Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первобытность: понятие и периодизация



Термин «первобытность» имеет общепринятое значение исходного состояния человечества.

История первобытной культуры делится на:

(1) раннюю первобытность: 2 млн. лет назад – 50 тыс. лет назад;

(2) зрелую первобытность: 50–10 тыс. лет назад;

(3) позднюю первобытность: 10–5 тыс. лет назад.

Ранняя первобытность: 2 млн. л. н. – 50 тыс. л. н.

Первый период первобытной культуры характеризуется сложным совмещением формирования человека современного типа (антропогенеза) с развитием его социальности и культуры (социокультурогенеза).

С завершением первого периода все человечество представлено подвидом Homo sapiens sapiens вида Homo sapiens семейства гоминид, которое входит в отряд приматов.

Homo habilis (австралопитек умелый, 2–1, 6 млн. л. н.)

Австралопитек умелый – обитавшее в Юго-Восточной Африке прямоходящее существо ростом 110–105 см. Объем его мозга достигает 490–510 см 3. С точки зрения морфологии и физиологии хабилис практически не отличался от своих прямых предков, однако обладал навыками изготовления орудий труда (чопперов).

Артефакты хабилиса – скребла, наконечники, рубила – сопровождают его останки спорадически, но свидетельствуют о наличии концептуального мышления и способности к коллективной деятельности. Инструментальные и социально-коммуникативные компоненты поведения хабилиса вели как к формированию зон культурного поведения, так и к изменению морфологических и физиологических характеристик.

Homo erectus (питекантроп, 1, 6–0, 4 млн. л. н.)

Питекантроп – человек нового биологического вида. Размеры его мозга увеличиваются до объема 980 см 3. Часть питекантропов покидает Африку и переселяется в Европу и Азию. Анализ артефактов питекантропа свидетельствует о наличии у него стабильных зон культурного поведения.

Питекантроп пополнил свой инвентарь артефактов универсальным инструментом – рубилом – и специфицировал производство каменных орудий, перейдя от их спорадического изготовления к постоянному производству.

Кроме того, культурные навыки питекантропа включали в себя

• повседневное использование огня,

• пользование базовым лагерем,

• изготовление и ношение предметов одежды,

• раскрашивание собственного тела,

• практику предритуального каннибализма.

Homo sapiens neanderthalensis (неандерталец, 195–29 тыс. л. н.)

Неандерталец – человек разумный, относящийся к тому же виду, что и человек современного типа. У него крупный мозг (1400–1600 см3), объем которого соотносим с объемом мозга современного человека. Однако длинный массивный череп с развитым надглазным валиком, покатым лбом и вытянутым " шиньонообразным" затылком отличен от черепа наших прямых предков.

Анализ артефактов неандертальцев позволяет утверждать, что для них было характерно ритуальное поведение:

• магия охотников,

• погребальная обрядность,

• ритуальный каннибализм.

Они обладали началами символической – изобразительной и, возможно, речевой деятельности.

Зрелая первобытность: 50–10 тыс. лет назад

Первобытная культура человека разумного развивалась как культура охотников и собирателей, имевших стабильный ареал проживания. Главной социальной инновацией этого времени стала экзогамия – исключение из брачных отношений ближайших родственников. Запрет инцеста (кровосмешения) потребовал общественной регуляции брака – появились родовые общины.

Поздняя первобытность: 10–5 тыс. лет назад

В эпоху поздней первобытности по способу хозяйствования человечество разделилось на две части. Большинство продолжало заниматься собирательством и охотой, меньшая часть осваивала животноводство и земледелие.

Животноводство позволяло обеспечивать более стабильное и предсказуемое пропитание по сравнению с охотой и собирательством, таким образом сокращались затраты времени на поиски пищи. К тому же разведение определённых видов животных позволяло транспортировать грузы на бо́ льшие расстояния, что положило начало разветвлённой торговле. Все это послужило мощным импульсом для развития культуры и усовершенствования быта.

Естественные ареалы большинства видов животных, пригодных для одомашнивания, частично пересекались с регионами, где земли были максимально плодородными, и началось развитие земледелия. Это повлекло за собой возникновение первых цивилизаций.

 

23.Синкретизм культуры первобытности

Синкретизм первобытной культуры

Специфической чертой первобытной культуры является ее синкретизм (слитность, неразделенность), когда формы осмысления мира, хозяйственные занятия, управление, структуры родства, магические и эстетические практики не отделены друг от друга и не противопоставлены друг другу.

Синкретизм – это совокупность культурный практик, религиозных взглядов и система социальных символов. Это понятие пришло к нам из античной культуры, хотя активное изучение этого явления началось только в XIX столетии. Это объясняет тот факт, что до сих пор ученые не пришли к единому мнению о синкретизме, его особенностях и характерных чертах. Вместе с тем, когда речь заходит об анализе исторических основ искусства, религиозных практик, культур и прочих направлений духовной жизни цивилизации, то обязательно говорят о синкретизме. Изначально существовало только понятие первобытного синкретизма, позднее из него выделили несколько направлений – культурный, лингвистический и религиозный. Произошло это совсем недавно.

Первобытный синкретизм

Как ни странно, но сведения о жизни наших первобытных предках очень важно для современного человека. Первобытная культура, основа родоплеменного строя, натуральное хозяйство и прочие аспекты позволяют лучше осознать наши корни, дает основу для развития современного общества, питает его живительными соками, которые стимулируют прогресс цивилизации на протяжении вот уже тысяч лет. Осознание того факта, что все народы и нации мира имеют общий фундамент, общие корни, общие истоки становления культуры, делает всех людей на Земле ближе друг к другу. Синкретизм является тем стержнем, который держит на себе понимание, что хозяйственные навыки, общественная жизнь, виды обращения, менталитет, культура и искусства являются общими для миллиардов людей, живущих на планете, объединяют, а не разъединяют их. Любой вид деятельности человека неразрывно связан и является основной для десятков других. Таким образом, появляется целостность культуры как первобытной, так и современной культуры.

 

Первобытный синкретизм сочетал разные направления, которые впоследствии разделили:

 

В лингвистических науках под словом «синкретизм» понимается объединение нескольких значений или компонентов значений между различными формами на ранних и современных этапах эволюции лингвистики и языка в-целом. Чаще всего синкретизм можно проследить в лексике и морфологии.

Религиозный синкретизм – это слияние разных религий и их ответвлений в одну общую религиозную систему. Синкретизм характерен для всех мировых религий – христианства, ислама, индуизма и пр.

О синкретизме искусств говорят в том случае, если имеется объединение различных видов искусств в одном течении, направлении, произведении (музыка, танцы, стихи, песни).

Синкретизм ремесла – это совокупность научного и практического опыта, личных навыков и умений конкретного человека, которые он применяет в процессе создания материальных предметов.

 

24.Универсальная модель мира первобытной культуры. Метафора мирового древа

Мировое древо

Фиксация географических и социальных границ позволила человеку в эпоху зрелой первобытности свести все знания в горизонтальную модель мира. Первое законченное представление о мире дает так называемое мировое древо. Это изображение дерева (либо условная композиция), поделенное на три части: верх (крона, небо) – середина (ствол, земля) – низ (корни, подземное царство). Мировое древо выступало и в качестве маршрута, проходя который целитель и заклинатель посредничал между духами и людьми. Двигаясь по стволу дерева вверх и опускаясь вниз по корням, он отправлялся в воображаемые путешествия.

 

 

25.первобытные магические практики как истоки ритуальной деятельности

Магия

Магия – первооснова культуры первобытного человека – базировалась на древнейшем удвоении мира-сети. Весь мир воспринимался как единая сеть незримых связей между предметами, причем невидимая реальность этих переплетений оценивалась как подлинная, первая. Для достижения необходимого результата ожидаемое событие инсценировалось и натуралистически представлялось в виде действа или изображения.

Магия разделяется на имитативную и парциальную. Имитативная магия основана на физическом воздействии на полное подобие объекта. При парциальной магии, действующей на часть целого, необходимо иметь что-то от предмета воздействия (вынутый след, фрагмент одежды, волос, слюну и т. д.).

Ритуалы

На основе магических практик возникают ритуалы:

(1) стереотипные, привычные и регулярные действия, которые сопровождают

(2) значимые события человеческой жизни,

(3) отсылая их к сакральному образцу либо первовремени.

Мирча Элиаде (1907–1986) – известный американский религиовед и культуролог – выявил содержательное наполнение ритуала как воспроизведения первовремени. Интерес к необратимости и новизне – недавнее приобретение человечества. Архаические люди боялись всего нового и необратимого и защищались от них. В их сознании господствовала идея о «вечном возвращении» – представление о цикличности всего происходящего. В течении всей своей жизни архаический человек участвовал в «повторении» акта созидания мира.

Миф

Ритуал нуждался в постоянном воспроизведении и заучивании, он обрастал словесными формулами, приобретавшими относительную самостоятельность.

«Словесный слепок» ритуала – миф – был основан на организованном сюжетном повествовании (нарративе). Со времени поздней первобытности нарратив становится самым значимым способом описания и организации опыта и жизни людей. Миф дает полное знание обо всем, что требуется знать человеку, эмоционально включает его в события, о которых повествует и которые необходимо запомнить, дает ряд пра-фигур, которым следует подражать, и предоставляет ролевые (гендерные и генеративные) модели для воспроизведения.

 

 

26.Культура древних цивилизаций: общая характеристика.основные признаки

Цивилизации, возникшие на рубеже V–IV тыс., обладают единством, выраженным совокупностью определенных признаков. От первобытной культуры они наследовали синкретические модели мышления, речи и действия. Однако, говоря о древних цивилизациях, мы предполагаем наличие определенного уровня развития.

Признаки. Антрополог Гордон Чайльд выделил следующие формальные признаки древних цивилизаций: (1) появление городов, или больших, плотных поселений; (2) дифференцирование населения в специализированные профессиональные группы; (3) выделение высших социальных групп, включая правящую, которые освобождаются от первичных задач пропитания; (4) появление механизмов для извлечения " социального излишка", типа налогов или дани; (5) строительство монументальных общественных зданий и других сооружений, служащих символами государственной власти; (6) появление письменности, облегчающей учет податного сословия.

Место возникновения древнейших цивилизаций – долины великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ, то есть «историческая зона» между 20 и 40 градусами СШ в условиях природно-климатического оптимума. Природно-климатическим оптимумом называют неповторимую совокупность различных факторов географического положения и природных характеристик. Одним из этих факторов была высокая плодородность земли, вторым фактором – относительная географическая изолированность регионов.

 

27.Культура древних цивилизаций: поиск и поддержание социально-интегрирующих факторов

Создавая государство как единый организм, культура предписывала всем фрагментам этого организма иерархическое единство. Речь шла о верности в следовании установлениям и договорным обязательствам как выше-, так и нижестоящих. Древние тексты именовали этот аспект культуры словом «справедливость». Идеалом «справедливого человека» был образ «человека-на-своем-месте» – «послушного», воспринимающего себя как часть целого, с уважением относящегося к вышестоящим, приспосабливающегося к административной и общественной системам

 

 

28.Миф как основа опосредованного постижения космической и социальной целостности в культурах древних цивилизаций

Время древних было временем мифа – оно было неподвижным, обладало предметным и событийным наполнением и существовало тогда и там, где имелись события-предметы. Время было не только предметно-событийно, но и прерывно (дискретно). Прерывистость времени была обусловлена природно-космическим порядком сельскохозяйственного года. Люди древних культур четко структурировали время, но не были уверены в том, что сезоны будут правильно следовать друг за другом, а день сопровождаться ночью, если об этом не заботиться дополнительно. Сезонные ритуалы были призваны поддерживать космический и социальный порядок

 

Миф

Ритуал нуждался в постоянном воспроизведении и заучивании, он обрастал словесными формулами, приобретавшими относительную самостоятельность.

«Словесный слепок» ритуала – миф – был основан на организованном сюжетном повествовании (нарративе). Со времени поздней первобытности нарратив становится самым значимым способом описания и организации опыта и жизни людей. Миф дает полное знание обо всем, что требуется знать человеку, эмоционально включает его в события, о которых повествует и которые необходимо запомнить, дает ряд пра-фигур, которым следует подражать, и предоставляет ролевые (гендерные и генеративные) модели для воспроизведения.

 

29.Горизонтальная модель мира архаических культур: инвариант и культурные варианты

Горизонтальная модель мира

Социальная организация, ориентированная на стабильность, способствовала сохранению во многом сходной с архаической " горизонтальной модели мира" — модели, ориентированной относительно упорядочивающего центра пространства и соотносимой с годовым циклом. В рамках горизонтальной модели мира божественные персонажи и человеческое общество мыслились в неразрывном единстве как с космическим универсумом, так и друг с другом.

От первобытной горизонтальной модели мира архаическую модель отличала определенная «парадоксальность» – боги и люди были единосущностны, но сферы сакрального и профанного четко разделялись.

 

30.Человек в культурах древних цивилизаций

Древние цивилизац-это цивилизац локальные, очень тесные, существовавшие только вокруг рек. Основн. масса земли находилась в собственности общины. В сознании людей общинная собствен. рассматривалась как собственность бога - покровителя общины. В процессе развития древних цивилизац усиливалось соц.и материальное неравенство, возникало рабство. Но рабский труд использовался преимущественно в царском и храмовом хозяйствах. Основн.укладом в экономич. жизни на протяжен всего периода существован древн.цивилизац оставался труд свободных общинников. Развитие земледелия, ремесел создавали условия дня налаживания экономич. связей, развивалась речная, морская торговля, но господствовал натуральный товарообмен. Несмотря на развитие внешних связей, преобладающей чертой жизнен уклада, определявшей мировоззрен чел эпохи древн цивилизац, продолжала оставаться замкнутость.Эта культура шла вслед за " архаической культурой", сохраняя ряд ее характерных черт (мифологвосприятие мира, представлен о душе и духах как первопричине явлений природы). Но в то же время миросознание чел.в тот период существенно отличается, и даже то, что прямо заимствовано, понимается уже иначе. В эпоху древн. цивилизац люди по-прежнему верят в богов, но это уже настоящие боги, а не просто могущественные духи первобытн. культ. Наряду с функцией управления силами природы, они приобретают роль первостроителей и покровителей. Усложняется и понимание роли самого чел.Чел первобытн культ зависел от духов, но он не отвечал вместе с духами за жизнь и порядок на земле и на небе. Теперь боги должны следить за исполнением установлен. законов, а чел. обязан поддерживать их в этом. Чел культуры древних царств уверен, что мир, порядок поддерживается судьбой, богами, жертвой, законом. Живое олицетворения космического и земного миропорядка-фигура царя или верховн жреца, они связывают этот земной мир с миром божественным. Царь и жрецы поддерживают закон, регулируют жертвоприношения. Пока богам приносится жертва, соблюдаются законы, оказываются почести царю и жрецам, мир существует, если же хотя бы одно из этих звеньев разорвется, мир обязательно погибнет. Такое отношение к миру во многом определялось способом коллективного выживания, единственно возможным для людей той эпохи и в тех природно-климатических условиях.

 

 

31. Культурное своеобразие древнего египта

Др.Египет как самостоятельная цив-ция просуществовал около 3 тыс-летий – приблизительно с конца 4 тыс. до н.э до 332г. до н.э, когда он был покорен А.Македонским.Существование Египта напрямую зависел от Нила. Основу экономики составляло ирриационное земледелие.

Периоды: додинастический, древнее царство, среднее царство, новое ц, позднее ц.

Огромную роль в жизни египтян играла религия..Особенностями рел.верований объясняются многие хар-ные черты и формы егип.искусства, лит-ры и науки. Боги были не только на земле но и на небе.Одной из атрибутивных и важных черт древнеегипетской религии было обожествление царя- фараона.Фараон был «распорядителем всего, что послано небом и вскормлено землей».Египетские статуи создавались согласно канонам.(они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди руками и сомкнутыми ногами. При выполнении рельефов или настенных росписей египтяне использовали традиционный прием плоскостного изображения фигуры. Возникновение древнеегипетской иероглифической письменности – додинастич.период. Появление иератического письма(жреческого).Создали худ.лит-ру.(самые распостран.жанры повесть и сказка). «История Синухета».Солнце и звезды были для египтян исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии. Было принято деление суток на 24 часа. «Книга мертвых» - крупнейший памятник рел. лит-ры. К-ра периода позднего царства, несмотря на отдельные достижения, свидетельствует о том, что творч. силы ее уже исчерпаны.Египтяне обращались к образцам Др.ц. в рел, лит-ре, изо,. Эта намеренная архаизация, попытка возродить древнейшие черты египтеской к-ры были вызваны стремлением отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного порабощения.

 

 

32. Культура Месопотамии: особенности картины мира и этоса

Цив-ция Месопотамии была этнически неоднородной, формировалась в процессе смешения многих народов. Наиб. значение в истории и к-ре Междуречья имели шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы.

Шумеро-аккадская к-ра. Создали высокую земледеьческую к-ру, развитую сист.мелиорации, использовали колесо, гончарный круг, плугосеялку, парусную лодку. литье из меди и бронзы. Шумерский пантеон насчитывал 3000 богов. Имели стройное учение о мире с объяснением всех прир. и общ. явлений.Со временем сложилась иерархия богов. Ан –небо, Энлиль – земля, Энки – вода. На раннем этапе важную роль играли жертвоприношения. Создание письменности. Несколько стадий развития письменности: изобразительный пиктограмный хар-тер, буквенный, клинописи.Лит-ра Месопотамии подпитывалась многочисл. шумерскими и аккадскими мифами. Известны также несколько месопотамских поветсвований о всемирном потопе, рассказ о первом рае, эпос о Гильгамеше. Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало, т.к. не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Белый храм и Красное здание в Уруке. Арки и своды распостранились по всему миру..Зиккураты. В искусстве аккадского времени в наиб. степени отразилась идея могущ., обожествляемого правителя.

Скульптура из меди голова царя Соломона Древнего.

Вавилонская к-ра. Среди памятников искусства Старовавилонского периода (Хаммурапи): бальзатовая стелла царя Хаммурапи.на которой высечены законы Хаммурапи. Нововавилонское царство (Навухолоносор 2) дворец Навуходоносора 2 с висячими садами Семирамиды, Вавилонская башня, Ворота богини Иштар. Высокого уровня достигла наука, астрономия и матем. Были составлены лунный календарь, метеорологические справочники, карта звездного неба. Главными центрами образования были школы при дворцах и храмах – «дома табличек».

 

Ассирийская к-ра. Самая милитаризованная и жестокая империя древности. Бог Ашшур- покровитель древнего города Ашшур. Искусство Ассирии- сплав элементов худ. творчества разных народов, покоренных ассирийскими завоевателями. Архитектура носила крепостной, оборонительный хар-тер. Для регулярного снабжения городов водой проводились водопроводы и акведуки. Крупнейшая библиотека того времени – библиотека в столице гос-ва Ниневии в 7в до н.э. построенная царем Ашрбанапалом.

 

 

33. Классические культуры востока: роль философских систем в формировании мировоззренческих установок


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь