Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные признаки цивилизации.



Есть все основания считать первые цивилизации важным рубежом в мировой истории, определившим будущее развитие человечества. А в основе этого эпохального рубежа, несомненно, лежит материальное производство и соответствующие ему формы социальной и политической организации общества. Другими словами, это некий предметный мир, который обычно изучают с помощью археологии и лингвистики. Материальное производство явилось важнейшим фактором опредмечиваниязнаний и накопленного за многие века опыта человеческой деятельности. Тем более что первые признаки существования древних культур обычно проявляются в виде тех или иных материальных предметов, которые сохранились с давних времен, даже если речь идет о древних языках.

Сейчас мы можем изучать и исследовать только те древние языки, которые были зафиксированы на каких-то материальных носителях. Если таких носителей нет, то язык навсегда погибает вместе с людьми и уже не поддается реконструкции. Именно поэтому нынешнее человечество утратило практически все языки, которые не было своевременно закреплены в той или иной системе письма.

Большинство современных исследователей согласны с тем, что сущностные признаки цивилизации фактически полностью исчерпываются своеобразной триадой: наличие городов, монументальной храмовой архитектуры и письменности. Разумеется, любая развитая цивилизация характеризуется множеством других признаков, однако самыми главными остаются именно эти три.

Первый из этих признаков характеризуется появлением развитого ремесла, отделившегося от земледелия и скотоводства. Именно зарождение ремесленного производства приводит к необходимости оседлого образа жизни и создания благоприятных условия для производства оружия и орудий труда. Следует помнить, что ремесло отличается от земледелия и скотоводства не только особым характером бытия, но и тем, что оно стало первым видом деятельности, не связанным непосредственным образом с природным окружением. Если охотники, собиратели, земледельцы и скотоводы так или иначе связаны с окружающим их миром, то ремесло имеет самодостаточный характер и является чисто «городским» видом деятельности, хотя и требующим некоторых природным ресурсов (руды, угля, дров и т.д.). Именно поэтому центры ремесла и торговли стали первыми очагами градообразования и последующего функционирования городских структур.

Ярким признаком зарождения первых цивилизаций стало резкое усиление культурогенеза. Быстро разрушались патриархальные основы общества, унаследованные еще от периода родоплеменного строя, и возникают новые обычаи и нравы, характерные для классового общества. Причем все эти новшества охватили не только сферу материального производства, но и духовную жизнь, неизбежно порождавшую соответствующую идеологию. Многие специалисты называют этот процесс «культурной мутацией». Можно с уверенностью сказать, что возникновение первых цивилизаций стало одновременно результатом и следствием своеобразной культурной революции, которая на протяжении многих веков накладывалась на уже известную нам «неолитическую революцию».

В самом общем виде «неолитическая революция» означает длительный переход первобытных людей от присваивающего хозяйства к производящему. Произошло это примерно 8-10 тысяч лет назад в районе Ближнего Востока, Малой Азии и Причерноморья и сопровождалось коренной ломкой первобытного уклада жизни и зарождением первых цивилизаций. Первоначально все первобытные племена вели исключительно кочевой образ жизни и занимались охотой и собирательством. Иначе говоря, они присваивали готовые продукты природы и полностью зависели от ее капризов. При таком первобытном хозяйстве люди никогда не поднимались до уровня полной обеспеченности, а тяжелые условия жизни вынуждали их вести постоянную борьбу за выживание. Это был период так называемого «первобытного коммунизма», когда в первобытных общинах царило всеобщее равенство. Постоянная нехватка продуктов питания не способствовала зарождению имущественного неравенства.

Затем обстоятельства жизни первобытных племен стали быстро меняться. Появление более совершенных каменных орудий труда и накопленный опыт коллективной хозяйственной деятельности в различных географических и природно-климатических условиях привели к радикальным переменам в их жизни. Одни первобытные племена, оказавшиеся в благоприятных климатических и географических условиях, стали переходить от собирательства к земледелию, выращивая на примитивно обработанных участках земли пшеницу, просо, ячмень и другие злаковые культуры. А другие в это же примерно время оказались в других климатических условиях и предпочли заниматься одомашниванием животных и разведением домашнего скота (лошадей, коров, быков, свиней, коз).

Как уже отмечалось, этот процесс оказался очень длительным и в течение многих веков, а то и тысячелетий древние земледельцы продолжали сочетать свое главное занятие с привычным собирательством, а скотоводы совмещали свою деятельность с охотой. И все же революция началась, и уже никто и ничто не могло остановить ее.

Разделениe труда.

Первое крупное общественное разделение труда привело к быстрым переменам в жизни древних народов. Более совершенные формы производящего хозяйства неизбежно приводили к увеличению производительности труда и появлению излишка продуктов. В более или менее благоприятных условиях люди стали производить такое количество продуктов, которого вполне хватало для биологического поддержания жизни и продолжения рода, что влекло за собой своеобразный демографический взрыв.

Однако самым революционным фактором в таком хозяйстве оказался не необходимый продукт, а избыточный. Как только у людей появились излишки продуктов и орудий труда, старое родоплеменное общество стало раскалываться на отдельные группы, а имущественное расслоение приводило к зарождению классов и государства. Кроме того, новые формы производства позволили членам большого рода разделяться на отдельные семьи и вести собственное хозяйство. С тех пор постоянное увеличение производительности труда и появление все больших излишков стали ведущим фактором мировой истории, определившим его развитие на многие тысячелетия.

Главной причиной как «неолитической революции», так и ее непосредственных результатов стало совершенствование орудий труда. Неолитические орудия изготавливались не из металла (меди или бронзы), а преимущественно из кремния. Причем кремневые орудия труда ничем практически не уступали металлическим, и именно поэтому называются «неолитическими», то есть «новокаменнными». Так, например, в эпоху ранних цивилизаций весьма успешно использовались деревянные серпы с наборными лезвиями из кремния, которые не только не уступали медным, но и превосходили их по качеству. И только много позже металлические орудия труда стали преобладающими, поскольку металл можно было использовать много раз в результате освоение технологии литья, а кремний таким качеством не обладал.

Одним из важнейших следствий «неолитической революции» стало появление оседлого образа жизни. В отличие от скотоводов, которые вынуждены были постоянно перемещаться в поисках богатых пастбищ для своего стада, земледельцы были привязаны к земле и именно с ней связывали свое существование. Дело в том, что пригодные для земледелия плодородные земли располагаются крайне неравномерно, а постоянные поиски новых земель неизбежно снижают эффективность такого вида деятельности. Другими словами, если для скотоводов постоянные перемещения были неизбежны и стали важным фактором выживания, то для земледельцев любые перемещения были смерти подобны. Во многих случаях земледельческие племена деградировали на новой и менее плодородной земле, возвращаясь к примитивному собирательству или переходя к непривычному кочевому скотоводству.

Именно поэтому первые земледельцы селились на одном месте и всеми силами оберегали свою землю от посягательств других племен. А для этого нужно было огораживать свое место жительства крепостными сооружениями, то есть «городить» среду обитания. Более того, чтобы обеспечить себя всем необходимым, нужно было иметь достаточное количество орудий труда и оружия для защиты своих поселений. Таким образом, само понятие «город» изначально было связано с развитием ремесла.

Скотоводы и земледельцы были относительно независимы друг от друга, хотя и искали надежные способы развития взаимного обмена, так как скотоводам требовались продукты земледелия, а земледельцы, в свою очередь, нуждались в продукции скотоводства. Их взаимодействие привело к появлению торговли, когда земледельцы обменивали свою продукцию на продукты скотоводов. Это явление привело к первому общественному разделению трудамежду двумя крупными группами производителей. А вторым крупным общественным разделением труда стало обособление ремесла в качестве самостоятельного вида деятельности. С одной стороны, это привело к резкой интенсификации торгового обмена, а с другой – к появлении специализированных центров ремесленного производства, ставших основой для становления и развития древних городов. Любопытно, что ремесленные центры стали своего рода симбиозом земледельческого и скотоводческого труда, так как в их продукции в равной степени нуждались как те, та и другие.

Есть еще один географический фактор, сыгравший решающую роль в зарождении первых цивилизаций. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что первые цивилизации возникли в долинах больших рек – Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхе, Янцзы и на побережье теплых морей – Эгейского, Средиземного, Красного, Черного. Их влияние на развитие первых цивилизаций представляется трудно переоценить. В долинах рек неизбежно зарождалось поливное земледелие и искусственное орошение, сопровождавшееся строительством дамб, плотин, ирригационных систем и отводных каналов. А теплые моря позволяли заниматься рыболовством и навигацией, что само по себе требовало развитого судостроения. Нет надобности доказывать, что все эти виды деятельности требовали определенной сплоченности древних людей и, что более важно, целенаправленной деятельности примитивных органов власти.

Кроме того, все первые центры цивилизаций расположены примерно на одной широте, которая характеризуется постоянным «непостоянством». Здесь может быть либо слишком много воды (во время разливов рек), либо слишком мало ( в засушливый период), либо тепло, либо холодно, либо дождливо, либо длительное отсутствие осадков. Все эти природные перемены, превращающиеся порой в самые настоящие экологические катастрофы, вынуждали людей постоянно приспосабливаться к переменчивым условиям и противопоставлять капризам природы свою сплоченность и склонность к кооперации и сотрудничеству. Иначе говоря, сами природные условия толкали древних людей на путь сплочения в хорошо организованное и управляемое общество.

Усложнение земледельческой деятельности неизбежно вызывало потребность в расширении специализации ремесла и торговли. Со временем развитие земледелия и ремесла привело к обособлению торговой деятельности, которую можно с полным основанием считать третьим крупным общественным разделением труда. Разумеется, потребность в товарном обмене возникла с появлением и быстрым развитием производящего хозяйства. Обособление земледельцев и скотоводов вынуждало людей обмениваться продуктами своей деятельности, однако долгое время торговля была лишь прикладной сферой, не требовавшей специализированных навыков. И только зарождение городской культуры привело к появлению особой категории посредников, которые сами не занимались производительной деятельностью, но обслуживали потребности главных производителей и тем самым приобретали специфические черты своей профессиональной деятельности.

Ремесленники тоже стали объединяться в соответствующие кооперационные группы, чтобы не только защитить свои интересы, но и увеличить производительность труда, основанную на постоянных взаимосвязях и обмене опытом. Более того, стали появляться первые ремесленники, которые производили не только оружие или орудия труда, но и произведения искусства, которыми занимались ювелиры, резчики по камню, художники, скульпторы, строители, кузнецы, гончары.

Столь очевидный технический прогресс в земледелии и ремесле приводил к острой нехватке рабочей силы, которая становилась главной производительной силой первых цивилизаций. Со временем должников и пленников стали превращать в рабов, без которых становление первых цивилизаций было бы практически невозможным. С тех пор патриархальное рабствостало неотъемлемой частью человеческой цивилизации, которое в античном мире обрело свои законченные «классические» формы

Монотеизм

Фактическое объединение общества в единоe целое сопровождалось зарождением первых монотеистических религий. Племенные божества стали постепенно исчезать вместе с родоплеменным строем, а на первое и единственное место выходило божество господствующего племени, которое со временем становилось общим для всех покоренных или подчиненных племен. Это был вполне естественный процесс, так как единое общество могло существовать только тогда, когда поклонялось единому богу, победившему всех остальных. Вместе с консолидацией общества политеизм уходил в прошлое, уступая место монотеизму. Процесс монотеизации сопровождался строительством больших храмов и культовых сооружений, призванных внушать верующим благоговение перед пантеоном богов с его главным божеством, определяющим смысл и направление жизни общества. Именно поэтому становление первых цивилизаций сопровождается сооружением крупных храмовых комплексов и появлением особой касты служителей или жрецов, ставших ведущей силой в развернувшейся «духовной революции».

Каста жрецов стала главной мобилизующей силой общества. Будучи полностью освобожденными от рутинного повседневного труда, они не только разрабатывали основы религиозных обрядов и ритуалов, но и накапливали и бережно хранили культурные достижения своего народа, разрабатывали и совершенствовали основы письменности, обеспечивали передачу полезной информации из поколения в поколение и скрепляли древние общества единой идеологией, что само по себе ставило их в привилегированное положение. Именно жрецы были главными и единственными заказчиками монументальных храмов, призванных объединить некогда разобщенное общество, построенное на родоплеменных связях и устных традициях. В этих храмах стали появляться специальные школы писцов, жрецов и мастеров, потребность в которых возрастала с каждым годом.

Восточная деспотия

Характерной особенностью первых цивилизаций была неразвитая форма частной собственности, что со временем привело к образованию так называемой «восточной деспотии». Полновластным собственником земли долгое время оставался верховный правитель, функции которого стали постепенно заменять прерогативы бога на земле. Разумеется, обожествление царей и их сакральные функции скрепляли общественные устои и придавали ему стабильность, но в то же время порождали растущее сопротивление со стороны свободных общинников, которые нуждались в поддержке государства, но протестовали против его произвола и посягательства на их общинные права.

Важным связующим элементом между «царским родом» и простыми общинниками стал родовая знать, которая со временем превратилась в прослойку аристократии. Первоначально это были вожди племен и главы крупных родов, получившие привилегированное положение при дворе правителя. С одной стороны, они были его верными слугами и вассалами, а с другой, постоянно отстаивали интересы своего рода или племени, не допуская его обнищания или полного уничтожения. Таким образом, родовая аристократия сыграла роль промежуточного звена между царской властью и народом и тем самым способствовала консолидации древних обществ и формированию первых цивилизаций.

Появление первых цивилизаций сопровождалось становлением первых государственных институтов власти и вооруженной силы, главной задачей которой становилась защита имущественного неравенства и поддержания порядка в стране. Кроме того, вооруженные армии были главным средством территориальной экспансии, захвата собственности покоренных племен и народов и приобретения пленников, которые сами по себе, превращаясь в рабов, становились главной производительной силой общества.

Таким образом, становление первых цивилизаций стало важнейшим этапом всемирной истории, в ходе которого обнаружилась определенная повторяемость событий и явлений в различной этнокультурной среде. Зародившись в Месопотамии и долине Нила, эти цивилизации стали быстро расширять ареал обитания, передавая накопленные знания и опыт многим другим племенам и народам, которые находились на более низких стадиях общественного развития.
Кроме того, с образованием первых цивилизаций усилилась неравномерность исторического развития, в результате чего одни народы быстро ушли вперед, используя преимущества государственного развития и имущественного неравенства, а другие еще многие века и тысячелетия оставались на стадии родоплеменного строя и подвергались насильственной «цивилизации» со стороны более развитых соседей. Следует признать, что прибавочный продукт первых цивилизаций сыграл решающую роль в распространении более передовых форм общественного устройства и более развитых культур, возникновение которых было предопределено не какими-то расовыми признаками, а рядом уже известных нам географических и природно-климатических факторов.

Однако именно благодаря закону неравномерности первые цивилизации со временем приходили в упадок, а их место занимали менее развитые, но более пассионарные (энергичные ) племена и народы, успевшие унаследовать или позаимствовать результаты предшествующих цивилизаций. Механизм такого плодотворного заимствования и передачи социального опыта еще не изучен, однако ясно, что во многом это объяснялось склонностью того или иного древнего народа к усвоению письменности использованию чужого опыта для совершенствования собственных форм организации общества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь