Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ознакомление со структурой музыкальной речи
Цель: ознакомление с музыкальной формой и структурой музыкальной речи. План 1. Понятие музыкальной формы. 2. Музыкальные построения. 3. Простые музыкальные формы. Понятие музыкальной формы Различные сочетания музыкальных звуков составляют музыкальную речь. При помощи музыкальной речи композиторы «разговаривают» со слушателями, поверяя свои замыслы и вызывая у них различные чувства и переживания. Подобно человеческой речи, музыкальная тоже имеет свои знаки препинания, своеобразные музыкальные слоги, слова и предложения, при помощи которых выстраивается музыкальное произведение. В любом музыкальном произведении есть свой план, своя форма. Понятие «музыкальная форма» рассматривается двояко: 1. В широком понимании музыкальная форма – это совокупность выразительных средств, воплощающих содержание музыкального произведения. 2. В узком смысле – как структура (построение) музыкального материала в произведении, распорядок частей. Основные принципы музыкальной формы – контрастность, повторность, вариативность (Музыкальные примеры). Музыкальные построения Музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль, называется периодом. Простейший тип периода состоит из 8-ми тактов. Период делится на части: предложения (4-х такты), фразы (двутакты), мотивы (однотакты):
Так в песне М. Красева «Маленькая ёлочка»: - мотивами являются: первый – 1-й такт (маленькой), второй мотив – 2-й такт (ёлочке) и т.д.; - фразами – первая фраза – 1-2 такты (маленькой ёлочке), вторая фраза – 3-4 такты (холодно зимой) и так далее; - предложениями – 1-е предложение – 1-4 такты (маленькой ёлочке холодно зимой), 2-е предложение – 5-8 такты (из лесу ёлочку взяли мы домой). - период – 1-8 такты (весь куплет песни). Простые музыкальные формы Основой музыкальной формы является период . Одночастной называется простая музыкальная форма, содержащая изложение и развитие одной музыкальной темы в рамках одного периода; произведение, в котором отсутствует деление на части. С самого первого звука и до последнего образ музыкального произведения не изменяетсяПесни без припева так же, как и другие сочинения, построенные на одном музыкальном материале, не содержащие контрастных частей, называются одночастными. Модель одночастной формы можно представить в виде буквенного обозначения (А), с помощью какой-либо геометрической фигуры (например: , , ) или других изобразительных средств. Послушайте музыку: Ф. Шопен. Прелюдия № 7 (Приложение). Учитывая жанровую особенность музыки, выберите геометрическую фигуру или другие изобразительные средства и обозначьте модель данной формы произведения; аргументируйте свой выбор. Смена частей в музыке всегда связана со сменой различных элементов музыкальной речи, сменой настроения (контрастом). Простой 2-х частной формой называется форма, I часть которой представляет собой тему произведения, изложенную в форме периода, а II часть содержит либо новую тему, либо развитие темы первой части (АВ).Часть А и часть В могут контрастировать друг с другом, то есть быть разными по характеру. Происхождение и развитие простой двухчастной формы связано в первую очередь с бытовыми танцами и песенными жанрами. Эта форма коренится в народной музыке и тесно связана с сопоставлением двух частей: запева и припева.
Послушайте музыку: Л.Бетховен. Весёлая. Грустная – без повторения «весёлой» (Приложение). Пользуясь геометрическими фигурами или другими изобразительными средствами, составьте модель данной музыкальной формы. Продумайте и объясните свой выбор, связав его с характером или жанровой особенностью музыки. Простой 3-х частной формой называется форма, первая часть которой содержит изложение темы произведения; вторая часть – контраст первой части; третья часть – точное или варьированное повторение первой части утверждает начальную, основную мысль (АВА1): 1. Послушайте эту же пьесу Л.Бетховена «Весёлая. Грустная» полностью. 2. Послушайте «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского. Найдите повторяющиеся части: А и А1(1-ю и 3-ю часть) и неповторяющуюся часть В.С помощью известных вам элементов смоделируйте форму данных музыкальных произведений, аргументируя свой выбор. Куплетная форма – от французского couplet – раздел (часть) песни, состоящий из одного проведения всей мелодии и одной строфы поэтического текста. Если куплет начинается запевом и завершается припевом – это 2-х частная куплетная форма. Приведите примеры песен одночастной формы (без припева) и двухчастной (с припевом). Постройте модель формы указанных Вами песен. Рондо – в переводе с французского rondae означает «круг, хоровод». Музыкальная пьеса, содержащая не менее 3-х проведений основного раздела ( рефрен ), чередующихся с рядом побочных разделов ( эпизоды ): АВА1СА2. В литературе тоже встречается форма рондо. Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», где повтором – рефреном является тема обращения старика с просьбой к рыбке, а эпизодами – все происходящие со старухой изменения. Послушайте романс А.П.Бородина «Спящая княжна». Найдите в нём эпизоды и рефрены; последний заключительный момент на слова «и никто не знает, скоро ль час наступит пробужденья» является дополнительным заключением – кодой (см. Терминологический словарь). Используя известные Вам средства, составьте модель формы данного романса. Объясните своё решение проблемы. Вариации (в переводе с латинского variat – изменение) – музыкальная форма, состоящая из завершённой по форме темы и последующих её видоизмененных повторений. Иначе – тема с вариациями: А – А1– А2 – А3 –… А n Тема видоизменённые повторения Послушайте русскую народную плясовую «Во саду ли, в огороде». Сосчитайте все вариации. Подумайте, с помощью каких средств можно представить данную музыкальную форму. Постройте её модель, аргументируя своё решение. Д/З: 1. Знать теорию. 2. Подготовьте сообщения по темам: - «Детский альбом» П.И. Чайковского как циклическая форма музыки - Сюита как жанр и музыкальная форма 3. Составьте вопросы для самоконтроля и самопроверки по I разделу «Изучение теоретических основ музыки как учебного предмета» (рефлексивная работа)
Литература: 1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 86-95. 2. Островская Я.Е., Фролова Л.А. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1-й год обучения. – СПб.: «Валери СПД», 1998. – 208 с. – С. 59-101. 3. Секреты музыкального языка. Тема шестая. Музыкальная форма – http: //froland.ru/lyceum/muslit/man4_1_2.html Проверь себя План-задание: Теоретический блок 1. Что является формой музыкального произведения? 2. Что означает форма музыкального произведения в широком смысле? 3. Как понимают музыкальную форму в узком смысле? 4. Назовите основные принципы музыкальной формы. 5. Назовите элементы музыкальных построений. Укажите их особенности. 6. Как называется построение музыкального произведения, имеющего один неизменный характер, настроение? 7. Что представляет собой форма АВ и по какому принципу строится? 8. Назовите особенности построения песни. Приведите примеры одно- и двухчастного построения её формы. 9. Дайте определение трёхчастной формы в музыке. 10. Дайте определение формы рондо. В чём отличие трехчастной формы и формы рондо? 11. Что означает вариационная форма в музыке? Сколько вариаций она может включать? 12. Что понимается под циклической формой музыкального произведения. Приведите примеры. 13. Что означает форма сюита? Дайте определение и приведите примеры формы классической сюиты. 2. Практикоориентированный блок Послушайте примеры музыкальных произведений, определите их форму, постройте модель (́ см. музформы mp3): - В. Косенко. Дождик; - Э.Григ. Танец эльфов; - Бульба, белорусский танец; - Е.Крылатов. Колыбельная медведицы (из м/ф «Умка»); - В.Шаинский. Взрослые и дети; - С. Прокофьев. Болтунья
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы