Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1.4. Ознакомление со средствами музыкальной выразительности
Цель: ознакомление со средствами музыкальной выразительности. Мелодия. Типы мелодического движения. Аккомпанемент. Динамика. Темп. Тембр: певческие голоса, му зыкальные инструменты, оркестр План 1. Мелодия. Типы мелодического движения. Аккомпанемент. 2. Динамика и динамические оттенки. 3. Музыкальный темп и его виды. 4. Тембр (певческие голоса, музыкальные инструменты, оркестр). Тезисы лекции Мелодия. Типы мелодического движения. Аккомпанемент Мелодия (от греч. melodí a — пение, напев, песня) – одноголосно выраженная музыкальная мысль. С древнейших времен до наших дней в пении, в мелодии находил отражение душевный мир человека. Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (древнее искусство отличалось синкретичностью – совмещало в одновременности и пение, и танец, и игру на музыкальных инструментах, и театрализованное зрелище). Подобно речи, мелодия – обращение к слушателю; выразительность мелодии опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства: высоту звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., на динамику их изменений. «Речевая и чисто музыкальная интонация – ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев). Мелодия – «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других: лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как мелодия. Наиболее специфический компонент мелодии – мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз – с успокоением). Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель мелодии – нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель называет её «вершина – источник») и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою. Существуют следующие типы мелодического движения. По направлению мелодического движения: 1. Нисходящее движение (Чайковский." Евгений Онегин" – Ария Ленского " Что день грядущий мне готовит? " ). 2. Восходящее движение (Чайковский." Баркарола" из " Времён года" ). 3. Волнообразное движение (Рахманинов.Концерт №3, I часть). По интервальному строению: 1. Плавное движение (Шопен. Вальс № 9 Ля-бемоль мажор). 2. Скачкообразное движение (Чайковский. Увертюра-фантазия " Ромео и Джульетта). Такие мелодии называют " мелодиями широкого дыхания". 3. Смешанное движение. Аккомпанемент (accompagnamento, accompagnement) – музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно её гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Динамика и динамические оттенки Динамика (от греч. dynamixos – имеющий силу, от dunamis – сила) в музыке – совокупность явлений, связанных с различными степенями громкости звучания. Динамика – выразительное средство исполнения. Различная степень громкости выражается определёнными динамическими оттенками. Наиболее употребляемые в музыке:
Обозначения постепенной смены звучности:
При помощи различных динамических оттенков в музыке возможно изобразить эффект приближения и удаления, выразить различные грани душевного состояния – от трепета до величия. Музыкальный темп и его виды Темп – скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначение темпа проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке. Различают три основных вида темпа: быстрый, умеренный и медленный. Каждый из указанных имеет свои разновидности.
Существуют и специальные термины, обозначающие изменения основного темпа – агогику (агогика – термин, относящийся к небольшим замедлениям и ускорениям темпа при исполнении музыкального произведения) :
Для определения точного темпа применяется специальный прибор – метроном. Тембр как средство выразительности. Певческие голоса Тембр (окраска) – важнейшее качество, выразительное средство голоса, особенно певческого. Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов: Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто. Мужские голоса: тенор, баритон, бас. Детские голоса: сопрано, альт и дискант – высокий голос в хоре мальчиков. Высокие женские голоса Сопрано (итал. от sopra – над, сверх) – самый высокий из женских оперных голосов. Диапазон лежит примерно между до1 и до3 октавы. По характеру звучания различают: лирическое, драматическое, лирико-драматическое, колоратурное, лирико-колоратурное сопрано. Колоратурное сопрано – самый высокий и подвижный женский голос (диапазон: до1 – фа3-соль3 октавы). Голос очень хрупкий, изящный, лёгкий, что позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, бравурные пассажи. Оперные партии: Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Снегурочка («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова) Лирическое сопрано – лёгкий, светлый, серебристый, достаточно подвижный высокий голос, обычно не отличающийся большой силой звука, кантиленный, мягкий, ярко звучащий на всём диапазоне. Диапазон: до1 – до3, ре3. Оперные партии: Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Иоланта («Иоланта» П. И. Чайковского). Драматическое сопрано – сильный, плотный, богатый по тембру голос большого диапазона. По подвижности этот голос не уступает лирическому сопрано. Диапазон: ля – си малой октавы – до3. Оперные партии: То́ ска («То́ ска» Дж. Пуччини), Турандот («Турандот» Дж. Пуччини). Низкие женские голоса Меццо-сопрано (итал. от mezzo – половина, середина и soprano – верхний) – женский оперный голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля-си2 октавы. Эти голоса имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра. Оперные партии: Амнерис («Аида» Дж. Верди), Весна («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского), Кармен («Кармен» Ж. Бизе). Контральто – самый низкий и редко встречающийся женский голос. Бархатный насыщенный грудной тембр на всём диапазоне, мощное звучание в нижнем регистре. Диапазон: фа малой октавы – фа второй октавы. Оперные партии: Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Ольга («Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Высокие мужские голоса Тенор (итал. Tenore от лат. Teneo – держу) – высокий мужской голос. В нотной записи партия тенора обозначается октавой выше её действительного звучания. По характеру звучания различают лирический, драматический и лирико-драматический тенор. Общий диапазон: до малой – до второй октавы. Лирический тенор (итал. Tenordigrazia) – серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами мужской голос. Ему свойственны мягкая задушевность, способность к передаче мелодий певучего характера, лёгкая подвижность. Диапазон: до-си малой октавы, до второй. Оперные партии: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Линдоро («Итальянка в Алжире» Дж. Россини), Граф Альмавива («Севильский Цирюльник» Дж. Россини). Драматический тенор (итал.Tenordiforza) – сильный, яркий, насыщенный мужской голос с «металлом», отличающийся большой силой звучания на всём диапазоне и выразительным, ярким тембром. Певцы, имеющие драматический тенор, обычно исполняют партии мужественных, энергичных героев. Оперные партии: Герман («Пиковая Дама» П. И. Чайковского), Манрико («Трубадур» Дж. Верди), Калаф («Турандот» Дж. Пуччини). Лирико-драматический тенор – голос, соединяющий в себе черты лирического и драматического тенора. Он имеет развитый и сильный верхний регистр, крепкую середину и довольно сильный нижний регистр, однако уступает по силе и насыщенности чисто драматическому голосу. Оперные партии: Альфред («Травиата» Дж. Верди), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина). Несколько особняком в группе теноров стоит тенор-альтино. Этот очень редкий голос отличается особенно высокими звуками, легкостью, подвижностью и звонкостью в верхнем регистре (тема Звездочёта в опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»). Низкие мужские голоса Баритон (от греч.Barytonos – тяжелый) – мужской голос, средний между басом и тенором. Баритонам поручают самые ответственные партии. Диапазон от ля большой октавы до фа#-ля первой октавы. По характеру звучания различаются баритоны лирические и драматические. Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам. Лирический баритон – высокий, яркий, подвижный мужской голос. Диапазон: ля большой – ля первой октавы. Оперные партии: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Жуан («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Елецкий («Пиковая Дама» П. И. Чайковского). Драматический баритон – бархатный, объёмный, сильный по всему диапазону мужской голос. Отличается более тёмной окраской, силой и яркостью. Оперные партии: Яго («Отелло» Дж. Верди), Дагон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса). Бас (итал. Basso) – самый низкий мужской голос. Диапазон: до большой октавы – ре, ми первой октавы). Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Различают высокий бас и низкий, называемый бас-профундо (октава). Высокий бас – обычно характерный, подвижный, комический. Рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой октавы наверху, по тембру напоминает баритона. Иногда такие голоса называют баритональными басами. Оперные партии: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Мустафа («Итальянка в Алжире» Дж. Россини). Центральный бас – крупный, яркий, очень сочный голос, обладающий богатейшим грудным регистром. Оперные партии: Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Рене («Иоланта» П. И. Чайковского), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина). Бас-профундо – очень низкий, грудной мужской голос. Отличается глубокими и мощными низкими звуками, имеет в диапазоне ноты контроктавы (поэтому их называют октавистами). Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.
Мужские голоса |
Тенор (высокий) | Альтино | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лирический | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Драматический | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Баритон (средний) | Лирический | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Драматический | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бас (низкий) | Высокий (cantanto) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Центральный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Низкий (profundo) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Женские голоса | Сопрано (дискант) – высокий | Колоратурное | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лирическое | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Драматическое | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Меццо-сопрано (средний) | Высокое (лирическое) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Низкое | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контральто (низкий) |
Хор
Хором – называется певческий коллектив. По виду хоровые коллективы делятся на академические (профессиональные) и народные, отличаясь друг от друга манерой пения. Для академических хоров характерен опёртый и прикрытый (слегка затемнённый) звук. Народной манере пения свойственна бо́ льшая открытость звука.
По типу хоровые коллективы бывают однородные (женские, мужские, детские) и смешанные. Минимальное число певчих в хоре 12 человек (камерный хор) – по три человека в каждой хоровой партии (сопрано, альты, тенора, басы).
Хор может исполнять произведения с сопровождением и без него – а capella. Пение без сопровождения характерно для профессионального и народного хора. Пение а capella первоначально сформировалось в церковной музыке. Высокими образцами духовной хоровой музыки являются сочинения русских композиторов – Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, П. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского.
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы