Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обычаи, традиции, верования уйсунов.



Научных сведений об обычаях, традициях уйсунов очень мало. Материал об этом археологи собирают путем изучения погребений древних уйсунов – курганов. Из­вестно, что самые большие курганы у уйсунов были в диаметре 20 м, а в высоту достигали 2 м.

Структура уйсунских курганов следующая. Обычно они представляли собой скопление песка, дерна и камня. Иногда основание или верх курга­на обкладывали небольшими круглыми камнями размером с казан. Когда археологи открыли верх­ний слой уйсунского кургана, то обнаружили под ним слой камней, выложенных по кругу. Это был галечный слой. В центре кургана располагалась могильная яма.

Уйсуны хоронили покойного в центре кургана, положив его на спину головой на восток. По пред­ставлениям древних уйсунов, умерший обязатель­но оживал. Поэтому в его могилу клали все не­обходимые при жизни вещи.

Могилы, обнаруженные учены­ми, отличались по размерам и по набору вещей, положенных в них. Если покойный был при жизни богатым и знатным человеком, в его моги­лу клали ценные предметы, самую дорогую одежду. Раскопки могил показали, что часто в мо­гилу клали посуду: глиняную и деревянную, в которой была пища. В могилу мужчин клали седла, конскую упряжь и уздечки, оружие – лук и стре­лы, кинжал, копье, нож.

В могилах среднего размера найдены несколько глиняных и дере­вянных сосудов, бронзовые серьги, булавки, браслеты. Оружие представлено железными кинжалами и ножами, трехгранными и плоскими наконечниками стрел.

В могилах маленьких курганов стояли один-два глиняных сосуда, железные ножи, бронзовые серьги, бусы.

Древние уйсуны поклонялись потусторонним сверхъестественным силам. Они приносили им жертвы. Доказательством тому служат рисунки уйсунов и изображения на жертвенниках. Архео­логи обнаружили ритуальные подсвечники, жертвенную посуду. На глиняных предметах и посуде нарисо­ваны солярные знаки, т.е. изображения солнца.

 

 

Борьба саков за независимость (Подвиг Ширака).

С саками воевали цари из династии Ахеменидов. В 519-518 гг. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. Во главе огромного войска (300 тысяч воинов) Дарий вступил на землю саков. Существует легенда о подвиге сакского пастуха Ширака. Чтобы спасти свою землю, царицу и народ от персов и тем самым услужить Томирис, Ширак пришел к ней, рассказал о своем плане. Добровольно изувечив себя, чтобы Дарий ему поверил, он явился в его лагерь. Ширак был весь в ранах, уши и нос у него были отрезаны, сказал, что его изуродовали соплеменники, и он жаждет мести. Он взялся быть проводником персов и вывести их в тыл сакской кавалерии. Через семь дней утомительного пути Ширак завел персов в безводную пустыню, и они оказались на грани гибели. Дарию удалось спасти армию, но поход оказался неудачным.

Однако, в конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличи­лись в битвах при Фермопилах, показали чудеса храбрости в битвах при Платеях.

В IV в. до н. э. новая грозная сила обрушилась на землю саков, Александр Македонский, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии.

В 330-327 гг. до н. э. Александр Македонский направился к Сырдарье, которая служила границей между оседлыми жителями и кочевниками. Александр захватил города на левобережье Сырдарьи и поставил в них свои тарнизоны. Греко-македонское войско жестоко обошлось с жителями сырдарьинских городов, всех мужчин истребили, жен­щин, детей и добычу забрали. Это вызвало всенародное восстание в Средней Азии, которое было подавлено самым жестоким обра­зом.

Саки обстреливали греков из луков с другого берега реки. Алек­сандр, в свою очередь, приказал обстрелять кочевников из ката­пульт, заставил их отступить, а затем, быстро переправившись с войском, стал их преследовать. Однако преследование чуть было не обернулось поражением, и войско греков вновь вернулось в город. Сам Александр во время этой вылазки, видимо, был ранен или заболел. Так неудачей закончилась попытка Александра Македон­ского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей). Продвижение великого завоевателя на Восток было остановлено.

 

Казахстан в эпоху бронзы.

II тыс. до н. э. в жизни племен Казахстана произошло важное событие – была изобретена технология получения бронзы –сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название бронзовый век. Эпоха бронзы охватывает 2-1 тысячелетия до н.э.

Эпоха бронзы делится на три периода:

1. Ранняя бронза – XVIII - XVI вв. до н.э.

2. Средняя бронза – XV - XIII вв. до н.э.

3. Поздняя бронза – XII - VIII вв. до н.э.

Комплексное изучение эпохи бронзы на территории Казахстана началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного казахского ученого-энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана. В результате исследований А. X. Маргулана и его соратников на территории Казахстана были обнаружены многочисленные древние посе­ления и стоянки – памятники эпохи бронзы.

В 1953 г. К. А. Акишевым была разработана периоди­зация и хронология памятников эпохи бронзы Центрально­го Казахстана. Ранний этап, соответствующий фёдоровско­му, получил название «нуринский»; период развитой бронзы (алакульский) – «атасуский». 3-й этап бронзового века был выделен К.А. Акишевым в отдельную, бегазы-дандыбаевскую культуру (названия даны в соответствии с географическими названиями местности, где обнаружены памятники).

Природные богатства Центрального Казахстана были известны еще с древности. Этот регион является одним из основных центров проживания племен андроновской культуры. Археологические исследования в различных частях региона выявили множество поселений и стоянок, наскальных рисунков и других памятников древности.

Особенности эпохи бронзы:

1. Производственное освоение металла, в том числе и золота.

2. Появление новых форм пастушеского хозяйства – отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству.

3. Развитие мотыжного земледелия. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось еще в IV тыс. до н. э.

4. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно.

5. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Происходит крушение матриархального рода, на смену которому пришли патриархальные семейно-родовые отношения.

 

Кангюи (источники о кангюяx, памятники).

По древне­китайским письменным источникам, из Китая было отправлено посольство в страны, лежавшие к западу от Китая. Целью этого посольства было ознакомление с этими странами, завязывание с ними торговых отношений. Посольство за 13 лет объездило много стран и возвратилось на родину. Послы в пути делали интересные выписки. По воз­вращении все написанное было передано правите­лю Китая. В этих записях описаны многие страны с городской культурой, кочевые племена и их со­юзы. Среди них упоминаются и кангюи.

Китайский наместник сообщал им­ператору, что «Кангюй горд, дерзок и никак не согла­шается делать поклонение перед нашими посланца­ми. Чиновников, посылаемых к нему от китайского наместника, сажает ниже уйсунских послов. Князь­ям и старейшинам его подают кушанья прежде, а по­том уже посланникам от наместника».

Древнекитайский историк Сыма Цянь в своих «Исторических записках» описал жизнь и быт ко­чевников. В другом китайском историческом источнике «Цянь Ханыну» имеются сведения о вре­мени возникновения государства кангюев, о его гра­ницах, других важных моментах их истории.

Письменные древние сведения дополняют ма­териалы современных археологических раскопок. Находки, сделанные в долинах рек, позволяют сде­лать вывод о том, что кангюи были не только кочев­никами, но и земледельцами.

Исследователи считают, что в государстве кан­гюев существовала письменность. Свидетельством тому могут служить утверждения китайских по­слов, что во дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. К сожалению, памятники письменности кангюев не сохранились.

Ученые, изучающие историю кангюев, опираются на резуль­таты археологических исследований. До сегодняш­него дня ученые-археологи провели широкомасш­табные раскопки в местах проживания кангюев, в результате чего было обнаружено много поселений и могильников. Их ученые отнесли к кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской археологичес­ким культурам.

Кауншинская культура была распространена в Приташкентском оазисе, отрар-каратауская культу­ра занимала территорию от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас. Зона рас­пространения жетыасарской культуры – долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи.

Во время раскопок было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой поло­вины 1 тысячелетия н. э. В центре города ученые рас­копали развалины укрепления. В первом слое стро­ения был узкий проход купольной формы. Во вто­ром слое сохранились стены высотой 1-1, 2 м.

На земле кангюев были города. Один из них – Кок-Мардан – был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Стены до­мов сложены из сырого кирпича, проложенного обыкновенной глиной. В домах было несколько жилых комнат и несколько подсобных помещений под общей крышей. Внутри имелись сообщающиеся переходы. Дом отапливался печкой, сложенной на полу. Дым уходил через верхнее отверстие, предназначен­ное для проникновения света. Стены дома изнутри обмазаны глиной. Внутри были овины для хранения зерна и пищевых продуктов.

 

Сакские памятники, курганы.

 

Саки оставили после себя много памятников. Они встречаются на бере­гах рек Сырдарья, Талас, Шу, Или, в предгорьях Алатау, на территории Кыргызстана. Находки из сакских курганов подтверждают реальность сооб­щений древнегреческих ученых.

Бесшатырские погребения.Эти погребениях и сакских племен расположены на правом берегу реки Или. Они состоят из 31 малого, среднего и большого кургана сооруженного из гальки и дерна.

Большой Бесшатырский курган называют «цар­ским», т.к. в нем хоронили царей, приближенных к ним людей, а также знатных саков. Курган засыпали в несколько слоев.

Во время раскопок кургана были обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконеч­никами, железные ножи, заколки для волос, агато­вые бусы. Ученые путем их анализа установили хронологию Бесшатыра V-IV веками до н.э.

Иссыкский курган – наиболее выдающийся памятник, дающий представление об исто­рии и культуре сакских племен, населявших территорию Казахстана в V-IV вв. до н.э.

В 1969 г. казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: централь­ное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, а второе захоронение осталось нетрону­тым и хорошо сохранилось.

Захороненный в кургане воин действительно был золотой – в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать – впервые в науке – облик сакского воина. Именно сакского – и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».

Всего найдено 31 изде­лие, в том числе и серебряная чаша с загадочной надпи­сью. На внешней поверх­ности чаши написаны в 2 ряда 26 знаков. Эту над­пись прочитал известный ученый-тюрколог Алтай Аманжолов: " Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть будет плодородие для на­рода! " Ценность надписи заключается в том, что она доказывает, что язык сакских племен – древнетюркский язык. Благо­даря их языку вся миро­вая общественность узна­ла, что саки - наши древние предки. Большинство из найденных в Иссыкских курганах свыше четырех тысяч изделий изготовлены из золота.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь