Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роберт Редфилд: структура картины мира



В работе «Народная культура Юкатана» (1941) Р. Редфилд выделял в структуре картины мира «центральный интерес» и «базовые категории».

Центральный интерес картины мира – это ее центрация на человеке, Боге или природе; конфликт с человеком, природой или Богом и т. д.

Базовые категории существуют как четыре универсальных элемента картины мира:

(1) разделение мира на своих–чужих;

(2) отличие человеческой природы от того, что не является человеческим;

(3) выделение категорий людей, похожих друг на друга и отличных друг от друга;

(4) ориентация во времени и пространстве посредством основных естественных феноменов.

 

9. Универсальный характер категорий культуры

Категории культуры

Картина мира включает в себя всеобъемлющие идеи об устройстве мироздания – понятия и формы восприятия действительности, называемые категориями культуры.

Это универсальные понятия культуры, связанные между собой так, что образуют «сетку координат», при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят «смысловой заместитель» мира.

Каждая культура характеризуются особым способом восприятия мира.

Категории культуры являются универсальными, поскольку присущи каждой из культур, но по своему содержанию они различны.

Роберт Редфилд: структура картины мира

В работе «Народная культура Юкатана» (1941) Р. Редфилд выделял в структуре картины мира «центральный интерес» и «базовые категории».

Центральный интерес картины мира – это ее центрация на человеке, Боге или природе; конфликт с человеком, природой или Богом и т. д.

Базовые категории существуют как четыре универсальных элемента картины мира:

(1) разделение мира на своих–чужих;

(2) отличие человеческой природы от того, что не является человеческим;

(3) выделение категорий людей, похожих друг на друга и отличных друг от друга;

(4) ориентация во времени и пространстве посредством основных естественных феноменов.

Арон Гуревич: природные и социальные категории

Арон Яковлевич Гуревич (1924—2006) — российский культуролог-медиевист, исследовавший, как ментальные структуры связаны с социально-экономическими условиями жизни людей.

А. Гуревич разделял категории (универсалии) культуры на (1) природные (космические) и (2) социальные.

К природным категориям относятся (1) время, (2) пространство, (3) изменение, (4) причина, (5) судьба, (6) число, (7) отношение чувственного к сверхчувственному, (8) отношение частей к целому.

К социальным – (9) индивид, (10) социум, (11) труд, (12) богатство, (13) собственность, (14) свобода, (15) право, (16) справедливость.

 

 

10 Понятие этос культуры как инструмент культурологического анализа

Этос культуры

Этос культуры является конкретизаций картины мира на уровне предписаний. Этос передает знание о тех сущностных ориентирах, в рамках которых должна быть прожита жизнь человека в конкретной культуре.

Этос культуры включает в себя

ñ ценности,

ñ нормы,

ñ идеалы,

ñ оценки,

ñ стереотипы культуры.

 

11.соотношение понятий ценности, нормы, идеалы и стереотипы культуры

Культурные ценности

Культурные ценности – это одобряемые и разделяемые большинством представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Ценности существуют не хаотично, а в виде устойчивой конфигурации связей. Они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу и образуют систему.

Система ценностей представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости.

Благодаря ценностной системе обеспечиваются целостность конкретной культуры, ее специфический облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

Норма культуры

Норма культуры – это стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей с точки зрения ценностей, то есть представлений о должном, желательном и т. д.

Ценности оправдывают нормы и придают им смысл.

Культурный идеал

Культурный идеал – это обобщенное ценностное представление о совершенстве.

В культуре идеал выступает как в качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности (идеалы благой жизни, красоты и т. п.), так и в качестве образца индивида или артефакта.

Культурная оценка

Культурная оценка – это способ установления значимости чего-либо в соответствии с системой ценностей, нормами и идеалами культуры.

Культурной оценке подвергаются формы целеполагающей деятельности, индивиды и их поступки, артефакты своей и чужой культуры.

Стереотипы культуры

Стереотипы культуры – это шаблоны оценивания, поведения и взаимодействия.

Стереотипные схемы поведения, взаимодействия и оценивания, с одной стороны, позволяют человеку действовать в привычной среде без излишних усилий, с другой – ведут к подмене индивидуализированного понимания типизированием и обобщениями.

 

12.Язык как символическая система и вид коммуникативного поведения

Комплексы символов синтезируют, “консервируют” и транслируют картину мира и этос определенной культуры.В них воплощается исторически передаваемая система значений, их посредством сохраняются и развиваются универсалии культуры.

Сигнал — это несущая послание сущность, которая автоматически вызывает послание.

Знак — это несущая послание сущность, которая замещает послание.

Символ — это несущая послание сущность, которая замещает послание в силу произвольной, но привычной ассоциации

Комплексы символов транслируют культурную информацию.По способу трансляции они разделяются на (1) вербальные (естественные и искусственные языки); (2) невербальные.

Языком называют определённый комплекс символов и правил их употребления. Этот комплекс включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения)

 

13.Язык как мир культуры. Гипотеза лингвистической относительности

Язык как комплекс символов

Языком называют определённый комплекс символов и правил их употребления.

Этот комплекс включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения).

Гипотеза лингвистической относительности

Гипотеза лингвистической относительности была выдвинута американским антропологом Эдвардом Сепиром (1884–1939).

Сепир пришел к выводу о том, что языковые различия связаны с различиями в мышлении носителей языков. Его ученик Бенджамин Ли Уорф (1897–1941) доказывал прямую зависимость категорий мышления от категорий языка.

Гипотеза лингвистической относительности утверждает, что индивиды делят мир на фрагменты, предопределяемые символизмом их родного языка.

Впечатления от мира в значительной степени истолковываются через структуру конкретного языка.

Лексические единицы и грамматические категории служат не только инструментами для передачи информации, но и формируют идеи и управляют мыслительной деятельностью говорящего.

 

 

14.Роль невербальных символов в транслировании культурной коммуникации

Невербальные комплексы культурных символов

Эдмунд Рональд Лич (1910—1989) – известный и признанный английский антрополог – выделял такие невербальные комплексы культурных символов, как:

ñ стиль одежды,

ñ планировка поселения,

ñ архитектура,

ñ мебель,

ñ приготовление еды,

ñ музыка,

ñ физические жесты,

ñ позы,

ñ телесные повреждения.

Одежда как комплекс символов

Одним из самых значимых комплексов символов является одежда.

Взятые вне контекста, предметы одежды лишены «значения», но, будучи соединены в особый костюм (униформу), они превращаются в культурные маркёры.

Цветовая символика

Символика одежды дополняется цветовой символикой.

В любой культуре существует свой набор противопоставляемых цветов, который маркирует социальную роль, ролевую перестановку и т. д.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь