Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Транстемпоральность культуры Беларуси



Сергей Санько (р. 1962) – кандидат философских наук, культуролог, исследователь традиционной белорусской культуры – предложил для характеристики архаичности культурных элементов термин “транстемпоральность”.

Действенность ряда компонентов архаики и глубина фольклорной памяти белоруской культуры отмечалась исследователями еще в конце XIX в. и связывалась с ограниченным количеством миграций и стабильным проживанием автохтонов на белорусских землях.

Архаические элементы значимы в белорусской культуре не только в диахронической перспективе – как истоки культурного своеобразия, но и в синхронии – как устойчивый и действенный элемент, который сочетается с христианской традицией и урбанистической модерной культурой.

В современной культуре сохраняются реликты архаической модели мира. Она изображалась как Мировое Древо, имеющее качественные различия в вертикальном и горизонтальном сечениях. Горизонтальная плоскость имела четыре качественно разнородных направления – Север, Запад, Юг, Восток. Вертикальная – отсылала к идее “этого” и “того” света.

До сих пор мы можем встретить дериваты архаической традиции осмысления жилища и бытовых предметов как моделей мира и календарного года.

В архаической традиции дом был ориентирован по сторонам света – окна прорубались только в восточных и южных стенах, диагональ функционально делила жилое пространство. По вертикали жилое пространство соотносилось с “этим” миром, чердак – с небесами, пол – с границей между мирами. На чердаке жили духи умерших предков. Пол связывался с плодородием и посыпался зерном и травой в сельскохозяйственные праздники. Потолок символизировал небо, и к нему в день зимнего солнцестояния привешивался соломенный паук (“солнце”). Дом воспринимался как пространство порядка в необжитом Хаосе мира. Поэтому его закладка, возведение, охрана его границ были связаны с ритуалами перехода и соответствующей символикой.

Красноречивым примером моделирования календарного года в бытовых предметах является белорусское полотенце. Оно имеет девять семантических фрагментов, которые символизируют движение от (1) целины к (2) делению, (3) засеванию зернами, (4) солнцу, (5) подъему по священной лестнице к (6) вершине года – солнечной колеснице, спуск к (7) снопам, (8) новому засеванию зернами и (9) замыканию года «змеёй». Орнаменты полотенец соотносятся – то, что выткано вверху, имеет соответствие внизу. Неизменным остается центр, содержащий основную идею артефакта.

 

 

59. полимкомпонентность совр.бел.культуры

Формирование многокомпонентности
белорусской культуры

Формирование многокомпонентности белорусской культуры началось в 988 г. с христианизации белорусских земель. В 992 г. была основана Полоцкая епархия, в 1005 – Туровская. Принятие христианства содействовало распространению кириллического письма, распространению сакральных художественных практик.

Христианская картина мира, ее ценностно-нормативные корреляты получили широкое распространение и “наложились” на архаические автохтонные компоненты. Так, к примеру, годовые праздники и обряды традиционной белорусской культуры сформировались в результате синтеза архаического язычества и христианства. Их народные названия (Каляды – Грамніцы – Звеставанне – Вялікдзень – Радаўніца – Сёмуха – Купалле) и специфика празднования содержала отсылки как к одной, так и к другой семантике.

В XVII в. территории, на которых формировался белорусский этнос, были захвачены процессом первичной (эндогенной) модернизации, и на них активно происходил процесс сущностного изменения культурных черт, связанный с коммерциализацией, урбанизацией, секуляризацией и нациогенезом. Это привнесло в палитру белорусской культуры ряд новых городских светских ценностей, которые претерпевали последовательное превращение во время последующих процессов полонизации, руссификации и советизации.

60. белорусская культура-проблема идентичности

Специфика белорусской саморефлексии
и становления национальной идентичности

Рефлексивного самоосознания национальной идеи не произошло в белорусской культуре как в силу (1) близости к традиции западноевропейской мысли, так и в силу (2) слабости нациотворческих процессов.

Развивавшаяся на белорусских землях мыслительная традиция вплоть до разделов Речи Посполитой «влита» в общеевропейскую и может быть разделена на следующие этапы:

1) развитие идей Реформации (XVI–XVII вв.);

2) деятельность виленских иезуитов (XVII – первая половина XVIII вв.);

3) развитие идей Просвещения и Романтизма (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.).

Начало национальной рефлексии на Беларуси связано, прежде всего, с распространением идей Реформации и деятельностью Франциска Скорины (ок. 1490–1541). На протяжении 1517–1519 годов Скорина перевел на современный ему вариант белорусского языка и издал 23 книги Библии. При переводе им учитывался чешский вариант 1506 г.

После Люблинской унии (1569), ознаменовавшей образование Речи Посполитой, на белорусских землях интенсивно утверждался орден иезуитов. Иезуитские коллегиумы открывались во многих городах ВКЛ (в Полоцке, Несвиже, Орше, Гродно, Бресте, Минске). В 1579 г. была основана Виленская иезуитская академия (в 1803 г. ставшая университетом). В ее состав входили факультеты теологии и философии, что дало возможность развивать на белорусских землях академические традиции. Виленские иезуиты были активными участниками общеевропейского интеллектуального процесса.

Среди преподавателей средневековой схоластики выделялся профессор Виленской Академии Мартин Смиглецкий. Развивая идеи испанских иезуитов, Смиглецкий затрагивал проблемы специфики собственного региона, его коммерциализации и политической жизни.

Важную роль в распространении идей Просвещения в ВКЛ сыграли Иероним Стройновский (1752–1815) и Адам Нарушевич (1733–1796). Просветительские воззрения на историю привели их к идее самобытности исторического пути каждого народа. Для себя, однако, оба просветителя выбрали польскую идентичность.

В 1799–1806 гг. Стройновский занимал должность ректора Виленской Академии, именно при его участии преобразованной в Университет. В 1785 г. в Вильно вышла на польском языке его работа «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов».

Нарушевич родился в Пинском повете, был преподавателем в Виленской академии и в Варшавском иезуитском коллегиуме, автором известной семитомной «Истории польского народа», основанной на просвещенческом подходе к истории.

В конце XVIII – начале XIX вв. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение идеи романтизма. Под влиянием идейного комплекса Просвещения / Романтизма в 1817–1823 г. в Виленском университете действовала тайная организация «Общество филоматов» (любителей наук). Своей целью члены общества объявили самосовершенствование и подготовку молодежи к деятельности на благо нации. Основным препятствием на пути прогресса филоматы считали крепостничество и самодержавие как противоречащие естественному праву и разуму установления.

Рассматривая историю человечества как закономерный процесс борьбы за прогресс и свободу, филоматы ориентировали свою деятельность на реальные потребности общественной жизни, стремились изучать характер народа, его обычаи, чтобы выработать соответствующие принципы своей деятельности. Под влиянием идеологии романтизма они высоко ценили народную культуру. Однако, только Ян Чечот в своих сочинениях стал пользоваться белорусским языком наряду с польским.

После восстания 1830–1831 гг. Виленский университет был закрыт, и существование академической культуры на белорусских землях было надолго прекращено.

Во второй половине XIX в. проблема специфики белорусской культуры и независимости белорусского народа возникает в рамках деятельности газет «Мужицкая правда», проповедовавшей идеи национального освобождения, и «Гомон». В начале XX в. газеты «Наша доля», «Наша нiва» пропагандировали идеи национальной автономии и единства белорусского народа.

Игнат Абдиралович: проблема исторического пути
и культурного своеобразия белорусов

В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича (И. В. Канчевского, 1896–1923) «Адвечным шляхам». В ней автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом и не принявших ни той, ни другой стороны.

По мнению Абдираловича, белорусам нужны «свои белорусские формы жизни», но при этом следует избегать «белорусского мессианизма». В творчестве адекватных форм жизни дух должен быть свободен от лозунгов и догм. «Истинной основой жизни может быть только творчество». Свободная, непринудительная кооперация должна служить ориентиром формирования человеческих отношений.

“Белорусский проект освобождения”

Проблема белорусской идентичности оформилась к концу XIX в. в результате реализации “белорусского проекта освобождения”. В рамках этой концепции белорусский этнос трактуется как особая нация.

Описывая национальное пространство как целостность, проект осознает себя в ситуации “разрозненности”. Это задает (1) проблему поиска пути соединения частей; (2) дискурс виктимизации (осознания социальной общности как жертвы ситуации или обстоятельств).

С формированием БССР начинается становление белорусской советской идентичности, которая в цельном виде возникает после ІІ Мировой войны. Она берет за основу “белорусский проект освобождения” и рассматривает себя как его конечную реализацию.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь