Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I V . Заключительное слово учителя.
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как герои добиваются добра и справедливости, проходят тяжелые испытания. Герои стремятся соединиться друг с другом, так как ими движет одно из лучших чувств на Земле — любовь.
Домашнее задание: прочитать сказку «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28-38).
Урок 7. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО» КАК ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА ГЕРОИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА СКАЗКИ Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о русских народных сказках; сообщить, что данная сказка относится к волшебным сказкам героического содержания; пробудить интерес и желание обращаться к фольклорным произведениям в будущем; научить отличать виды сказок, их жанровые особенности, составлять схему построения волшебной сказки. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока I. Вступительное слово учителя. «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем... — писал А. М. Горький. — Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремились и с чем боролись. «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, — советовал А. М. Горький. — Вникайте в прелесть простонародной речи, строение фразы вы увидите здесь поразительное богатство образов, мягкость сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную красоту». Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигал необычайной выразительности. Народ-творец кропотливо, веками совершенствовал форму и содержание сказок. В таких произведениях нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний, без нужды затягивающих действие. Добро всегда торжествует в сказке, Зло — наказывается. Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» — сказка волшебная, содержание у нее героическое.
I I. Чтение сказки учащимися. III. Беседа, выясняющая, насколько интересна и понятна сказка учащимся. Вопросы: 1. Понравилась ли вам сказка? Почему? 2. Назовите положительных и отрицательных героев. 3. Кто из героев понравился больше? Почему? (Кто и почему не понравился? ) 4. Как народ называет главного героя на протяжении всего действия сказки? 5. Можно ли Ивана назвать героем? 6. В чем заключается его подвиг? 7. Какие особенности сюжета вы можете назвать? Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, сказки о животных и бытовые сказки. «Иван - крестьянский сын...» относится к группе волшебных сказок. Герой произведения совершает подвиг во имя Родины, значит, это волшебная сказка героического содержания.
Домашнее задание: прочитать сказку, ответить на вопросы.
Урок 8. «ИВАН - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО». ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ В ОЦЕНКЕ АВТОРА-НАРОДА Цели деятельности учителя: учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока I. Анализ текста сказки. Вопросы 1. Понравилась ли сказка? 2. Интересен ли вам Иван - крестьянский сын? 3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа, его часть, его защитник? Почему? 4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?
ОБРАЗ ИВАНА В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя. Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.) Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом. Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах. Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли». Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему? Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли. Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем? В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим. Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники? И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель. Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник. Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван-крестьянский сын.
ОБРАЗ ВРАГА Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть. Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело. Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ Вопросы и задания: 1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите. 2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.) 3. Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.) 4. Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.) Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять». В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину. — Как можно сформулировать мораль сказки? Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость: • В каком народе живешь, того и обычая держись. • Своя земля и в горсти мила. • Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать. • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. • На Руси не все караси — есть и ерши. • В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы