Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изучение древних языков и культур в СССР и РФ



Этот же период времени ознаменовался успешной деятельностью выдающегося ученого-слависта И.А. Бодуэна де Куртенэ, внесшего заметный вклад в развитие представлений о системном характере зарождения и развития древних языков. Он не только выявил специфику человеческого языка и его универсальные свойства, но и определил диалектическую связь между индивидуальным языком и коллективным, что сам по себе было важнейшей предпосылкой использования системного подхода к изучению древних обществ.

В советский период времени заметного успеха в изучении древних культур и языков добились советские ученые, работавшие преимущественно рамках марксистско-ленинской методологии. Особое внимание они обратили на процесс становления классов и государства, материальное производство, развитие отношение эксплуатации и соответствующей ей классовой борьбе. Доскональное исследование экономических процессов позволило им не только реконструировать древние формы хозяйствования, но и выявить устойчивые хозяйственно-культурные типы, уходящие корнями в глубокую древность (Ю.А.Бромлей, С.А.Токарев, Ю.И.Семенов, Д.А. Ольдерогге, М.О.Косвен, Л.Е.Куббель Б.Б.Пиотровский, П.И.Пучков, В.М. Массон и др.).

Так, например, выдающийся советский этнограф С.А.Токарев детально разработал проблемы этногенеза, обратив внимание на междисциплинарный характер этногенетических исследований, требующий тщательного использования при изучении древних языков и культур таких дисциплин, как этнография, археология, лингвистика, фольклористика и антропология. К сожалению, в годы сталинского режима были репрессированы около 500 ученых, занимавшихся изучением народов и языков мира. Среди них можно найти имена прославленных этнографов Н.И.Конрада, А.Н. Генко, Н.И. Гаген-Торн, П.Ф.Преображенского, Г.В.Ксенофонтова, А.А.Бусыгина и многих других. Это была невосполнимая утрата для советской этнографической науки, последствия которой ощущаются до настоящего времени.

Большой научный интерес представляли также работы известных советских и российских лингвистов и культурологов, проследивших основные этапы становления и развития древних языков, символов и знаковых систем в древних культурах, включая важные опыты по реконструкции индоевропейского праязыка и культурные особенности древних индоевропейских сообществ (В.В.Иванов, В.Н. Топоров, А.А. Формозов, В.Т. Гамкрелидзе, и др.). В частности, В. Гамкрелидзе и В. Иванов предложили довольно убедительную теорию первоначального расселения индоевропейских племен, локализуя ареал индоевропейской прародины на большом пространстве от Закавказья до Верхней Месопотамии и относя их к ряду древних археологических культур Юго-Западной Азии.

Значительный вклад в развитие так называемой ностратической теории внес выдающийся советский языковед В.М. Иллич-Свитыч, безвременно погибший в расцвете сил. Он не только доказал научную обоснованность выдвинутой еще Педерсеном ностратической гипотезы, но и значительно расширил рамки ностратической макросемьи, включив в нее картвельский и дравидийский языки. Несмотря на наличие большого количества специалистов, до сих пор скептически относящихся к идее родства ностратических языков, число сторонников этой теории постоянно растет, а ностратика уже давно превратилась из смелой гипотезы в весьма серьезную научную теорию. В дальнейшем ее довольно успешно развивали такие ученые, как В.В. Иванов, В.А. Дыбо, О.Трубачев. Достаточно сказать, что сейчас к числу ностратических языков многие лингвисты относят также японский, корейский, юкагирский и эскимосско-алеутские языки. Кроме того, высказываются также мнения о ностратических корнях некоторых языков народов Чукотки, а также индейцев Америки.
Самой настоящей сенсацией последнего времени стала выдвинутая российским лингвистом С.А. Старостиным гипотеза о существовании синокавказской макросемьи, объединяющей синотибетскую, северокавказскую и енисейскую семьи. Позже к ней были добавлены некоторые языки индейских племен США и Канады, прежде всего племени навахо, донако к нашей теме это имеет весьма отдаленное отношение.

Неоевразийство

Особо следует выделить научную деятельность советского географа, этнолога и историка Л.Н.Гумилева , разработавшего уникальную теорию этногенеза, основывавшуюся на целостном анализе биологических, географических и социальных факторов развития древних языков и культур. Развивая уже известные идеи выдающегося русского ученого В.И.Вернадского, Гумилев пишет свою самую известную монографию «Этногенез и биосфера земли», где не только излагает сущность своей «пассионарной» теории, но и приводит множество догадок о причинах зарождения и формах развития древних этносов, которые он рассматривает как преимущественно природные явления, а не только социальные или культурные. В соответствии с этой теорией, пассионарность является результатом вспышки энергии живого вещества, которая усваивается зарождающимся этносом, а потом расходуется им же в течение 1000-1500 лет.

Этот «героический порыв» нещадно ломает присущий всему живому инстинкт самосохранения и создает новую великую культуру, которая, в свою очередь, меняет окружающий ее ландшафт. Таким образом, Л.Н.Гумилев предлагает несколько главных фаз в развитии того или иного этноса: пассионарный подъем (инкубационный период) – пассионарный подъем (явный период) - акматическая фаза – надлом - инерционная фаза- обскурация - мемориальняа фаза - гомеостаз.

Евразийские по своей сущности идеи Л.Н.Гумилева вызвали в российском научном сообществе широкую дискуссию, породили немало противников, но опровергнуть их так никому и не удалось. Более того, идеи Л.Н. Гумилева стали основой так называемого «неоевразийства», предлагающего свою оригинальную концепцию развития древних народов. В многочисленных работах А. Дугина древние культуры Евразии предстают в качестве единой социо-культурной общности, по всем параметрам противостоящей западной культуре и обреченной на вечную борьбу с ней. Неоевразийцы наделяют цивилизацию Суши (Евразию) сакральными качествами и пытаются проследить их истоки в далекой древности. Что касается Запада (цивилизации Моря), то они предрекают ей скорую гибель в условиях массовых миграций и безудержного господства материализма.

К числу последних изысканий в области индоевропейских древностей относятся результаты археологических раскопок на территории Северного Причерноморья. Так, например, в устье Дона несколько лет проводил раскопки легендарный норвежский путешественник Тур Хейердал , поставивший перед собой задачу открытия прародины скандинавов. В скандинавских сагах неоднократно упоминается культ Одина – прародителя и покровителя северогерманских племен, приравненного к божеству. Т. Хейердал фактически доказал, что на рубеже нашей эры предки современных скандинавских народов проживали на территории Приазовья, а потом оставили свою родную землю и под руководством Одина отправились на север, где и обрели новую землю.

Примерно в том же направлении работают украинские историки и археологи, которые на основании археологических раскопок Каменной могилы ( Мелитополь) и на острове Хортица (Запорожье) пытаются доказать существование в Северном Причерноморье древнейшего государства Аратты (Арианы), ставшего прародиной всех индоевропейских племен и народов (Ю. Шилов, А. Кифишин, В. Даниленко). Любопытно, что примерно такую же точку зрения высказал профессор МГУ К. Краснухин, выступивший в 2008 г. на Шестой международной конференции по сравнительно-историческому языкознанию с сенсационным докладом «Языковые контакты в аспекте истории». Основываясь на большом количестве лингвистических и археологических данных, он представил слушателям дополнительные доказательства существования индоевропейской прародины на территории Южного Поднепровья.

 

«Альтернативная история»

Вместе с тем в последние десятилетия в России и за рубежом появились работы, в которых высказываются серьезные сомнения в истинности наших знаний о древних языках и культурах. Сторонники «новой хронологии» и «альтернативной истории», среди которых немало представителей точных и естественных наук (Н. Морозов, И. Великовский, А.Фоменко, Г.Носовский, Я. Кесслер, И. Давыденко, А. Гуц и др.), подвергли серьезной критике средневековую хронологию Скалигера и Петавиуса и предложили свое понимание истории древних народов. Обнаружив немало ошибок и несоответствий в летописных документах и проанализировав многочисленные данные естественных и точных наук, они сделали ошеломляющий вывод о том, что многие исторические события античных времен являются либо досужим вымыслом недобросовестных летописцев, либо сознательной фальсификацией истории с целью политического оправдания тех или иных государств и их правителей.

Смятение в умах посеяли математики, а потом к ним присоединились представители других естественных и точных наук, которые совместными усилиями значительно «укоротили» время мировой истории и посеяли сомнения в истинности прежних взглядов на древние народы мира. В основу «новой хронологии» были положены идеи академика А. Фоменко о том, что вера профессиональных историков в секвенциальную (одновариантную) историю основывается на ложных предпосылках, что никакой линейности исторических событий нет и быть не может и что многие события мировой истории разворачивались одновременно, а не одно за другим, как это представляют себе традиционные историки.

Как бы там ни было, в целом сторонники новых методов и подходов к исследованию древней истории сыграли положительную роль в развитии исторической и лингвистической наук, заставив специалистов более внимательно относиться к исследуемому объекту и более тщательно аргументировать свою позицию. Думается, что развернувшиеся споры вокруг «новой хронологии» позволят не только уточнить многие спорные моменты в истории древних языков и народов, но и продвинуть вперед отечественную науку, обогатив ее новыми знаниями и открытиями.

Таким образом, развитие научных исследований в ХХ- начале ХХ1 века сделало немало новых открытий в области древних языков и культур, важнейшими из которых можно считать отход от привычной теории европоцентризма и зарождение глобального подхода к изучению древних цивилизаций. Культура постмодерна наложила свой отпечаток на весь цикл гуманитарных исследований, а новые информационные технологии позволили историкам, лингвистам и математикам разработать сложные компьютерные модели зарождения и развития древних языков и культур. Нет никаких сомнений в том, что дальнейший прогресс в области науки и техники позволит не только уточнить многие накопленные веками данные, но и сделать новые открытия в этой области.

Эпоха первых цивилизаций

Проблемы антропогенеза

Согласно последним научным данным антропологии, генетики, археологии, молекулярной биологии и многим другим исследованиям все люди, к какой бы расовой или этнической группе они ни принадлежали, относятся к одному виду и по сути дела являются дальними родственниками, что предполагает наличие единого общего предка. Об том, в частности, свидетельствует совпадение генома человека, который отличается от генома шимпанзе лишь на полтора процента. Биологи и генетики Стэнфордского университета (США) еще в 2002 г. доказали, что все современные люди произошли от одной сравнительно небольшой популяции (не более 2 тысяч человек), проживавшей в Восточной Африке примерно 100-70 тысяч лет назад. При этом многие специалисты допускают возможность, что люди вообще произошли от какой-то одной особи, в организме которой оп неизвестным причинам произошла некая мутация, определившая появление совершенно нового набора наследственных признаков. Это гипотеза, получившая название «генетической Евы», сталкивается с серьезной критикой, однако число ее сторонников растет с каждым годом.

В последующем генетики Англии под руководством профессора В. Маколея (университет Глазго), проанализировав огромный генетический материал, полученный от разных народов и расовых групп, установили, что общие предки современного человека покинули Африку около 80 тысяч лет назад, перебрались на Аравийский полуостров, а оттуда уже несколькими волнами расселялись по территории Азии и Европы. Так была подтверждена гипотеза об африканской прародине человечества, которая находилась на территории современных Кении, Танзании и Эфиопии. Именно в этом регионе сформировался человек современного вида homo sapiens и именно там находят останки древнейших предков, возраст которых превышает 6 млн. лет.

Теория катастрофизма

В последние годы большое распространение получила теория «катастрофизма», согласно которой все более или менее значительные перемены в жизни древнейших людей происходили в результате космических или, как их следствие, экологических катастроф, приводивших к заметным мутациям в развитии первобытных обществ. Все характерные особенности человека – опора на две конечности, развитый мозг, всеядность, изобретение орудий труда - явилось следствием эффективного развития адаптационных механизмов приспособления к изменениям окружающей среды. Иначе говоря, появление каждого нового подвида древнего человека происходило под влиянием катастрофически резкого изменения климата, что заставляло каждый подвид искать новые средства самосохранения. Как правило, эти изменения были вызваны новыми засушливыми периодами, когда рушился привычный мир обитания древних людей, и они вынуждены были радикально меняться, чтобы устоять перед угрозой исчезновения.

Впервые эта теория появилась еще в 1830 г. в результате исследований французского палеонтолога Кювье, а позже она получила развитие в работах его ученика и последователя д’Орбиньи. Они пришли к выводу, что органический мир Земли многократно погибал в результате вселенских катастроф и столько же раз возрождался в новых актах творения. Теория Ч. Дарвина подорвала это причудливое сочетание катастрофизма и креационизма, но в конце ХХ в. эта теория вновь обрела своих сторонников, но теперь уже на новой научной базе.

Первым эту забытую теорию предложил британский археолог Дж. Мелларт, еще в 1966 г. высказавший догадку, что засуха стала главной причиной гибели древних цивилизаций Ш тысячелетия до н.э. Правда, у него тогда не было достаточного количества аргументов, чтобы окончательно доказать эту теорию. В начале 1990-х гг. это сделал профессор Йельского университета (США) Х. Вейсс, доказавший, что именно природные катаклизмы разрушили ряд древнейших цивилизаций бронзового века на территории от Средиземноморья до долины Инда.

В качестве основы для такой гипотезы он взял археологические данные, обнаруженные на территории Месопотамии, которые свидетельствовали о том, что древние жители этого региона добились выдающихся успехов в развитии материальной и духовной культуры, но в 2200 г. до н.э. неожиданно покинули обжитые места и устремились на юг. В клинописных табличках сохранились упоминания о разрушительных пыльных бурях, которые обрушились на этот район, уничтожив плодородные земли и лишив людей важнейших источников существования. Примечательно, что аналогичные события происходили не только в Месопотамии, но и в других районах Европы и Азии вплоть до долины Инда. Позже климатическое равновесие здесь восстановилось, однако эти события уже успели изменить ход мировой истории.

На каждом этапе эволюции в какой-то одной популяции создавались наиболее благоприятные предпосылки (мутации) для подъема на новую эволюционную ступень, а остальные группы, не отличавшиеся необходимым набором качеств для приспособления к окружающей действительности, со временем исчезали, уступая место более совершенным видам. Любопытно, что аналогичные идеи высказал в свое время знаменитый польский писатель-фантаст С. Лем, предложивший считать разрушение старого главным творческим принципом зарождения нового. «Своим существованием, - писал он, - мы обязаны катастрофам, случившимся в нужном месте и в нужное время, а также катастрофам, которые тогда-то и там-то не произошли.

Революционные кризисы.

Современная наука выделяет несколько важных этапов в морфологии человека, каждый из которых характеризуется определенным скачком в развитии общества, что дает основанием называть их «антропогенными кризисами» и «революциями». Разумеется, первой революцией такого рода стало появление около 3 миллионов лет назад «человека умелого», однако нам так мало известно о том древнейшем периоде, что сейчас этим первым скачком можно пренебречь. Остальные революционные переходы человечества на более высокую ступень выглядят следующим образом.

«Палеолитическая революция» - (человек прямоходящий, 1, 5 млн. лет) характеризовалась появлением стандартизированных каменных орудий труда, началом регулярного использования огня и переходом большинства первобытных людей от собирательства к охоте. В этот длительный период времени происходит зарождение протокультурных регуляторов, заметно ограничивающих внутреннюю агрессию членов первобытного стада на счет переноса ее во вне.

«Кроманьонская революция» (30-40 тыс. лет назад) отличалась быстрым переходом к более совершенным орудиям труда и отчаянной борьбой кроманьонцев за выживание с господствовавшими около 300 тыс. лет неандертальцами. В результате этих перемен люди стали меньше зависеть от капризов природы и лучше обеспечивали себя продуктами питания. Более сложными стали знаковые системы коммуникации, а в пещерах появились первые наскальные рисунки, что само по себе свидетельствовало о зарождении духовной культуры кроманьонцев. Неандертальцы были более примитивными существами и потерпели поражение в борьбе с человеком современного типа («хомо сапиенс») Все прежние предположения о смешении этих двух групп людей или существовании между ними генетической связи современной наукой решительно отвергаются.

«Неолитическая революция» (10-8 тыс. лет назад) обозначила переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство). Зависимость человека от окружающей его среды стала еще меньше, а экологический кризис предыдущего периода сменился планомерным расселением людей и переходом значительной их части к оседлому образу жизни. В этот же период времени происходит быстрое приручение и одомашнивание животных (доместикация), изобретение колеса и строительству первых постоянных жилищ. Люди стали использовать металл, однако самым распространенным материалом для производства орудий труда все еще был камень (кремний). Именно поэтому археологи называют этот период «неолитом», т.е. «новым каменным веком». Это время совпало с окончанием последнего ледникового периода, что позволило первобытным племенам заселить освобождавшиеся от ледникового покрова земли.

«Городская революция» (5-3 тыс. до н.э.) характеризовалась образованием крупных человеческих сообществ, ведущих оседлый образ жизни, строительством ирригационных сооружений, появлением письменности и первых правовых актов, призванных регулировать усложнившуюся жизнь общества в условиях его разделения на классы и социальные группы. Именно в этот период зарождаются первые государства и институты власти. Повсеместно распространяются бронзовые орудия труда, а увеличившаяся производительность труда сопровождалась накоплением богатства и расслоением общества на бедных и богатых. Городская культура стала высшим достижением этого периода, обеспечившая жителям огромные преимущества по сравнению с кочевыми племенами.

«Духовная революция» (середина 1 тыс. до н.э.) связана с событиями так называемого «Осевого времени» (К. Ясперс), когда примерно в одно и то же время в разных обществах стали появляться мыслители, религиозные реформаторы и полководцы нового типа – Заратустра, иудейские пророки, Сократ, Будда, Конфуций, Ашока и многие другие. В эту эпоху примитивное мифологическое мышление и впервые стало вытесняться монотеистическими взглядами на проблемы морали и нравственности, добра и зла, вечности повседневности. Именно в это время происходит зарождение первых мировых религий, строящихся на строгих принципах монотеизма. Этот период сыграл настолько важную роль в становлении первых цивилизаций, что К. Ясперс назвал его «Осевым временем». Важные преобразования в сфере духовной жизни сопровождались быстрым распространением железа, что, в свою очередь, привело к усилению вооруженного противоборства между отдельными народами за землю и ресурсы.

«Духовная революция» стала началом длительного и весьма болезненного упадка Древнего мира, на смену которому пришли другие революции и другие общественные системы. В Европе в результате «феодальной революции» V-VШ вв. н.э. на смену античности пришла Средневековая цивилизация, которая в ХV-ХVII вв. сменилась «индустриальной революцией» и победой капиталистических отношений. А во второй половине ХХ в. началась и до сих пор продолжается «поистиндустриальная революция», призванная завершить процесс глобализации и формирования общепланетарной цивилизации. Однако последние революции выходят за рамки наших задач и не будут рассматриваться в контексте данного курса.

После начала «кроманьонской революции» в Европе и прилегающих областях начался длительный период «сапиентации», в результате которого человек современного вида повсеместно вытеснял и уничтожал предшествовавших ему неандертальцев. В этой борьбе за выживание последние потерпели сокрушительное поражение, поскольку оказались менее приспособленными к суровым условиям межледникового периода. Кроманьонцы были более общительными, придерживались коллективного образа жизни, обладали большим объемом мозга, производили более сложные орудия труда, имели зачатки абстрактного мышления и пользовались более развитой речью.

Важный вклад в развитие науки о древних обществах внесли советские и российские исследователи Б. Поршнев и Ф. Гиренок. Они пришли к выводу, что человек начинал не как охотник, а как гиена, то сеть пожиратель падали. Некрофагия, по их мнению, сыграла главную роль в становлении человеческого общества, так как неандертальцы пожирали своих соплеменников, а кроманьонцы выработали строгий запрет, перевернувший всю их жизнь и позволивший победить соперников -неандертальцев. Судя по всему, запрет поедать себе подобных стал системообразующим фактором мировой истории и коренным образом изменил ее стратегическое направление. Те, кто поедали себе подобных, исчезли, а те, кто запретил этот ритуал, не только выжили, но и покорили мир, заложив основы современного мира.

Всемирный потоп.

Дальнейшее развитие первых человеческих сообществ происходило в условиях очередного наступления ледникового периода, когда кроманьонцы стали расселяться по земле в поисках более благоприятных климатических и природных условий. Около 10-12 тысяч лет назад ледниковый период сменился очередным потеплением, и люди вновь заселили Европу и окрестные земли. Недавно проведенные в центре Европы археологические раскопки обнаружили следы одной из самых древних цивилизаций в мире. При строительстве автобана близ поселка Никерн, что на территории Саксонии (ФРГ) археологи нашли огромные захоронения древних людей, живших там примерно 7 тысяч лет назад.

Жители никернской культуры строили земляные храмы, насыпные валы, поклонялись матушке-земле, верили в загробную жизнь и жили единым родом в огромных сооружениях длиной более 50 м. Это были скотоводы-кочевники, которые уже переходили к оседлому образу жизни и весьма эффективно пользовались каменными и костяными орудиями труда. Правда, металла эти люди еще не знали, но уже частично перешли к земледелию, выращивая ячмень, горох, фасоль и другие культуры. Землю обрабатывали костяным плугом из оленьих рогов, а посуду делали из обожженной примитивным способом глины.

Эти открытия еще раз доказали недавно выдвинутую британскими учеными университета Эксетера гипотезу о Всемирном потопе. По их мнению, примерно 8 тысяч лет назад резкое таяние так называемого Лаурентидского ледового щита в Северной Америке вызвало столь же резкое повышение уровня Средиземного моря. Огромные массы воды хлынули через образовавшийся Босфорский пролив из Средиземного моря в Черное, которое до тех пор было небольшим пресным озером, и затопили за три десятка лет около 73 тыс. кв. км плодородной земли.

Всемирный потоп стал одной из самых крупных экологических катастроф в истории человечества, навсегда изменивший ход истории. До потопа Черное море было большим озером, соединявшимся широкой полосой воды с Каспийским морем и Аралом. Это обширное водное пространство образовалось в результате таяния ледников и прочно отделяло жителей Евразии от Кавказа и Передней Азии. А между Черным и Средиземным морем пролива тогда не было, и древние кочевники могли беспрепятственно передвигаться с севера на юг вплоть до Синая.

Обитавшие на побережье этого озера люди уже пережили «неолитическую революцию», изобрели колесо, и овладели навыками примитивного земледелия и скотоводства. Спасаясь от постоянно поднимающейся воды, тысячи людей сорвались со своих мест и двинулись на север Европы, где и передали свои бесценные навыки местным охотникам и собирателям. Подобная точка зрения хорошо укладывается в общие представления о природно-климатических катастрофах, вынуждавших древних людей расселяться по земле и приспосабливаться к новым условиям жизни.

Древние евразийцы, к которым относились и праиндоевропейцы, долгие века охотились на мамонтов, а после их полного исчезновения вынуждены были радикально менять свой образ жизни и переходить к охоте на мелких животных. Со временем они изобрели лыжи, сани, приручили первых животных (коров, быков, овец и коз) и стали первыми скотоводами. Одновременно зарождалось земледелие, унаследовавшее бесценный опыт собирательства.

Неожиданную версию, подтверждающую решающую роль природных катаклизмов в истории человечества, выдвинул недавно ведущий специалист в области тектоники доктор геолого-минералогических наук В. Трифонов . Проанализировав огромное количество данных, накопленных геологической наукой за последние десятилетия, он пришел к выводу, что почти все великие империи древности приходили в упадок в результате резких изменений в тектонике планеты, которые повторяются с периодичностью 1400 плюс-минус 200 лет. Одним из первых приходится на середину Ш тыс. до н.э., когда в результате резкого ухудшения климата и увеличения сейсмической активности пришла в упадок и распалась великая трипольская культура Причерноморья.

Следующий глобальный кризис, перекроивший карту мира, произошел во второй половине II тыс. до н.э., когда под ударами диких племен неожиданно разрушилось могущественное Хеттское царство, просуществовавшее почти тысячу лет и успешно отражавшее набеги соседей. А все дело в том, что климат резко изменился, стал суше и жарче, нарушилось привычное экологическое равновесие, возникли проблемы с продовольствием, а мощные землетрясения окончательно ослабили могучее государство, сделав его беззащитным перед лицом варваров.

По этой же причине произошло зарождение земледелия в районе «плодородного полумесяца», охватывавшего широкую полосу Ближнего Востока. Первым ответ на этот вопрос нашел Н. Вавилов, доказавший, что в этом районе в древности наблюдалось небывалое разнообразие диких растений, а благодатный климат способствовал их видоизменению. Имея перед собой такое разнообразие, древние люди выбирать наиболее продуктивные и стойкие растения для последующего воспроизводства. А причиной всему, по мнению В. Трифонова, стали сейсмически активные разломы земной коры, через которые на поверхность выходили радиоактивные элементы и тяжелые металлы, порождающие генетические мутации не только у растений, но и у людей и животных.

Разумеется, вряд ли можно объяснять все переломные моменты в истории человечества геологическими факторами, но и не учитывать их было бы слишком неосмотрительно. Мы всегда должны иметь в виду тот неоспоримый факт, что зарождение первых цивилизаций произошло в результате природных катаклизмов и нарушения привычного экологического равновесия. А древние люди лишь определенным образом реагировали на эти изменения, пытаясь либо приспособиться к ним, либо покинуть родные места и отправиться в далекие путешествия в поисках новой родины.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь