Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Признаки понятия «Я-слушание»
1. Это инструмент, с помощью которого можно глубже узнать самого себя. 2. Это короткая формула, обозначающая то, как в данный момент я слушаю мир, людей, себя. 3. Это трансляторы, превращающие информацию внешнего мира в конкретные эмоциональные смыслы для меня. Мои чувства, когда они вызывают недоумение, являются результатом этих смыслов, которые я сам придал | информации, в то время как ей можно было придать и другие смыслы. 4. «Я-слушание» существенно зависит от моего самоуважения: когда самоуважение низкое, оно начинает управлять мною, но есть моменты, когда «Я-слушание» исчезает. 5. Мои «Я-слушания» стоят между моими чувствами и миром, но они принадлежат не миру, а мне, они отражают части моего «Я». Инструкция к рис. 2 («Луковица»): Запишите 20 своих «Я-слушаний», выберите из них 5—6 самых существенных. На рисунке изображена «луковица в разрезе». Внутри кольца ваше «Я». Разместите свои «Я-слушания» таким образом, чтобы на наружных слоях «луковицы» оказались более очевидные и понятные, а в центре те, которые являются их причиной. Назовите их короткими формулами. Например: «Жертва обстоятельств» — в сердцевине, «Все равно ничего не получится» — в середине, «Мне это не интересно» — в «шелухе». Рекомендуемые упражнения 1. Кольцо желаний Перечислите на рис. 3 все свои возможные желания, например: не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, любить, быть любимым, успешно работать и т. д. Выберите 5—6 самых важных. Запишите их в кольцо и раскрасьте каждое своим цветом. Теперь раскрасьте свое «Я». 2. Я — это то, как я слушаю Сядьте удобно, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя: — У меня есть тело, но Я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я. Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но это не Я. У меня есть тело, но Я — это не мое тело. — У меня есть эмоции, но Я - это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы и противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции, и более того, управлять и владеть ими, то, очевидно, они не есть мое Я. У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции. — У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но это не мое Я. Я — центр чистого самосознания. Я — центр Воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом, всеми моими психическими процессами. Я — это постоянное и неизменное Я. Когда человек привыкает спокойно и привычно осознавать «Я-слушания» (свои и чужие) в тот самый момент, когда они проявляются, он начинает свободно управлять любым взаимодействием, начинает слышать и понимать всю глубину окружающего мира и живущих в нем людей, в частности, своих учеников. Вопросы для обдумывания: Как слушают люди? Как слушает учитель? Как зависит слушание от позиции, занимаемой учителем по отношению к ученику: позиции «красного карандаша» и позиции помощника? Может ли человек решить какие-то свои проблемы, обратив внимание на то, каким образом он слушает других людей, себя и мир? Приведите примеры. Что такое «Я-слушание»? Какие свои проблемы вы связали бы с этим понятием? Как связана проблема ответственности за свои чувства с «Я-слушанием»? Как можно найти подход к другому человеку с помощью инструмента «Я-слушание»? Приведите примеры из вашей профессиональной практики. Как вы сами можете стать объектом манипулирования из-за своих «Я-слушаний»? Приведите примеры. Почему «Я-слушание» мы формулируем в виде коротких формул? Сформулируйте свое отношение к афоризму: «Я — это то, как Я слушаю. Если отбросить маски, то останется только это». Обсудите проблему ответственности за свои «Я-слушания» в профессиональном ключе. Что значит для педагога владение своими «Я-слушаниями»: Почему для педагога так важно знать свои любимые «Я-слушания»? Почему для него важно владеть настоящим слушанием? ТЕХНИКА СЛУШАНИЯ В процессе речевого взаимодействия происходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме:
_______________________________________________________________________ говорящий слушающий Вопросы для обдумывания: 1. Почему умение слушать важнее умения красиво говорить? 2. В каких ситуациях из школьной жизни эффективное и пассивное слушание? Эмпатическое? Активное? 3. В каких ролях может выступать учитель, когда он слушает учеников? Родителей? Других учителей? Какие «Я-слушания» могут быть у учителей при этом? 4. Вспомните ситуацию, когда вместо «Я-слушания» у Вас возникало ощущение настоящего слушания. Какое это было слушание — активное, эмпатическое, может быть, и то, и другое? 5. Какие «Я-слушания» могут помешать учителю слушать эмпатически? Активно? Пассивно? 6. Каковы особенности «языка тела» в различных видах слушания? Какова роль невербальных компонентов слушания? 7. Чем отличается эмпатическое слушание от интерпретации мотивов и чувств другого? Приведите примеры. 8. Всегда ли чувства ученика можно «отразить» ему? Есть ли такие чувства, выражение вслух которых может обидеть? 9. Каковы признаки эффективного слушания? 10. В каких случаях можно считать, что при эмпатическом слушании эмоция ученика отражена правильно? «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ» Признаки «Я-высказывания» 1. Это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженной ситуации. 2. Это конструктивная альтернатива «Ты-высказыванию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом, ответственность перекладывается на другого. 3. Позволяет обозначить проблему и при этом взять ответственность на себя. Схема «Я-высказывания»: «Я — высказывание» включает в себя не только название чувств, но и указание на те условия и причины, которые их вызвали. Схема такова; 1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты...» «Когда это происходит...» «Когда я сталкиваюсь с тем, что...» 2. Точное название своего чувства в этой ситуации: «Я чувствую... (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т. д.)» «Я не знаю, как реагировать...» «У меня возникает проблема...» 3. Называние причин этого чувства: «Потому что...» «В связи с тем, что...» «Ведь я...» По этой схеме попробуйте сформулировать «Я-высказывание» и «Ты-высказывание» в следующей ситуации: «Вы — немолодой учитель, получивший традиционное воспитание. Вам не очень нравятся нравы нынешнего поколения учителей, их взаимоотношения с учениками и друг с другом. В свою очередь, и молодые учителя не очень-то уважительно относятся к Вам. Вам хотелось бы выразить чувства по этому поводу».
Вопросы для обдумывания: 1. В чем различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием»? 2. В каких случаях «Я-высказывание» уместно и эффективно? 3. Все ли чувства можно выразить с помощью «Я-выска-зывания», есть ли такие, которые учитель должен скрывать перед учеником или стыдиться их? 4. Может ли «Я-высказывание» обидеть ученика? 5. Не противоречит ли «Я-высказывание» правилам хорошего тона? 6. В чем разница между высказыванием чувств и высказыванием мыслей и оценок? 7. Почему человеку труднее говорить о своих чувствах, чем об оценках и мыслях? Что эффективнее в общении с подростками: первое или второе? 8. Кому больше нужно «Я-высказывание»: учителю или ученику? 9. Как быть, если «Я-высказывание» не дает ожидаемого эффекта, и конфликт остается? ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ: «ТЕХНИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1501; Нарушение авторского права страницы