Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Древнекаменный век на территории Казахстана. (палеолит)



Древнекаменный век на территории Казахстана. (палеолит)

Каменный век – один из важнейших этапов в истории человечества.

Самая продолжительная в истории человечества эпоха - палеолит или древнекаменный век.

Палеолит продолжался с 2 млн. 500 тыс. лет до н.э. по 12 тыс. до н.э.

Палеолит делится на верхний, средний и нижний палеолит.

Хронологические рамки нижнего палеолита – 2 млн.500 тыс. лет - 140 тысяч лет до н.э.

Средний палеолит (мустье) 140- 40 тыс. лет до н.э., а верхнего палеолита – 40-12 тыс. до н.э.

Мезолит (средний каменный век) – 12-5 тысяч лет до н.э.;

В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. И потому на стоянках мы находим в большинстве своем изделия из них, за исключением неолитических, где встречаются орудия из кости животных. Человек хорошо знал свойства камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, про­колки и т. д.

К числу самых древних орудий труда относятся массивные прямоугольные кремневые отщепы, найденные у поселка Конырдек на юго-западных склонах хребта Каратау.

Рубящие орудия, обнаруженные казахстанскими археологами существенно не отличаются от грубых каменных орудий труда Юго-Восточной Азии и Африки.

В нижнем палеолите для раскалывания камня человек исполь­зовал другой камень, просто ударял их друг о друга. Такая техника получила название техники оббивки или галечной культуры, поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька. Позже появились отбойники, кото­рые позволяли добиться лучших результатов.

Сырьем для изготовления орудий служила галька. При обработке орудий целенаправленные удары наносились с двух сторон камня и таким образом получали извилистый рабочий край. Полученные орудия использовались впоследствии как рубящие.

Стоянки палеолита:

В Южном Каз-не – Бориказган, Танирказган, Ащысай,

Центральный Каз-н – Кудайколь, Ангренсор, Батпак, Карабас, Семизбугы, Жаман Айбат, Обалысай,

Восточный Каз-н – Козыбай, Буxтарма, Шульбинка

В Семиречье – Майбулак.

Среднекаменный век на территории Казахстана. (мезолит)

Средний каменный век (мезолит) охватывает период 12-5 тысячелетий до н.э. В Казахстане памятников эпохи мезолита обнаружено немного.

Главная особенность мезолита – появление микролитов – мелких каменных орудий труда первобытного человека, которые имели длину 1-2 сантиметра. Микролиты служили наконечниками стрел и вкладными лезвиями в других орудиях охоты.

Изменение климата на территории Казахстана, исчезновение крупных животных и расширение количества мелких животных привели к изобретению лука и стрел. Древний человек эпохи мезолита кроме лука со стрелами изобрел и бумеранг.

Наблюдая за природой древние люди, заметили, что согнутое деревцо распрямляется с силой. Такое наблюдение привело к появлению лука и стрел. Люди стали больше охотиться на мелких, быстро бегающих животных и птиц. Лук позволил поражать цель на расстоянии в несколько сотен шагов. Из лука можно было стрелять стоя, лежа, с колена, сидя дальность полета стрелы, составляла - 100- 450 м в зависимости от типа лука.С использованием лука и стрел человек мог лучше обезопасить себя от нападения дикого животного и сделать запасы пищи. Лук же позволил людям охотиться на мелкую дичь.

Стоянки эпохи мезолита в Казахстане

В эпоху мезолита происходит отступление ледника, наступает потепление, изменяется флора и фауна территории Казахстана. Люди не жили подолгу в од­ном месте. Они вынуждены были менять места сво­его обитания, следуя за мигрировавшими живот­ными, которые постоянно искали богатые травами пастбища. Мезолитические охотники жили по бе­регам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай Жайык (Урал).

В Казахстане известны более 20 мезолитических стоянок. Ввиду того, что мезолитические охотники не жили подолгу на одном месте, их жилища тоже не были постоянными. Они сооружали себе жилища из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. Основания таких жилищ глубоко вкапы­вались в землю, а площадь их составляла 40—60квад­ратных метров. Остатки подобного жилища были обнаружены на берегу реки Есиль (Ишим).

В эпоху мезолита окрепла родовая община. Роды постепенно объединяются в племена.

Стоянки мезолита:

в Атбасаре – Тельмановка,

возле Караганды – Акимбек,

в Кокшетауском регионе – Виноградовка,

в Торгайском регионе – Дузбай,

в Мангыстау – Кызылсу,

в Северном Каз-не – Мичурино, Боголюбово, Явленка.

Новокаменный век на территории Казахстана.(неолит)

Начало периода неолита падает на 5-3 тысячелетия до н. э. Самые древние неолитические стоянки в Казахстане относятся к 5 тысячелетию до н.э. Это время расцвета техники в обработке камня. Кроме самых первых приемов обработки камня постепенно изобретались новые.

При этом люди все больше специализировались в производстве орудий труда: один хорошо овладел приемами шлифования, другой – сверления, третий – пиления. Ис­пользовались даже труднообрабатываемые породы камня, изготав­ливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.

Важнейшей чертой эпохи неолита является зарождение скотоводства и земледелия – так называемого производящего хозяйства, пришедше­го на смену использования готовых продуктов природы, собира­тельству и охоте.

Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расши­рило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило ее характер.

У древних земледельцев изменилось отношение к окружающей природе. Хозяйство велось теперь не только на основе собирания съедобных растений и использования прочих даров природы. Появился на­стоящий производительный труд – труд, благодаря которому человек производил то, чего в природе не было.

В резуль­тате этой деятельности человек получал постоянный урожай и обеспечивал себя пищей в настоящем и ближайшем будущем. В науке это событие называ­ется неолитической революцией.

Появление производительного труда обеспечило непрерывность развития человечества. Опыт одного поколения передавался другому, кото­рое его использовало и обогащало. Развитие чело­вечества необычайно ускорилось.

Неолитические стоянки на территории Казахстана

В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 500 неолитических и энеолитических памятников, однако не все они исследованы.

По характеру расположения на местности неолитические стоянки делятся на четыре типа: родниковые, речные, озерные и пещерные.

На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обра­ботки и их совершенствованию.

В Северном Каз-не – Пеньки,

В Центральном Каз-не – Караганда, Зеленая Балка

В Кызылординской области – Сексеульская.

 

Энеолитические стоянки на территории Казахстана

На территории Казахстана известен ряд энеолитических стоянок.

На севере Казахстана обнаружено поселение энеолита Ботай. Поселение относится к III-II тыс. до н.э. и занимает 15 гектаров. Найдены остатки 158 жилищ, стены которых были покрыты шкурами животных. Найдены каменные наконечники стрел, копья, ножи и топоры, костяные иглы и глиняная посуда. Обнаружены в огромном количестве кости лошадей, что свидетельствовало о приручении лошади.

В Мангыстау, в местности Шебир, археологи нашли орудия труда из камня и меди. Яйцеобразная посуда была изготовлена из обожженной глины, покрыта орнаментом, напоминавшим гребень. Жители Шебира носили ожерелья из морских моллюсков. Украшения были искусно обработаны, а дырки просверлены сверлом.

 

 

Андроновская культура.

Ученые-археологи описали жизнь племен эпохи бронзы, живших на территории Евразии, назвав их носителями андроновской культуры. Такое название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири.

Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе.

Одним из основных районов расселения племен был Централь­ный Казахстан. Ученые на этой территории изучили свыше 30поселений и более 150 могильников.

Ученые исследовали более 80 поселений Север­ного и Западного Казахстана. Некоторые из них мож­но назвать предшественниками древних городов. Так, например, на границе Костанайской области Казах­стана и Челябинской области России проводятся рас­копки города Аркаима. Он относится к эпохе брон­зы и, по мнению многих ученых, является древней­шим городом.

Южный Казахстан и Семиречье, как показывают археологи­ческие исследования, были освоены и плотно заселены в эпоху бронзы. Именно в Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие скопления рисунков в Тамгалы и в горах Каратау.

В низовьях Сырдарьи, в Приаралье были открыты уникальные памятники эпохи поздней бронзы, например, мавзолеи Тагискен. Мавзолей выстроен из сырцового кирпича. В основании круг, вписанный в квадрат внешних стен. По кругу расположены пря­моугольные кирпичные колонны. Рядом с кирпичными колоннами, как бы дублируя их, стояли деревянные столбы, от которых сохранились ямы на полу. Таким образом, внутри мавзолея была создана система обходных коридоров. В центре комнаты и кори­дорах находились посуда, орудия и оружие из бронзы, золотые украшения. Покойника клали в центральное помещение и сжигали вместе с мавзолеем.

Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. В основном они разводили коров, потому что корова, кроме мяса, давала ценный продукт – молоко. Находки сосудов с дырочками для отцеживания из творожной массы сыворотки говорят о том, что из молока делали творог и сыр. Разводили также овец, коз и лошадей. В пищу употребляли, в основном, мясо лошадей и овец.

 

Скотоводство

Китай­ские источники характеризуют уйсунов как ко­чевников. В них пишется, что уйсуны «не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью в траве и воде». Скотоводство играло в жизни уйсунов опре­деляющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли ко­чевать от степей в предгорья и на альпийские луга, расположенные высоко в горах, где летом на горных травах скот набирал вес. Китайский историк Сыма Цянь, описывая хозяйство и быт уйсунов, говорит, что «в мирное время они следуют за скотом и одновремен­но охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование».

Земледелие

Уйсуны занималась земледелием. Из зерновых выращивали ячмень, просо. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Свидетель­ством этому являются найденные в ходе раскопок остатки ирригационных сооружений, мотыги и плуги, серпы и зернотерки, большое количество семян культурных растений на зимовках и посе­лениях уйсунов. Растительная пища входила в по­стоянный рацион питания уйсунов. К при­меру, доказательства существования у уй­сунов земледелия были найдены во время раскопок зимнего поселения Актас. Недалеко от поселения были об­наружены остатки оросительных каналов, которые проводили от реки, чтобы орошать поля.

Археологи находят искусно сделанные ювелирные украшения. Ювелирные изделия, оружие, украшения уйсунов отражали их религиозные представления и взгляды на мир.

Значительный интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от г. Алматы, на высоте 2300 м.

Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шири­ной 4, 7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Компози­ция на диадеме состоит из трех частей, разделенных изображениями крылатых коней на пьедесталах. В центре расположен дракон. Группы животных, находящиеся слева и справа от него, направ­лены друг к другу. Среди них преобладают изображения фантасти­ческих животных: крылатые тигры и лошади, дракон, человеко-птица.

Диадема украшена вставками из бирюзы, сердо­лика и альмандина. Она выполнена с большим художественным мастерством ювелиром, который, скорее всего, жил в период с I в. до н. э.- II в. н.э.

Памятники неолита.

 

В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 500 неолитических памятников.

По характеру расположения на местности неолитические стоянки делятся на четыре типа: родниковые, речные, озерные и пещерные. Как правило, на стоянках речного и озерного типов содержится значительное количество находок, что свидетельствует о постоянном или про­должительном пребывании здесь человека. Основной инвентарь таких стоянок – ножевидные пластины и изделия на них.

На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обра­ботки и их совершенствованию.

Неолитическая стоянка в пещере Караунгур (Южно-Казахстанской область). Пещера состоит из двух залов: передний, длиной 20 м, и дальний – 9 м. Казахстанский археолог X. А. Алпысбаев в процессе раскопок в 1959 году получил довольно большую коллекцию остат­ков древнейших обитателей пещеры: каменные и костяные изделия, керамика, кости животных и т. д.

Местонахождение Шатпаколь находится в Эмбинском районе. На небольшом склоне у родника обнаружены фрагменты керамики и каменные изделия: ножевидные пластины, отщепы.

Стоянки Сарыкамыс и Шаянды также обнаружены в Эмбинском районе. Здесь собрано большое количество ножевидных пластин; несколько пластин с ретушью со стороны спинки, орудия с выемкой на пластинах и отщепы. На фрагментах керами­ки обнаружен орнамент в виде косых насечек, вдавленных в сосуд, горизон­тальные линии и геометрические фигуры в виде треугольников. Окрашенная керамика отсутствует.

Стоянки Кульсары 1-5 находятся вокруг поселка Кульсары. Почти все он и разрушены в результате строительства дорог и прокладки газопровода. Среди множества найденных предметов выделены ножевидные пластины как с ретушью, так и без них, скребки на отщепах и пластинах, резцы, черешковые наконечники стрел двусторонней обработки, анкоши – орудия с боковыми выемками, нуклевидные сколы и призматические нукле­усы. Большинство фрагментов керамики без орнамента, только некоторые имеют вдавленные горизонтальные линии, от которых идут вниз прямые или вертикальные линии.

На стоянке Кызыл-Су собрано более 100 каменных изделий. На стоянке обнаружены нуклеусы, наконечники стрел, скребки, ножевидные пластины, микролиты и отходы производства, необработанные заготовки нуклеусов. Больше всего найдено концевых скребков на пластинах с овальным рабочим краем. У некоторых ретушированы боковые стороны. Имеются скребки высокой формы. Наконечники стрел двусторонней обра­ботки, небольшие. Встречены и заготовки наконечников. Некото­рые изделия представлены пластинками с притупленным краем, которые обработаны с двух или одной из сторон и невелики по размерам. Изделия в основном из яшмы, халцедона, опала.

 

Казахстан в эпоху бронзы.

II тыс. до н. э. в жизни племен Казахстана произошло важное событие – была изобретена технология получения бронзы –сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название бронзовый век. Эпоха бронзы охватывает 2-1 тысячелетия до н.э.

Эпоха бронзы делится на три периода:

1. Ранняя бронза – XVIII - XVI вв. до н.э.

2. Средняя бронза – XV - XIII вв. до н.э.

3. Поздняя бронза – XII - VIII вв. до н.э.

Комплексное изучение эпохи бронзы на территории Казахстана началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного казахского ученого-энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана. В результате исследований А. X. Маргулана и его соратников на территории Казахстана были обнаружены многочисленные древние посе­ления и стоянки – памятники эпохи бронзы.

В 1953 г. К. А. Акишевым была разработана периоди­зация и хронология памятников эпохи бронзы Центрально­го Казахстана. Ранний этап, соответствующий фёдоровско­му, получил название «нуринский»; период развитой бронзы (алакульский) – «атасуский». 3-й этап бронзового века был выделен К.А. Акишевым в отдельную, бегазы-дандыбаевскую культуру (названия даны в соответствии с географическими названиями местности, где обнаружены памятники).

Природные богатства Центрального Казахстана были известны еще с древности. Этот регион является одним из основных центров проживания племен андроновской культуры. Археологические исследования в различных частях региона выявили множество поселений и стоянок, наскальных рисунков и других памятников древности.

Особенности эпохи бронзы:

1. Производственное освоение металла, в том числе и золота.

2. Появление новых форм пастушеского хозяйства – отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству.

3. Развитие мотыжного земледелия. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось еще в IV тыс. до н. э.

4. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно.

5. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Происходит крушение матриархального рода, на смену которому пришли патриархальные семейно-родовые отношения.

 

Кангюи (источники о кангюяx, памятники).

По древне­китайским письменным источникам, из Китая было отправлено посольство в страны, лежавшие к западу от Китая. Целью этого посольства было ознакомление с этими странами, завязывание с ними торговых отношений. Посольство за 13 лет объездило много стран и возвратилось на родину. Послы в пути делали интересные выписки. По воз­вращении все написанное было передано правите­лю Китая. В этих записях описаны многие страны с городской культурой, кочевые племена и их со­юзы. Среди них упоминаются и кангюи.

Китайский наместник сообщал им­ператору, что «Кангюй горд, дерзок и никак не согла­шается делать поклонение перед нашими посланца­ми. Чиновников, посылаемых к нему от китайского наместника, сажает ниже уйсунских послов. Князь­ям и старейшинам его подают кушанья прежде, а по­том уже посланникам от наместника».

Древнекитайский историк Сыма Цянь в своих «Исторических записках» описал жизнь и быт ко­чевников. В другом китайском историческом источнике «Цянь Ханыну» имеются сведения о вре­мени возникновения государства кангюев, о его гра­ницах, других важных моментах их истории.

Письменные древние сведения дополняют ма­териалы современных археологических раскопок. Находки, сделанные в долинах рек, позволяют сде­лать вывод о том, что кангюи были не только кочев­никами, но и земледельцами.

Исследователи считают, что в государстве кан­гюев существовала письменность. Свидетельством тому могут служить утверждения китайских по­слов, что во дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. К сожалению, памятники письменности кангюев не сохранились.

Ученые, изучающие историю кангюев, опираются на резуль­таты археологических исследований. До сегодняш­него дня ученые-археологи провели широкомасш­табные раскопки в местах проживания кангюев, в результате чего было обнаружено много поселений и могильников. Их ученые отнесли к кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской археологичес­ким культурам.

Кауншинская культура была распространена в Приташкентском оазисе, отрар-каратауская культу­ра занимала территорию от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас. Зона рас­пространения жетыасарской культуры – долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи.

Во время раскопок было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой поло­вины 1 тысячелетия н. э. В центре города ученые рас­копали развалины укрепления. В первом слое стро­ения был узкий проход купольной формы. Во вто­ром слое сохранились стены высотой 1-1, 2 м.

На земле кангюев были города. Один из них – Кок-Мардан – был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Стены до­мов сложены из сырого кирпича, проложенного обыкновенной глиной. В домах было несколько жилых комнат и несколько подсобных помещений под общей крышей. Внутри имелись сообщающиеся переходы. Дом отапливался печкой, сложенной на полу. Дым уходил через верхнее отверстие, предназначен­ное для проникновения света. Стены дома изнутри обмазаны глиной. Внутри были овины для хранения зерна и пищевых продуктов.

 

Сакские памятники, курганы.

 

Саки оставили после себя много памятников. Они встречаются на бере­гах рек Сырдарья, Талас, Шу, Или, в предгорьях Алатау, на территории Кыргызстана. Находки из сакских курганов подтверждают реальность сооб­щений древнегреческих ученых.

Бесшатырские погребения.Эти погребениях и сакских племен расположены на правом берегу реки Или. Они состоят из 31 малого, среднего и большого кургана сооруженного из гальки и дерна.

Большой Бесшатырский курган называют «цар­ским», т.к. в нем хоронили царей, приближенных к ним людей, а также знатных саков. Курган засыпали в несколько слоев.

Во время раскопок кургана были обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконеч­никами, железные ножи, заколки для волос, агато­вые бусы. Ученые путем их анализа установили хронологию Бесшатыра V-IV веками до н.э.

Иссыкский курган – наиболее выдающийся памятник, дающий представление об исто­рии и культуре сакских племен, населявших территорию Казахстана в V-IV вв. до н.э.

В 1969 г. казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: централь­ное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, а второе захоронение осталось нетрону­тым и хорошо сохранилось.

Захороненный в кургане воин действительно был золотой – в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать – впервые в науке – облик сакского воина. Именно сакского – и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».

Всего найдено 31 изде­лие, в том числе и серебряная чаша с загадочной надпи­сью. На внешней поверх­ности чаши написаны в 2 ряда 26 знаков. Эту над­пись прочитал известный ученый-тюрколог Алтай Аманжолов: " Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть будет плодородие для на­рода! " Ценность надписи заключается в том, что она доказывает, что язык сакских племен – древнетюркский язык. Благо­даря их языку вся миро­вая общественность узна­ла, что саки - наши древние предки. Большинство из найденных в Иссыкских курганах свыше четырех тысяч изделий изготовлены из золота.

 

Центральный Казахстан в период раннего железного века (РЖВ).

В Центральной Азии находятся огромные пространства, издрев­ле населявшиеся кочевниками. Если взглянуть сверху, с высоты птичьего полета на степи, то мож­но увидеть широкую полосу холмистой местнос­ти. Это пространство именуется казахами Сарыарка.

Терри­торию Центрального Казахстана составляют зем­ли современной Карагандинской области.

Письменных данных о древних жителях Центрального Казахстана со­хранилось мало. В трудах Геродота об этом регио­не упоминаются аргиппеи и исседоны. Современные ученые установили, что на северо-западе Сарыар­ки жили аргиппеи, в центре – исседоны, на востоке – аримаспы.

Жители степи разводили коней, овец и верблю­дов. Выбор на эти виды животных пал не случай­но. В здешних климатических условиях именно эти виды животных могли зимой самостоятельно до­бывать корм из-под снега.

Многие работы, такие как стрижка, рытье ко­лодцев, дойка, охрана скота, уход за молодняком, выполняли сообща. Кочевники занимались также охотой, собирательством, промыслами.

Памятники раннего железного века Центрально­го Казахстана представлены курганными могильни­ками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами».

По мнению некоторых ученых, они играли роль Маяка в степи. И в самом деле, курганы с «усами» построены под определенным углом и определяют стороны света – юг, север, восток, запад.

Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к Тасмолинской культуре.

Тасмолинская культура , археологическая культура эпохи раннего железного века, распространённая главным образом на территории Центрального Казахстана. Названа по урочищу Тасмола в Екибастузском райо­не Павлодарской области, где раскопан типичный для этой культуры могильник. Погребальные сооружения Тасмолинской культуры состоят обычно из большого кургана и примыкающего к нему малого, от которого отходят на Восток «усы» – две каменные дугообразные гряды длиной от 20 до 200 и более м. Основной курган заключает в себе погребение – трупоположение головой на Север в овальной могильной яме, перекрытой каменными плитами; под насыпью малого кургана, как правило, находится конский скелет и глиняная посуда.

Встречаются четыре вида курганов с «усами». К первому виду относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны от большого курга­на. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы». Привтором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и се­верной сторон на восток отходят каменные дуги – «усы». Третий вид - это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус». Четвертый вид схож с тре­тьим, т.е. он состоит из двух курганов, построен­ных друг на друге. Границу между двумя курга­нами можно отследить только в ходе раскопок.

В одном из курганов хоронили человека, а в другом - его верховую лошадь.

Хозяйство и быт сарматов.

Сарматы в зимнее время надевали короткий по­лушубок, опоясывались кожаным поясом. На ноги обували короткие сапоги, в которые заправляли шаровары.

Сарматские женщины одевались так же, как и мужчины. Однако, в отличие от мужской одежды, их одежда обильно украшалась различными буса­ми, ожерельями. Женщины носили золотые серь­ги, кольца, подвески и браслеты.

Посуда сарматов делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и ши­рокими. Котлы для приготовления пищи отлива­лись из железа. В курганах находят также стек­лянные предметы, однако сарматы не сами их из­готавливали, а получали из восточных стран.

Сарматы широко использовали в быту кожа­ную посуду – торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п.

Жилищем им служили шатры и кибитки.

Важную роль в жизни сарматов играло кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно коней и овец. Зи­мой при частых метелях и буранах скотоводы должны были откочевывать в районы, где могли найти естественные укрытия для животных. В Западном Казахстане это песчаные массивы с бессточными речками, долины крупных рек, поросших кустарниковой растительностью, отроги Общего Сырта. Весной кочевники должны были покидать зимние пастбища, чтобы дать им возмож­ность восстановить свой травяной покров, обеспечив себе, таким образом, новую зимовку.

Сарматы разводили также верблюдов и быков. Они использовались как тягловая и гужевая сила.

У сарматов имелись также постоянные селения, жители кото­рых занимались земледелием в междуречье рек Волги и Жайыка (сейчас – р. Урал), а также на побережье Черного моря. Западные сарматы переходили к оседлости.

В жизни и быту сарматов охота имела подсоб­ное значение, а также играла роль развлечения и соревнования в меткости, ловкости и силе. Сарматы охотились на косуль, сайгаков, зайцев, лисиц, а также на другую дичь. При охоте пользовались луком, использовали специально обученных собак. Ши­рокое распространение получила верховая охота.

В хозяйстве сарматов было широко развито ювелирное искусство. Ювелиры изготавливали украшения из золота, се­ребра, меди и железа, а также делали зеркала. Среди украшений встречаются гривны из бронзовой проволоки, браслеты, перстни, серьги, подвески, бусы и бляшки. Встречаются также гривны из массивного золотого прута, оканчивающегося головками грифона. Серьги изготавливались в виде кольца, в основном бронзовые, золотые, серебряные или бронзовые, обложенные золотом. Из бус делали ожерелья, их нашивали на одежду.

Мастера-ре­месленники занимались также ткачеством и изготовлением керамической посуды. В сарматских погребениях находят очень много лепной кера­мики. Глиняные сосуды раннесарматской культуры имеют яйце­видное или шаровидное тулово. Встречаются кувшины. Особый вид керамики представляют курильницы – маленькие сосудики, обычно имеющие на одной из сторон сквозное отверстие.

 

Мезолит - эпоха переходная во всех отношениях: в природе и условиях жизни людей, в инвентаре, хозяйстве. В конце мезолита сложились предпосылки возникновения земледелия и скотоводства, селекции наиболее полезных для человека растений и одомашнивания животных - крупного и мелкого рогатого скота и свиней. Собака стала домашним животным значительно раньше, очевидно, еще в верхнем палеолите.

В становлении повой эпохи огромную, во многом определяющую роль сыграли природные факторы. Начало мезолита совпало в северном полушарии с переходом от плейстоцена к голоцену - к природной эпохе, которая продолжается до современности. В результате таяния ледникового массива возникли иные, по сравнению с палеолитом, природно-климатические условия. Переход от ледниковой эпохи (плейстоцена) к голоцену - одна из самых больших революций в природе и загадок в истории Земли, впрочем, как и причины начала ледниковой эпохи. Наиболее вероятной причиной таких глобальных изменений климата и природы на Земле стали столкновения достаточно крупных космических тел с нашей планетой, что могло привести к незначительным изменениям в ее положении по отношению к Солнцу, а это в свою очередь повлияло на температуру на планете. Повышение температуры привело к постепенному таянию ледникового покрова, его отступлению на север и освобождению суши. Ледник отступал на север, оставляя освобожденную землю, массу озер, заболоченных пространств и морей. Поднялся уровень Мирового океана, образовались Берингов и Гибралтарский проливы, отделились Японские острова, изменились русла рек, текущих на север, образовались Балтийское море и северные озера, Черное море соединилось со Средиземным. При этом несколько раз менялся климат на севере Европы.

С изменением климата было связано образование современных ландшафтов и растительных зон. На севере возникла тундра и лесотундра, южнее - таежная зона хвойных лесов, далее - зона лиственных лесов, лесостепи, степные и пустынные ландшафты. Сложились современные климатические зоны приморского континентального, резко континентального, засушливого климата. Изменялся растительный и животный мир. Фактически произошла колоссальная по своим последствиям революция в природе. Меньшим изменениям подверглась природа Южной Европы, Кавказа, Средней Азии.

Далеко на севере, в приполярных широтах, доживали свой век последние мамонты, в лесах обитали лоси, бурые медведи, благородные олени, кабаны, бобры, многочисленные озера изобиловали водоплавающей птицей и рыбой.

 

Северный Казахстан в период раннего железного века (РЖВ).

К Северному Казахстану от­носятся территории современных – Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и Павлодарской областей.

В Северном Казахстане много рек и пресных озер. Поэтому здесь с древних времен население занималось рыболовством и земледелием.

Письменных источников, рассказы­вающих о жизни населения на территории Север­ного Казахстана, очень мало. Древнегреческий ис­торик Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили «у подножья высо­ких гор». Здесь речь идет об Уральских горах.

Языковеды слово «аргиппеи» переводят с латин­ского языка как «обладатели белогривых, быстроно­гих коней». Далее на восток от них расселялись исседоны.

Сведения древнегреческих историков Геродота и Страбона подкрепляются археологами. Ученые находят много сходства между племенами север­ного и других регионов Казахстана. Некоторые ис­торики считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы– это названия одного народа.

В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казах­стана перешли от земледелия и оседлости к кочево­му образу жизни.

Господствующим, типом хозяйства на севере было кочевое и полукочевое скотоводство. В стадах у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве играла лошадь.

На севере Казахстана периодически были джуты - массовые падежи скота от бескормицы и голода. При нем земля покрывается коркой льда, и скот не может пробить копытом лед, чтобы добыть себе корм. Джу­ты повторялись через определенное время – 6-8, иног­да – 10-12 лет.

Жители Степи при гололеде гоняли табуны ло­шадей, пока не проломится лед. Иногда дробили наст с помощью бревен, привязанных арканами к лошадям. Были и другие средства борьбы с джу­том: во время снегопадов и дождей скот отгоняли за пределы, охваченные джутом, вручную развевали и очищали пастбища, загоняли скот в лес ставили заграждения.

Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру.

Археологи исследовали остатки укрепления-городища раннежелезного века на правом берегу Есиля – Актау. Городище было окружено укреп­ленным валом высотой 5-6 метров. Укрепление было построено из дерева на высоком холме. По пяти углам крепости высились сторожевые башни.

В раннем железном веке в Казахстане широкое развитие получило ис­кусство плавки и обработки цветных металлов. Готовые металлические изделия вывозились даже за пределы Казахстана. Например, предметы, сде­ланные из металла, добытого в Казахстане, найде­ны в Восточной Европе и на Кавказе. Они относят­ся ко I-III вв. до н.э.

 

Зарождение искусства.

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э. Конечно, непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повс


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь