Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Природно-климатические изменения в эпоху мезолита. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Мезолит - эпоха переходная во всех отношениях: в природе и условиях жизни людей, в инвентаре, хозяйстве. В конце мезолита сложились предпосылки возникновения земледелия и скотоводства, селекции наиболее полезных для человека растений и одомашнивания животных - крупного и мелкого рогатого скота и свиней. Собака стала домашним животным значительно раньше, очевидно, еще в верхнем палеолите. В становлении повой эпохи огромную, во многом определяющую роль сыграли природные факторы. Начало мезолита совпало в северном полушарии с переходом от плейстоцена к голоцену - к природной эпохе, которая продолжается до современности. В результате таяния ледникового массива возникли иные, по сравнению с палеолитом, природно-климатические условия. Переход от ледниковой эпохи (плейстоцена) к голоцену - одна из самых больших революций в природе и загадок в истории Земли, впрочем, как и причины начала ледниковой эпохи. Наиболее вероятной причиной таких глобальных изменений климата и природы на Земле стали столкновения достаточно крупных космических тел с нашей планетой, что могло привести к незначительным изменениям в ее положении по отношению к Солнцу, а это в свою очередь повлияло на температуру на планете. Повышение температуры привело к постепенному таянию ледникового покрова, его отступлению на север и освобождению суши. Ледник отступал на север, оставляя освобожденную землю, массу озер, заболоченных пространств и морей. Поднялся уровень Мирового океана, образовались Берингов и Гибралтарский проливы, отделились Японские острова, изменились русла рек, текущих на север, образовались Балтийское море и северные озера, Черное море соединилось со Средиземным. При этом несколько раз менялся климат на севере Европы. С изменением климата было связано образование современных ландшафтов и растительных зон. На севере возникла тундра и лесотундра, южнее - таежная зона хвойных лесов, далее - зона лиственных лесов, лесостепи, степные и пустынные ландшафты. Сложились современные климатические зоны приморского континентального, резко континентального, засушливого климата. Изменялся растительный и животный мир. Фактически произошла колоссальная по своим последствиям революция в природе. Меньшим изменениям подверглась природа Южной Европы, Кавказа, Средней Азии. Далеко на севере, в приполярных широтах, доживали свой век последние мамонты, в лесах обитали лоси, бурые медведи, благородные олени, кабаны, бобры, многочисленные озера изобиловали водоплавающей птицей и рыбой.
Северный Казахстан в период раннего железного века (РЖВ). К Северному Казахстану относятся территории современных – Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и Павлодарской областей. В Северном Казахстане много рек и пресных озер. Поэтому здесь с древних времен население занималось рыболовством и земледелием. Письменных источников, рассказывающих о жизни населения на территории Северного Казахстана, очень мало. Древнегреческий историк Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили «у подножья высоких гор». Здесь речь идет об Уральских горах. Языковеды слово «аргиппеи» переводят с латинского языка как «обладатели белогривых, быстроногих коней». Далее на восток от них расселялись исседоны. Сведения древнегреческих историков Геродота и Страбона подкрепляются археологами. Ученые находят много сходства между племенами северного и других регионов Казахстана. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы– это названия одного народа. В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Господствующим, типом хозяйства на севере было кочевое и полукочевое скотоводство. В стадах у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве играла лошадь. На севере Казахстана периодически были джуты - массовые падежи скота от бескормицы и голода. При нем земля покрывается коркой льда, и скот не может пробить копытом лед, чтобы добыть себе корм. Джуты повторялись через определенное время – 6-8, иногда – 10-12 лет. Жители Степи при гололеде гоняли табуны лошадей, пока не проломится лед. Иногда дробили наст с помощью бревен, привязанных арканами к лошадям. Были и другие средства борьбы с джутом: во время снегопадов и дождей скот отгоняли за пределы, охваченные джутом, вручную развевали и очищали пастбища, загоняли скот в лес ставили заграждения. Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Археологи исследовали остатки укрепления-городища раннежелезного века на правом берегу Есиля – Актау. Городище было окружено укрепленным валом высотой 5-6 метров. Укрепление было построено из дерева на высоком холме. По пяти углам крепости высились сторожевые башни. В раннем железном веке в Казахстане широкое развитие получило искусство плавки и обработки цветных металлов. Готовые металлические изделия вывозились даже за пределы Казахстана. Например, предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе и на Кавказе. Они относятся ко I-III вв. до н.э.
Зарождение искусства. Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э. Конечно, непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. Искусство - творческое отражение действительности. Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности: 1) каменная скульптура; 2) наскальная живопись. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. В Казахстане археологи находят, в основном, вырезанные из кости и рога фигурки женщин, что свидетельствует о культе матери-земли, материнского рода. Наскальная живопись изображала, как правило, животных, а так же сцены охоты и быта. Животные, изображенные в пещерах, отличаются реалистичностью изображения, чистотой линий и обилием красок. Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство. Древними художниками использовались натуральные красители: охра, марганец, древесный уголь. Эти красители смешивались с водой и животным жиром, который выполнял функции закрепителя. Поверхность стены подготавливалась, она также покрывалась закрепителем. Краски наносились подобием кисточек или матерчатыми тампонами. Еще надо заметить, что древним художникам было чуждо понятие художественной перспективы, поэтому фигуры рисовались в одной плоскости и не связывались единым сюжетом, не соблюдались размеры и пропорции рисунков.
Восточный Казахстан в период раннего железного века (РЖВ). К Восточному Казахстану относится современная Восточно-Казахстанская область. Восточный Казахстан – степной, к тому же и горный регион. Основная водная артерия здесь – река Иртыш. В степных районах Восточного Казахстана, в частности, на территории современного Зайсанского района, имеются грандиозные царские курганы. Место наибольшего их скопления – Шиликтинская долина. К Шиликтинскому могильнику относится 51 курган. По размерам они большие и средние. В 1960 году был исследован самый большой Шиликтинский курган – «Золотой курган». В погребении были захоронены двое: мужчина лет 40-50 и женщина 50-60 лет. После их захоронения могилу покрыли слоем камня, затем – смешанным составом из гальки, песка и глины, который и образовал собственно курган. Затем большой каменной плитой был закрыт вход в подземный коридор, ведущий к могиле. Самое древнее на земле Казахстана царское погребение, относящееся в VIII в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинского памятника. Он был открыт известным казахстанским ученым-этнологом, археологом, профессором А. Т. Толеубаевым. Это археологическая сенсация в исторической науке республики была воспринята как третий «Золотой человек» Казахстана. В могиле был захоронен только один человек. Его захоронили вместе с одеждой, богато украшенной пластинами из самородочного золота. Общее количество золотых пластин и бляшек составило 4325 штук. Большинство из них выплавлено в виде фигурок степных зверей. Вместо глаз, ушей, ноздрей, копыт зверей вставлялись маленькие камешки голубого цвета – бирюза. Встречаются изображения барса, архара, оленя, горного козла, медведя, волка, беркута. Самая интересная находка - пятиугольная звезда. Основа ее – золото, лучи сделаны из голубого лазурита. По окружности звезда инкрустирована костью, а в центре укреплен рог. Звезда в те древние времена считалась символом власти. К сожалению, курган-мавзолей был ограблен еще в древности. Грабители забрали ценные вещи из могилы царя. Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил название берельского периода. Название связано с местонахождением Берельского Могильника в Катон-Карагайском районе. Могильник состоит из 40 курганов. Высота самого большого из них 9 метров. Богатым на находки оказался Большой Берельский курган. Интересно, что в кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Они лежали по 4 лошади в 4 ряда. Лошади были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход. В кургане было много изделий из золота и бронзы: сказочные птицы, золотые фигурки животных.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы