Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хронология основных эпох истории человечества



Технологические «века» Примерные даты Характеристика этапа становления человека и общества
«Железный век» С XI в. до н. э. по настоящее время (последние 3 тыс. лет) Смыкание цивилизаций. Империи и становление национальных государств
«Бронзовый век» IV—II тыс. до н. э. Очаговые цивилизации. «Номовые» государства
«Медный век»    
Энеолит («Медно-каменный век»)    
Неолит («Новый каменный век») XI—IX тыс. до н. э. — на Ближнем Востоке; с VIII—VII тыс. до н. э. — в Юго-Восточной Азии «Неолитическая революция» — переход к производящему хозяйству
Мезолит («Средний каменный век») XII—X тыс. до н. э.  
Палеолит верхний 100—40 тыс. лет назад Полное развитие присваивающего хозяйства. Распространение Хомо сапиенс по планете
Палеолит средний 300—30 тыс. лет назад Господство неандертальцев
Палеолит («Древний каменный век») нижний 4, 5—2, 5 млн лет назад Архантропы и палеоантропы

Л. Б. Алаев. История традиционного Востока
с древнейших времен до начала XX века. — М., 2004

Мифы народов мира о происхождении человека

Шумерская мифология
Давным-давно на земле жили одни боги. Правил ими бог Энлиль... Он сотворил день, дал всем растениям жизнь. Он же изобрел мотыгу и плуг — первые орудия земледельца.
Главным помощником Энлиля стал бог дождя и вод — брат Энлиля Энки. Он создал стаи рыб и пустил их в реки. Он запретил морским водам заливать сушу. Он сотворил много других полезных дел.
Племя великих богов... все больше и больше умножалось... И им не стало хватать пищи. И вот боги и богини обратились к Энки, чтобы он создал помощников божественной деве Ашнан, которая заготовляла зерно, и доброму Лахору, который разводил скот для питания богов. Однако Энки спал на дне моря и не слышал... Тогда его мать говорит ему:

О мой сын, встань со своего ложа... сотвори то, что мудро, Сотвори служителей для богов, дабы они Производили себе подобных.

Энки просыпается и отвечает матери:

О мать моя, существо, имя коего ты назвала, уже есть, — Запечатлей в нем образ богов! Замеси сердце глины, что над бездной, — Превосходные царственные мастера сделают глину густой, Ты же дай рождение конечностям. Нинмах [мать-земля] потрудится перед тобой... Нинмах запечатлит в нем образ богов. Это — человек...

Однако не все шло так, как было задумано. Перед сотворением человека Энки устроил пир. Энки и Нинмах выпили лишнего. И когда Нинмах начала лепить из глины людей, то у нее вначале получались лишь уродцы.
Энки стал лепить людей из глины, и тоже получались лишь уродцы, но затем он сделал и хороших людей.

Вавилонская мифология

Кровь соберу я, скреплю костями. Создам существо, назову человеком. Воистину, я сотворю человеков, Пусть служат богам, чтобы те отдохнули. Один из богов да будет повергнут... Из плоти его, на его крови Да намешает Нинту глины! Воистину божье и человечье соединятся, Смешавшись в глине! Чтоб вечно мы слышали стук сердца, Да живет разум во плоти бога, Да знает живущий знак своей жизни, Не забывает, что имеет разум.

Египетская мифология
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных.

Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Миф древних китайцев
Вселенная первоначально представляла собой некоторое подобие содержимого куриного яйца. В это время внутри этого яйца родился Пань-Гу. Через 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное и тяжелое (инь) — землю. 18 тысяч лет Пань-Гу вырастал на три метра в день, и так небо отделилось от земли. Когда Пань-Гу умер, из частей его тела произошел мир. Его дыхание стало ветром и облаками, голос — громом. Его левый глаз — солнцем, а правый — луной. Четыре конечности Пань-Гу образовали четыре стороны света, пять частей его тела — пять священных гор. Его кровь стала реками, а жилы и вены — дорогами на земле. Его плоть стала почвой на полях, волосы на голове и усы — созвездиями, волосы на теле — травой и деревьями. Его зубы и кости превратились в золото и камни, костный мозг — в жемчуг и нефрит, его пот стал дождем и росой. После смерти Пань-Гу паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.

Греческая мифология
Согласно греческой мифологии, людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Прометей создал людей смотрящими в небо, по подобию богов.
По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях (дал им огонь и т. п.).

Миф народов Центральной Америки
Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего — бездушные они вышли, безмозглые...
Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева! » — уговорились они. Сказано — сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», — решили боги. Они нашли этот благородный материал — белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.

Миф североамериканских индейцев
Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи.

Миф североамериканского племени Акома повествует о том, что первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.

Миф народа инки
В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, — с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда.
Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.

Миф индейцев Мексики
Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко — люди-кабаны, затем капук — люди-ягуары и, наконец, чан-ка — люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины — мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.

Австралийские мифы
Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже... комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы... Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.

Жили некогда два брата, два близнеца — Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан — в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой — соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, — так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже — у первого волосы были курчавые, у второго — прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других — прямые.

Скандинавская мифология
Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи — женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла.

Индия и Китай в древности. § 3

Древнеиндийская цивилизация

Одной из самых самобытных цивилизаций Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистине огромен. Уже в древности об Индии знали как о «стране мудрецов».

Хараппская цивилизация

...Одной из самых ярких страниц в истории древнеиндийской культуры была Хараппская цивилизация. Когда в 50-е гг. прошлого века английский генерал А. Каннингем, руководивший археологическими работами в Индии, при осмотре древнего городища в Хараппе (совр. Пакистан) обнаружил печать с «неизвестными знаками», он, безусловно, и не подозревал, какой важности открытие было им сделано. До планомерных раскопок, которые начались лишь в 20-е гг. в долине Инда (раскопки в Хараппе и Мохенджо-Даро, что на языке синдхи означает «холм мертвых»), науке практически была неизвестна цивилизация, ныне называемая Хараппской.
В настоящее время эта цивилизация предстает перед нами как высокоразвитая, возникшая на местной основе. Ее поселения обнаружены теперь на огромной территории: более чем на 1100 км с севера на юг и более 1600 км с запада на восток. По подсчетам ученых, в наиболее крупных городах проживало до 100 тыс. человек. В ту эпоху города были центрами торговли, ремесла, в них находились и административные власти, но большинство населения — земледельцы и скотоводы — продолжало жить общинами в сельской местности. В течение многих десятилетий ведут ученые спор о хронологии Хараппской цивилизации. Сейчас наиболее принятой является следующая датировка: 2500 (2300)—1800 (1700) гг. до н. э....
Одна из самых сложных загадок Хараппской цивилизации — язык и письменность. К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. печатей с надписями, которые наносились также на керамику, металлические изделия. Ученые выделили более 400 различных знаков, но вопрос о том, каковы истоки этой письменности и на каком языке говорило население хараппской культуры, — предмет острейших дискуссий.
...Древнейший письменный памятник индоариев «Ригведу», по мнению большинства современных ученых, следует датировать XI—X вв. до н. э. Данные ведийских текстов позволяют в общих чертах проследить продвижение индоарийских племен на восток и освоение ими областей Гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько столетий...

Индия в эпоху Маурьев

Создание Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни страны. Впервые столь значительная территория (фактически весь Индостан, за исключением крайнего юга) вошла в состав объединенного государства.
У античных авторов имеются сведения о борьбе царя Чандрагупты из рода Маурьев с греко-македонскими гарнизонами и наместниками, которые были «посажены» в Индии Александром Македонским. У Плутарха сохранилось далее любопытное сообщение о встрече в Пенджабе юного Чандрагупты с Александром. Так или иначе, удачная война с остатками греческих войск усилила позиции Чандрагупты и позволила ему двинуться из Северо-Западной Индии, где он находился, к Паталипутре.
Примерно в 314 г. до н. э. Чандрагупта стал полноправным правителем, основателем новой династии — Маурийской. Но политическая обстановка продолжала оставаться крайне напряженной. Особенно сложными были взаимоотношения с Селевкидами, которые создали свое государство как бы на развалинах империи Александра. Античные писатели рассказывают о военных столкновениях Чандрагупты с Селевком Никатором, тогдашним правителем этого государства, и о заключении между ними мира (в 303 или 302 г. до н. э.)...
О важнейших политических событиях, системе управления империи Маурьев, политике царя Ашоки мы знаем благодаря его многочисленным надписям-эдиктам, найденным в различных частях Индии. Надписи позволяют довольно точно датировать начало его царствования — 268 (267) г. до н. э. Места находок эдиктов царя дают возможность очертить границы его империи: она включала не только области Западной, Центральной, Восточной и Южной Индии (кроме крайнего юга), но и территории Пакистана и некоторые районы Афганистана. Сопоставление индийских и «неиндийских» версий эдиктов царя Ашоки показывает, что основной текст указа составлялся в столице империи Паталипутре, откуда затем рассылался в различные провинции. Здесь местные писцы переписывали его на соответствующие диалекты и языки в зависимости от проживавшего там населения, внося в первоначальный текст особенности своего родного языка.
Судя по эдиктам, Ашока особое внимание уделял буддизму. Согласно его собственному признанию, он посетил буддийскую общину, стал мирянином — последователем учения Будды, а совершая путешествие по империи, направился в Лумбини — место, где, согласно бытующей традиции, родился сам основатель буддизма.
После смерти Ашоки империя была поделена на западную и восточную части. Наследники императора уже не могли сохранить былого могущества государства.

Кушанская и Гуптская империи

После падения Маурийской империи на северо-западе Индостана образовалось несколько небольших индо-греческих государств, политическая история которых восстановлена пока лишь в самых общих контурах. Наиболее известным индо-греческим царем был Менандр, находки монет которого позволяют очертить границы его власти: Гандхара, Арахосия, некоторые районы Пенджаба.
Индо-греческим царям пришлось столкнуться с племенами саков, которые в I в. до н. э. проникли в Индию из Средней Азии. Вначале успех сопутствовал индо-грекам, затем сакам — в Северо-Западной Индии были созданы индо-сакские государства. Позднее политическая карта этого региона стала еще более пестрой: возвышаются индо-парфянские династии, которые старались захватить территории индо-греческих и индо-сакских правителей. Индо-парфяне особенно усилились при царе Гондофаре, но вскоре и им пришлось уступить власть новой могущественной династии — Кушанской. Первоначально кушаны занимали области Бактрии в Средней Азии. Постепенно кушанские цари значительно расширили территорию своего государства.
...Самым известным кушанским правителем был Канишка, с именем которого связаны расцвет империи, подъем экономики и культуры, утверждение и распространение «северного буддизма» — махаяны. Наши сведения о правлении Канишки основываются на небольшой серии надписей и данных нумизматики. Кроме того, о нем сохранилось немало свидетельств в поздних буддийских сказаниях, в которых традиция рисовала царя как ревностного буддиста.
...Позднее почти все индийские владения Кушан стали частью Гуптской империи.
Укрепление Гуптского государства приходится на период правления Чандрагупты I, который носил пышный титул «правитель великих царей». Начало правления Чандрагупты — «эры Гуптов» — датируется 320 г. н. э.
Еще большего могущества империя достигла в правление Самундрагупты. Ему удалось захватить многие области долины Ганга и даже Декана. Области Юга, очевидно не вошедшие в состав империи, считались подвластными областями и выплачивали дань. В зависимом положении от Гуптов находились и некоторые районы Западной и Северо-Западной Индии. Тесные связи поддерживал Самундрагупта со Шри-Ланкой.
При Самундрагупте империя стала одной из крупнейших на Древнем Востоке. Расширилось ее влияние, тесные связи были установлены со многими государствами. По данным эпиграфики, Самундрагупта правил до 380 г. Затем трон перешел к его сыну Чандрагупте II, царствовавшему вплоть до 413 или 415 г.
Фигура Чандрагупты II — одна из самых популярных в индийской традиции, где он известен под именем Викрамадитьи (Солнце Могущества). Традиция связывает с периодом его правления творчество многих величайших писателей, поэтов и ученых. В современной индийской науке период Чандрагупты II нередко называется «золотым веком Гуптов».
Его преемникам пришлось вести очень упорную борьбу с племенами гуннов-эфталитов, вторгшихся в Индию. Гуннам удалось продвинуться в глубь Индии, захватив Синд, районы Раджастхана и Западной Индии.
Гупты еще в течение некоторого времени удерживали свою власть над Магадхой и другими территориями, но это были уже слабые потомки некогда могущественных гуптских царей. Так пала одна из крупнейших империй древности.

«Осевое время»

...Не претендуя на полное освещение сходства разнообразных религиозных и философских движений, сведем в таблицу тот вклад, который, по нашему мнению, внесло «осевое время» в духовную сокровищницу человечества.

Сравнительная характеристика «доосевого» и «осевого»
духовного багажа человечества

Некоторые характеристики «доосевого состояния» Новые идеи, внесенные движениями «осевого времени»
Преобладание магических религий, уделяющих основное внимание ритуалу Этические религии, уделяющие основное внимание нравственным вопросам
Человек понимается как часть природы Человек — царь природы, он находится в особых отношениях с Богом
Человек живет в едином мире; мир богов и мир людей не разъединены Мир людей (профанный) и мир богов (трансцендентный) разъединены. Преодоление границы затруднено. Поиски спасения
Принятие мира таким, каков он есть Стремление к переустройству мира, необходимость социальной активности
Человек покорен року, судьбе Человек ответствен перед собой за свои поступки. Правитель ответствен за всех перед Богом

Существует христоцентрическая трактовка идеи Ясперса: «осевое время» находит завершение с возникновением христианства, это путь к единобожию, монотеизму. Но в то время возникает лишь одна монотеистическая религия (иудаизм)... Главным изменением являлось, как мне кажется, новое понимание роли человека в мире. Хотя вполне логично считать, что идея монотеизма заложена в этом постулате: если все люди едины, то и Бог един или же он не имеет значения (конфуцианство, буддизм).
Последствия «осевого времени» были многообразны.
1. Формирование «великих (больших) традиций». Так называют концептуальные основы буддизма, индуизма, конфуцианства, иудаизма и ряда иных течений в отличие от «малых традиций» — форм религиозности и мировоззрения, бытующих на массовом уровне.
2. Дифференциация религии от философии (метафизики), науки, права. В Индии в тот период такой дифференциации еще не произошло, но это характерное исключение. Как уже говорилось, Индия «отвергла» «осевые» идеи.
3. Появление интеллектуалов (интеллигенции), которые заместили магическо-жреческую элиту в роли носителей модели культурного и социального порядка. Начало интеллектуальной истории человечества.
4. Изменение характера политики. Появляются социальные конфликты не только из-за противоречий интересов групп, но и из-за противоречия между действительностью и универсальными ценностями.
5. Возникновение исторического сознания. Этим объясняется упоминавшееся выше осознание кризиса, упадка.
6. Возникновение идеологии и пропаганды. Империи начинают строиться на той или иной идеологической основе, становятся идеократическими. Появляются воззвания и манифесты, призванные убедитьнаселение в благотворности или неизбежности тех или иных действий властей, в том числе завоеваний.
Идеи «осевого времени» не были приняты сразу. Анаксагор был изгнан из Афин. Сократ казнен. Конфуцианцы подверглись гонениям и репрессиям при Цинь Шихуане. Буддизм не прижился в Индии. Но наследством «осевого времени» человечество живет до сего дня. Каждый Ренессанс есть возвращение к идеям «осевого времени» и знаменует духовный подъем.
Иногда возражают Ясперсу, говоря, что его видение, объединение разнообразных явлений в одно событие, — это лишь наше, современное восприятие. Ясперс соглашается: да, это именно для нас такое большое значение имеют эти идеи.
«Осевое время» понимается Ясперсом не только как определенный период, но и как рубеж, планка, которую народы берут в разное время. Или не берут. В последующие века эту планку преодолели германские и славянские народы на Западе, японцы, малайцы и таиландцы на Востоке. Остальные остались на предыдущей стадии и обречены на вымирание. Оставим это заключение на совести немецкого ученого.

Алаев Л. Б. История традиционного Востока
с древнейших времен до начала XX века. — М., 2004

Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру. § 5

Ви́ дение мировой империи

С самого начала царствования Александр быстро и энергично расправляется со своими противниками. Он ликвидирует претендентов на престол и подавляет мятеж на Балканах. Греция волнуется, и Демосфен высмеивает «мальчишку», правящего в Пелле. Но молниеносный поход Александра разрушает все надежды, которые пробудила смерть Филиппа. Демонстрируя непреклонную решимость, Александр разрушает сопротивляющиеся Фивы, оставив в неприкосновенности лишь храмы и дом Пиндара, но, подобно отцу, ведет себя благородно по отношению к Афинам. Затем, мобилизовав македонскую армию и контингенты Эллинской лиги, он менее чем через два года после вступления на престол отправляется в Азию.
Походу в Азию (этому первому шагу правителя, от которого будет зависеть дальнейшее развитие событий) историческая наука уделяет недостаточно внимания. Потом события развиваются с последовательной логичностью: первые легкие успехи, падение Персидской державы — к тому времени, правда, достаточно подгнившей (о чем в течение полувека твердили авторы памфлетов), необходимость удержать завоеванное, искушения далекого Востока... Все это, в свою очередь, было началом сверхзавоевания, не знавшего границ.
Историки неоднократно пытались объяснить причины вторжения войска Александра в Азию. Одни полагают, что он был увлечен идеей освобождения Анатолийской Греции от варваров и мести за беды, причиненные Греции во время греко-персидских войн, другие считают, что его заботило распространение на Восток эллинской цивилизации, третьи, мыслящие более реалистично, видят в его делах продолжение дела отца, а именно поддержку десятитысячной армии Пармениона, которую Филипп послал в Азию и которая находилась на грани уничтожения; к этому же добавляют необходимость укрепления непрочного союза Македонского царства и Коринфской лиги.
Ко всему этому хотелось бы добавить еще мысль о коалиции Европы против Азии, навеянную «Илиадой»... Первое, что он сделал, вступив на землю Азии, — вонзил в нее копье, дабы стала она «землей, обретенной на острие копья». Таким образом, Александр сделал первый шаг навстречу своей мечте — шаг к созданию мировой империи. И Восток пал пред ним ниц, ибо он нес в себе неодолимый «божественный порыв»...

К единению мира

Империя держалась на одном человеке, правда, человек этот был нечеловеческой работоспособности. Ему помогали несколько приближенных: канцлер Эвмен и хилиарх (тысяцкий) Гефестион. Традиционная авторитарность македонской монархии усилилась при соприкосновении с Востоком — Александр пожелал видеть себя еще и преемником Ахеменидов.
Основной опорой империи была армия. За время походов в ней произошли глубокие изменения: все более таяло изначальное македонское и греческое ядро, шла вынужденная вербовка жителей Востока. Военные расходы, траты на содержание чиновников, строительство, роскошь двора — все это требовало очень больших денежных ресурсов.
Почти не взимая налогов с Македонии и совсем не взимая их с Греции, в Азии Александр сохраняет разнородную фискальную структуру. Практически каждая сатрапия имела специфическую систему налогообложения (налог с недвижимости или подушный), отработочную повинность, таможни. И особенно широко Александр пользуется сокровищами, накопленными во дворцах Ахеменидов.
Та же гибкость наблюдается и в местном управлении. Везде, кроме крайних восточных областей, где большие территории находились под военным управлением, административной единицей остается сатрапия. Сначала сатрапами были, за исключением Малой Азии и Сирии, местные властители, но Александр быстро заменяет их македонцами и греками. Сатрапы представляют собой лишь гражданскую власть, военная доверена стратегам, которые зависят только от царя. На должностях среднего звена он оставляет представителей коренного населения, так как только они разбираются в тонкостях местных языков и традиций. Таким образом, Александр мудро сохраняет за каждым регионом привычную систему управления, не пытаясь сгладить разнообразие частей многоликой империи.
Практика сотрудничества определялась новой политикой. Александр не был поборником панэллинизма. Он стремился не к подчинению и уничтожению завоеванных народов, а, наоборот, к слиянию их с греками в единое гармоничное целое, в которое каждый внес бы свою лепту.
И лучший способ достичь этой цели царь видит в смешанных браках. Он подает пример — женится на Роксане, дочери одного из владык Согдианы, а затем на трех персидских принцессах. По возвращении из Индии большинство его военачальников и десять тысяч солдат в один день торжественно сочетаются браком с местными девушками («свадьба в Сузах»). Александр приказывает воспитывать тридцать тысяч иранских детей на греческий манер.
Однако ему видна была и опасность, таившаяся в подобной политике. Увенчанный коронами «великих царей», ученик Аристотеля остался верен эллинству. Наиболее надежный способ обеспечить эллинизацию Востока — это основание новых городов. Большинство из них он назвал своим именем. Александрии (а их было самое меньшее 34) имели военные, административные и экономические функции. Формально снабженные некоторыми учреждениями, свойственными греческим полисам, они подчинялись власти правителя. Много столетий они оказывали значительное влияние на соседние с ними области, хотя не у всех у них была слава Александрии Египетской, призванной стать одним из самых прекрасных городов мира. Градостроительство и эллинизация шли рука об руку, но Александру были известны и другие способы распространения великолепной греческой культуры: внедрение греческого языка.
Для воспевания своих подвигов он приглашает таких известных художников, как Лисипп и Апеллес, организует музыкальные и спортивные состязания, как у себя на родине.
Почитая олимпийских богов, Александр вместе с тем проявляет достаточную терпимость и лояльность к другим верованиям. Например, он привозит из Индии старого брахмана Калана и разрешает ему ритуальное самосожжение на костре, тратит большие средства на восстановление храма Мардука в Вавилоне и храма Амона в Карнаке.
Исследователи заслуженно отдают должное страстному интересу Александра к духовной жизни, но надо добавить, что он еще и весьма трезво мыслил, понимая, что лишь обмен (в широком смысле) может обеспечить действительное объединение империи. Так, он способствовал обмену животными и растениями между отдаленными областями, который был своего рода предвосхищением селекции во времена эллинизма. Для переселения людей (еще более важного обмена) он строит и перестраивает дороги, каналы, порты, доки, корабли. Следуя гениальной интуиции, Александр вводит в империи единую монету — македонские монеты, чеканенные по аттическому весовому стандарту, заменившие в Азии более тяжелые дарики...

Новые религиозные общины

Приверженцы новых богов собирались в культовые общины. Для полисных божеств рамками культа являлся, по существу, полис, тогда как здесь мы имеем дело с частными объединениями, настоящими братствами, в которых верующие тесно общались, поскольку они сами выбрали почитание одного и того же бога.
Здесь сталкивались греки и варвары, полноправные граждане и иноземцы. Хотя рабы иногда объединялись отдельно, большинство братств принимало и свободных людей, и рабов. В них мужчины и женщины были равны, а дети даже допускались в хор в качестве певчих. Эти братства представляли собой первые ячейки социальной унификации. Классическому миру, в котором противопоставление грека варвару или гражданина рабу было абсолютным, где женщиной пренебрегали, пришел на смену новый мир, в котором противоречия стирались и все люди чувствовали себя братьями, потому что любили одного и того же бога и одинаково ждали от него спасения.
Существовали различные виды братств... Но разница между различными религиозными обществами в данном случае неважна. Суть их одна и та же: участники являлись братьями, собиравшимися для молитв, литургий или пиршеств. Смерть не разделяла их, поскольку у каждого общества часто было свое кладбище. Люди были объединены, поскольку избрали одного бога. Союз сердец скреплялся участием в одних и тех же церемониях, посвящениях, часто в форме окропления водой или кровью, в одних и тех же постах, ритуалах, которые, как, например, «катабасис» («сошествие в землю»), символизировали надежду на загробную жизнь. Главное же в том, что члены сообществ одинаково рассчитывали на спасение. Как прекрасно сказал Р. П. Фестюжье, достаточно заменить имя бога в знаменитой фразе из «Послания к галатам» (3: 28), и у нас будет определение для всех религиозных обществ: «Нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины, но все едины во Христе».
Таким образом, тревожный дух эпохи лучшие развеивали занятиями философией, а простые души тешили себя надеждами, которые открывали им учения о спасении. Сложился тот самый тип религии, горячей и живой, который будет заимствован Римом, и вклад Востока (наряду, конечно, с греческими элементами) не должен быть в данном случае преуменьшен.
В этом же мире зарождалась и другая восточная мистическая религия — религия спасения, постепенно завоевавшая мир, — христианство. Психологически оно было подготовлено именно эллинистической религией, несмотря на то что его иудейские корни очевидны. Троица, возможность соединения божественной и человеческой природы, Богоматерь, культ святых — все эти догматы имеют прямые аналогии в религиозных представлениях, бытовавших в эллинистических царствах Востока, в то время как они глубоко чужды иудаизму. Весьма важно также и то, что христианство проповедует не страх перед Богом, а любовь к Богу, подобно мистическим религиям Египта и Азии.
В контакте Греции и Азии, который был следствием завоеваний Александра Великого, трудно измерить то, что дал Восток эллинистической цивилизации. Может быть, следует выразиться так: ничего для литературы и науки, немногим больше для искусства и философии, почти все — для религии.
Обобщая, можно сказать: все, что было смолото на мельнице языка, испытало незначительное восточное влияние, тогда как душевные порывы часто находили отклик в соблазнительных и таинственных верованиях и ритуалах Востока. Если египетский грек заболевал, то сначала он обращался к греческому врачу, который использовал почти чисто греческую методику диагностики, лечения, фармакопею. Но если он терял надежду обрести таким образом здоровье, то он охотно поднимался в горы, к фиванским гробницам, чтобы испросить выздоровление у Аменхотепа, сына Хапу, «благого бога», как его называют граффити, почти все составленные по-гречески.

Левек П. Эллинистический мир. — М., 1989

Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы. § 8

***


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь