Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема бытия в истории философских учений

Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской Школы античности (VI—V вв. до н.э.). С тех пор эта проблема по­стоянно находилась в центре внимания различных философских Школ. Но трактовка ее, естественно, менялась от эпохи к эпохе. Вы уже узнали о конкретных способах решения проблемы бытия (например, Парменидом, Демокритом, Платоном (см. разд. II)). Здесь же мы сформулируем общие мировоззренческие итоги рас­смотрения проблемы бытия в основных исторических типах фило­софствования.

Постановка античной философией проблемы бытия и поиски ее решения имели решающее зна­чение для формирования ментальности западно­европейской цивилизации. Результатом усилий античных философов в этом плане были следующие мировоззренческие установки.

(1) Видимый, чувственно-материальный мир скрывает за собой не­кий абсолют, представляющий истинную суть бытия. В нем во­площены все «предельные» характеристики нашего мира: необ­ходимость, единство, упорядоченность, совершенство, гармония, истина и пр.

(2) Подлинное бытие постижимо исключительно разумом. Только сила абстракции в состоянии воспроизвести хотя бы некоторые черты лишенного наглядности абсолюта. Поэтому данную че­ловеческую способность надо всячески поощрять и развивать.

(3) Если в человеческих абстракциях, понятиях «просвечивает» суть бытия (единство, неизменность, неделимость и т.д.), значит, они не произвольны, не чисто субъективны, но являются объ­ективными мыслительными формами, имеющими всеобщее со­держание. Поэтому оперирование ими способно приводить к истине и без опоры на чувственно-материальный опыт. (Из этой уверенности родилась западноевропейская метафизика. Истинное бытие радикально отличается от привычного материального, значит наше земное существование неистино несовершенно. И, следовательно, его хорошо бы изменить, переделать во имя стремления приблизиться к подлинному, настоящему бытию.

Средневековая метафизика по сравнению с античной стала довольно плоской и прямолинейной. Кроме того, европейские средневековые представители об иерархии бытия в итоге дали и весьма существенные в плане следующего развития результаты:

• оправдывали тезис о создании человека «по образу и подобию Бога»

• внутри бытия социального на первый план был выдвинут внутренний духовный мир человека, особая субъективная реальность, непосредственно данная и открытая человеку частица подлинного бытия («искра божия»);

• изощренный символизм и аллегоризм средневековых ученых (любая вещь есть знак, символ, указывающий на потусторонюю реальность) подготовили почву для будущего анализа знаково-символической природы человеческой культуры, по сути открыли новый пласт социального бытия.

Наиболее крупные метафизиские системы в XVII в. создали Декарт, Спиноза и Лейбниц. Их способ решения проблемы бытия выдвинул на первый план понятие субстанции.

Декарт, как мы помним, постулирует существование двух субтанций («мышления» и «протяжения») как первоосновы всего сущего. Спиноза удовлетворяется одной, единой и самодостаточной субстанцией, содержащей «мышление» и «протяжение» в качестве атрибутов (т.е. свойств, без которых вещь не может существовать, развиваться). Лейбниц же провозглашает бесконечную множественность субстанциальных основ мира — «монад», каждая из которых отражает в себе весь мировой порядок.

Таким образом, в философии XVII в. одновременно представлены сразу все три формально возможные модели бытия: монистическая, дуалистическая и плюралистическая. Уже в XVIII в. веке Просвещения классическая метафизика с ее представлениями о субстанциях и божественной воле была подвергнута беспо­щадной критике. Причем сразу со всех сторон ее атаковали как ма­териалисты (Гольбах, Дидро, Ламетри), так и идеалисты (Беркли), и даже агностики (Юм). Суть претензий просветителей сводилась к тому, что метафизический стиль мышления фактически пренебре­гает практическим опытом и экспериментом. Слишком велика при­верженность ведущих философов XVIII в. к умозрительным, спеку­лятивным конструкциям, единственным реальным основанием ко­торых является изощренность ума их автора, но никак не эмпири­ческая действительность.

Идеи философов-просветителей фактически разрушили антич­ную традицию трактовки бытия как некоей высшей, запредельной реальности, которую человек должен найти и понять. Искомый прежними поколениями философов Абсолют был объявлен фик­цией, философским предрассудком, Исследование бытия природы полностью отдавалось на откуп естествознанию. Бытие же челове­ка целиком исчерпывалось его потребностями, деятельностью и сознанием. Смысл человеческой жизни оказался сведенным к простому удовлетворению ее земных практических потребностей. В такой ситуации различение подлинного и мнимого бытия, по­иск опоры на внежитейские слои бытия становились излишними. «Бог умер» — провозгласил во второй половине XIX в. Ф. Ницше. Философы потеряли интерес к проблемам онтологии. Такое по­ложение дел знаменитый немецкий философ-экзистенциалист М. Хайдеггер назвал «онтологическим нигилизмом». Следы его со­хранились в философии и поныне. Материалистически выдержан­ная философия проблему бытия видит фактически в осмыслении естественно-научных представлений об устройстве мира. Она ставит себе задачей играть роль общей методологии естествознания, впи­сывая достигнутые им результаты в общий культурный контекст эпохи и стимулируя поиск новых, более глубоких принципов устройства.

Итак, проблема бытия в многовековой истории философии терпела весьма серьезную эволюцию. Ее переломными момент следует признать эпоху Просвещения и рубеж XIX—XX вв. До эпохи Просвещения философия категорией «бытие» обе чала некую высшую, трансцендентную реальность, составляю основу и предел доступного человеку мира. Философы-просветители впали в своеобразный «онтологический нигилизм», отказавшись постулирования высшей реальности. Высшей инстанцией бытия главной опорой существования был провозглашен человеческий, разум. Однако прочно утвердиться в таком качестве ему не удалось. Атака на разумность бытия была начата уже во второй половины XIXв. Шопенгауэром, Ницше, Кьеркегором, сформировавшими иррационалистическую традицию трактовки бытия. В итоге, проблема совершает некий круг своего развития: сегодня философия снова (как и в античные времена) отправляется на поиски бытия как высшей реальности, оперевшись на котором можно отыскать приемлемый смысл человеческого существования Потребность в такой опоре вызвана тем, что человечество явно справляется с вызванными им к жизни демонами (экологическими, ядерными, демографическими и прочими угрозами). Нетрудно предсказать, что и философию в ближайшее время ждет повышенный интерес к веч­ной проблеме бытия. Какой бы смысл (материалистический, идеалистический, ирра­циональный) ни вкладывался в категорию «бытие», в аналитиче­ских целях обычно выделяют несколько форм бытия, т.е. своеоб­разных «слоев» реальности, имеющих специфические особенности существования. К таким формам, как правило, относят:

• бытие природы (вещей, процессов, состояний);

• бытие социального (включающее в себя как бытие общества в целом, так и бытие отдельного человека);

• бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъек­тивное идеальное, т.е. сознание индивида и объективное иде­альное, т.е. надиндивидуальные его формы).

Подчеркнем, что данные формы бытия вычленяются исключи­тельно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоя­тельны они только в абстракции, в теории. В реальности же они не­отделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересека­ется как с бытием природы (поскольку человек — существо при­родное, материальное), так и с бытием идеального, поскольку обла­дает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уни­кальные особенности каждого слоя бытия.

Философия и наука XX в. добавили к традиционным характери­стикам основных форм бытия следующие новшества. Современное миропонимание опирается на три фундаментальные характеристики приро­ды: (1) системность; (2) универсальный эволюционизм; (3) самоорга­низация. Сегодняшняя философская мысль видит в природе не ве­щи, в которых проявляется тот или иной субстрат, а системы, сущ­ность которых определяется способом взаимодействия элементов, т.е. структурой. Считается, что «архитектуру» мироздания определя­ет не исходный материал, а его системно-структурная организация. Именно она обеспечивает как разнообразие мира, так и его единст­во и устойчивость. Другой важной характеристикой природного бытия ныне знается его способность к эволюции.

Вполне возможно, что универсальны и механизмы эволюции В качестве главного из них сегодня рассматривается явление самоорганизации, т.е. спонтанного, самопроизвольного перехода крытой неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка.

Форма социального бытия проявила следующие тенденции: (1) технологизация; (2) ституциализация; (3) глобализация; (4) виртуализация, информанизация и др. Первая тенденция означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни. Вторая свидетельствует о том, что нарастает степень организации и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит к социальным институтам. Третья тенденция заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. Последняя же из упомянутых выше тенденций выражает появление в социальном бытии коего нового слоя, к которому все больше смещается активных людей.

Форма бытия духовного напрямую зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики:

(1) в полную мощь проявлена инструментальность, т.е. практическая, материальная значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.)

(2) обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно не установлена;

(3) та часть духовного бытия, в которой формируются социальные ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и уни­фикации, но напротив — обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размы­ваться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность;

(4) духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии об­щих целей;

(5) новые коммуникационные технологии видоизменяют как фор­мы представления духовного бытия (образы и понятия замеща­ются моделями и символами), так и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато — более гибким и динамичным.

Таковы некоторые особенности основных форм бытия, выяв­ленные развитием философии и науки XX века. Самые, пожалуй, фундаментальные из этих особенностей относятся к бытию приро­ды, материального мира в целом, подробному рассмотрению кото­рого мы посвятим следующую главу.


 

План семинарского занятия

 

1. Категории бытия: формы, способы, уровни

2.Соотношение духа и материи.

3.Системность. Уровни структурной организации.

4. Общая характеристика детерминизма

 

Литература

1. История философии в кратком изложении. - М: Мысль, 1994;

2. Мир философии, ч 1.-М, 1991

3. Сартр Ж. Эгзистенциализм — это гуманизм. — М., 1991

4. Современная западная философия. Словарь. - М.,1993

5. Сумерки богов. Сборник. -М., 1989

6. Философский словарь. — М.: Политиздат, 1987

7. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.,1993

8. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт меж дисциплинарного подхода, «ВФ», 1988, №11

9. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии, М., 1986

10.Ю. Мапельман В.М., Пеньков Е.М. История философии, М., 2001 Алексеев П.Ф. Философия. М., 1996г.

 

 


Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятию бытия?

2. Как называется учение о бытие?

3. Назовите основные категории бытия?

4. Перечислите формы бытия?

5. Основные различия бытия и небытия?

6. Проблемы субстанций?

7. Перечислите основные свойства бытия?

9.Дайте определение понятию материалистического бытия.

 

 

Заполните таблицу:

 

Онтология -...  
Основные формы бытия Общая характеристика
Материальное бытие  
Идеальное бытие  
Человеческое бытие  
Социальное бытие  

 


Тестовые задания для самопроверки

1 .В какой из нижеследующих философских школ проблема бытия человека является основной проблемой? - В философии...

 

а)марксизма

в) фрейдизма

с)неокантианства

д)позитивизма

е)экзистенциализма

 

2.Категории философии представлены в виде системы. Особую группу категорий философии составляют категории диалектики. Какая из категорий диалектики выражает неотделимую от бытия объекта его сущностную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом?

 

а) связь

б) свойство

с) мера

д) количество

е) качество

 

3.Категории диалектики разделяются на группы в соответствии с характером выражаемых ими связей и отношений действительности. Отдельную группу составляют категории, выражающие универсальные связи и отношения действительности. Назовите категорию диалектики, выражающую внутренние, устойчивые связи в некоторой вещи или явления.

 

а)сущность

б)явление

с)необходимость

д) случайность

е)возможность

 

4.Категории философии выражают предельно общие связи и отношения явлений и процессов внешнего мира. Как называется философская категория, выражающая общее и единое в вещах, характеризующая их с точки зрения относительного безразличия к конкретному содержанию?

 

а) связь

б)свойство

с)мера

д)количество

е)качество

 

 

5.Категории философии выражают предельно общие связи и отношения явлений и процессов внешнего мира. Как называется философская категория, обозначающая наличие, существование явлений и предметов внешнего мира?

 

а)материя

б)быгие

с)движение

д)время

е)пространство

 

6.В зависимости от сфер существующего мира, а также от характера связей в этих сферах можно выделить различные формы бытия. Следует различать также основные и не основные формы бытия. Укажите, какие из перечисленных форм бытия являются основными: (1) бытие процессов и явлений; (2) бытие вещей, созданных человеком; (3) бытие идей, объективированных в самостоятельные учения, теории, произведения искусства; (4) бытие человека; (5) предметное бытие человека; (6) бытие духовного; (7) социальное бытие;

 

а) 1,4, 6,7

б)1,2,3, 4

с)5,6,7,1

д)2,3,4,5

е) 1,2, 5, 6

 

7.Предметом философских знаний являются явления и процессы окружающего человека мира (как духовные, так и материальные), сам человек и его сознание. В соответствии с тем, что является предметом философских размышлений, различаются отрасли философских знаний. Укажите, как называется отрасль философских знаний о бытии?

 

а)онтология

б)гносеология

с)философская антропология

д)социальнаяфилософия

е)аксиология

 

8.Предметом философских знаний являются явления и процессы окружающего человека мира (как духовные, так и материальные), сам человек и его сознание. В соответствии с тем, что является предметом философских размышлений, различаются отрасли философских знаний. Укажите, как называется отрасль философских знаний о познании ?

 

а)онтология

б)гносеология

с)философская антропология

д)социальная философия

е)аксиология


 

Тема №14 Гносеология

Проблемы познания: условия его возможности и адекватности, пути достижения истины, соотношение научного и вне научного знания, познание и переживание, т.е. весь круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изучается гносеологией. Гносеология, или теория познания раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылки, условия достижения адекватного знания. Кроме того, теорию познания интересуют вопросы, касающиеся причин появления заблуждений и способов их преодоления, а также проблемы жизненного, экзистенциального смысла знания. Гносеология-раздел философского знания, поэтому ее предметом остается всеобщее в системе «человек-мир». Однако гносеология изучает только познавательные аспекты этого отношения, выявляя фундаментальные и универсальные предпосылки познания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение.

Познание - ключевое понятие гносеологии. Этот термин может употребляться в разных смыслах. Во-первых, познание часто интерпретируется как родовая сущностная способность человека, отличающая его от животных. В этом смысле познание — одна из особенностей человека, которая помогает ему адаптироваться к реальности в условиях недостаточности биологических приспособлений для выживания.

Во-вторых, познание может пониматься как творческий процесс получения знаний. В этом смысле познание - это один из видов культурной деятельности, осуществляющийся как на уровне отдельного индивида, так и всего человечества.

В-третьих, познание может приравниваться к знанию. В этом случае особая деятельность человека и ее результат отождествляется. С точки зрения строго философского мышления последнее понимание термина «познание» является не совсем корректным, однако в обыденной жизни мы часто приравниваем познание к знанию. В гносеологии изучается и сам процесс познания, и знания как данность, уже достигнутый результат. Причем в теории познания рассматриваются любые типы знания: философское, научное, обыденное, художественное и т.п. Гносеология призвана обосновывать любое знание, выяснять условия его возможности, сущность и содержание.

Познание следует отличать от познаваемости. Познаваемость - это возможность получения знаний об объекте. В зависимости от ответа на вопрос о том, достижимо ли адекватное познание мира и какой мере, философы разделились на агностиков, скептиков и познавательных оптимистов.

Гносеологию следует отличать от эпистемологии - раздел о теории познания, в котором рассматриваются только проблемы научного познания. «Episteme» переводится с греческого как знание, умение, наука. Поскольку знание может существовать не только в научной форме, а гносеология должна изучать сущность любой познавательной деятельности независимо от типа знания, ошибочно отождествлять гносеологию и эпистемологию.

В современных теориях познания выделяют следующие разделы: учение об условиях достоверности и адекватности познания; учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи; теория различных видов знания, их взаимодействия и взаимовлияния; эпистемология, теория научного знания; учение о знании как инструменте влияния, подавления или, напротив, достижения свободы.

В разделах, касающихся вопросов соотношения истины и ценности, гносеология напрямую смыкается с аксиологией, в разделе о знании как инструменте влияния с праксиологией, а проблема достоверности и адекватности познания требует решения онтологических вопросов. Таким образом, гносеология, как и любой, раздел философского знания, не существует в отрыве от других разделов, неразрывно с ними связана.

Проблема истины является центральной в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса:

• Каковы средства и а пути достижения истины, т.е. познавательные способности человека?

• Каковы формы существования истины?

Поиски ответа на вопрос о формах существования истины привели к сознанию целого спектра философских концепций, конфликтующих между собой. Известный исследователь гносеологической проблематики В. Ильин предлагает различать два принципиальных подхода к истине: онтологический и гносеологический. Наиболее древний из них - онтологический. В рамках этого подхода истина рассматривается как особого рода бытие. Примером онтологического отношения к истине является философия Платона. Платон понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Истина, как и другие эйдосы, обладает собственным онтологическим статусом и не нуждается в человеке для своего проявления.

Другим примером онтологизма является теологическое представление о Боге как единственной истине. В современной философии к онтологизму тяготеет феноменологическая концепция Э. Гуссерля. Суть онтологизма, независимо от различных вариаций внутри этой парадигмы, остается одной и той же: истина есть независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте. Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции истина есть характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего. Именно гносеологическая парадигма получила наибольшее распространение философии. Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности. Классического понимания придерживаются как идеалисты, так и материалисты. Различие между материалистической и идеалистической трактовках наблюдается в вопросе о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б.Спиноза, философы-просветители, Г.Гегель и диалектические материалисты.

В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свойства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта.

Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность.

Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Абсолютность истины, кроме того, понимается как идеал знания, к которому движется человечество в бесконечной череде поколений. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания.

В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины -динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Отсюда вытекает следующее свойство истины — ее процессуальность. Истина процессуально, поскольку существует в движении не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное, преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным. Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условии места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью и историчностью.

В рамках гносеологической парадигмы помимо классической концепции истины существуют и ряд других. Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества. Прагматическая концепция истины отождествляет свойство истинности с полезностью знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция истины понимает ее как свойство само согласованности знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания.

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. В неклассических концепциях есть свой объективный фундамент: они указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

Тема разграничения истины и знания чрезвычайно важна для гносеологии. Понятие «знание» часто неправомерно отождествляется с понятием «истинное знание». Следствием подобного отождествления является такие определения: знание - результат познания, характеризующийся сознанием истины; знание - познавательный истинный образ и др.


 

План семинарского занятия

 

1 .Специфика философского подхода к познанию

2.Понятие истины. Аспекты, формы истины.

З.Ложь, дезинформация, заблуждение.

4.Интуиция и творчество

 

Литература

1.История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1994;

2.Мир философии, ч 1.-М, 1991

З.Сартр Ж. Экзистенциализм — это гуманизм. — М., 1991

4.Современная западная философия. Словарь. - М.,1993

5.Сумерки богов. Сборник. -М., 1989

6.Философский словарь. — М.: Политиздат, 1987

7-Хайдетгер М. Время и бытие. - М.,1993

8.Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт меж дисциплинарного подхода, «ВФ», 1988, №11

9. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии, М., 1986

10.Ю. Мапельман В.М., Пеньков Е.М. История философии, М., 2001

11. Алексеев П.Ф. Философия. М., 1996г.


 

 

Заполните таблицу «Структура познания»

 

Структура познания
Название Общая характеристика
Познающий субъект  
Объект познания  
Истина  
Заблуждение  
Оценка  
Практика  
Чувственное познание  
Рациональное познание  

 

Ответьте на вопросы:

1 .Что такое познание?

-

2.Виды действий человека по познанию.

3.Основные подходы к проблеме познания

4.Принципы познания

5.Главные виды практики

6.Функции практики

 


 

Тестовые задания для самопроверки

 

1. Укажите, в какой из нижеследующих школ рационализма процесс познания рассматривается как верификация в тексте одних логических конструкций к другим с целью предельного обнаружения его (текста) значения?

 

а)в феноменологии

б)в Венском кружке неопозитивизма

с)вЛьвовско-Варшавской школенеопозитивизма

д)прагматизме

с) герменевтике

 

2. 0дним из двух основных направлений современной западной философии является философия сциентизма (рационализма). В отличие от иррационализма в рационализме утверждается вера в силу человеческого разума. Основными проблемами философии рационализма являются проблемы гносеологии и философии пауки. В различных школах рационализма процесс познания получает свое истолкование. Укажите, в какой из нижеследующих школ рационализма процесс познания понимается как подбор инструментов (идей, теорий) для решения той или иной ситуации?

 

а) феноменологии

б) Венском кружке неопозитивизма

с) Львовско-Варшавской школе неопозитивизма

д) прагматизме

е) герменевтике

 

3. Одним из двух основных направлений современной западной философии является философия сциентизма (рационализма). В отличие от иррационализма в рационализме утверждается вера в силу человеческого разума. Основной проблемой философии рационализма являются проблемы гносеологии и философии науки. Процесс познания в различных школах рационализма получает свое истолкование. Укажите, в какой из нижеследующих школ рационализма процесс познания понимается как искусство толкования текста?

 

а) феноменологии

б) Венском кружке неопозитивизма

с) Львовско-Варшавской школе неопозитивизма

д) прагматизме

е) герменевтике

 

4. Целью познания являются знания. Знания в зависимости от их адекватности действительности могут быть ложными и истинными. Укажите, как называется адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, независимо от человека и его сознания?

 

а)заблуждение

б)паралогизм

с)софизм

д) истина

е)нет правильного ответа

5.Целью познания являются знания. Знания в зависимости от их адекватности действительности могут быть ложными и истинными. Укажите, как называется логически неправильное рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное?

 

а)заблуждение

б)паралогизм

с)софизм

д)истина

е)нет правильного ответа

 

б. Целью познания являются знания. Знания в зависимости от их адекватности действительности могут быть ложными и истинными. Укажите, к каким из нижеследующих понятий обозначается несоответствие знания сущности объекта, субъективного образа - действительности, обусловленное ограниченностью общественной практики?

 

а)заблуждение

б)паралогизм

с)софизм

д)истина

е)нет правильного ответа

 

7.Проблема истины является одной из проблем гносеологии и неоднозначно трактуется в различных направлениях философии. Укажите, в каком из нижеследующих философских направлений Х1Х-ХХ столетий истина определяется как согласованность предложений с чувственным опытом?

 

а)субъективный идеализм (Юм, Рассел)

б)прагматизм (Дьюи, Мид)

с)неопозитивизм (Витгенштейн, Карнап)

д)экзистенциализм (С.Кьеркегор)

е)философия марксизма

 

8. Проблема истины является одной из проблем гносеологии и неоднозначно трактуется в различных направлениях философии. Укажите, в каком из нижеследующих философских направлений Х1Х-ХХ столетий истина определяется как соответствие мышления ощущениям субъекта? а)субъективный идеализм (Юм, Рассел)

 

б)прагматизм (Дьюи, Мид)

с)неопозитивизм (Вштешптейн, Карнап)

д)экзистенциализм (С.Кьеркегор)

е)философия марксизма

 

9.Проблема истины является одной из проблем гносеологии и неоднозначно трактуется в различных направлениях философии. Укажите, в каком из нижеследующих философских направлений Х1Х-ХХ столетий истина определяется как знание, приносящее успех?

 

а)субъективный идеализм (Юм, Рассел)

б)прагматизм (Дьюи, Мид)

с)неопозитивизм (Витгенштейн, Карнап)

д)экзистенциализм (С.Кьеркегор)

е)философия марксизма

 

10.Проблема истины является одной из проблем гносеологии и неоднозначно трактуется в различных направлениях философии. Укажите, в каком из нижеследующих философских направлений Х1Х-ХХ истина определяется как форма психологического состояния личности?

 

а)субъективный идеализм (Юм, Рассел)

б)прагматизм (Дьюи, Мид)

с)неопозитивизм (Витгенштейн, Карнап)

д)экзистенциализм (С.Кьеркегор)

е)философия марксизма

 

11.Проблема истины является одной из проблем гносеологии и неоднозначно трактуется в различных направлениях философии. Укажите, в каком из нижеследующих философских направлений Х1Х-ХХ истина определяется как адекватность знаний действительности?

 

а) субъективный идеализм (Юм, Рассел)

б)прагматизм (Дьюи, Мид)

с)неопозитивизм (Витгенштейн, Карнап)

д)экзистенциализм (С.Кьеркегор)

е) философия марксизма


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.156 с.) Главная | Обратная связь