Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антропоцентризм в понимании мира



Ученик Фичино – Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) предпринял одну из самых радикальных попыток средствами античной мысли решить интеллектуальные проблемы трансформирующегося позднего средневековья.

Особое внимание мыслителей конца XIV – начала XV вв. привлекала проблема человека.

Под влиянием античной традиции гуманисты перешли от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Человек оказывался центральным звеном всей цепи космического бытия, выступал как Божье творение, стоящее в центре мира.

Наиболее известным текстом, посвященным определению сущности человека, явилась " Речь о достоинстве человека" (Oratio de hominis dignitate, 1487) Пико, где человек определялся как самосозидающее существо, обладающее свободой воли и выбора.

Гуманистический антропоцентризм совпадал по интенциям с формированием нового видения человека в среде горожан.

С процессами урбанизации и коммерциализации жизни возникают представления о (1) социальной автономии человека; (2) способности к труду как его сущностной характеристике.

Накладываясь на гуманистический идеал человека, они порождают концепцию homo faber, характеризующую человека как активно действующее, самоформирующееся существо, способное не только к самокреации, но и к изменению природного окружения.

 

 

43. Социально-культурный смысл гуманистического движения

Формирование гуманистической культуры

Для реализации и развития своеобразия человека понадобились и соответствующие средства. Ими, начиная с XIV в., выступали дисциплины, занимающиеся познанием человека, – история, литература, философия и риторика, обобщаемые восходящими к античной традиции понятиями «studia humanitatis» и «studia humaniora».

Преподавателей этих дисциплин «прозвали» гуманистами (humanista), «сконструировав» это слово по аналогии с такими названиями профессий, как законник (legista), художник (artista) и т. п. В последующем так стали называть всех деятелей эпохи Возрождения, а новое направление культуры получило название гуманизма.

Гуманизм и гуманисты

Гуманизм – движение, ратовавшее за широкое литературное и художественное образование и апеллировавшее к идеалу homo universale, когда степень образованности являлась одновременно мерилом достоинства человека.

Социальная основа нового движения была достаточно узкой – это были образованные мужчины (университетские преподаватели, канцлеры городских коммун, секретари духовных лиц, дипломаты), привлекавшие в свой круг художников и поэтов. Они увлекались “учеными занятиями”, имели особый стиль общения, способ мышления, неформальную систему круговой поруки, взаимовыручки и поддержки.

Специфика ценностей и социализации превратила гуманистическое движение в субкультурное явление.

Субкультура

Субкультура – часть культуры, отличающаяся от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языковыми вариантами, манерой поведения носителей и другими аспектами.

О субкультуре в собственном смысле слова можно говорить тогда, когда социализация ее членов в значительной степени ведется по собственным стратегиям своими средствами. Для этого необходимы институциональная укорененность и собственные ресурсы.

Относительная автономия " субкультуры" и расстыковка функциональных отношений разделения труда и порядков авторитета в обществе дает их членам возможность образования собственных когнитивных и коммуникативных компетенций, независимых форм выражения и упорядочивания времени.

Обращение к античной традиции

Одна из главных особенностей гуманистической субкультуры состоит в обращении к античной традиции.

Контакт с арабами привел к проникновению в Европу античных авторов в арабских переводах. Работа Толедского коллегиума переводчиков с его практикой переводов на латынь античных авторов привела к тому, что с XIV века в университетах стали восстанавливать классическую латынь, писать подражания древним.

С конца XIV – начала XV вв. университетская среда начала изучать классический греческий язык.

Античная культура, представ перед гуманистами в своем подлинном обличье, очаровала их, что породило одну из основных культурных тенденций – установку на возрождение античности.

Популяризация гуманистической культуры

Распространению взглядов гуманистов способствовала революция в области передачи информации, произошедшая в 1445 г., когда Иоганном Гутенбергом впервые был применен печатный пресс.

Печатная книга, сделавшаяся дешевой и доступной, резко увеличила круг читателей. Тексты гуманистов получили огромную популярность у небогатых грамотных горожан. Это стало началом формирования как европейской культуры печатного слова, так и западной высокой культуры.

Противостояние двух концепций человека
в европейской культуре XV–XVI вв.

В европейской культуре XV–XVI вв. нарастало напряженное противостояние двух концепций человека – гуманистической и церковной.

В противовес идее самосозидания человека как особого существа, церковь в законченном виде оформляет учение о единоспасающей роли церкви (sacra romana ecclesia).

В христианском учении акцент смещается с идеи богоподобия человека на положения о его сотворенности и изначальной греховности.

Человек не может быть творцом, он – творение, Тварь, уязвленная первородным грехом, его спасение невозможно без семи христианских таинств: крещения, причащения, конфирмации, венчания, священства, покаяния, елеосвящения.

На практике это приводило к “снисходительно-патерналистскому” диктату церкви, вызывавшему возмущение у горожан.

Реформация

Мартин Лютер (1483–1546), католический теолог, получивший образование в Эрфуртском университете и находившийся под влиянием гуманистов, вступил в открытую полемику с папой по вопросу о секуляризации церкви. Выдвигая тезис о спасении верой

(sola fide), он выступал за полную отмену институализированной церкви, самостоятельное чтение Библии и руководство ее положениями (sola scriptura). Лютер утверждал идею индивидуального отношения к Богу и жизни человека как деле веры.

 

 

45. Новоевропейская культура как реализация проекта модерна

Новое Время и модернизация

Комплекс кумулятивных и взаимно усиливающихся процессов, происходящих в Европе Нового времени, носит общее название модернизации.

Юрген Хабермас выделяет в числе модернизационных процессов:

(1) формирование капитала и мобилизацию ресурсов;

(2) развитие производительных сил и повышение продуктивности труда;

(3) осуществление центральной политической власти и формирование национальных идентичностей;

(4) расширение политических прав участия;

(5) формализацию школьного образования;

(6) развитие городских форм жизни;

(7) секуляризацию ценностей и норм.

Экономическая модернизация

Взаимосвязанные процессы формирования капитала, мобилизации ресурсов и развития производительных сил ведут к (1) доминированию непродовольственных форм создания материальных благ, (2) специализации труда, (3) возрастанию роли рынка.

Резкое повышение продуктивности труда ускоряет урбанизацию, становится началом бурного экономического роста (до этого экономический рост был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстро увеличивает жизненный уровень населения.

Политическая модернизация

Политическая модернизация идет в двух направлениях:

(1) расширение политических прав участия;

(2) осуществление центральной политической власти и формирование национальных идентичностей.

Первая реализуется в критическом отношении к политической власти и исчезновении менталитета подчинения; вторая – в ситуации становления абсолютистского государства.

Расширение политических прав участия имеет своим истоком лютеровскую концепцию индивидуального отношения к Богу и жизни как дела веры. Лютер и его последователи выступают за право на защиту дела веры от вышестоящих («чинов») и право на собственность. Право свободно верить – право личности, одаренной им Богом; право на собственность дает человеку возможность проживать жизнь так, как он считает праведным.

Расширительная трактовка права на свободу совести и права на собственность приводит новоевропейского человека к убеждению о праве подвергать сомнению властные решения и вмешиваться в процесс их принятия.

Абсолютистское государство, формировавшееся с XVII в., стремилось охватить человека как целое – воспитать его, дать образование, сберечь здоровье, снабдить работой, приобщить к политической жизни, призвать в армию, защитить от внешней агрессии, обеспечить досуг, дать на старости пенсию и похоронить с подобающими почестями.

Французский культуролог Мишель Поль Фуко (Michel Foucault, 1926–1984) в работе «Надзирать и наказывать» (1975) охарактеризовал ряд институций модерна как дисциплинирующий механизм, становящийся пространством принудительной нормализации индивидов. По Фуко, дисциплинарное первоотношение прорастает по всей массе культуры, порождая такие несходные, на первый взгляд, институты как регулярная армия, школа, больница, мануфактура, тюрьма.

Дисциплина проникает в индивида столь глубоко, что становится правилом его жизни, основой личности, изменяет само его отношение к эмоциональной сфере и собственной телесности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь