Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Диалект ика как учение о всеобщей связи и развитии.
план. 1. Диалектика и ее альтернативы в истории философии. 2. Принципы диалектики. Объективное и субъективное в диалектике. 3. Основные законы диалектики. 4. Категории диалектики Диалектика и ее альтернативы в истории философии Для теории и практики важно знать не только что представляет собой окружающий мир, но и в каком состоянии он находится, что с ним и в нем происходит. Ответ на эти вопросы дает диалектика – теория и метод познания действительности, наука о всеобщих связях и развитии природы, общества и мышления. Диалектика прошла сложный и длительный путь становления. Стихийная диалектика древних мыслителей основывалась на наблюдении, жизненном опыте, здравом смысле. Согласно даосизму, в мире нет ничего постоянного, одни вещи приходят, другие уходят. По Гераклиту все существует и в то же время не существует, все течет и изменяется. Сократ, введший это понятие, рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины в диалоге с помощью майевтики – системы целенаправленных вопросов оппоненту. Сократу пришлось вести борьбу с софистикой – крупным альтернативным диалектике направлением, ставившем целью победу в споре с помощью хитроумных уловок-софизмов. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. В средние века искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. В Новое время впервые Гегелем была разработана теория диалектики как развития сознания, Абсолютной идеи. Идеалистическая диалектика показала несостоятельность другого крупного альтернативного направления – метафизики. Метафизическое, догматическое мышление, классически представленное в книге «Экклезиаст» в Ветхом завете, отрицает развитие, утверждает, что ничто не ново под Луной, что было, то и будет, и если есть изменения, то типа круговорота воды в природе. В противовес концепции Гегеля К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику. К. Маркс в фундаментальном труде «Капитал» впервые обосновал и показал действие законов диалектики в развитии социальных процессов, а Ф. Энгельс в работе «Диалектика» природы» раскрыл действие законов диалектики в природных процессах и научном познании. В ХХ веке принцип развития приобрел такое же решающее значение в науках о неживой природе, как и в биологии. Весьма глубоко проник он в космологию, химию и в физику микромира. Осознание научным сообществом универсальности процесса развития привело к возникновению новых междисциплинарных направлений в науке, таких как синергетика, системология, информатика и др. Резюмируя краткую ретроспективу становления современной диалектики, с полным основанием можно утверждать, что с середины XIX века принцип развития стал (и до сих пор остается) одним из центральных мировоззренческих и методологических оснований человеческого мышления. В середине XIX века К. Марксом и Ф. Энгельсом была создана материалистическая диалектика, опирающаяся на достижения естествознания и показывающая, что развитие присуще не только сознанию, но и самой природе. Диалектика была подразделена на объективную – диалектику природы, и субъективную – диалектику мышления, познания. Субъективная, т.е. принадлежащая мыслящему субъекту, диалектика есть отражение объективной Принципы диалектики. Объективное и субъективное в диалектике. Принципы диалектики: 1. принцип объективности, согласно которому любой мировой процесс следует анализировать независимо от воли, желаний, интересов субъекта (как отдельной личности, так и социальных групп); 2. принцип материального единства мира, утверждающий, что все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией; 3. принцип развития, требующий рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений; 4. принцип детерминизма, нацеливающий на выяснение сложного комплекса взаимосвязей и взаимозависимостей явлений мира; 5. принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление следует понимать определенным образом организованное целое, бесконечно сложно взаимодействующее со средой, в которую оно погружено. Особо значение приобретают принципы развития и системности. Эти диалектические принципы взаимосвязаны, хотя и обладают относительной самостоятельностью. Объективное и субъективное в диалектике. Поскольку мир представляет собой фундаментальную дихотомию материи и сознания, то и в самой диалектике, как учении о развитии мира, содержится фундаментальная теоретическая дихотомия объективного и субъективного. В связи с этим единая философская теория развития представляет собой единство объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т. е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных процессов, диалектику общества (социогенез) и диалектику человека (антропогенез). Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в субъективной реальности, т. е. в сознании человека, в его психике, в мышлении. Самой общей формой бытия сознания является познание, как процесс отражения объективного и субъективного миров. Поэтому субъективная диалектика является диалектикой знания и диалектикой отражения. В субъективной диалектике можно выделить теорию развития знания и теорию развития мышления (диалектическую или содержательную логику). Теория развития знания изучает процессы превращения познания в знание, диалектику истины и заблуждения; исследует условия возникновения, развития и направленности познания. Предмет диалектической логики – отношения логических форм (форм мышления) и их содержания. Единство объективной и субъективной диалектики представляет собой процесс исторически развивающейся деятельности человека и общества. Их тождество в том, что содержание одной и другой объективно. Различие субъективной и объективной диалектики в форме проявления законов развития: в природе и обществе она объективна, в сознании и мысли – субъективна. Тождество и различие в единстве объективной и субъективной диалектики отражено в следующих аспектах: 1. Субъективная диалектика детерминирована объективной; 2. Первая отражает вторую; 3. Субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной; 4. Их единство есть процесс развертывания отношения мышление – история – природа (диалектику, поэтому называют – учение о развитии природы, общества и мышления); 5. Единство двух сторон диалектики никогда не было и никогда не будет дано в полном объеме, так, как и природа, и общество, и мышление постоянно развиваются. Современная стадия развития человечества характеризуется интенсивно возрастающей ролью субъективной диалектики, предполагающей ответственность человечества, как за свое собственное развитие, так и за эволюцию природы, по крайней мере, в пределах планеты Земля. Основные законы диалектики Учение о законах занимает особое место в философии. Основной вывод естествознания и теории развития состоит в том, что в мире действуют объективные законы. В любой науке под понятием закон понимаются такие связи и отношения предметов действительности, которые характеризуются признаками объективности, существенности, всеобщности, устойчивости и повторяемости. В отличие от правила, закон не имеет исключений и его действию подвержены все явления данной области мироздания. Поскольку в мире существует множество законов, их принято классифицировать на всеобщие (универсальные), общие и частные. Всеобщие – это законы, действующие во всем мире, т. е. в материальной и идеальной сферах (законы диалектики), Общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением – законы сохранения, всемирного тяготения и т.д. Частные – законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (законы электричества, экономические законы, законы логики и др.). Особенностью законов диалектики является то, что из всех известных человечеству законов по степени распространенности к первой из указанных выше групп относятся только они. Основные законы диалектики раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем. Их содержание выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию и субординацию. К всеобщим относятся законы взаимного перехода количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений дает ответ на вопрос: как совершается развитие, каким образом осуществляется переход от одной ступени к другой? Чтобы разобраться в сущности этого закона, надо осмыслить основные категории, с помощью которых он формируется: качество, свойство, мера, скачок. Качество есть целостная совокупность существенных свойств, структуры, функций, делающих предмет относительно устойчивым и с изменением которых, предмет перестает быть тем, чем он есть. Например, свойство фотосинтеза у растений, структура углерода (алмаз, графит, сажа), функции мозга и т.д. Количество – это определенность предмета со стороны его величины, объема, темпа протекания процессов, интенсивности развития, степени наличия свойств. Качество и количество – это единство противоположностей, присущее каждому объекту и процессу. Это единство выражается в мере. Мера – это границы, в которых количественные изменения не вызывают качественных и предмет остается самим собой. У каждого качества есть две границы меры – - верхняя и нижняя. Например, 0о и 1000 для воды как жидкости при нормальном атмосферном давлении. Границы меры подвижны и зависят от окружающих условий. Скажем, температура кипения воды в горах, на высоте будет менее 1000. Скачок - это переход за границы меры, к новому качеству. Итак, сущность закона перехода количественных изменений в качественные и обратно состоит в том, что мелкие, порой незаметные вначале количественные изменения, постепенно накапливаясь, на определенном этапе – на границе меры, через скачок, приводят к качественно новому состоянию объекта и новым границам меры для своего развития. Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что он дает ответ на вопрос: почему имеет место развитие, в чем его причины. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречия, т. е. противоположности, единство, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Этот закон детерминирует источник развития. Он показывает, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные стороны, борьба между которыми и приводит к качественно новому состоянию. Развитие есть процесс возникновения, становления и разрешения противоречий. Противоречия же есть отношения между различными и противоположными сторонами. Противоречия многообразны, как и сам мир. Их можно классифицировать по месту в системе на внутренние и внешние, по характеру возникновения – на необходимые и случайные, по роли в развитии – на основные и неосновные, главные и неглавные, по их типу – антагонистические и неантагонистические. Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней. Категория отрицания выражает процесс превращения исходного состояния предмета ( тезиса ) в свою противоположность, т. е. в последующее состояние ( антитезис ). Отрицание отрицания, как категория диалектики, отображает процесс перехода полученной (второй) противоположности, т. е. отрицания исходной фазы предмета, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание (уничтожение) предыдущего (второго) состояния и тем самым возрождение его исходного состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии. Эта черта закона отрицания отрицания выражается категорией снятия. Снятие есть разрешение противоречия, образуемого единством и борьбой исходного состояния (тезиса) и его отрицанием (антитезиса) путем перехода в третье состояние, синтезирующее в себе необходимые и существенные стороны первых двух, но уже с другими внутренними противоречиями и законами. Происходит повторение на высшей ступени развития известных сторон низших, своеобразный возврат к старому, но на более высоком уровне. Таким образом, порождается новое и вместе с тем реализуется преемственность, взаимосвязанность предыдущих и последующих фаз развития, а также «непрерывность в прерывном. Повторяемость и преемственность, будучи необходимыми атрибутами процесса развития, детерминируют спиралевидную форму его реализации. Тем самым развитие осуществляется направленно, чаще всего прогрессивно. Именно эту особенность закона отрицания отрицания выражает образ спирали, причем с каждым новым витком спирали процесс развития ускоряется. Например, первая научная революция, имевшая своим результатом механическую теорию И. Ньютона, протекала в течении двух столетий. Научный поиск, завершившийся созданием теории относительности А. Эйнштейна Длился менее 50 лет. Теория Эйнштейна есть отрицание ньютоновской теории, но вместе с тем снимает ее ограниченность и воспроизводит ее в себе как условие своего существования и как свое следствие, частный случай. Законы диалектики имеют огромное методологическое значение для теории и практики. Их знание помогает не только объяснять происходящие события, но и влиять на них, управлять ими. Категории диалектики Среди всех категорий философии особое место принадлежит парным категориям диалектики. Они раскрывают различные аспекты развития и являются конкретизацией действия законов диалектики. Противоположные стороны процесса развития, фиксируемые этими категориями, находятся в единстве и борьбе, эта борьба совершается посредством постепенных количественных изменений, ведущих к новому качественному их состоянию, и имеет свою определенную направленность, тенденцию. При анализе каждой пары этих категорий, следует помнить, что каждая из них органически связана с другой и не может без нее существовать, что не следует противопоставлять и отрывать их друг от друга, как это делает метафизический стиль мышления в истории философии, да и в настоящее время. Также следует иметь ввиду, что объективный и субъективный идеализм объявляет эти категории порождениями либо «абсолютной идеи», «мирового разума», либо индивидуального человеческого сознания. Успеху анализа будет способствовать четкое определение этих категорий и сопоставление с соответствующими частно-научными понятиями. Основные категории диалектики: Единичное и общее; Явление и сущность; Часть и целое; Система, элемент, структура; Форма и содержание; Причина и следствие; Случайность и необходимость; Возможность и действительность; Человеческое познание начинается с единичного и через особенное идет ко всеобщему, от чувственного знания, отражающего, главным образом, единичное, к рациональному, которое отражает общее. В любом развивающемся объекте, процессе есть единичные, особенные и всеобщие признаки и отношения. Единичное – это такой признак, который присущ только данному объекту, особенное – это признак, присущий многим объектам данного класса, но не всем, общее – признак, присущий всем объектам данного класса без исключения. Диалектика этих категорий такова: единичное через особенное ведет к общему. Например, полезный для рода признак получает в соответствующих условиях развитие и становится видовым, скажем, – явления замены окраса шерсти у зайца-русака на зиму, мимикрии, селекции, полезных для сельского хозяйства видов флоры и фауны. Пытливый инженер всегда создает условия росткам нового, передового для их широкого распространения. Все предметы в мире имеют внешнюю и внутреннюю стороны. Сущность есть выражение внутренних связей, она есть их основа. Под сущностью понимается глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, что то, без чего объект не может существовать. Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые признаки того или иного объекта. Сущность одна, явлений ее много. Их диалектика такова: сущность является, явление существенно, т.е. отражает сущность. Между сущностью и явлением существует не только единство, но и противоречие. Они полностью не совпадают. Сущность лежит не на поверхности, до нее надо «докопаться», тем более, что часто явление искажает сущность, является видимостью, кажущимся, например, миражом. «...Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...», – писал К. Маркс (т.25, ч.II, с.384). Одной из причин агностицизма И. Канта был метафизический отрыв им сущности («вещей в себе») от их проявления. Диалектический анализ и призван за внешней стороной проникать в сущность явлений. Понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Категории часть или целое помогают осмыслить устройство бытия. Эти категории тесно связаны между собой, соотносительны и раскрываются друг через друга. Целое – это то, что состоит из частей, часть – это то, что входит в целое. В зависимости от степени сложности частей и характера связей между ними выделяются различные типы целостности. Самым простым из них является механический, при котором части, входящие в целое, являются простыми и однородными. Здесь целое сводится к сумме частей, в нем нет ничего нового по сравнению с частями. При анализе связей между сложными частями, входящими в состав целого, следует руководствоваться принципом целостности, гласящим о несводимости целого к сумме, к набору свойств его частей ввиду их неоднородности, качественного своеобразия. Характер связи между такими частями определяется их специфическим взаимовлиянием: функциональным, структурным, генетическим, субодинационным, управленческим и т.п. Соответственно, следует выделять фукциональный, структурный и генетический типы целостности. Понятие связи как взаимодействие, в ходе которого изменение в одном объекте ведет к изменению в другом, примененное к различным типам целостности, позволило уточнить способы упорядоченности различных объектов и сформировать новые категории: элемент, структура, система. Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент – неразложимый далее в рамках данной системы компонент сложных предметов, явлений, процессов. Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие элементы. Эти элементы или части, как правило, обладают собственной структурой и могут быть представлены как подсистемы исходной, большой системы. В свою очередь, эти подсистемы могут быть разбиты на подсистемы второго и последующих уровней. Предел членения – выход за рамки исследования данной системы. В содержание принципа системности входят такие компоненты как целостность, многоуровневость, структурность, взаимозависимость системы и окружающей среды, иерархичность, множественность моделей описания. Системные объекты подразделяются на следующие типы: материальные и духовные, абстрактные. Первые, в свою очередь – на неорганические (физические, геологические, химические и др.) и живые (флора, фауна, виды, экосистемы и др.) Высшим типом систем являются самоорганизующиеся системы или системы с обратной связью. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы. Вторые являются продуктом человеческого мышления (идеи, теории, формы общественного сознания и др.). Системы бывают также статичные и динамичные, замкнутые и незамкнутые и др. Системные объекты и их элементы подчинены специфическим для каждого из них законам, определяющим особенности его существования и изменения. Таковым законом является структура – относительно устойчивый способ связи элементов системы, обеспечивающий ее упорядоченность, стабильность, качественную определенность, целостность, т.е. сохранение при различных внешних и внутренних изменениях. Например, структура геномов, мелодии в различных октавах, органических веществ, кристаллов, общественных отношений и др. Определяющей стороной целого выступает содержание, которое представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Неразрывная связь формы и содержания характеризуется тем, что всякое содержание оформлено, а всякая форма содержательна. В ходе развития объекта содержание представляет его подвижную, динамическую сторону, а форма охватывает систему устойчивых консервативных его связей. На стадии выхода за границы меры противоречие между ними разъясняется «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию, а сам объект переходит в качественно новое состояние. Своеобразное противоречие между формой и содержанием имеет место в некоторых направлениях искусства. В создаваемых его отдельными представителями творениях зачастую имеет место абстракционистский отрыв формы от содержания, или, наоборот, вульгаризованное, натуралистическое выпячивание содержания за счет или вне эстетических форм. С точки зрения же прекрасного между формой и содержанием должна быть гармония. Источник происходящих в мире изменений в диалектике описывается с помощью категории причина, а явление, которое оно вызывает – категория следствие. В мире все опричинено. Причинно-следственная связь определяется принципом детерминизма, гласящим, что все реальные процессы возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, обусловлены действием тех или иных причин. Отказ от этого принципа, т.е. переход на позиции индетерминизма, приводит к совершенно иной картине мира, в которой становится возможным все, что угодно, вплоть до «чуда», а рациональный, научный анализ и разумная ориентация в происходящих событиях невозможны. В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов и порождаемых ими соответствующее множество причинно-следственных зависимостей. На каждом уровне организации материи причинно-следственные связи имеют свои специфические особенности. Так, в микромире эти связи определяются статистическими закономерностями, в живой природе - органической целесообразностью, в обществе поведение человека определяется нормами морали и права. В зависимости от оснований классификации причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; динамические и статистические, однофакторные и многофакторные, внешние и внутренние, главные и неглавные и др. Явление – причина может порождать необходимое или случайное следствие. Необходимость – это философская категория, которая те процессы и явления, которые неизбежно должны произойти вследствие внутренних закономерных потребностей развития объекта. Случайность – это то, что может произойти, а может и не произойти вследствие внешних условий и обстоятельств развития. Диалектика их взаимодействия такова: необходимость случается, случайность необходима, т.е. является проявлением других необходимых процессов, которые сталкиваются с данным и выглядят для него как случайные. Диалектика необходимости и случайности показывает несостоятельность фатализма как мировоззрения, рассматривающего каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, рока, судьбы, исключающих свободный выбор и случайность. В ситуацию, когда явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Возможность – это предпосылка того или иного события, его потенциальное существование. Действительность же – это ставшая, реализованная возможность. Следует различать абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Первая характеризует отсутствие принципиальных препятствий (их наличие же говорит о невозможности) для становления объекта, но для ее осуществления нет всех необходимых условий. Для реализации же второй таковые имеются. Количественная мера возможности выражается с помощью категории вероятность и исследуется в математике в соответствующей теории. Диалектика возможности и действительности такова: все возможное действительно (т.е. может ею стать), все действительное – возможно (т.е. на новом этапе действительность является основой развития новых возможностей). Эта диалектика раскрывает субъективизм, волюнтаризм, который игнорирует объективные закономерности, связи, действительные потребности развития и руководствуется благими пожеланиями, теми или иными произвольными интересами и т.п. Знание механизмов развития, отражаемых с помощью категорий диалектики, должно способствовать успеху в теоретической и практической деятельности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы