Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия 19 – начала 20 века.



Именно 19 век принято считать началом формирования оригинальной русской философии.

Начало 19 века ознаменовалось отечественной войной, закончившейся победой России, что подняло народное самосознание.

1825 год – восстание декабристов. Разгром декабристов привел к спаду развития светского образования. Закрываются университеты. Города наполняются мистической и религиозной литературой.

40 –е годы 19 века – начало медленного процесса капитализации страны.

В это время остро встает проблема выбора пути дальнейшего развития России. Разворачивается полемика между славянофилами (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) и западниками (Т.Н. Грановский, В.Ф. Боткин и др.) об историческом своеобразии России и Западной Европы. Славянофилы говорили о религиозном смирении русского народа, о некой духовной целостности православно-христианского менталитета. Западники же восхваляли культуру буржуазных отношений европейских стран. Они представлены двумя направлениями:

1. Либеральное. (Т.Н. Грановский, В.Ф. Боткин). Реформаторские идеи. Выступали с критикой самодержавно-крепостнических отношений в стране, идеализировали европейский образ жизни.

2. Революционно-демократическое. (Герцен, Чернышевский, Добролюбов и др. русские революционеры-демократы независимо от основоположников марксизма пытались решить историческую задачу, стоявшую перед философией 19 века, – соединить материализм и диалектику в единое целостное учение. То, что их попытка не удалась, объясняется главным образом социально-экономической отсталостью России.

Философия революционных демократов оказала прямое воздействие на формирование мировоззрения таких выдающихся представителей науки в России как И.М, Сеченов, И.И. Мечников, А.О. Ковалевский, И.П. Павлов, внесших большой вклад в развитие отечественной и мировой науки второй половины 19 – начала 20 века.

Реакцией на революционно-демократическую философию материализма 60-х годов религиозно-мистический идеализм (П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев), позитивизм и неокантианство.

Религиозно-идеалистическая философия, продолжавшая традиции славянофильства, получает фундаментальное обоснование в трудах В.С. Соловьева.

Владимир Соловьев (1853 – 1900 гг.).

Центральное место в философии Соловьева отдано идее «всеединого сущего», т. е. сфере абсолютного, божественного, а реальный мир рассматривается как ее воплощение. Посредник между ними – мировая душа – София – божественная мудрость. При этом всеединстве каждая отдельная вещь – частичное проявление всего в мире в целом. На вершине мира – единое творческое ничто как соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного).

Построенная Соловьевым система «цельного знания» (синтез науки и религии) призвана обосновать концепцию «богочеловеческого всеединства».

Различая три источника познания – опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере.

Всеединство конечная цель деятельности людей. Исходное начало всеединства – Бог. Человек – посредник между миром и Богом.

Осмысливая тенденции мирового развития конца ХIХ – начала ХХ вв., В. С. Соловьев указывает на существование в нем трех коренных сил: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), инициирует личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества. Такой силой может быть только славянство. Историческая миссия России, писал В. С. Соловьев, - в ее участии в развитии христианской цивилизации – моральными, но не политическими средствами. Только русский народ, по мысли В.С. Соловьева, смог бы инициировать процессы воссоединения человечества под эгидой всемирной технократии.

Анализируя общество Соловьев определяет три начала социальной жизни, три кита нравственности: стыд, жалость и благоговение. Стыд – выделяет человека из животного мира; жалость – солидарность с живым существом, сострадание; благоговение – преклонение перед высшим началом, признание, что этим миром, мир не исчерпывается. Исторический прогресс – это переход от зверочеловечества к богочеловечеству путем нравственного совершенствования.

Россия – лидер человечества и должна проложить путь к социальному совершенству.

Русская философская мысль конца 19 – начала 20 века.

Период рубежа веков занимает особое место в истории русской философии, существенно возрастает ее роль и место в духовной культуре России. Философия, как и вся отечественная мысль, освобождается от исключительной ориентации на политику, от подавленности социальными проблемами, от узкого понимания «общественной пользы» и «служения народу». Возрастает ощущение ценности и неповторимости человеческой личности. В поисках опоры и философия, и искусство начинают все активнее обращаться к религиозной вере, свободной от церковной традиции. Этот период по праву называют «серебряным веком».

На рубеже XIX-XX веков возникли новые глубинные явления в русской культуре – стремление по-новому осмыслить и роль религии, и роль искусства в духовной жизни.

Переплетение философии с другими формами духовной жизни главным образом с искусством, в особенности с литературой, находило свое выражение не только в теории, но и в житейской практике. Таковы характерные для «серебряного века» философско-художественные салоны в Петербурге. Это – религиозно-философские собрания на квартире у Д. Мережковского и З. Гиппиус. Здесь группировались философы и литераторы, увлекавшиеся «новым религиозным сознанием». Среди них – Н. Бердяев, В. Розанов, А. Блок, А. Белый, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков и др..

Немалую роль в консолидации и самопознании философов русского Ренессанса сыграли журналы «Новый путь», выходивший с 1903 г., и «Вопросы жизни» - с 1905 г. На их страницах выступали участники петербургских религиозно-философских собраний, группировавшихся сначала вокруг В. Розанова, а затем и Д. Мережковского.

Поднимаются проблемы индивидуальности, свободы, творчества, религии.

Под влиянием нового естествознания на рубеже веков возникает течение, получившее название «Русский космизм». Представители космизма – Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, Н.Г. Холодный, А.О. Чижевский.

Основные проблемы – проблема всеединства человека с космосом, проблема космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

Две тенденции русского космизма:

1. Естественнонаучная. (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский)

К.Э. Циолковский.

Отстаивал естественнонаучное объяснение загадок природы. Материя действует по законам физического и психического мира, так что чувствительность Вселенной имеет количественные и качественные определения. Совершенный разум человеческих существ приобретает универсальное значение во Вселенной – пресечения зла в космосе. Как только человек овладеет Вселенной, разум возвысится и зло исчезнет. Этому процессу поможет новая этика и миропонимание: 1) «исправление» человеческой природы посредством воспроизводства наиболее «сознательных существ»; 2) познание того, «что смерти нет, а есть только непрерывное, сознательное и блаженное существование» и 3) усвоение социалистических идеалов.

В.И. Вернадский. Стремится определить место человека в космосе. Современная эпоха – переход от биосферы (совокупности живых организмов) к ноосфере (сфере разума). Появление человека символизирует возникновение новой «геологической силы». Деятельность людей и благоприятные условия для размножения человечества меняют биосферу, создают основания для заселения космоса. Успехи техники передвижения и коммуникации способствуют все большему планетарному единению человечества и переходу его в новое состояние – ноосферу.

2. Религиозно-мистическая. (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский)

Н.Ф. Федоров.

«Философия общего дела». Сыны человеческие через объединение для воскрешения отцов (патронификацию) это соборное «общее дело» реализуют посредством современной науки, которая, раскрыв связь между атомами и молекулами, укажет пути управления жизнью. Овладение космосом необходимо для размещения воскресших отцов. Астрономия – первична среди других наук.

Соловьев (идеолог русского космизма), П. Флоренский.

Таким образом, философская мысль России 19 –20 веков стояла на уровне задач своего времени, отражая основные закономерности и тенденции бытия и познания, оказывая большое влияние не только на отечественную, но и на мировую культуру.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь