Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анализ текста сказки. Пролог



Чтение первых 12 строк пролога.

Вопросы:

1. С каким настроением осталась у окна царица? (Тоска, уныние.)

2. Что хочет подчеркнуть Пушкин, когда употребляет глаголы: «ждет — пождет»; (очи) «разболелись, глядючи»; «не видать» (друга); «вьется» (вьюга); (снег) «валится»; (девять месяцев) «проходят»; (глаз) «не сводит»?

Печаль внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает царица.

3. Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета? (Пушкину нужно событие, с помощью которого можно продолжить развитие действия.)

4. Расскажите, какими вам представляются царь и царица?

5. Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?

6. Какую интонацию нужно задать при чтении?

7. Какой ритм чтения будет уместным?

 

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

 

…Молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

 

Охарактеризуйте интонацию, какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице. Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.

 

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно,

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

 

Это необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?

Зеркальце сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная, первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

 

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

 

ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ

При чтении этой строфы чувствуется, как изменяется интонация. Здесь читатель внезапно начинает наблюдать своеобразную конфронтацию между царицей-мачехой и царевной.

Кажется, все вопросы решены: у царевны есть жених — царевич Елисей, она ничем не мешает мачехе.

Почему же зеркальце разбито?

Оно вдруг сказало правду! Царевна «... всех милее, всех румяней и белее». «Тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела. Белолица, черноброва, нраву кроткого такого...» Единственное, что беспокоит мачеху, — красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось — она вторая.

Что же замышляет царица?

 

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей...

Весть царевну в глушь лесную

И, связан ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

 

В ЛЕСУ

Вот царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:

 

Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

 

Чернавка оказалась доброй девушкой, она отпустила царевну. Мачеха успокоилась, считая молодую соперницу мертвой.

Во дворце — переполох, все царство взволновалось:

 

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

 

На поиски юной царевны отправляется королевич Елисей.

 

У БОГАТЫРЕЙ

 

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела...

 

Царевна решилась войти и оказалась в светлой горнице. Единственный, кто встретил ее у ворот, — пес Соколко. Пес рад ее появлению, он перестал лаять, приласкался, понимая, что это добрая гостья.

Пушкин далее показывает, как старательна героиня:

 

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

 

Все работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать удивила царевна семерых богатырей.

На основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь, умение себя держать.)

В следующей сцене героиня удивлена и испугана просьбой семерых братьев. Она понимает, что огорчит их отказом, но иначе поступить не может:

 

Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, —

Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места,

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно...

Но другому я навечно отдана.

Мне всех милей

Королевич Елисей.

 

Богатыри не обиделись на отказ царевны. Попробуем составить характеристики героинь:

Царица-мать                   Царевна-падчерица                Царица-мачеха

любящая                           скромная                                гневная

нежная                              нежная                                    злобливая

добрая                               добрая                                    эгоистичная

сердечная                          сердечная                              черствая душой

умная                                 умная                                     хитрая

 

Попробуйте обобщить. Какие мысли у вас возникли?

 

РАЗГОВОР С ЧЕРНАВКОЙ

Далее действие сказки переносит нас во дворец, где злая царица уже знает, что красавица-соперница жива. И вновь царица принимает страшное решение:

 

Иль не жить,

Иль царевну погубить.

 

Что же на этот раз придумала коварная красавица?

 

ПЕРЕДАЧА ЯБЛОЧКА

Самая трагичная сцена сказки — это получение яблока царевной и ее смертельный сон. Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь юной деве, так как ее жизнь тоже висит на волоске. Она передает отравленное яблоко царевне. Большое беспокойство проявляет Соколко, в этот момент он является защитником девушки:

 

Пес залаял...

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

 

Ох, ты, дитятко девица

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

 

Пес предчувствует беду. Он бросается под ноги царевне, лает, не пускает. Но царевна, добрая душа, не догадывается по беспокойному поведению собаки о недобрых намерениях черницы.

Следует обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой, царевна — бабушкой. С какой целью это сделано? Понаблюдайте, как часто повторяется звук «о», это ассонанс. Для чего Пушкин использует ассонанс?

 

Отгоняя пса: «Постой,

Бабушка, постой немножко», —

Ей кричит она в окошко.

 

(Чтобы создать завывающие, тревожные звуки, этим поэт настораживает читателя: хочется подсказать царевне о надвигающейся беде.)

 

ЯБЛОЧКО

 

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

 

Как не съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось и восторжествовало. Царевна мертва.

Вопросы:

1. В какой момент мачеха решается избавиться от царевны?

2. Когда это происходит второй раз?

3. Расскажите, какими вы увидели героев сказки?

4. С какими героями вам приятно «общаться», с какими неприятно? Почему?

 

Домашнее задание: вопросы и задания в учебнике – «Размышляем о прочитанном», «Будьте внимательны к слову», с. 112-113.

 

Уроки 19-20. А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ

И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ». ЦЕНТРАЛЬНЫЕ

ОБРАЗЫ СКАЗКИ. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

ЛИТЕРАТУРНОЙ И НАРОДНОЙ СКАЗОК.

СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Цели деятельности учителя: рассмотреть образ главного героя; рассказать о появлении сюжета сказки; обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

 

Ход урока

I. Анализ текста сказки (продолжение).

КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ

Расскажите, куда же отправляется Елисей? С кем встречается? Что значит «мудрел»? Почему ему приходится обратиться к Солнцу, Месяцу, Ветру?

Учащиеся зачитывают наизусть обращение королевича ко всем трем героям.

Обратите внимание на интонацию и чувства героя при обращении: к Солнцу — с отчаянием, затем возникает надежда, и он мчится к Месяцу; к Месяцу «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру — «кинулся, взывая», очень огорчен, разочарован. Понравился вам Елисей? Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый, умеет добиваться цели.)

За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мертвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива. Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? Справедливо ли наказана судьбою царица-мачеха? Почему Пушкин на протяжении сказки называет коварную женщину «царицей», «гневной бабой», «злой царицей», «злой мачехой»? Какова главная мысль сказки? Чему сказка вас научила?

В каких еще сказках литературных и народных вы встречались с такими героями, как мачеха и падчерица? («Морозко», «Двенадцать месяцев».)

 

О СКАЗКАХ ПУШКИНА

Несомненно, А. С. Пушкин при написании своих сказок опирался на народное творчество, на рассказы Арины Родионовны, на произведения немецких сказочников братьев Гримм («Белоснежка и семь гномов») и, конечно, не забыл о шутливом соревновании с В. А. Жуковским на лучшую литературную обработку народной сказки.

Чем сходны литературные и народные сказки?

Есть концовка и зачин, как в народной сказке, в тексте много так называемых фольклорных слов и выражений. Добро торжествует над Злом; отношения между главными героями такие же, как в народной сказке. («Морозко», «Сказка о мертвой царевне...».)

Так какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С. Я. Маршака: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем, за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль...»[7]

 

Чтение и обсуждение статьи «О сказках Пушкина» в учебнике, с. 117—118.

 

I I. Работа с фонохрестоматией (учебник, с. 114).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь