Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соревновательность в политической и экономической жизни



Равенство в античной традиции соседствовало с общей компетитивностью (соревновательностью). Греки называли свою ярко выраженную склонность к соперничеству и состязанию агоном, или агональным духом. Агональность стала импульсом политического новаторства, культурного творчества и экономической жизни. Конкуренция, состязательность и постоянная ориентация на конфликт пронизывали межличностные отношения греков.

Агональность заложила специфическую черту античной культуры, которую Юрген Хабермас описал как постоянное наличие “глубоко укорененных, структурно обусловленных конфликтов и напряженностей”.

Структура полисной жизни разрывала связь между властью и собственностью, возникшую в архаический период. Участие в полисной жизни не приносило материальных выгод, а зачастую требовало и финансовых затрат. Свободный гражданин занимался политической деятельностью ради нее самой. Политическая жизнь предполагала наличие честолюбия и умение участвовать в словесных состязаниях.

Подчеркивая социальное равенство, полис отвергал такие традиционные формы репрезентации, направленные на то, чтобы продемонстрировать престиж, как роскошь, избыточное потребление, культовая пышность. Идеалом становятся сдержанность и скромность на уровне повседневности, унифицированный образ жизни, стирающий различия между гражданами.

Однако полис не требовал экономического равенства. Напротив, богатство заменило все аристократические ценности. Богатство, выражаемое в количестве денег, стало служить мерилом достоинства человека.

 

 

39. Культура исламского мира

Ислам возник на Ближнем Востоке, основываясь на тех же культ.традициях, что и христианство и иудаизм Религии оказывает большое влияние на повседневном жизнь людей.Специфика этой веры настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире ислама», об исламской (арабо-исламской) цивилизации. Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона.Большинство арабов, до ислама, были язычниками.На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Священная книга мусульман – Коран. Обязательным религиозно-культурным компонентом является чтение и изучение написан.на арабском языке Корана.Ислам сильно трансформировал и унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право.Быстрыми темпами складывалась арабо-исламская религиозно-культ.традиция.Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны.Это проявилось, в частности, в математике, в химии, в философии. Через мусульманскую Испанию европейские университеты знакомились с работами крупнейших мыслителей.Ислам настолько трансформировал социально-культурную структуру всех близлежащих стран, что при всей их отдаленности от арабов и специфичности их традиционной культуры они восприняли огромное количество элементов арабской культуры. Более того, даже свою специфическую форму ислама некоторые из них, как шиитский Иран, опять-таки восприняли у арабов. К этому необходимо добавить, что Коран долгие века существовал только на арабском. Поэтому арабский язык, как латынь в католической Европе, был широко распространен во всем исламском мире. На этом языке читались проповеди в мечетях, ему учили учеников.Любой грамотный и образованный человек в государствах ислама обязательно знал арабский, говорил и писал по-арабски.Таким образом, арабский язык, культура и государственность сыграли существенную роль в формировании того общего, что связывало между собой все страны ислама. Иными словами, арабо-исламские традиции цементировали ту общность, которая нередко характеризуется как мир ислама. Термин этот, в принципе вполне правомочный, адекватно отражает реальную обстановку.Спецификой исламского мира было слияние духовного и светского начал, политической администрации и религиозной власти. Ни в каком-либо другом государстве не существовало организованной церкви, которая к тому же не противостояла бы государству. В отличие от христианства, ислам формировался в условиях религиозно-политической слитности, а предводителями его были сами политические и одновременно религиозные вожди – пророк, халифы.Это слияние светского и духовного начал в единое целое способствовало абсолютизации религиозного авторитета. Любой чиновник всегда и во всем должен был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, Все это сильно сковывало административно-исполнительную власть. Вмусульманском мире сильный акцент на обрядовую сторону жизни с ее ежедневными молитвами, обязательным месячным постом, паломничеством одна из характерных для ислама религиозно-культурных традиций. Однако пятикратная молитва, превратилась в привычку.Вообще заповеди ислама не препятствовали мусульманину заниматься политикой, предпринимательством.Исламский мир склонен осуждать социальное неравенство, этот мир предлагает реальное перераспределение имуществ и доходов посредством закята. В исламском мире благотворительность-это долг, освященный религиозными нормами. Там нет системы замкнутых аристократических привилегий.

 

40. Влияние исламской культуры на средневековую европу

Европейцы в целом не желали признавать зависимости своей культ. от арабов.Владели алхимией.В ботанике, зоологии и минералогии описывали и систематизировали растения, животных и камни Изобрели латинский (треугольный) парус и впервые стали использовать латинскую каравеллу-они двигались против ветра.Внесли с вклад в развитие европейского мореходства. Морские карты были созданы на основе мусульманских карт.От арабов европейцы получили более широкие и точные географические представления о мире. Развивались различные ремесла, производящие предметы роскоши как для внутреннего рынка, так и на вывоз.Тонкосуконные ткани, льняные изделия и шелка.Гончарное дело, производства хрусталя., сосуды и фигурки животных из меди и бронзы.Резьба по дереву.Существовало много видов декоративных работ по коже, немалое место среди них занимало изготовление книжных переплетов.Именно арабам принадлежат многие усовершенствования в строительной технике.Значительное влияние на повседневную пищу европейцев: восточные специи, введение в обиход сахара: до этого из всех сладостей европ.употребляли лишь мед. Использовали в книжном деле бумагу. Бумагу изобрели в Китае; в сер.VIII в.несколько китайских ремесленников были захвачены в плен арабами, но заработали себе свободу, изготовив бумагу.Французские паломники в приносили домой листки бумаги как диковинку.Европ.ученые, интересующиеся наукой и философией, осознали, как много им надо учиться у арабов, и принялись штудировать основные арабские труды, а также переводить их на латынь.Арабские сочинения переводились в той мере, в какой они интересовали европейцев.Конец XII в. знаменовал завершение великой эры переводов с арабского на латынь, Уровень медицинской практики в Европе, до того, как дало себя знать арабское влияние был очень низок.Очень скоро предметом изучения в медицинских школах стала хирургия. Первоначально хирурги считались низшими по своему общественному положению.Опыт крестоносцев сказался и на первых лечебницах, открытых к 1200 г. как заведения, специально предназначенные для содержания больных. Однако они все еще отставали от арабских в таких вопросах, как выделение для инфекционных заболеваний специальных палат. Арабские цифры, астрономия

 

 

41. Культура европейского средневековья

Роль христианства
в культурном объединении западного мира

Христианство стало основным стержнем, объединявшим разнородные культурные миры. Оно предлагало твердую систему ценностей и оценок, что было особо привлекательным на фоне всеобщего “упадка нравов”. В качестве надэтнической религии, рассматривающей религиозное обращение как полное отчуждение от прошлого, оно было притягательно для варваров, желавших идентифицироваться с более высокой культурой. Обращенность христианства к индивидууму, его внутреннему миру и отношениям с Трансцендентным привлекала римлян, перекликаясь с настроениями позднеантичной культуры.

Теоцентризм и символизм
раннесредневековой картины мира

Христианство становилось основой миропонимания человека раннего средневековья. Основным постулатом мышления стала идея о существовании сакрального (истинного) и земного (неистинного) миров. Земной мир выступал как отражение мира вечных сущностей, а все существующее в нем рассматривалось как символ.

Осваивая мир, человек шел не от наблюдения и опыта, а от первоначального знания истины.

Так, мир состоял из трех частей – Европы, Азии и Африки – не потому, что их существование было установлено, но потому что Св. Писание рассказывает о том, сыновья Ноя – Сим, Хам и Йафет – поделили между собой части света. Эти части не были равнокачественны, поскольку определялись религиозным и эмоциональным смыслом, который в них вкладывался.

Весь христианский мир – Европа – был для человека раннего средневековья “своим” – близким и понятным, миром “порядка”. Несмотря на изолированность локальных сельских общин, плохие дороги, низкие скорости передвижения и опасности, люди в это время путешествовали охотно, но редко пересекали границы “своего” пространства. За ними предполагались земли, где не действовали привычные законы и жили фантастические существа.

 

42. Эпоха Возрождения: спор о достоинстве человека

Университетская среда и личность нового типа

Интеллектуальная революция средневековья привела к тому, что легализован был слой людей умственного труда. Получив оправдание своим занятиям, объединившись в корпорации, они становятся выразителями нового индивидуального сознания. Университетская среда, с самого начала не знавшая сословных различий, объединяла гетерогенные социальные элементы на основе способностей и знаний.

Универсанты представляют собой личности нового типа, чьё благородство определялось наработанным культурным багажом. Понятия “благородство” и “утонченность” начали употребляться в значении аристократизма ума и поведения, тонкости психики, рафинированности вкуса.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь