Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ; ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ; МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ



КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

ТЕМА 1. 1. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ; СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ;

ТЕМА 1. 2. МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Культурология базируется на всех областях научного знания о культуре, использует необходимые методы сопричастных к себе наук, и разрабатывает собственные методы исследований. Так, методы социологических исследований используются и в социологии культуры. В морфологии культуры используются методы структурного анализа, теории систем, этнопсихологии, лингвистики и др.

Выделяют исследования фундаментального, теоретического плана; и экспериментального, направленного на сбор материала; исследования «прикладного» характера. Характерны два основных уровня исследований:

Теоретический подход (от греч. «theoria» — «созерцание, усмотрение умом») связан с развитием понятийного аппарата науки, познанием общих закономерностей культуры.

Эмпирический подход (от греч. «empeiria» — «опыт») направлен непосредственно на изучаемый объект культуры, и опирающийся на данные наблюдения и эксперимент.

Большинство предпочитает или теоретический, или эмпирический (экспериментаторы, собиратели и аналитики фактов) уровень исследований. Важны оба уровня исследований. Л. Морган, 3. Фрейд, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и др. сами собирали эмпирический материал и обобщали его теоретически.

Типология — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщений, идеализированной модели или типа. Типология культуры опирается на выявление сходства и различия изученных объектов, поиск их идентификации, а в теоретической форме стремится отобразить строение исследуемой сферы, подсистемы культуры, выявить закономерности развития.

Системный метод (от греч. «systema» — «целое, составленное из частей; соединение»). В его основе изучение множества объектов культуры как системы, образуемой из различных элементов, связанных определенными типами социальных и других связей, образующих единое целое (культуру). Системные исследования — способ синтеза, упорядочивания, интеграции, накопленного отдельными областями культурологии эмпирического материала. Главная цель — выявление функциональных связей между подсистемами и сферами культуры и феноменами, обеспечивающих целостность всей системы культуры.

Наука, искусство, религия, философия и др. являются сложными подсистемами культуры, имеющими собственную динамику и характер взаимодействий, что дает постоянные изменения и усложнения при построении «системной модели» культуры.

Сравнительный (компаративный) метод (от лат. «comparativus» — «сравнительный»). Тоже самое — «кросс-культурный» метод (от англ. «cross» — «пересекающийся», «перекрестный», «сопоставляемый»). Задачей сравнительного метода исследований является изучение культурных феноменов и процессов через сравнительный анализ и выделение, общих для «универсалий культуры» свойств, ценностей, культурной динамики, и их специфических свойств в конкретной культуре. Это области культурной антропологии, социологии культуры, сравнительного изучения религий и пр.

«Системный» и «сравнительный» методы часто выступают в совокупности, как «системно-сравнительный» (философский) метод.

Системно-функциональный метод основан на выделении в системе и подсистемах культуры не только структуры составляющих, но и их функций (роли, значений) относительно друг друга. Этот метод особо применим для перехода от постановки проблем в теории культуры к исследованиям конкретных феноменов культуры.

Культурно—исторический метод исследования исходит из того, что культура — это социальная память человечества, продукт общественной деятельности людей и только в лоне ее исторической интерпретации различные артефакты культуры могут быть восприняты и правильно поняты. Культурно-исторический метод исходит из понимания духовных процессов как части культуры, опирается на взаимодействие этих явлений с широким полем всей мировой культуры. Культурно—исторический метод использует культуру, как ключ к интерпретации художественных произведений и т. д.

Синтез на базе культурологии историко-культурных, социокультурных и психологических знаний позволяет исследовать проблемы менталитета, психологических характеристик различных культур, повседневной культуры, «соматической» (телесной) культуры и др.

Гендер (англ. «gender» — «род, пол») — совокупность качеств, норм (женский или мужской гендер). Гендерные исследования позволяют более полно рассматривать специфику женского и мужского начала в культуре, взглянуть на нее в ином ракурсе.

Аксиологический подход (от греч. «axios» — «ценный, достойный»). Культура как совокупность материальных и духовных объектов, связанных с общезначимыми для человека ценностями (Г. Риккерт и др.). Деятельностный подход. «Культура — это способ и результат человеческой деятельности» (М.С. Каган, Л.Н. Коган). Игровой подход к культуре и ее генезису (Й. Хейзинга, Г. Гессе и др.). Семиотический подход. Культура как сложно организованная система знаков и символов (Ю. Лотман и др.). Феноменологический подход (от греч. «phainomenon» —«образ, явление»). Философы чаще рассматривают феномены культуры через призму проблем сознания.

Ключевые понятия: теоретический и эмпирический подходы, системный метод, сравнительный метод, системно-функциональный метод; историко-культурный метод, аксиологический, деятельностный, игровой, семиотический, феноменологический подходы.

 

РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ТЕМА 2. 2. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

 

Аксиология (греч. «axia» — «ценность» и «logos» — «знание», «учение, слово») — раздел науки о природе ценностей, представления о значимых для человека благах, ценностях, объектах, являющихся предметом его желаний, стремлений, интересов.

Аксиологический подход в культурологии. Г. Риккерт назвал культурой «совокупность объектов, связанных с общезначимыми для человека ценностями». Во всех проявлениях культуры воплощена какая-либо признанная человеком ценность (добро, истина, красота, святость). Г. Риккерт разделял ценности на шесть классов: логические (в науке), эстетические (в искусстве), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные («Науки о природе и науки о культуре»).

Культурные ценности — одобряемые большинством представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и др. Ценности культуры выражают ее особое измерение, выражая собой отношение к человеческому бытию.

Ценностные ориентации принадлежат индивиду и выступают побуждающими стимулами для достижения им поставленных целей, регулирования поведения, характеризуют идеалы, личностно окрашенное отношение человека к миру, возникающее на основе знаний, получаемой информации, собственного жизненного опыта.

Культурные нормы — социальные установки, которые необходимо соблюдать, и без которых не обходится ни одно общество. Культурные нормы определяют поступки, деятельность людей, круг допустимых действий, нормы и стереотипы бытового поведения к которым относят:

— установленные в обществе законы, мораль;

— распространенные традиции, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии;

— нормы и образцы бытового поведения людей - этикет, манеры, нравы и пр.

 

ТЕМА 2. 4. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ,

ТЕМА 2..5. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ

 

Субъект культуры (от лат. « subjektus » —– «находящийся в основе») —– человек, выступает носителем предметно-практической деятельности, направленной на объект культуры, ибо только через деятельность человека происходит создание, сохранение и распространение культурных традиций, норм и ценностей культуры.

Культура личности —– устойчивый комплекс социально-психологических значимых черт, характеризующих человека как члена общества. Личность —– носительница объективного опыта и субъекта социальных отношений на уровне взаимосвязей личности с социальными, этническими группами, коллективами, малыми группами, семьей. Личность формируется в той или иной культуре и обусловлена ее ментальными (социальными и психологическими) особенностями.

Проблема «культура и личность» рассматривается в психологии, этнопсихологии, культурной антропологии, изучающих процессы формирования личности, освоение норм и ценностей культуры, поведение, отклонения от норм, что составляет аспект «социализации» («инкультурации») личности (З. Фрейд, Ф. Боас, М. Мид, К. Клакхон и др.).

В США в 1930-50-е гг. возникли два направления: «неофрейдизм» (А. Кардинер, Р. Линтон, К. Дюбуа, И. Хэллоуэл) и «школа» лингвиста и антрополога Ф. Боаса (М. Мид и др.). Ф. Боас считал, что изучение биологической и культурной сущности человека должно производиться различными методами. Он отмечал наличие у каждого этноса специфической «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей его историю. М. Мид писала («Культура и мир детства»), что каждая культура обладает специфическим типом личности, выявление которого, следовательно, и национального характера, дает изучение методов воспитания детей. Характер человека формируется исключительно в результате воспитания.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Социализация личности — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, обычаев, традиций, необходимых для того, чтобы стать полноценным членом того или иного общества. Вхождение в другой социокультурный мир происходит через знакомство с его обычаями и традициями.

Адаптация (от лат. adaptatio —– «прилаживание, приноровление») - процесс приспособления индивида или группы людей к социальной среде, включая усвоение норм и ценностей данной социокультурной среды.

Люмпены (с франц. —– «люди в лохмотьях»). Как личность, люмпен имеет предельно низкий социальный статус. По одним причинам он не может, а по другим - не хочет его повысить собственными усилиями. Социальная адаптация люмпенов малоперспективна.

Инкультурация личности —– процесс приобщения человека (ребенка, взрослого) к системе ценностей, норм, привычек и стереотипов поведения, характерных для усваиваемой культуры. Понятие ввел американский антрополог М. Дж. Херсковиц (1948). К. Клакхон ввел сходное по значению «культурализация»,

Четкого разделения между понятиями «социализация», « инкультурация », «культурализация» личности нет, их можно рассматривать как две стороны одного процесса. «Инкультурация» личности —– это вхождение в культуру, а «социализация» личности - в общественную среду.

Маргинальность (marginalis, от лат. margo —– край, граница, обочина) —– психологическое или социальное состояние индивида, который с его образом жизни, степенью овладения культурой, находится между двумя социальными сферами или различными культурами и ощущает душевный дискомфорт и моральную неудовлетворенность. Маргиналами бывают сельские жители, не сумевшие приспособиться к городской жизни; лица смешанной национальности и др.

КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ —– психологическое и социальное ощущение тождества человека с окружающими его людьми в конкретной социокультурной среде.

Родственное этому понятие «идентификация личности» ввел З. Фрейд. Его последователь Ж. Лакан описал психологические этапы «самоидентификации личности», как необходимого условия вхождения личности в социокультурную среду.

«Идентификация» личности обозначают практику и механизмы вхождения человека в общество, помогающими ему адекватно усваивать ценности и нормы, свои социально-ролевые установки, поведенческие стереотипы и пр.

Этническая самоидентичность —– осознание личностью принадлежности к той или иной культуре, религии, этносу, его историческому прошлому и пр. Это происходит не только через «общность крови», язык, а через всю систему этнокультурных символов (письменность, национальные святыни, мифы, легенды, историю, знаки, эмблемы и др.).

Ассимляция —– постепенный процесс поглощения индивидов и этнических групп другой социокультурной средой, этносом, в результате чего между ними исчезают языковые и другие социокультурные различия.

Метисизация —– взаимный процесс смешения двух или более этносов и формирование новой общей культуры (например, народы Латинской Америки).

МЕНТАЛИТЕТ, или ментальность (от лат. «mens» —– ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) —–относительно устойчивая и целостная совокупность мыслей, верований, темперамента, стереотипов бытового поведения, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества. Ментальность характеризует общее, что объединяет отдельных носителей какой-либо культуры (субкультуры), а с другой стороны — особенное, что отличает данную культуру (субкультуру) от других.

Французский философ и антрополог Л. Леви-Брюль использовал его для описания своеобразия первобытного мышления («La Mentalite primitive», 1922). Менталитет —– это умонастроение, психология, склад ума, комплекс основных представлений о мире (мифологическая картина мира).

Расширение понятия принадлежит школе «Анналов». С 1929 г. М. Блок и Л. Февр издавали журнал «Анналы», объединивший деятелей «Новой исторической науки» (школа «Анналов», от лат. —– хроники). Кроме основателей, к ней принадлежал Ф. Бродель и др. Они изучали исторические типы сознания, менталитет, быт, культуру повседневности и пр.

П.С. Гуревич определил, что менталитет —– это «социально-психологические установки, способ чувствовать и думать, обыденное коллективное сознание не систематизированное и не отрефлексированное».

Ментальность можно рассматривать на разных уровнях:

—– на уровне социокультурных миров или исторических типов культуры — первобытная, античная, западноевропейская, восточная ментальность и др.;

—– на уровне национальных культур — русская, американская, индийская и др.;

—– на уровне субкультур классов, сословий, каст —– дворянская, крестьянская, рабочая и др.;

—– на уровне религиозных культур —– православная, мусульманская, буддийская, конфуцианская и др.;

—– на уровне гендерной субкультуры —– мужская, женская ментальность.

Этнический менталитет —– обобщенное представление о типичных, общих устойчивых психологических черт этноса и личностных особенностей, складывающихся на базе общих культурных норм и ценностей. Для его характеристики часто используют понятие «национальный характер». При формировании национальной культуры основой становится менталитет более динамичного этноса. Основным фактором единства становится не «голос крови», а общий язык, традиции и религия.

Специфика российского и западного менталитета (М.С. Каган, Ю.Н. Солонин). Основные черты российского менталитета —– коллективизм, бескорыстие, духовность, непрактичность, экстремизм, гиперболизм, патриотизм, фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости от нее всей жизни граждан, душевная широта по отношению к людям. Эти черты доминируют в массовом сознании, но это не значит, что иные и противоположные установки полностью отсутствуют.

Для «западного» менталитета характерен индивидуализм; расчет, утилитаризм, практическая активность; умеренность, теория «малых дел»; космополитизм; независимость частной жизни от властей, ограничение прав государства по отношению к личной жизни.

В арабо-мусульманской традиции характерна верность близким, необходимость кровной мести, соблюдение религиозных обрядов, признание женщины низшим существом, созданным для услаждения мужчины, доблесть в войнах с «неверными», уважение к государству и церкви на основе смирения и послушания, необходимость труда как основы достижения царства небесного, так как жизнь - лишь прах и суета.

Менталитет и трудовая этика. М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» писал, что специфика трудовой этики протестантизма, утвердившегося в XVI-XVIII вв. во многих европейских странах и североамериканских колониях, способствовала разрушению феодальных основ общества, ликвидации сословного деления, развитию индивидуального сознания и буржуазной морали. Активизация трудовой деятельности протестантов потребовала соединения трудовой ориентации на практические результаты с религиозно-моральными мотивами. У протестантов возникла новая трудовая этика - признание труда деятельностью необходимой и «угодной богу».

Это способствовало развитию науки, техники и капиталистических отношений Благодаря этому совершенствовалась агротехника, улучшалась культура земледелия, росла деловая предпринимательская деятельность и благосостояние людей.

Теория «негритюда». Сенегальский философ и поэт Л. Сенгор описал специфику мышления (менталитета) «черного» человека, отличающегося от мышления « белого » человека. Причина этого своеобразия состоит в том, что в «черной» Африке сохранилось много таких архаических элементов культуры (верования, традиции, обряды, общинный быт), которые были свойственны и европейцам, но на более ранних этапах истории.

Ключевые понятия: Субъект культуры, культура личности, инкультурация личности, социализация личности, адаптация, культурная самоидентичность, маргинал, люмпен, ассимиляция, метисизация. Менталитет, этнический менталитет, уровни ментальности, протестантская этика, теория негритюда.

 

ТЕМА 3. 1. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

 

Антропосоциогенез (от греч. «anthropos» —– человек, лат. «societas» —– общество, греч. «genesis» —– становление, происхождение) —– процесс возникновения человека и человеческого общества. Новейшие открытия в генетике говорят о 360-120 тыс. лет, когда появился кроманьонец, резко отличавшийся от предшествующих ему человекоподобных существ. Это был антропологический тип современного человека, генетически предрасположенный к созданию понятий и абстракций.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ —– процесс возникновения и становления человеческой культуры. Основные культурологические теории культурогенеза: орудийно-трудовая (Ф. Энгельс), игровая (Й. Хейзинга), символическая (Э. Кассирер, психоаналитическая (З. Фрейд).

Возникла новая —– антропосоциокультурная форма бытия —– человек, обладающий принципиально иной, нежели у животных организацией психики (разумом, общественным сознанием, языком), способностью к абстрактному мышлению, развитию себя и способностью к преобразованию окружающего мира (М.С. Каган, Ю.Н. Солонин).

Важнейшей стороной культурогенеза было развитие информационно-языкового общения, что происходило вместе с качественными изменениями психики. Эпоха позднего палеолита породила основные символы «коллективного бессознательного», «архетипы» (К. Юнг). Архаический базис культуры представляет «коллективное бессознательное», сложившееся, в том числе, из открытий человека «прометеевской эпохи» (овладение огнем).

Б.Ф. Поршнев ведущим фактором развития языка назвал коммуникативные действия людей. Коллективный труд и развитие языка —– взаимосвязанный процесс культурогенеза.

Н.Я. Марр назвал первыми формами человеческого общения пантомимическо-звуковой язык и стандартизированный язык жестов, возникший путем подражания, которые выступали в синкретизме [«Мышление и язык», 1934].

В. Кодухов пишет: для появления осмысленной словесной речи было важно абстрагирование звукового и жестового, мимического сигнала от конкретного предмета. Жесты, пантомима, мимика, подражание животным, дополняли и уточняли словесную информацию [«Введение в языкознание», 1987].

Становление культуры археологи связывают с овладением человеком природными материалами, созданием орудий труда, развитием способов хозяйственной деятельности. Периодизация: палеолит, мезолит, неолит, медно-бронзовый век, век железа.

«Неолитическая революция». Появление земледелия, скотоводства; оседлого образа жизни. Термин ввел английский археолог и историк культуры В. Чайльд. Возникли различные виды ремесел (мужчины), ткачество, прядение (женщины). С развитием ремесел появился более богатый словарный запас, способность к грамматически усложненным формам речи, возможность выражать словами не только суть действий и родоплеменных отношений, но и душевные чувства.

Первобытные племена имели кровнородственные связи. Формировались на основе нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка. Окружающая реальность не воспринималась в гармоничной, совершенной форме, а как хаотичная, неупорядоченная, бесконтрольная для ничтожных сил человека. Большая роль эмоций и игра воображения создавали у людей фантастические картины мира при реальности бытия. Не было осознания необратимости времени, ограничено понимание пространства.

В отличие от представлений о первобытном «золотом веке», когда люди якобы были равны в распределении материальных благ, существовало социальное неравенство —– особое положение вождя, шамана, были различны права воинов, стариков, женщин и детей.

ПЕРВОБЫТНЫЕ КУЛЬТЫ. Тотемизм (у североамер. индейцев оджибве —– «его род») —– вера в возможность сверхъестественных связей через родство между родом, животным или растением —– от которых зависела жизнь племени или рода. Животное или растение считали предками людей (напр., у австралийцев —– кенгуру). Его имя и было «тотемом» племени.

Фетишизм (от франц. —– «идол, талисман») —– поклонение неодушевленным предметам, которым придавались сверхъестественные свойства —– способность предохранять, защищать, исцелять людей. Фетиш —– камень, дерево, перо птицы, зуб зверя, или амулеты, сделанные специально в виде разнообразных фигурок. В фетишах видели опредмеченных носителей сверхъестественных сил, принадлежащих духам природы, духам предков.

Магия —– сакральные действия, призванные практическим, но сверхъестественным способом воздействовать на природу, людей и духов. Жизненная необходимость порождала магические обряды: заклинание орудий труда, объектов охоты, лечебную магию и др. Апокалипсисом казалось затмение солнца. Круг —– символ солнца. Магические обряды поклонения —– хороводы вокруг костра. Магией занимались особые люди (эвенкийское —– «шаман», в алтайском —– «кам»), осуществлявшие заклинания, ритуалы и обряды. Главной задачей культовой деятельности шамана был контакт с «духами» предков и «духами» природы.

Анимизм (от лат. anima —– «душа, дух») —– вера в наличие у человека «души», ее посмертного существования, духов-предков, «одухотворение» сил природы. «Духи» бывали и добрыми, и злыми, их надо было задобрить обрядами.

Э. Тайлор считал анимизм первой формой религии. Дж. Фрезер считал магию ритуалом, сакральным обрядом, а миф —– его словесным объяснением.

МИФ И МИФОЛОГИЯ. Область «сакрального» —– принципиально отличимого от обыденной реальности, исключительно ценного —– сокрытого, тайного, неприкосновенного. Возникли мифы —– сакральные рассказы о прошлом племени и объяснение необходимости обрядов и ритуалов в настоящем времени. Мысля мифологически, человек учился способам добычи огня, охоте, земледелию, сохраняя духовный и практический опыт предшествующих поколений.

У древних греков миф (сказание, предание) —– сакральный рассказ о происхождении мира, явлениях природы, богах и легендарных героях.

К. Маркс: «Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные художественно-бессознательным образом народной фантазией».

В культурологии понятием «миф» обозначают первый синкретический феномен культуры, в котором слиты начала религии, морали, права и художественной деятельности, как форма недифференцированного коллективного сознания, способ понимания мира и социальных отношений.

Мифология —– это свод разнообразных сведений и представлений человека о мире: космогония, мифы о богах и героях. Мифология —– упорядоченная система мировосприятия, миропонимания, средство поддержания природной и социальной гармонии человеком в раннюю историческую эпоху.

Мифологической картине мира присущ антропоморфизм (от греч. «anthropos» —– «человек» и «morphe» —– «форма, вид») —– перенесение присущих человеку свойств и особенностей на природу и богов. Такое понимание мира привело к упорядоченной системе, известной по древнегреческой мифологии: люди, герои, боги.

«Культурные герои» мифов (которых считали вполне реальными) добыли или создали для людей такие элементы культуры: орудия труда, открыли полезные растения, научили возделыванию земли, скотоводству, ремеслам, установили ритуалы, обряды, праздники.

Главная черта мифологического сознания —– вера в существование сверхъестественных сил, признание их главной роли в мироздании и жизни людей.

Представления о мифологическом времени и пространстве сакральны. Это время «изоморфно» (находится в определенных пределах), в котором отражается сам ход природно-космического бытия. Мифологическое пространство —– модель своего и иного пространства, мир свой и чужой одновременно, в нем есть место «духам» предков

Мифологическая картина мира было попыткой максимального приближения человеком к себе окружающего мира природы, который представлялся ему чуждым, неподвластным, угрожающим существованию племени. А человек стремился к целостному восприятию мира, пытался уловить его логику.

В мифах (7-8 тыс. лет назад) возник образ «мирового древа». На нем были представлены три элемента окружающего мира: корни —– подземный мир; ствол —– земной мир, люди; крона—– небо, мир богов. Не случайно значение числа «три» в мифах и сказках.

На мифологических представлениях о мире возникла древнеегипетская, античная, древнеиндийская, древнекитайская и др. цивилизации. Они лежали и в основе языческой культуры германцев, кельтов, славян и др.

Миф имеет известные основания в самой человеческой психике, благодаря заложенным в ней изначально первоначальным структурам, «архетипам» (К. Юнг, «Архетип и символ») которые проявляются и обнаруживают себя в социальной действительности.

Миф —– это символический язык описания природных и социокультурных феноменов, сущностей, являющийся базисным основанием культуры. Возникновение мифов можно связать со своеобразием первоначального, «детского» восприятия мира, которому присуща чувственная конкретность, телесность, богатство воображения, перенесение на окружающий мир собственных духовных и физических свойств. Миф —– не «выдумка», фантазия, суеверие, пережиток, а первичный язык описания действительности, в образах и понятиях которого человек древности моделировал, классифицировал и интерпретировал самого себя и окружающий мир.

Источниками познания мифов являются древняя литература, археологические раскопки, когда обнаруживают и культово-ритуальные предметы, язык народа, народные верования, суеверия, мифы, сказки и др. жанры фольклора, записанные при исследованиях.

Ключевые понятия: антропосоциогенез, культурогенез, «прометеевская» эпоха, коллективное бессознательное, тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, миф, «мировое древо», мифологическая картина мира, шаман, антропоморфизм, палеолит, мезолит, неолит, медно-бронзовый век, век железа, «неолитическая» революция, «культурные» герои, сакральное.

 

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

 

ОБЩЕСТВО —– это устойчивая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, целостный организм, выступающий как система социальных отношений и соответствующих им социальных институтов, как способов и средств воздействия на мировоззрение человека и отдельных социальных групп. Каждое общество предъявляет определенные требования к содержанию и функциям культуры, а культура своими проявлениями оказывает прямое воздействие на все стороны его жизни.

В социологии культура предстает и как элемент целостности, объединяя все формы культуротворческой деятельности человека в различных сферах общественной жизни и конкретно проявляется специфическим образом —– это материальная, духовная, художественная, политическая, экономическая, правовая, религиозная, нравственная, физическая культура и др.

Гражданское общество —– общество, в котором достигнут высокий уровень экономических, правовых, политических и культурных отношений между людьми, взаимодействие граждан и государственных структур.

«Естественное» право. Это понятие зародилось у Аристотеля, но особое значение оно приобрело в эпоху Просвещения, когда в европейских странах ссылки на естественное правооправдывали требования сословного и юридического равенства людей. Естественное право предполагает необходимость соответствия законов, права, морали и жизни общества законам природы и природе человека.

Культура общества —– это система социальных институтов, осуществляющих регулирующие функции в духовной сфере, сфере создания материальных благ, ценностей, поведении человека и др. Культура является продуктом общественного развития и свою динамику проявляет через творческую деятельность людей.

Либерализм —– идеология, отстаивающая индивидуальную свободу человека и исходящая из того, что государство должно меньше вмешиваться в личную жизнь граждан и в экономику.

Республика —– форма государства, в котором верховная власть принадлежит народу, и органы государственной власти, прежде всего законодательные, выбираются на определенный срок. Исторически существовали аристократические, олигархические и демократические республики.

Демократия (от греч. «демос» —– «народ» и «кратос» —– «власть») —– народовластие, форма правления, в которой имеются механизмы участия народа в избрании правящей элиты и управлении государством. Демократия появилась впервые в Древней Греции, была способом волеизъявления свободных граждан и не предоставляла демократических свобод рабам.

Демократия —– форма осуществления социально организованной свободы, принимающей во внимание право на свободу других людей. Предполагает выборность и разделение властей, формирование гражданского общества. Бывает непосредственной (проведение референдумов, прямых голосований) и представительной, когда народ осуществляет власть через своих избранных в парламент представителей.

Парламентская демократия —– современная форма демократии, при которой все решения принимаются представителями народа, избранные в ходе свободных выборов в правительственный орган — парламент.

Парламент (от фр. parler —– говорить) —– 1) высший представительный орган в западных странах, построенный целиком или частично на выборных началах.

В Англии называется парламентом, в США —– конгрессом, в Швеции —– риксдагом, в Норвегии —– стортингом и т. д.; 2) высшее судебное учреждение во Франции до буржуазной революции XVIII в.

Условием развития современного общества является демократическая культура. Это деятельность политических партий и других социальных институтов, обеспечивающих всем гражданам организованное и деятельное участие во власти, и осуществляющих контроль над ней, в совокупности гуманистических ценностей и демократических традиций.

Противоположностью демократической является тоталитарная культура. Это комплекс духовно-идеологических элементов массового сознания, обязательных норм, когда партийно-политические институты государственной власти направлены на тотальный контроль над всеми сферами культуры, деятельностью и поведением человека, репрессиями в отношении оппозиции и всех инакомыслящих.

Тоталитаризм —– разновидность сильной диктаторской власти, при которой установлен тотальный (полный) контроль за все сферами общественной жизни. Модель государственного устройства общества, в котором человек целиком подчинен политической власти, а государство, при жестком централизме полностью контролирует общество.

Тоталитарное государство —– государство, основанное на принципах тоталитаризма. К ним относятся: наличие господствующей идеологии, функционирование единственной партии, использование террора как способа управления, контроль за информацией и создание системы пропаганды, полный контроль государства за сферами экономики и силовых структур.

Теократия (греч. teos — бог, kratos —– власть) — форма государственного управления, при которой политическая власть осуществляется с позиций религиозной регламентации государственной и общественной жизни. Термин «теократия» был употреблен Иосифом Флавием (94 г. н.э.) при описании государственного строя иудеев, в котором верховными нормами государственной и общественной жизни были законы Моисея, трактуемые судьями, пророками и священниками.

Коммунизм —– идеология, основывающаяся в основном на идеях Карла Маркса, призывавшего к созданию бесклассового общества, в котором частная собственность будет ликвидирована. Государственная система, при которой средства производства (предприятия, банки и т.д.) принадлежат исключительно государству.

Конформизм (от позднелат. conformis —– «подобный», «сходный») — приспособленчество, некритическое принятие существующего порядка вещей, господствующей политической системы и преобладающих мнений. В случае смены политических режимов или изменения общественных идей конформист, не задумываясь, меняет свои представления, которые никогда не являются стойкими убеждениями. Внутренний мир конформиста всегда уподобляется внешнему, становится подобным ему.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ. Общество —– это система социальных отношений, способов и средств регулирования деятельности людей (социальных институтов), имеющих государственные функции —– организации и координации деятельности в различных сферах жизни. Образование, философия, наука, религия, мораль, искусство, право —– главные проявления культуры в жизни общества.

Социология культуры рассматривает социальные формы бытия культуры, проблемы культурной политики государства, деятельность социальных институтов, направленных на функционирование искусства, образования, спорта, сохранения культурного наследия, осуществляет социокультурное прогнозирование и др.

Социальная зашита — комплексная система мер социальных институтов, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека. Каждое государство обязано социально защищать своих граждан, а степень социальной зашиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о цивилизованности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостоянии народа.

Социальная интеграция — процесс и результат установления связей, взаимодействия между социальными институтами, социальными группами, ведущие к сплочению, объединению общества в целое.

Каждый социальный институт располагает своими материальными средствами для реализации государственных задач, систему подготовки кадров. Среди них выделим системы образования и воспитания, законы и правовую систему и т. д.

Институционализация —– придание государством упорядоченного, организованного характера социальным отношениям через законы и учреждения, которые осуществляют деятельность социальных институтов культуры.

Функции государства:

— оно является гарантом развития культуры, без этого общество может оказаться во власти хаоса и преобладания частных интересов;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь