Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чтение и анализ стихотворения «Чудная картина».
Комментарий: стихотворение читает учитель (с. 226-227 в учебнике). При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике. — Какие чувства у вас вызвала «чудная картина», нарисованная Фетом? («Чудная картина вызывает чувство задумчивости, легкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.) — Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили? — Сколько предложений в стихотворении? — Какое предложение перед нами: простое или сложное? Есть ли в предложении глаголы? (Все стихотворение представляет собой одно сложное предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части подлежащее выражено местоимением «ты», сказуемое – кратким прилагательным «родна». Во второй части однородные подлежащие (в назывных предложениях) — «равнина», «луна», «свет», «снег», «бег», но глаголов совсем нет. Из-за этого читателю кажется, будто он видит застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, она постоянна.) — Какие элементы пейзажа описывает поэт? (Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.) — Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать? (Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие», сани «далекие», бег «одинокий». Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.) — Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки. (Стихотворение написано трехстопным хореем; это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.) — Использует ли поэт звукопись? Как звучит в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [c]? (Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передает ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха.) — В последней строке поэт говорит об одиноком беге саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему? (Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.)
3. Чтение и анализ стихотворения «Весенний дождь» (учебник, с. 227). — Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость, мажор, минор; будничность, праздничность, яркость, блеклость. — Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»? — Распределите то, что описывает поэт, по кадрам. (Коллективная работа.) Вариант выполнения задания: 1. Окно, за окном свет. 2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план). 3. Воробей купается в песке (крупный план). 4. Надвигается дождевая туча, из которой льет дождь, видны струи (общий план). 5. Вдали, освещенная солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение «в золотой пыли», заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план). 6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план). 7. Качаются липы? (крупный план). Звук капель дождя. — Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? (Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам («блещет», «трепещет», «движется», «брызнули», «тянет», «барабанит») мы чувствуем движение, видим изменения в природе.) — Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт? (Поэт насыщает картину запахами («От лип душистым медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит».) Стихотворение наполнено ощущением движения. Поэт прислушивается к звукам, наслаждается запахами, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождем, но называет его «что-то», и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.)
4. Чтение и анализ стихотворения «Задрожали листы, облетая...» (учебник, с. 228). Комментарий. Задача учителя — подвести детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры, все стихотворение построено на этом скрытом сравнении (потребуется вспомнить понятие «метафора»). Осенняя буря у Фета это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл противопоставления в стихотворении А. А. Фета.
III. Заключительный этап урока – «Размышляем о прочитанном» (учебник, с. 228).
IV. Подведение итогов. — Какие выявили «сквозные» темы, ключевые проблемы лирики А. А. Фета? — Что можете сказать о поэтической манере письма А. А. Фета? Каков «фетовский почерк»? — Можем ли мы утверждать, что в основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, ее совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе?
Домашнее задание: выучить одно из стихотворений А. А. Фета; создать альбом иллюстраций «В мире А. А. Фета».
Урок 33. Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» КАК ПРОТЕСТ ПРОТИВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВРАЖДЫ Цели деятельности учителя: ознакомить с биографией великого русского писателя, заинтересовать учащихся его творчеством; сообщить историю создания произведения, рассказать о событиях, отраженных в рассказе; объяснить смысл жанрового определения «рассказ-быль» и главную мысль произведения. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. Метапредметные УУД (универсальные учебныё действия): Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Многообразие этого человека всегда удивляло мир. И. А. Бунин I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя (учебник, с. 229-230). Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 г. в имении Ясная Поляна. Здесь он провел большую часть жизни. Родной дом, окружающая природа, общение с крестьянами оказали на будущего писателя огромное влияние. «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его», — писал Л. Н. Толстой. Ясная Поляна перешла к Толстым от князей Волконских. Имение было дано в приданое матери писателя, Марии Николаевне (Волконской). Отец Толстого, граф Николай Ильич Толстой, был представителем знатного, но небогатого дворянского рода. Он служил в армии, но слабое здоровье, расстроенное материальное состояние вынудили его выйти в отставку. Он женился и занялся ведением хозяйства Ясной Поляны. Больше всего в отце писатель ценил любовь к просвещению, гуманное отношение к крестьянам. (В усадьбе никогда никого телесно не наказывали.) В семье было пятеро детей: Николай, Дмитрий, Сергей, Лев и Мария. Матери Лев Николаевич не помнил: она рано ушла из жизни, мальчику было полтора года. Воспитанием детей занималась Татьяна Александрова Ергольская, дальняя родственница Толстых. Она прекрасно относилась к детям, окружила их заботой, лаской, теплом. Слуги для детей были взяты из крепостных крестьян. Близость к людям «низких слоев» сыграла большую роль в нравственном развитии будущего писателя. С ранних лет Толстой тонко воспринимал красоту родной природы: поля во время уборки хлеба, березы весной, темный лес. Любил животных, особенно лошадей, до глубокой старости хорошо ездил верхом. Самым счастливым временем жизни называл писатель свое детство. В 1837 году семья переехала в Москву. Через полгода в Туле скончался отец. Еще через полтора года умирает бабушка, вслед за ней тетка, сестра отца, баронесса Остен-Сакен, которая являлась опекуншей детей. После этих несчастий опекунство над сиротами взяла другая сестра Николая Ильича Толстого — Пелагея Ильинична Юшкова. В 1841 году она перевезла всех детей к себе в Казань. Все дети семьи, вырастая, поступали в Казанский университет. В 1844 году Лев Николаевич сначала поступил на факультет восточных языков, но через год перевелся на юридический. Не удовлетворенный университетскими занятиями, в 1847 году Толстой подал прошение об отчислении и уехал в Ясную Поляну. В мае 1851 г. он уезжает на Кавказ, в действующую армию, где его брат Николай служил офицером артиллерии. Участвовал в боях. Писатель прожил долгую интересную жизнь. Толстой умер в ноябре 1910 года.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы