Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упадок и гибель Хеттской державы



К концу ХШ в. до н.э. Хеттская держава вступает в полосу непрекращающегося кризиса, который завершается ее падением. Именно в это время хеттские правители вступают в борьбу с расположенным на западе Анатолии царством Аххиява, в котором многие специалисты видят предшественников греческих ахейцев. Жители Аххиявы также были индоевропейцами и поначалу мирно соседствовали с хеттами, но потом между ними обострилась борьба за власть над Анатолией, и на помощь аххиявам пришли ахейцы микенской Греции. Вероятно, один из эпизодов этой борьбы и был описан легендарным греческим поэтом Гомером в своей «Илиаде».

Хеттская держава пала под ударами не только ахейцев, но и всех федерации «народов моря», куда входили древние индоевропейские народы бассейна Эгейского моря. После ее разгрома на территорию Анатолии с Балканского полуострова хлынули племена фригийцев и фракийцев, а с Северного Причерноморья сюда пришли огромные орды киммерийцев, и скифов, нашедших себе вторую родину. По мнению многих специалистов, среди этих пришельцев было немало протоармянских и протогрузинских племен, осевших впоследствии на территории Завкавказья. Одновременно западное побережье Анатолии интенсивно заселялось греческими колонистами. В результате этого «переселения народов» на территории некогда могущественного Хеттского царства образовалось несколько независимых государств, среди которых в более поздние века выделяются Фригия, Лидия, Урарту, греческие полисы и ряд более мелких царств.

Хеттская цивилизация оказала значительное влияние на развитие индоевропейского мира. Можно сказать, что в определенный период времени это влияние было решающим. Если предположить, что вторжение древних греков на территорию Балканского полуострова произошло с Малой Азии, то роль древних хеттов в мировой истории просто невозможно переоценить. Хетты одними из первых народов освоили металлургическое производство, создали первые торговые колонии, обеспечившие постоянные контакты между семитскими народами Ближнего Востока и древними народами Балканского полуострова, по всей видимости, они дали название многим другим древним народам (германские хатты, геты, готы), а также в какой-то степени способствовали быстрому экономическому развитию таких народов, как фракийцы, фригийцы, иллирийцы, этруски, даки и многих народов Ближнего Востока. Нет никаких сомнений, что древние хетты сыграли важную роль в становлении и развитии древних индоевропейцев. А если верить В. Гамкрелидзе и В. Иванову, то, возможно, стояли у их истоков.

Древние народы Западной Европы

Расселение кельтов.

Кельты, существование которых наложило весьма своеобразный отпечаток на историю всей Европы, до сих пор порождают массу загадок, предположений и всевозможных домыслов. Многие историки считают их самым загадочным народом Европы, оказавшим значительное влияние на формирование французов, бельгийцев, голландцев, англичан, ирландцев испанцев, португальцев и других народов европейского континента. Достаточно сказать, что почти все древние города Европы основывались на месте еще более древних поселений кельтов. К примеру, римляне основали свой город Лондунум (Лондон) на кельтском городище Каэр-Ллид (I тыс. до н.э.), римский город Аквинкум (Будапешт) был основан на месте кельтского поселения Ах-Инк (Ш тыс. до н.э.), а германский город Пассау был заложен на территории кельтского племени бойев.

Кельты входили в огромный союз племен, занимавший почти всю территорию Европы от Атлантики до Адриатики и от Альп до Балтийского моря. Более того, в давние времена они были чуть ли не главным этническим звеном в огромной индоевропейской семье народов, которое впоследствии почти полностью исчезло, будучи ассимилированным сперва римлянами, а потом многочисленными германскими племенами в V-VI вв. нашей эпохи.

Первыми о кельтах сообщают греческие историки еще в VI в. до н.э. Гекатей Милетский, например, писал, что Нарбонн является кельтским городом, а Марсель расположен неподалеку от кельтских земель. Еще более подробные сведения содержатся у Геродота, который считал, что кельты являются самым западным народом Европы, занимающим огромные пространства. Ксенофонт упоминает, что кельты сражались в качестве наемников против фивян, Платон включает их в список варварских народов, приверженных безудержному пьянству, а Аристотель отмечает их безрассудную храбрость в бою.

По всей вероятности, родиной кельтов были земли к востоку от Рейна на территории современных Баварии и Чехии. Многочисленные данные топонимики и археологии свидетельствуют, что в примерно в конце ХIV в. до н.э. в Центральной Европе появляется новая культура с характерными признаками погребального обряда в виде насыпных курганов и производства металлического оружия и орудий труда. В начале Х тыс. до н.э. у кельтов появляются изделия из железа, а умерших они начинают кремировать и помещать прах в погребальные урны, что весьма характерно для всех арийских народов. В это же время по всей Европе начинают появляться названия мест, в состав которых входят древние кельтские слова briga (холм), dunum (крепость), magus (равнина), nemeton (священное место), ritum (брод), seno (старый), uindo (белый) и др. О кельтах свидетельствуют также имена многих вождей – Думнорикс, Версингеторикс, Эпоредорикс, Анектомарес и другие.

Заняв обширные районы Центральной и Западной Европы, в V в. до н.э. кельты начинают усиленно проникать на территорию Британских островов, хотя многие исследователи полагают, что самые ранние кельты появились здесь еще во II тыс. до н.э. Это были племена круитни, эрины, гойделы, пикты, лагены, белги, улады, бритты. В это же время другие племена кельтов проникли в Италию, на Балканы, в Галлатию ( Малая Азия) и дошли даже до Черного моря, где смешались со скифами, образовав кельто-скифскую группу. Таким образом, к Ш в. до н.э. кельты стали самым могущественным народом Европы, передав накопившуюся пассионарность всем покоренным странам и народам.

Главная проблема в изучении кельтского исторического наследия заключается в том, что кельты практически не оставили нам сколько-нибудь значительных письменных памятников на своем языке, а устная традиция передачи важной информации ушла в прошлое вместе с ее главными носителями. Именно поэтому данные о кельтской мифологии неполны, фрагментарны и изобилуют преимущественно легендарными сведениями, чем фактами из реальной жизни кельтов.

Единственным источником по данной теме являются ирландские и валлийские саги, записанные в тех странах, где кельты сохранили свою культурную и языковую самобытность вплоть до Нового времени: Ирландия, Шотландия, Уэльс, Корнуолл, Бретань. Первые записи кельтских саг относятся к VШ-IХ вв., а первые более или менее полные сборники датируются только ХII в.

Кельты поражали античных историков своей пылкостью и бесстрашием в бою, раздражительностью и развитым чувством чести, надменностью после победы и отчаянием после поражения. Кроме того, они отмечают преданность кельтам своей религии, любовь к нарядам, украшениям, орнаментам, праздникам и поэтическому творчеству, которое выражалось в деятельности бардов. Многие исследователи объясняют безудержную храбрость кельтов их глубокой верой в бессмертие души и переселение душ. Героическая смерть на поле брани гарантировала им блаженство в раю, поэтому они никогда не боялись смерти.

Мифология кельтских народов.

Сейчас уже совершенно невозможно реконструировать полную мифологическую картину кельтского мира, и даже римские и греческие источники, обычно щедрые на описания чужих стран и народов, дают чрезвычайно мало материалов на этот счет. Известно только то, что вся духовная жизнь древних кельтов находилась в руках друидов – жрецов, которые регламентировали всю повседневную жизнь кельтских народов и устно передавали из поколения в поколения накопленные веками знания. Есть мнение, что друиды специально сторонились письменной фиксации своего опыта, считая письменность профанацией сакрального знания и уничтожения древних традиций, хранителями которых они себя считали. Многие исследователи находят много общего между религиозной практикой друидов и древними ритуалами индийских брахманов, что могло быть результатов наследования общей культурной традиции.

Кроме того, друиды были астрологами, прорицателями, целителями, магами и, что вполне естественно, самыми преданными советниками племенных вождей и царей. Само слово «друид» происходит, вероятно, от слова «dru», что означает дуб в частности и дерево вообще. По всей вероятности, друиды представляли собой замкнутую касту жрецов, передававших свои знания либо по наследству к старшему сыну или даже дочери, либо отпрыску любого уважаемого человека, которого они сами считали патриархом славного рода. Из кельтской мифологии известно, что друидов готовили около 20 лет, в течение которых претендент на этот сакральный пост изучал астрологию, древние заклинания, гимны кельтским богам, основы прорицательства, законы племенной организации общества и многое другое. Друиды всех кельтских племен имели свою межплеменную организацию и регулярно собирались на советы, где выбирали верховного пожизненного мага и принимали соответствующие уставы своей внутренней жизни.

Многие британские исследователи считают, что именно друиды были организаторами строительства грандиозного загадочного сооружения, известного под названием Стоунхендж , хотя и допускают при этом, что это сооружение было возведено почти за 2 тыс. лет до н.э., когда никаких кельтов не было и в помине. Как бы то ни было, друиды имели непосредственное отношение к практическому использованию этого сооружения, которое, по общему мнению, является древней астрономической обсерваторией, помогавшей друидам с достаточной точностью определять периоды зимнего и летнего солнцестояния, лунных и солнечных затмений и проводить там соответствующие религиозные ритуалы. Именно с этой целью недавно правительством Великобритании был создан особый туристический маршрут под романтическим названием «Кельтский путь».

Помимо Стоунхенджа туристам предлагают посетить исторические места обитания и сражений легендарных воинов короля Артура и волшебника Мерлина . Согласно древним легендам, Мерлин обладал даром предвидения, отличался мудростью и прославился на века своими удивительными пророчествами. Он же, если верить легендам, перенес Стоунхендж из Ирландии в Британию при помощи своих магических сил. Более того, Мерлин не только предвидел появление легендарного короля Артура, но и принял в этом самое непосредственное участие, использовав заколдованное зелье. Затем Мерлин спас Артура от верной гибели и стал его наставником.

Став королем, Артур много лет правил Британией, защитил ее от войн и других несчастий, а его время вошло в историю как время духовного рыцарства и справедливости. Именно Мерлин посоветовал королю Артуру собирать благородных сподвижников за круглым столом, где они сообща могли бы решать важнейшие государственные вопросы. С тех пор выражение «рыцари Круглого стола » стало означать равенство, справедливость и взаимная выручка и преданность мужской дружбе. Эти легенды породили в европейской литературе обширный «артуровский цикл », до сих пор пленяющий миллионы читателей бескорыстной дружбой, преданной службой и беззаветной любовью к родине.

Не менее интересными и поучительными являются и другие кельтские сюжеты в истории европейских народов. Достаточно вспомнить эпические произведение «Тристан и Изольда», а также бессмертный цикл легенд о Священном Граале. Вместе с «артуровским циклом» эти сказания как в стихотворной, так и прозаической форме составили гордость европейской литературы и распространились по всему миру, а почитатели Толкиена могут без труда обнаружить в его популярных произведениях массу отсылок к далекому прошлому кельтов.

Легенды «артуровского цикла» неоднократно подчеркивают важную роль друидов в жизни древних кельтов. Они руководили проведением религиозных обрядов и в этом виде деятельности опирались на своеобразных помощников – эвбагов, которые непосредственно управляли проведением того или иного обряда, а также на бардов, которые сочиняли стихи и исполняли песни, вдохновенные божественными видениями и предзнаменованиями. Так, например, во время новогоднего обряда самайн ирландцы изображали открытое противостояние двух миров, здешнего и потустороннего, в результате чего демонические силы пытались разрушить здешний мир и погубить кельтского правителя. В конце концов добро побеждало зло и сопровождалось очередным возрождением мира.

Особо почитаемым у древних кельтов считался обряд срезания золотым серпом ветви омелы, что происходило в момент полнолуния, а также в период летнего и зимнего солнцестояния, когда друиды облачались в белые одежды и провозглашали начало нового круговорота в природе. При этом омела понималась как символ жизни и солнца, а срезание этого вьющегося кустарника со священного дуба имело значение «кастрации» священного дерева и было давним пережитком первобытной магии индоевропейских фаллических ритуалов. Именно этот незамысловатый обряд послужил известному этнологу Дж. Фрэзеру основой для написания книги «Золотая ветвь».

Известен также ритуал священного бракосочетания короля с лошадью, происхождение которого непосредственным образом связано с пережитками кочевого быта кельтов в глубинах Евразии. Примерно такой же обряд существовал и в древней Индии. Не менее почитаемым был обряд жертвоприношения быка, когда специально избранный член общины вкушал мясо и пил кровь жертвенного животного, а потом погружался в пророческий сон, в котором должен был увидеть лицо будущего вождя.

Кельты верили в переселение душ и поклонялись животным, в которых могла вселиться душа их предка или уважаемого человека. Например, в ирландских сагах неоднократно упоминается некий Финтан, который выжил после всемирного потопа, а потом пережил несколько превращений, будучи в облике то орла, то лосося, то ястреба. Кроме того, кельты верили в загробную жизнь, где останавливается время и царит изобилие и вечная молодость. При этом они помещали этот сказочный мир на Западе, где, по их мнению, всегда светит солнце и царит мудрая умиротворенность. Потусторонний мир кельтов существовал в непосредственной близости от мира живых людей, поэтому для них навигация была сакральным действом, корень которого «navi» означал не только нечисть, некую нечистую силу, но и далекое путешествие, связанное с многочисленными опасностями и приключениями.

По словам Цезаря, который завоевал кельтскую землю Галлии, кельты считали, что произошли от божества потустороннего мира, являвшегося прародителем всех людей. В повседневной жизни кельты поклонялись множеству племенных богов, число которых уменьшалось с развитием общества и укрупнением племенных союзов. К их числу относятся Беленос, Арвенорикс, Камулос, Огмос и многие другие. Любопытно, что к числу общекельтских богов относился Эсус (Эзус), о котором сообщал римский поэт Лукан в 1 в., говоря, что он требовал жертвоприношений через повешение на дереве. Однако в большинстве случае Эзус был для кельтом богом войны, стоявшим под священным деревом с серпом в руке.

До сих пор кельты, а также и другие народы Европы, включая даже Россию, отмечают древний кельтский праздник Хеллоуин , уходящий корнями в глубокую древность. В те времена кельтские народы встречали Новый год 1 ноября, совершая шумные процессии и распевая религиозные гимны. После многолетних тщетный попыток искоренить языческие верования католическая церковь навязала кельтам свой праздник – День всех святых (All Hallows’ Even – все святые вместе). В этот день друиды разжигали огромный костер, а под утро тлеющие головешки разносили по домам дл домашнего очага.

В представлениях древних кельтов существовал единый загробный мир, где нет болезней, смерти, страданий, голода и где царит вечное лето. Таким образом, потусторонний мир мертвых был для кельтов не только близким, но и понятным. В этот день до сих пор люди наряжаются в причудливые костюмы, надевают устрашающие маски и делают «тыквенные головы» с фонарем внутри, чтобы отогнать от себя всякую нечисть из загробного мира. В такую ночь мир мертвых приближается с миром живых и даже соприкасается с ним.

Известен также ритуал священного бракосочетания короля с лошадью, происхождение которого непосредственным образом связано с пережитками кочевого быта кельтов в глубинах Евразии. Примерно такой же обряд существовал и в древней Индии. Не менее почитаемым был обряд жертвоприношения быка, когда специально избранный член общины вкушал мясо и пил кровь жертвенного животного, а потом погружался в пророческий сон, в котором должен был увидеть лицо будущего вождя.

Кельты верили в переселение душ и поклонялись животным, в которых могла вселиться душа их предка или уважаемого человека. Например, в ирландских сагах неоднократно упоминается некий Финтан, который выжил после всемирного потопа, а потом пережил несколько превращений, будучи в облике то орла, то лосося, то ястреба. Кроме того, кельты верили в загробную жизнь, где останавливается время и царит изобилие и вечная молодость. При этом они помещали этот сказочный мир на Западе, где, по их мнению, всегда светит солнце и царит мудрая умиротворенность. Потусторонний мир кельтов существовал в непосредственной близости от мира живых людей, поэтому для них навигация была сакральным действом, корень которого «navi» означал не только нечисть, некую нечистую силу, но и далекое путешествие, связанное с многочисленными опасностями и приключениями.

По словам Цезаря, который завоевал кельтскую землю Галлии, кельты считали, что произошли от божества потустороннего мира, являвшегося прародителем всех людей. В повседневной жизни кельты поклонялись множеству племенных богов, число которых уменьшалось с развитием общества и укрупнением племенных союзов. К их числу относятся Беленос, Арвенорикс, Камулос, Огмос и многие другие. Любопытно, что к числу общекельтских богов относился Эсус (Эзус), о котором сообщал римский поэт Лукан в 1 в., говоря, что он требовал жертвоприношений через повешение на дереве. Однако в большинстве случае Эзус был для кельтом богом войны, стоявшим под священным деревом с серпом в руке.

До сих пор кельты, а также и другие народы Европы, включая даже Россию, отмечают древний кельтский праздник Хеллоуин , уходящий корнями в глубокую древность. В те времена кельтские народы встречали Новый год 1 ноября, совершая шумные процессии и распевая религиозные гимны. После многолетних тщетный попыток искоренить языческие верования католическая церковь навязала кельтам свой праздник – День всех святых (All Hallows’ Even – все святые вместе). В этот день друиды разжигали огромный костер, а под утро тлеющие головешки разносили по домам дл домашнего очага.

В представлениях древних кельтов существовал единый загробный мир, где нет болезней, смерти, страданий, голода и где царит вечное лето. Таким образом, потусторонний мир мертвых был для кельтов не только близким, но и понятным. В этот день до сих пор люди наряжаются в причудливые костюмы, надевают устрашающие маски и делают «тыквенные головы» с фонарем внутри, чтобы отогнать от себя всякую нечисть из загробного мира. В такую ночь мир мертвых приближается с миром живых и даже соприкасается с ним.

Кроме того, почти все кельтские народы поклонялись богу света, искусства и знаний Лугу, который был своеобразным аналогом греческого бога Аполлона. Да и название кельтской крепости Лугдунум (будущий Лондон) означало «крепость Луга». Весьма почитаемым у кельтов был также бог-громовержец Таранис, которого всегда изображали в виде бородатого гиганта с колесом в левой руке и толстой громовой палкой в правой. Среди прочих богов можно упомянуть Левцитиоса – бога молнии, Эпона – бога лошадей, Моккуса – бога-вепря, Цернуноса – бога оленей, Тавроса – бога быков, Мулло – бога ослов, Дамона – бога всех домашних животных.

Помимо богов, кельты свято верили в многочисленных лесных и речных духов, эльфов, чудовищ, а также карликов, обитавших в подземных пещерах. Римляне, заметно потеснившие к Ш в. кельтов в Европе, приложили немало усилий, чтобы искоренить кельтские верования, казавшиеся им слишком жестокими и бесчеловечными. Так, например. Август и Тиберий постоянно преследовали друидов, а император Клавдий, если верить Светонию, совсем уничтожил в Европе кельтскую религию из-за ее чрезмерной жестокости. На самом деле борьба с кельтами диктовалась не человеколюбием римлян, которым они сами никогда не отличались, а соображениями имперского господства, серьезным препятствием к которому, несомненно, была религию друидов.

Что касается кельтского языка, то он ближе всего стоит к италийской ветви индоевропейской семьи, за которой следуют различные диалекты германского языка. Эти три группы составляют наиболее близкую общность, характеризующуюся большим количеством общих слов, перфектных временных форм глагола и другими лингвистическими признаками. Разумеется, помимо общего языкового наследия существовало также и прямое заимствование в результате длительного совместного проживания на обширной территории.

За пределами Европы наиболее близкими языками являются тохарский язык Центральной Азии, язык хеттов в Малой Азии, а также персидские и индийские языки индоевропейской семьи.

начале нашей эры культура и религия кельтов подверглась сильной романизации, а потом германизации и христинизации, в результате чего практически полностью была уничтожена вместе с кельтами. Однако отдельные мифологические сюжеты и сказания древних кельтов вошли в литературную традицию многих народов Европы и продолжают существование в виде фольклорных праздников и неоязыческих (неодруидических) ритуалов и общин. Даже пушкинский князь Гвидон, по мнению многих лингвистов, на самом деле является носителем древнего кельтского имени, которое буквально означает «Сын Дон».

Древние германцы.

Проблема происхождения германских народов до сих пор остается чрезвычайно сложной, несмотря на то, что поселились в Европе сравнительно поздно и сразу же попали в поле зрения античных авторов. Если кельты были известны римлянам и грекам уже в V в. до н.э., то о германцах впервые упоминают только во I-II вв. до н.э. О более ранней истории германского мира нам до сих пор неизвестно.

Первое более или менее полное упоминание об этих племенах связано с грозным нашествием кимвров и тевтонов на территорию Италии в 1 в. до н.э. Именно в это время многие римские авторы начинают подробно рассказывать о жизни и быте германцев, высказывая отрывочные предположения о их происхождении. К их числу можно отнести греческого географа Страбона, известного правителя Птолемея, а также римского историка Плиния Старшего, описавшего в своей книге «Естественная история» жизнь и нравы германских племен. Однако наиболее полные сведения о германцах содержатся в книге римского полководца и будущего императора Юлия Цезаря, которые много лет воевал с галлами и на какое-то время приостановил продвижение германцев на запад. В «Записках о галльской войне» он сообщает о многочисленных германских племенах и высказывает догадку о их родственных связях с кельтами. Не меньшее значение имеет знаменитая работа Тацита, который сам не был в германских землях, но пользовался весьма авторитетными источниками.

В этих произведениях говорится о том, что в I в. до н.э. на римскую провинцию Галлию начинают вторгаться германские племена, проживавшие до этого на правом берегу Рейна. В их числе римские историки упоминают свевов, гарудов, секванов и ряд других племен. При этом Цезарь называет их германцами только потому, что они пришли из-за Рейна, а Тацит указывает, что первоначально это название носило одно небольшое племя, а потом оно распространилось на другие родственные племена. По всей вероятности, в те времена никто не проводил четкого различия между кельтами и германцами, о чем, в частности, свидетельствует их отношение к белгам. Одни авторы называют их германцами, а другие – кельтами. Это обстоятельство дало основанием многим исследователям считать, что этноним «германцы » поначалу принадлежал какому-то прирейнскому кельтскому народу, а потом галлы стали называть германцами все племена, проживавшие на правом берегу Рейна.

После долгой и тяжелой борьбы с германцами римляне провели границу по Рейну, отделив тем самым подвластных им галлов от других племен, и стали называть германцами все народы, которые проживали к востоку от этой границы. Если учесть, что вся южная часть современной Германии принадлежала кельтским племенам, то можно сделать вывод, что германцы долгое время проживали рядом с ними, вступая в тесные контакты и создавая порой сплоченные военные союзы для борьбы с общим врагом.

В настоящее время историки и археологи приходят к выводу, что прагерманский этнический и языковой субстрат сложился примерно в I тыс. до н.э. на севере Европы, а к VI в. они уже разделились на три основные группы: северогерманскую, западногерманскую и восточногерманскую. В соответствии с этим делением происходило и становление основных диалектов германского языка. Некоторое время спустя западногерманские племена разделились на истевонов, ингвеонов и эрмионов. Первые обитали на востоке Европы и состояли из вандалов, бургундов, варинов, харинов, гутонов, бастарнов, певкинов, лугиев, ругиев и многих других племен. Ингвеоны селились на побережье Северного моря и включали в себя кимвров, тевтонов, хавков, англов, ютов, саксов, лангобардов, а к числу эрминонов, проживавших в районе Эльбы, принадлежали свевы, эрмундуры, хатты, херуски и многие другие племена.

Следует отметить, что в настоящее время некоторые историки и лингвисты считают вандалов и некоторые другие племена славянскими и доказывают, к моменту Великого переселения народов они проживали в районе Меотиды (Азовского моря), а потом вместе с готами и аланами двинулись на запад, не выдержав натиска гуннов. Именно они пересекли на ладьях Адриатическое море и 15 июня 455 г. захватили и разграбили Рим, что стало началом конца Западной Римской империи. В качестве доказательств они приводят сохранившиеся слова языка вандалов, которые позже стали называться славянскими: «баба», «брат», «беда», «гора», «груша», «кобыла», «луг», «волк» и др. Есть также мнение, что многие из этих племен были тюркского происхождения.

Тацит подробно пересказывает германскую легенду о происхождении германцев. У бога земли Туистона был сын Манн, от трех сыновей которого произошли три ветви германцев: ингевоны, истевоны и эрминоны. Прародиной германских народов обычно считается южная часть Скандинавии, откуда они в VII в. до н.э. стали волнами переселяться на территорию Центральной и Восточной Европы.

В это время германские племена находились на стадии разложения родового строя и отличались примитивным образом жизни. Переселившись на новую родину, они смешались с более развитыми кельтскими племенами и стали переходить к более развитому хозяйству. В их погребениях начинают встречаться более сложные украшения вождей, а в селениях все чаще встречаются гончарные и железные изделия. Правда, германские поселения еще долгое время не отличались особой роскошью, а все предметы так или иначе имели функциональное назначение. Что же касается предметов роскоши, то они, как правило, связаны с соседством кельтских племен, с которыми у германцев установились прочные торговые отношения.

Ремесленное производство у древних германцев не отличалось разнообразием, а керамическая посуда украшена лишь самым примитивным геометрическим орнаментом. Только к началу II в., когда германцев начинают подробно исследовать римские историки, у них появляются бесспорные признаки образования классов и создания предгосударственных организаций, к числу которых принадлежали военные дружины и советы старейшин. Однако и здесь можно говорить о каких-то заимствованных формах общественной жизни, так как, по словам Цезаря, германцы все еще жили большими родами в больших родовых домах. Внимательно изучив жизнь и быт древних германцев, Ф. Энгельс пришел к выводу, что германцы того времени находились ан стадии военной демократии и во многом уступали более развитым соседним племенам кельтов.

Внутри германских племен часто встречались кровнородственные связи, хотя уже были случаи объединения нескольких соседских племен в большие федерации, связанных единым культом и общими родственными преданиями. Они совместно владели землей, и коллективно обрабатывали ее на основе привычной для них общинных законов. Иногда они осуществляли передел земель, но даже в этом случае все происходило под строгим контролем старейшин. А Цезарь добавляет, что на самом деле они мало пользовались земледелием, предоставляя его женщинам, старикам и детям, а мужское население явно отдавало предпочтение скотоводству и мясомолочной пище, что свидетельствует о их раннем кочевом быте на просторах Евразии, так как заниматься скотоводством в условиях Скандинавии было практически невозможно.

По словам римских историков, германцы отличались необыкновенной воинственностью, храбро сражались с противником и превыше всего ценили свободу, чем отличались от соседних галлов. Все взрослые мужчины были прекрасными воинами и фактически сами управляли своим племенем, избирая себе вождя. Что же касается совета старейшин, то он занимался внутренними делами племени и все реже вмешивался в руководство общиной со стороны военных предводителей (герцогов). При этом рол военных вождей заметно усиливалась там, где происходили довольно длительные миграции.

К I в. н.э. германские племена стали быстро переходить к классовому строю, а во главе племен стали наследственные вожди, передававшие власть старшему сыну. Этому во многом способствовали удачные захватнические войны, в результате которых в руках вождей стали концентрироваться большие богатства. Кроме того, германцы стали не только воевать, но и довольно успешно торговать с римскими провинциями, что также способствовало быстрому имущественному расслоению в обществе.

Первыми нашествие германцев из племени кимвров отразили кельтские племена бойев в 113 г. до н.э., но потом они потерпели поражение и вместе с другими германскими племенами (тевтонами, лангобардами, свевами) направились на покорение богатых римских провинций. С этого момента начинается полоса непрерывных войн римских легионов с постоянно нарастающей волной германского вторжения. Любопытно, что покоренные римлянами галлы встали на сторону Ритма, справедливо полагая, что нашествие диких германцев приведет к разорению их страны и порабощению варварскими народами. Видимо, это было первой причиной быстрой романизации галлов, которая усиливалась с каждым годом и в конце концов привела к их полному исчезновению.

В настоящее время историки и археологи приходят к выводу, что прагерманский этнический и языковой субстрат сложился примерно в I тыс. до н.э. на севере Европы, а к VI в. они уже разделились на три основные группы: северогерманскую, западногерманскую и восточногерманскую. В соответствии с этим делением происходило и становление основных диалектов германского языка. Некоторое время спустя западногерманские племена разделились на истевонов, ингвеонов и эрмионов. Первые обитали на востоке Европы и состояли из вандалов, бургундов, варинов, харинов, гутонов, бастарнов, певкинов, лугиев, ругиев и многих других племен. Ингвеоны селились на побережье Северного моря и включали в себя кимвров, тевтонов, хавков, англов, ютов, саксов, лангобардов, а к числу эрминонов, проживавших в районе Эльбы, принадлежали свевы, эрмундуры, хатты, херуски и многие другие племена.

Следует отметить, что в настоящее время некоторые историки и лингвисты считают вандалов и некоторые другие племена славянскими и доказывают, к моменту Великого переселения народов они проживали в районе Меотиды (Азовского моря), а потом вместе с готами и аланами двинулись на запад, не выдержав натиска гуннов. Именно они пересекли на ладьях Адриатическое море и 15 июня 455 г. захватили и разграбили Рим, что стало началом конца Западной Римской империи. В качестве доказательств они приводят сохранившиеся слова языка вандалов, которые позже стали называться славянскими: «баба», «брат», «беда», «гора», «груша», «кобыла», «луг», «волк» и др. Есть также мнение, что многие из этих племен были тюркского происхождения.

Тацит подробно пересказывает германскую легенду о происхождении германцев. У бога земли Туистона был сын Манн, от трех сыновей которого произошли три ветви германцев: ингевоны, истевоны и эрминоны. Прародиной германских народов обычно считается южная часть Скандинавии, откуда они в VII в. до н.э. стали волнами переселяться на территорию Центральной и Восточной Европы.

В это время германские племена находились на стадии разложения родового строя и отличались примитивным образом жизни. Переселившись на новую родину, они смешались с более развитыми кельтскими племенами и стали переходить к более развитому хозяйству. В их погребениях начинают встречаться более сложные украшения вождей, а в селениях все чаще встречаются гончарные и железные изделия. Правда, германские поселения еще долгое время не отличались особой роскошью, а все предметы так или иначе имели функциональное назначение. Что же касается предметов роскоши, то они, как правило, связаны с соседством кельтских племен, с которыми у германцев установились прочные торговые отношения.

Ремесленное производство у древних германцев не отличалось разнообразием, а керамическая посуда украшена лишь самым примитивным геометрическим орнаментом. Только к началу II в., когда германцев начинают подробно исследовать римские историки, у них появляются бесспорные признаки образования классов и создания предгосударственных организаций, к числу которых принадлежали военные дружины и советы старейшин. Однако и здесь можно говорить о каких-то заимствованных формах общественной жизни, так как, по словам Цезаря, германцы все еще жили большими родами в больших родовых домах. Внимательно изучив жизнь и быт древних германцев, Ф. Энгельс пришел к выводу, что германцы того времени находились ан стадии военной демократии и во многом уступали более развитым соседним племенам кельтов.

Внутри германских племен часто встречались кровнородственные связи, хотя уже были случаи объединения нескольких соседских племен в большие федерации, связанных единым культом и общими родственными преданиями. Они совместно владели землей, и коллективно обрабатывали ее на основе привычной для них общинных законов. Иногда они осуществляли передел земель, но даже в этом случае все происходило под строгим контролем старейшин. А Цезарь добавляет, что на самом деле они мало пользовались земледелием, предоставляя его женщинам, старикам и детям, а мужское население явно отдавало предпочтение скотоводству и мясомолочной пище, что свидетельствует о их раннем кочевом быте на просторах Евразии, так как заниматься скотоводством в условиях Скандинавии было практически невозможно.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2053; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь