Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 1. Предмет и задачи курса.



ТЕМА 1. Предмет и задачи курса.

Цели и задачи изучения темы.

В ходе освоения темы предлагается изучить:

1. Место религии и науки в системе культуры человечества.

2. Определения культуры.

3. Понятие «религии» в различных культурах.

4. Определение науки.

5. Вера и разум; синтез веры и знания в составе мировоззрения.

6. Наука и религия: разница методологий.

7. Религиозно-философские системы мысли: деизм, пантеизм, панентеизм, теизм.

8. Атеизм: Фейербаха, Маркса, Ницше, Фрейда.

9. Понятие об основном богословии.

Место религии и науки в системе культуры человечества.

Среди прочих предметов, введенных в программу обучения студентов - теологов, есть предмет «Наука и религия». Это не случайно. Наука и религия представляют разные способы освоения действительности человеком и обществом. Религия возникла раньше, чем наука. Длительное время наука существовала в тени религии, поскольку последняя давала более убедительную картину мира, нежели первая. Однако по мере развития человека, общества, по мере роста знаний человека об окружающем мире наука все больше оттесняла религию на периферию человеческого сознания. Наступило время рационализма, и в обществе появилось мнение, что религия вовсе не является обязательным компонентом мировоззрения и сознания человека.

Тем не менее, религия – одна из главных социальных сил в современном мире. Если наука познает мир естественный, окружающий человека объективный мир, то на долю религии приходиться мир сверхъестественный. Наука и религия должны сосуществовать, находясь, в диалоге друг с другом. Каждый из живущих в современном мире должен уметь выбирать способ взаимодействия с окружающим миром: научный, религиозный или компетентно совмещать их.

В рамках данного курса студенты должны получить представление относительно того, как зарождались и развивались наука и религия, какое место в мировоззрении человека и общества занимали они в разные периоды истории цивилизации, как изменялось соотношение научного и религиозного знания об окружающем мире, как развивались взаимоотношения науки и религии в разные эпохи. Курс призван помочь студентам определиться со своим отношением к науке и религии как составным частям человеческой культуры, выработать свою позицию и свой взгляд на проблему взаимоотношений науки и религии вчера, сегодня и завтра, познакомиться с самыми современными достижениями науки, религии и философии.

Для того, чтобы понимать взаимосвязь между наукой и религией очень важно найти общее пространство, где они взаимодействуют и равноправны. Таким пространством является культура. Для того, чтобы подтвердить эту точку зрения возьмем часть определения термина науки из Новейшего философского словаря: «Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и т.д.». Таким образом, мы видим, что пространством, объединяющим науку и религию, является культура.

Определения культуры.

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов.

Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры.

Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция.

Нормативные определения делятся на две группы. Первая из них – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях.

Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:

1) на процессе адаптации к среде;

2) на процессе научения;

3) на формировании привычек.

Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры.

Генетические определения представляют культуру с позиции ее происхождения. Эти определения делятся на четыре группы:

1) культура рассматривается как продукт или артефакт;

2) упор делается на идеях;

3) подчеркивается роль символов;

4) культура определяется как «то, что отличает человека от животных».

Один из вариантов определения культуры может быть таким: культура – это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи с материальными объектами, используемыми как орудийная часть этого поведения. Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям.

Вслед за американскими антропологами попытаемся дать универсальное определение тому, что называется культурой. Профессор Московской духовной академии А.И.Осипов дает такое определение культуры: «Культура – это воплощение человеческого духа в доступных формах наблюдения». Для того, чтобы данное определение было более понятно, обратимся к определению культуры В.П.Леги, доцента ПСТГУ: «Культура – это то, что сделано человеком и то, что отличается от естества и природы».

Культура состоит из трех основных частей: материальной, социальной, духовной.

Материальная культура – это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Сюда включаются такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника, физическая культура, благосостояние людей.

Социальная культура – это система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Система включает в себя такие элементы, как этикет и разновидности нормативной деятельности (политической, правовой, религиозной, экономической и другой).

Духовная культура – это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений знаками. Универсальным знаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, как мораль, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Опираясь на вышеприведенные определения культуры, дадим следующее универсальное определение культуры: « Культура – то, что было воспринято и преумножено (утрачено) человечеством».

Определение науки.

Что такое наука? Задайте этот вопрос ученому, философу, литератору, инженеру – и вы получите самые разные, подчас неожиданные ответы.

Краткое определение науки может выразить более или менее точно лишь какой-либо один аспект этого сложного понятия, аспект существенный либо в определенный исторический период, либо для определенной категории людей. Наука в современном мире может рассматриваться в различных аспектах: как знание и деятельность по производству этого знания, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, как часть духовной культуры. Наука как знание и деятельность по производству знаний возникла с начала человеческой культуры и составила часть духовной культуры общества, хотя само по себе слово «наука» («science») сравнительно недавнего происхождения. В переводе с латыни «scientia» означает знание. Слово «ученый» появилось в европейских языках в конце XIX века и означало человека, занимающегося наукой. Профессия ученого становится сравнимой по значимости с такими старейшими профессиями, как юрист и служитель церкви, только в XX веке.

Система науки включает в себя такие элементы, как субъект, объект, цели, средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта. Ее состояние на том или ином этапе развития общества зависит от многих факторов.

Субъектом науки являются ученые, коллективы и человечество в целом, которые осуществляют сознательную целенаправленную научную деятельность по получению научного знания. Деятельность ученых, их инициативные действия при соответствующем обеспечении (т. е. активность субъекта) направлена на изучение явлений, получение законов и теоретических конструкций, являющихся объектами научной деятельности. Активность ученых направлена на достижение определенной цели и требует определенных социальных условий и средств (т. е. определенных способов и орудий для осуществления этой деятельности). Цель предполагает предвосхищение в мышлении человека необходимых средств для научной работы, последовательности и результатов научной деятельности. Конечный продукт научной деятельности, ее результат – это итог научной деятельности. Результаты науки многообразны, но все они несут научное знание. Признаками научного знания являются: систематизированность, логическая обоснованность, полнота для данного уровня познания, практическая применимость. Научное знание может быть получено в таких формах, как научные факты, гипотезы, проблемы, законы, теории, научные картины мира. Результаты науки зависят от социальных условий научной деятельности в обществе, государстве. В свою очередь, наука оказывает влияние на все области общественной жизни, что косвенно также является результатом науки. Разные эпохи предлагали в качестве «двигателя» науки различные общественные явления, например, в древности это была мифология, в античной Греции – философия, в средние века – религия, а для современной науки движущей силой развития является технология. Преобладание того или иного явления на определенных исторических этапах всегда оказывало и оказывает влияние на все области культуры, в том числе и на науку.

Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний о явлениях действительности и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Достаточно интересное определение науки дал известный ученый и религиозный деятель святитель Лука Войно-Ясенецкий: « Наука – это система достигнутых и развивающихся знаний и гипотез о наблюдаемых явлениях действительности».

Науку можно подразделить на несколько основных видов: гуманитарные, антропологические, технические, обществоведческие и естественные.

Гуманитарные науки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы или человечества каких-либо предметных действий.

Антропологические науки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина (около 300 специальностей), криминология и т. д.

Технические науки – это система знаний и деятельности по практическому использованию законов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществоведческие науки – это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей. Оно изучает специфику макро и микрообъединений общности людей (социология, демография, этнография, история и др.).

Естественные науки – это науки о явлениях и законах природы такие как физика, химия, биология, астрономия, география и др.

Анализ приведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи между элементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали.

Христианскому подходу к научному изучению окружающего мира свойственно восприятие всех элементов науки сквозь призму библейских ценностей. В основе христианского мировоззрения лежат абсолютные истины, открытые, как считают христиане, Самим Богом в Его Слове – Библии и явленные Им на земле в лице Иисуса Христа. Эти истины открываются людям и при изучении сотворенного Им окружающего мира.

Отличительной чертой христианского мировоззрения является признание особой роли человека в мироздании. Первостепенная роль человека в процессе познания видна из анализа системы научной деятельности. Она обусловлена тем, что человек является субъектом науки, осуществляющим процесс познания. Личные качества и мировоззрение человека как субъекта науки влияют на выбор цели и средств научного познания и определяют конечный продукт научной деятельности. В свою очередь, мировоззрение человека зависит от социальных условий его деятельности и связано со всей системой культуры общества.

В соответствии с христианским мировоззрением роль человека в мироздании и в познании окружающего мира обусловлена тем положением, которое определено ему Творцом.

Вопросы для повторения

1. Какое место занимают религия и наука в системе культуры человечества?

2. Сформулируйте понятия: «культура», «наука», «религия».

3. Сравните между собой религиозно-философские системы мысли: деизм, пантеизм, панентеизм, теизм.

4. Укажите разницу в атеизме: Фейербаха, Маркса, Ницше, Фрейда.

5. Охарактеризуйте разделы основного богословия.


 

ТЕМА 1. Предмет и задачи курса.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь