Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
V . Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги; обсуждение и анализ её содержания.
В те времена был Богумир — муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков». Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят И поехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра: и увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях. И сказали они: — Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям. Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя — Древа, а другая — Скрева, а третья — Полева. Сыновья же Богумира имели имена: Сена и младший — Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три — Утренник, Полуденник и Вечерник.
Вопросы для обсуждения: 1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание? 2. О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древних знаний? 3. Сколько детей произошло от детей Богумира и Славы? Назовите их. 4. Какие боги для этих героев являлись главными? 5. Какие стояли на самом низком уровне? 6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них? 7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов? (В ХIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)
VI. Творческая работа. Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете. (На доске вывешиваются рисунки детей, создается своеобразная галерея образов.)
Беседа заключительная: 1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки? 2. Подумайте, что такое сказка? 3. Чем отличается миф от сказки? (Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)
Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.
Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОЛНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и использовать приобретенные знания для создания творческих работ. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока I. Вступительное слово учителя. Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста — губы, рот.) Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве. В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.
II. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве. Беседа по вопросам: 1. Что такое «фольклор»? 2. Устное народное творчество — это жанр (genre (фр.) - вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.) Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8.
III. Беседа о малом жанре устного творчества — загадке. «Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов). Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать. Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении. Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя? » — «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом — «Без имени» — согласятся все. Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну он убил. Сколько ворон осталось на дереве? » Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели. Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Сходство всех четырех видов загадок — в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая — вопрос, вторая — ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.
I V. Обучение составлению своей загадки. 1. Загадка-иносказание. Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб — старожил леса, или «старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась:
Стоит в лесу старичок, Надел красный колпачок.
2. Загадка-описание Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, катится, шумит, несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки: Бежит — бежит, шумит — шумит, а все никак не вытечет. (Река.) Работу можно продолжить в виде конкурса, где для подведения итогов выбирают жюри. Аналогичную работу можно провести и по жанру частушки, используя соответствующий материал. В старших классах учитель обращает внимание учащихся на то, что в загадках, частушках и других малых жанрах устного народного творчества наблюдаются такие художественные средства выразительности, как метафора, оксюморон, сравнения, антитеза, отрицание, эпитет, гипербола; иначе — широко используются средства языка.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 1165; Нарушение авторского права страницы