Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Система заданий, упражнений, формирующих драматические умения



 

В этой главе мы представим задания, упражнения, которые могут быть применены на уроках литературного чтения с целью развития эмоционально-чувственного восприятия, а также развития драматических умений. Данные упражнения мы подвергнем классификации в зависимости от частной цели, ими преследуемой.

. Упражнения и задания, направленные на развитие двигательных способностей.

Данные задания предполагают решение следующих задач:

развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

развитие пластической выразительности (быстроты реакции, ритмичности, координации движений);

развитие воображения (способность к пластической импровизации) (23, с. 31).

К подобным играм относятся следующие: «Артисты пантомимы», «Животные в цирке», «Изобрази животное или птицу», «Картина», «Войди в образ» и различные импровизации.

«Артисты пантомимы».

Это задание групповое, рассчитано на 5-6 человек. Детям надлежит изобразить различные объекты. В нашем случае (в применении к уроку) изобразить следует, к примеру, Матерого Волка и Волчонка, опадающую листву, осенний ветер, улетающих птиц и т.д. с присущими им звуками.

«Картина».

Представить, что сцена - чистый лист и детям нужно нарисовать картину на заданную тему. Применяя данную игру, например, на уроке изучения сказки «Прожорливый башмак», детям уместно раздать карточки с заданием изобразить тот или иной персонаж, а остальные должны угадать, кто изображается (лошадь без головы, прожорливый башмак, рожа с картинки, куклы Таня и Маня, генерал игрушечных солдат и т.д.). Один ученик принимает позу, а другие должны угадывать, кто изображается и что изображаемый персонаж делает.

«Животные в цирке».

Игра, связанная с перевоплощением. Ученики определяются, в кого они желают превратиться, вспоминая, что это животное может делать, каково его поведение и повадки а затем с максимальной убедительностью изображает выбранное животное. В данном случае речь идет о животном, встречающемся на манеже цирка. Игра «Изобрази животное или птицу» предполагает показ в виде пантомимы того или иного животного или птицы, причем главное - верить в перевоплощение. Здесь изображаться может любое животное, например, применительно к рассказу «Мальчики» уместно изобразить кто угодно: «Чечевицы очень хорошо изображал тигра, а вы умеете изображать разных животных? Я раздам вам карточки, на которых указано животное или птица, которое надо изобразить (Тигр рычит, у него своеобразная походка, повадки; обезьяны визжат, дурачатся, почесываются, водят хоровод и т.д.)».

«Войди в образ».

По условию этой игры ученик должен пройти по «сцене», сесть на стул, а затем встать и пройти в образе того или иного человека: охающая, недоумевающая, оглядывающаяся старуха, Симка Симаков, притоптывая и приплясывая, вокруг воткнутой в землю палки гордо пел песенку и т.д. («Тимур и его команда»).

К данным играм примыкают различные импровизации, в которые включены элементы пантомимы.

. Игры и задания на развитие культуры и техники речи.

Упражнения и игры из этого раздела должны научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), а также развивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать речь ярче и выразительнее, образнее (34, с. 8).

К таким играм из нами указанных мы выделим: «Фраза по кругу», «Испорченный телефон»(24, с. 76).

«Фраза по кругу».

Выбирается простая фраза, например, «Улетают птицы в дальние края, вот наступит время, улечу и я» (Цвет ветра). Необходимо произнести эту фразу с разной интонацией: удивления, безразличия, радости, восторга, жалости, сожаления, вопросительной, восклицательной и т.д. Тот, кто не смог найти новую интонацию, выбывает. Затем - другая фраза.

«Испорченный телефон».

Класс делится на команды, каждой из которых вручается по карточке со скороговорками. По сигналу первый читает скороговорку и передает следующему. Побеждает команда, передавшая скороговорку быстрее и без искажений (Милая Мила мылась мылом. Архип осип, Осип охрип. Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пироги).

К упражнениям данного разряда можно отнести также «Животные в цирке», «Артисты пантомимы: вещь», т. к. в этих играх также участвует речевой аппарат (изображение голосом присущих объекту звуков), импровизации как комплексные игры.

. Общеразвивающие игры.

Данные игры способствуют развитию всех необходимых в драматизации умений, способностей, психических процессов и проч. Например, различные импровизации, экспромты и т.д. (к играм названного разряда можно отнести практически все применяемые на уроках), способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, творческой активности, воображения и фантазии, смелости и находчивости, умения согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой адаптации в коллективе, в новых условиях, успешной учебе в школе - за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов (34, с. 115).

Назовем некоторые из этих игр.

«Фраза по кругу». «Испорченный телефон».

Данные игры целью имеют развивать внимание, память, согласованность действий, владение речевым аппаратом, интонацией, тембром, темпом речи.

«Войди в образ», «Животные в цирке».

Помимо указанных целей эти игры направлены на развитие способности взаимодействовать с партнерами, пластику движений, умение «чувствовать образ, в который входишь».

Следует указать, что, скорее всего и остальные игры, так или иначе, помимо основной своей цели имеют смежные, сопутствующие, и поэтому достойны называться общеразвивающими.

По количеству участников все игры делятся на индивидуальные задания, групповые игры, коллективные.

Индивидуальные задания. К ним относятся: «Войди в образ», «Изобрази животное или птицу».

Групповые игры. Включают: «Фраза по кругу», «Испорченный телефон», «Артисты пантомимы», а также игры:

«Окно». Участвует два ученика. Детям предлагается представить, будто меду ними окно из толстого стекла, через которое не проходят звуки. Дети хотят что-то сказать товарищу (заранее решить, что будет сообщаться партнеру). Для этого партнеры могут артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах. партнер должен понять и ответить.

«Зеркало»

Представить ситуацию: артисты гримируются перед зеркалом. Встают парами, лицом друг к другу. Один из участников - артист, другой - зеркало. «Зеркало внимательно следит за действиями артиста и повторяет их зеркально. Важно предугадать каждый жест. Артист может: надевать парик, подводить брови, красить ресницы, губы и т.д.»

«Театр-экспромт».

К уроку, посвященному рассказу «Великая польза трудолюбия» Новикова. Читается текст вслух, выразительно 1-2 раза. Распределяются роли. исполнители приглашаются на сцену. Рассказчик произносит текст, несущий информацию о действиях героев. Герои поступают в соответствии с сообщаемым.

Коллективные игры, т.е. те, в которые может быть включен весь класс, представлены: «Фраза по кругу», «Испорченный телефон», разные инсценировки.

Итак, мы совершили обзор некоторых игр, заданий, которые можно использовать на уроках литературного чтения в IV классе для формирования драматических умений, и, что главное, становления «большого читателя», глубоко эмоционально-чувственно воспринимающего литературное искусство.


Заключение

 

Исследовав материал по теме: «Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе», обозначим краткий вывод из проделанной нами работы, определим этапы в процессе раскрытия темы. первая глава нашей работы посвящена определению проблемы исследования и раскрытию сути феномена, называемого эмоционально-чувственным восприятием, отметили злободневность проблемы изучения эмоциональной сферы человека, природу и роль эмоций в жизни человека. Далее нами раскрыта степень сформированности эмоционально-чувственной сферы у учащихся IV класса. В этой части работы изложены сдвиги, происходящие в эмоциональной жизни учеников IV класса, а также некоторые причины этих изменений. В неразрывной связи с эмоциональными характеристиками младших школьников находятся особенности восприятия ими художественного текста как вида искусства. По этому поводу мы обозначили характеристики читательских качеств у учеников IV класса и некоторые наблюдения, сделанные в этой области педагогами и психологами.

В качестве решения проблемы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников предложен метод драматизации, возможности которого раскрыты нами в 3 параграфе первой главы. Здесь определены такие понятия, как «драма», «драматургия», доказан огромный потенциал этих видов искусства в развитии эмоционально-чувственной сферы личности. Затем мы описали педагогические условия реализации методики драматизации на уроках литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников. Для раскрытия содержания данного материала мы использовали работой канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н.

Вторая глава нашей работы посвящена изложению программы опытного обучения, в качестве которой выбрана программа Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Нами разработаны уроки, на которых можно применять метод драматизации для развития эмоционально-чувственного восприятия у учащихся IV класса, а также система заданий, упражнений, формирующих драматические умения.

Эмоционально-чувственное восприятие, несомненно, является важной сферой личности человека, ее жизни, поскольку содействует духовному становлению человека, определяет полноценность взаимодействия человека с действительностью. Проблеме развития эмоционально-чувственного восприятия, к сожалению, уделяют недостаточное внимание в школе, однако ученые отмечают злободневность данной проблемы. Некоторые педагоги озабочены разработкой методик для реализации эмоционально-чувственного развития в школе. Примером такой методики является методика драматизации, о которой было немало сказано в нашей работе.

Дети, учащиеся начальной школы, действительно нуждаются в освоении такого искусства, как эмоционально-чувственное восприятие художественного текста, и, как следствие, мира в целом. Задача взрослых, педагогов, дать благодатную почву для роста психически и духовно гармонично развитого поколения.


Используемая литература

1. Аркадьева А.В. Из опыта работы по книге для чтения «В океане света»/Под ред. Бунеевой Е.В. //Серия «Свободный ум». Метод. рекомендации для учителя. - М., «БАЛЛАС», «С-ИНФО», 1996. - 144с.

2. Басина Н. Гуманитарный центр «Театр»: О том, почему мы - «театр»//Управление школой: прил. к газете «1 сентября». - 2000. - Окт. (№39). - с. 1-5.

.   Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В океане света». Книга для чтения в 4-м классе. Пособие для учащихся в 2 частях. Ч. 1, 2. М., «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994, 288 с.

.   Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях//поиск новых путей. - М., 1990. - с. 148-162.

.   Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений/ В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.

.   Волков И.Ф. Общая типология художественной литературы. // Волков И. Ф. Теория литературы: учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М., 1985.-с. 86-110.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В. Граник Г.Г. Драматурги, драматургия, театр/ Г.Г. Граник, Л.А. Концевая. - М.: ВЛАДОС, 2001.

.   Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста//Вопросы психологии. - №13. - с. 43-52.

.   Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-ао МГУ, 1987.

.   Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников. - М., Политиздат, 1989. - 31 с.

.   Громова М.И. В поисках современной пьесы. // Литература в школе. - 1996. - №3 - с. 74-83.

.   Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1987. - 278 с.

.   Домашнев А.И. К социологии языка драмы. // Литература, язык, культура. - М., 1986. - с. 257-267.

.   Ермолаева М.В. Развитие познавательного и аффективного воображения ребенка средствами детской театрализованной деятельности/ М.В. Ермолаева //Ермолаева М. В. практическая психология детского творчества. - М., 2001. - Гл. 4. - 142 - 165.

.   Ершова А. Использование методов театральной педагогики на уроках в начальной школе//Нач. школа. - 1990. - №7. - с. 18-22.

.   Ершова А. Театр. Искусство на уроках в начальной школе//Искусство в школе. - 1993. - №3. - с. 15-20.

.   Жулев В. Дети - актеры от Бога//Управление школой: прил. к газете «1 сентября». - 2000. - Май. - с. 12.

.   Зепалова Т.С. От урока литературы к театру//Литература в школе. - 1983. - №3.- с. 71-73.

.   Золотоносцев М. В поисках «целостного человека»: личность и роль в современной драматургии. //Урал. - 1986. - №1. - с. 178 - 183.

.   Изард К.Э. Психология эмоций/ Пер. с англ. А. Татлыбаева. - СПб.: Питер, 2000. - 460с.

.   Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 749с.

.   Колчеев Ю. Игровая театральная педагогика./ Ю. Колчеев, Н.

.   Колчеева//Воспитание школьников. - 2000. - №5. - с. 29-36.

.   Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе/ Ю. колчеев, Н.М. Колчеева. - М., Шк. пресса, 2003. - 96с.

.   Комионский М. Л. Готовить к восприятию драматургии.// Литература в школе. - №2.- с. 35-40.

.   Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.

.   Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение для четвертого класса четырехлетней начальной школы. - изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Издат. дом «ОНИКС 21 век», 2003. - 352 с.

.   Курбатская Л.С. Плодотворное сотрудничество//Литература в школе. - 1990.- №2. - с. 36-411.

.   Кургатников А. Современная драматургия. // Современная драматургия. - 1990. - №1. - с. 172 - 182.

.   Левинская Е. Дети «трудных родителей»: Вопр. формы в новой драматургии о подростке. //Дет. лит. - 1989. - №5. - с. 11-15.

.   Малькова З. Ролевые игры в классе// Нар. образование. - 1990. - №9. - с. 19-22.

.   Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения. // Литература в школе. - 1980. - № 1. - с. 25-35.

.   Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников/ М. Маханева //Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - с. 6-11.

.   Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями/ Т.И. петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М.: Шк. Пресса, 2004. - 128с.: ил. - ISBN 5-9219-0142-3.

.   Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоции. - М.: Прогресс, 1979. - 179 С.

.   Рындак В.Г. Личность, творчество, развитие: Учеб. пособие по педагогике творчества. - М.: Пед. вестник, 2001. - 291с.

.   Рябинина И.Г. О школьном театре/ И.Г. Рябинина.// Классный руководитель. - 2002. - № 6. - с. 97-99.

.   Смелкова З.С. Литература как вид искусства: Кн. для учителя и учащихся. - М.: Флинта, 1998.

.   Смучина М. Урок и театр: [ К вопр. режиссуры урока: из записок учителя] // Семья и школа. - 1989. - №11. - с. 3-4.

.   Сорокина К.Ю. Школьный театр и уроки литературы//Литература в школе. - 1983. - №2. - с. 50-52.

.   Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 160 с.

.   Шелестова З.А. Выразительное чтение драматического произведения//Литература в школе. - 2002. - №8. - с. 46-52.

.   Шульгина Н. Работа с текстом как средство формирования личности ученика //Русский язык в школе. - 2003. №3. -с. 21.

.   Хризман Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка/ Т. П. Хризман, В.Д. Еремеева, Т.Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991.

.   Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 1999.

.   Хализев В.Е. Драма как род литературы. - М.: Изд-во МГУ, 198с.

.   Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь