой и непринужденной атмосферы на уроке. Учителю необходимо постоянно заботиться подбадривании зажатых и скованных детей, акцентировании внимания не на промахах и ошибках, а на достижениях, достоинствах работы каждого ребенка.

Во-вторых, обязательно активное участие каждого ребенка на уроке, превращение ребенка не в объекта педагогического процесса, а в полноценного его участника, деятеля каждое действие которого активнейшим образом влияет на ход урока, характер общей деятельности, а каждое слово обязательно подлежит выслушиванию и принятию в расчет.

Новые знания на уроках, посвященных драматизации должны подаваться в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослых совместного поиска.

Каждое занятие драматизацией должно характеризоваться работой над культурой и техникой речи, поскольку она «развивает качества и формирует навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствует развитию интеллекта, активизирует познавательный интерес, расширяет знания ребенка об окружающем мире, готовит его к тонкому восприятию различных видов искусства» (26, с. 31).

Обязательным условием реализации методики драматизации на уроках литературного чтения является индивидуальный подход, уважение к личности каждого ребенка, что может обеспечить развитие желаемых читательских и личностных качеств в каждом ребенке, не оставляя без внимания ни одного участника педагогического процесса.

Каждому педагогу надлежит иметь стремление воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах, дабы любой ученик смог максимально проявить все свои способности.

Для того чтобы сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются при выступлении перед зрителями, необходимо опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше свободы, самостоятельности, активизируя работу воображения. Кроме того, необходимо давать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными, разделяя класс на исполнителей и зрителей, меняя их местами (26, с. 33).

Соблюдение всех вышеперечисленных условий мы сочли нужным показать на примере методики Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н., разработанных ими уроках, посвященных изучению драматических произведений.

В методическом пособии к учебнику «Литературное чтение» для IV класса четырехлетней начальной школы, авторами которого являются Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., рассматриваются уроки, посвященные изучению детьми драмы как рода литературы. Авторами предложены описания нескольких уроков, в течение которых дети постигают особенности драматических произведений. Первым по счету представлен урок «Структура жанра «народная драма», на котором дети под руководством учителя производят анализ пьесы «Лодка». Примечательно, что дети к этому моменту должны знать и понимать особенности эпоса и умело оперировать соответствующими понятиями. Под руководством учителя учащиеся называют основные особенности жанра «народная драма», производя анализ «Лодки». Попутно учитель поясняет смысл новых для детей особенностей языка, встреченных при чтении пьесы. В итоге обсуждения дети с учителем обобщают отношение, возникшее к различным персонажам, снабжая его комментариями. Учитель сообщает детям общие особенности народной драмы, опираясь на лирическое произведение (А.С. Пушкин «Братья разбойники»). Сообщаются разновидности пьесы, детьми, направляемыми учителем, делается вывод, заполняется схема драмы как рода литературы, «народной драмы как жанра». На втором уроке дети с учителем занимаются построением картины жизни в драматических произведениях на основе имеющихся знаний о картине жизни в произведениях эпических. Затем учитель под диктовку детей строит схему сюжета «Лодки». Выясняется способ построения сюжета в драме, дети узнают роль монологов, диалогов после первой с ними встречи при анализе в пьесе. После ставится вопрос о том, каким путем создается пьеса. Выделяются два таких пути, рассматриваются примеры. Далее выясняется значение слова «инсценировка». В конце урока на дом задается сделать инсценировку сказки «Золотой серпок». Третий урок посвящен коллективному творческому труду - инсценировке созданных дома пьес. три мальчика показывают подготовленную работу, а учитель с детьми выявляет ошибки. Разрабатываются «путем проб и ошибок» фразы-реплики героев, соответствующие их характеристикам и ситуации. Таким образом, происходит перевод фраз сказки на драматический лад так, чтобы зрителю стала ясна завязка и т.д. Позже предлагается попробовать разыграть первую сцену - разговор о серпике. Несколько групп разыгрывают инсценировку, зрители оценивают особенности речи героев, их сценичность. Далее прослушивается инсценировка этой пьесы взрослым инсценировщиком, оценивается. На дом задается сочинить пьесу под заголовком «Манная каша». На следующем уроке очень тактично обсуждается ряд работ, получившихся у ребят, выясняется, что кто-то сочинил вместо пьесы рассказ, указав лишь действующие лица, содержание чьей-то пьесы не соответствует ее названию, поступки не раскрывают внутренний мир героев и т.д. Делаются замечания с тем, чтобы их учли, и впредь не допускали ошибок, подобных допущенным. Следующий урок значится в списке обобщающих. На нем обсуждаются прочитанные дома три произведения: Сказка «Снегурочка» в обработке И. Карнауховой, пьеса «Снегурочка» А.Н. Островского, «Снегурка» Е.А. Благининой. Выясняется отнесенность каждого произведения к тому или иному роду литературы, решение подтверждается посредством комментариев.

Данная выдержка из методического пособия характеризуется рядом моментов, ознакомившись с которыми можно заключить, что необходимые педагогические условия на разработанных уроках действительно соблюдаются. Важно указать, что содержательные линии программы представлены, во-первых, постановкой учеников в авторскую и читательскую позиции, овладением способами и средствами работы в каждой, во-вторых, направленностью на изучение произведений на историко-литературной основе. Эти линии проявляются в работе детей над созданием своих пьес на уроке, и, разумеется, качественном чтении предусмотренных программой; учитель всегда предоставляет детям информацию исторического содержания, касающуюся данного произведения. Основным методом обучения является коллективно-распределительная деятельность, согласно которой в реальном детском взаимодействии происходит занятие разных позиций, чередование, переход из одной в другую, постоянная смена которых обеспечивает их взаимовлияние. Рассматривая виды работ, следует указать следующие:

становление позиции «читателя» - акцентное вычитывание; при работе с эпическими и драматическими произведениями - воссоздание картины мира, различение позиций автора, рассказчика и героев. Непосредственно-эмоциональное вслушивание, направленное на развитие мотивационной сферы читателя-школьника. Предваряющее выразительное чтение взрослого как эталон чтения художественного текста. Имеет место выразительное чтение самих детей как отчет о своем понимании текста, его интерпретация

становление позиции «автор» как наблюдение за реальностью, обучение которому проходит через несколько этапов:

коллективный этюд;

индивидуальная письменная работа;

обсуждение детских сочинений: «читатели-критики» обсуждают работы авторов-художников.

Наблюдение за художественным текстом открывает то, как наблюдает за реальностью автор-профессионал. Игра-драматизация направлена на развитие творческих способностей детей.

становление позиции «публициста» способствует формированию умения выражать свою точку зрения, личную заинтересованность, выражается в написании и обсуждении сочинений.

последний вид работы - работа в позиции «теоретика», содержание которой сводится к овладению литературными понятиями (26, с.15).

Итак, изучив методику работы над драматическим произведением, методику драматизации по программе Г. Н. Кудиной, З. Н. Новлянской, мы пришли к выводу, что обязательные условия методики драматизации на уроках литературного чтения действительно соблюдаются и весьма достойно выражаются.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь